Октябрьский номер 2005 года (184-й «Новой Фантастыки» и 277-й, если считать ab ovo) редактируют: Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы, главный редактор), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Блажей Дзиковский/Błażej Dzikowski (отдел критики и публицистики), Катажина Соснович/Katarzyna Sosnowicz (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Ирек Грин/Irek Grin, Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Марцин Немоевский/Marcin Niemojewski, Ян Страдовский/Jan Stradowski, Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia, Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz, Бартек Свидерский/Bartek Świderski, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg, Томаш Пëнтек/Tomasz Piątek, Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski, Роберт Зембиньский/Robert Zębiński.
Единственное изменение по сравнению с предыдущим номером: секретарь редакции носит другую фамилию при том же имени (ну, может, девушка замуж вышла).
Тема номера – эротика в НФ и фэнтези. «Галерея», под названием “Wyklęty ogród/Проклятый сад” (стр. 40-43) – соответствующая (репродукции картин ВИКТОРА БОБРОВА, ИОГАННА ГЕНРИХА ФУССА, ОДРИ БЕРДСЛЕЯ, ФРАНЦА фон СТУКА, ГУСТАВА КЛИМТА, УИЛЬЯМА БЛЕЙКА, МИХАИЛА КУРИЛКО).
В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа американского художника-сюрреалиста МЭТТА ХЬЮЗА/Matt Hughes. На внутренней стороне передней обложки расположена реклама фильма “Kodeks 46”. На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама подписки на журнал “Nowa Fantastyka” – подписавшимся на весь будущий год обещают новый роман Конрада Левандовского“Czarna psychoza/Черный психоз” в подарок, на внешней – реклама № 3(8) дочернего журнала “Fantastyka. Wydanie specjalnie”. Тираж номера не обозначен. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.
Якуб Винярский/Jakub Winiarski хвалит роман польской писательницы Майи Лидии Коссаковской «Орден Края Мира» (Maja Lidia Kossakowska “Zakon Krańca Świata”. T. 1 “Fabryka Słów”, 2005); «Коссаковская с особой утонченностью, живым воображением и большим размахом строит оригинальный мир и таким образом переплетает судьбы героев, что роман не только будит живой интерес, но и предоставляет много пищи для размышления»;
Мацей Паровский/Maciej Parowski разглядывает роман французской писательницы румынского происхождения Флавии Бужор «Пророчество камней» (Flavia Bujor “Proroctwo kamieni”. Tłum. Elżbieta Derelkowska. "Zysk I S-ka”, 2005); «весьма молодежная и очень… девчачья книга. Переполняет ее жажда чувств и духовного контакта, такого, которого может желать подросток. Описанные в романе битвы, сражения сил добра и зла <…> разоружающе сладенькие и миленькие. <…> Автор демонстрирует нам очередные чудеса и приключения как фокусник, вытаскивающий кролика из шляпы. Это полупродукт, подделка, а не полноценный продукт»;
Роберт Зембиньский/Robert Ziębiński представляет читателям журнала роман американского писателя Джорджа Мартина «Роковый Армагеддон» (George R.R. Martin “Rockowy Armagedon”— это “Armageddon Rag”, 1983. Tłum. Michał Jakuszewski. "Zysk I S-ka”, 2005); «Хотя в романе можно найти элементы horror-а и фэнтези – появляются призраки, магия, одержимости, откровения – это прежде всего меткое подытоживание духовного наследия 60-х годов»;
Агнешка Хаска/Agnieszka Haska считает сборник рассказов польского писателя Анджея Пилипюка «2586 шагов» (Andrzej Pilipiuk “2586 kroków”. “Fabryka Słów”, 2005) «порцией хорошего развлечения»;
Якуб Винярский/Jakub Winiarski считает, что роман польского писателя Кшиштофа Пискорского «Изгнанник. Роман песков» (Krzysztof Piskorski “Wygnaniec. Opowieść piasków”. T. 1. “Runa”, 2005) «имеет сюжет, имеет замысел, но его автору не хватает собственного стиля. Поскольку язык Пискорского сухой, как песок в пустыне»;
Мацей Паровский/Maciej Parowski считает феминистской безделицей роман французской писательницы Алины Рейс «Лилит» (Alina Reyes “Lilith”. Tłum. Iwona Banach. “Zysk I S-ka”, 2005);
Агнешка Кавуля/Agnieszka Kawula в общем хвалит роман польской писательницы Милены Войтович «Налог» (Milena Wojtowicz “Podatek”. “Fabryka Słów”, 2005); «писательница очаровывает читателя абсурдом, словно бы почерпнутым из книг Дугласа Адамса, иронией Терри Пратчетта, а также собственным специфическим чувством юмора, благодаря чему читать книгу можно лишь взрываясь время от времени хохотом»;
а Ян Страдовский/Jan Stradowski советует не пропустить замечательную научно-популярную книгу Роберта Райта «Nonzero. Логика человеческого предназначения» (Robert Wright “Nonzero. Logika ludzkiego przeznaczenia”. “Prószyński I S-ka”, 2005); «это обязательное чтение для каждого, кто хоть когда-либо задумывался над смыслом и будущим окружающего нас мира».
i15. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Ostatnia granica/Последняя граница”, в которой Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski горько жалуется на польскую кинематографию, которая единственная упорно держит свои границы на замке от вторжения фантастики. Вон ведь даже россияне замечательный фильм – «Ночной дозор» — сняли…(стр. 74--75).
16. В этой же рубрике “Felieton” Конрад Левандовский/Konrad T. Lewandowski в статье “Dowód na nieistnienie mocy/Доказательство несуществования силы” из цикла /“nosorożec zza węłga”/ доказывает, что нет с нами Силы (той, которая «Да пребудет с вами Сила!), а вот мифов полным-полно…(стр. 76—77).
17. И еще одна статья рубрики “Felieton” – “To przechodzi ludskie pojęcie/Это выше человеческого понимания” из цикла /“czarny piątek”/ Томаша Пëнтека/Tomasz Piątek размышляет над тем, как могут выглядеть носители иного, не человеческого, разума…(стр. 78).
18. В списках бестселлеров за февраль 2005 года из книг польских авторов находятся книги “256 kroków“ Анджея Пилипюка, “Pan Lodowego Ogrodu” Ярослава Гжендовича, “Niecrosis. Przebudzienie” Яцека Пекары, “Tarcza Czerni”, t. 2 Феликса Креса, “Zakon Krańca Świata, t. 1” Майи Лидии Коссаковской; “Atalaya. Wojownicy” Яги Рыдзевской; “Krzyżacki poker. T. 2” Дариуша Спыхальского; “Diabeł na wieży” Анны Каньтох и “Czarem I smokiem. Pogodnik trzeciej kategorii. T. 1” Ромуальда Павляка и из книг российских писателей “Wirus mroku” Василия Головачева (стр. 79).
19. В рубрике «Присланные книги» перечислены 9 наименований. Интересен разброс по издательствам: “superNOWA” – 1; “Wydawnictwo Pijarów” – 1; “Zysk I S-ka” – 2; “Rebis” – 5.
Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska (род. 30 сентября 1975) – польская писательница фантастики, журналистка, редактор.
Позиционирует себя как «феминистка с радикальными взглядами и фанатичный враг всякого фанатизма». Любительница RPG, член литературного объединения “Kłub Tfurców”, активный деятель фэндома – была одним из организаторов (как представитель Варшавского КЛФ “Pegaz”) нескольких конвентов любителей фантастики.
Получила степень магистра в Варшавском университете (факультет психологии, специализация «общественная психология»), прошла двухлетнее обучение терапии по «ориентированной на процесс психологии» программе (Psychologia Zorientowana na Proces) на курсах при Польском обществе PZnP, училась также на курсах последипломного обучения Gender Studies в Институте прикладных общественных наук Варшавского университета.
Сотрудничала с журналом “Magia I Miecz”, с 2006 года сотрудничает с журналом “Nowa Fantastyka”, c 2011 – c журналом “SFinks”, c 2012 – c журналом “Coś na progu”, c 2008 – c журналом “Czwarty Wymiar” (не имеет отношения к НФ и Ф). С 2012 года занимает должность главного редактора журнала “Opowieści Niesamowite”. Будучи психологом по образованию, по-прежнему интересуется всем, что с этим связано, но также профессионально занимается журналистикой и редакторской работой. Работала в качестве редактора и корректора в журналах “Czwiarty Wymiar”, “Nowa Fantastyka” и “Gry Komputerowe”, в портале przedsiębiorczakobieta.pl и занималась материалами, связанными с союзным проектом „Jak dobrze być przedsiębiorczą kobietą!/Как хорошо быть женщиной-предпринимательницей!”.
Публиковала также рецензии, обзорные и литературно-критические и научно-популярные статьи, интервью в интернет-порталах “Nowa Gildia”, “Fahrenheit”, gram.pl, Culture.pl и на страницах журналов “Fenix”, “Czas Fantastyki”, “Trybuna”, еженедельника “Gazeta Szkolna”.
Дебютировала в жанре в 1996 году рассказом “Gdy pryjdzie Złotooki/Когда придет Златоокий”, напечатанным в журнале “Fenix” (№ 7).
В дальнейшем рассказы Кулаковской публиковались в журналах “Nowa Fantastyka”, “Click! Fantazja!/Fantasy”, “Science Fiction, Fantasy I Horror”, “Opowieści Niesamowite”
“Wizje alternatywne 6/Альтернативные видения 6” (2007), “Niech żyje Polska. Hura! T. 2/Да здравствует Польша. Ура! Т. 2" (2007).
Ее произведения по-разному классифицируются критиками, но в основном вписываются в конвенцию «фантастики ужасов». Кулаковская охотно спорит с половыми стереотипами и религиозными представлениями, широко использует онирические и сказочные мотивы и сюжеты, поднимает и рассматривает психологические проблемы, экспериментирует с формой.
12. В рубрике «Из польской фантастики» расположены рассказ и подборка литературных миниатюр.
12.1. Рассказ “Dziewczynka w czerwonym kapturku/Девочка в красной шапочке” (ну о-очень интересную horror-вариацию известной сказки о волке, бабушке и девочке Красной Шапочке) написала Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska. Иллюстрации НИКОДЕМА ЦАБАЛЫ/Nikodem Cabała.
Позже рассказ нигде не перепечатывался.
На русский язык рассказ не переводился, его карточки на сайте ФАНТЛАБ нет и о писательнице сайт ничего не знает.
12.2. В очередную подборку «шортов» вошли литературные миниатюры Петра Рогозы/Piotr Rogoza, Роберта Чамары/Robert Czamara, Томаша Рыбака/Tomasz Rybak и Анны Козак/Anna Kozak (стр. 58–60).
13. В родственной рубрике «Конкурс рассказа» опубликованы два текста, присланные на конкурс, объявленный разработчиками компьютерной игры “Xiber Mech”, и занявшие на нем соответственно второе и третье места. Их действие разворачивается внутри игрового мира в рамках, обозначенных авторами игры.
13.1. Рассказ “Złomowiec” написал Богуслав Пинкевич/Bogusław Pinkiewicz (стр. 61—64), иллюстраций нет.
13.2. Рассказ “Kontrakt/Контракт” написал Грег Бурштыньский/Greg Bursztyński (стр. 64—68), иллюстраций нет.
И, похоже, это единственные публикации указанных авторов. Сведений о других публикациях, равно как и сведений биографического характера – нет.
Крис Роберсон уверенно работал и с крупными формами. Романы “Any Time at All” (2002; переработанное издание “Here, There and Everywhere” [2005]), “Paragaea: A Planetary Romance” (2006), “Set the Seas on Fire” (2001; expanded 2007) и “End the Century” – составили тетралогию “Bonaventure-Carmody”, герой которой странствует по различным мирам.
Романы “The Voyage of Night Shining White» (2006); “The Dragon's Nine Sons” (2008); “Iron Jaw and Hummingbird” (2008), “Three Unbroken” (2009) и несколько рассказов (в том числе рассказ “O One” [2003]) образовали цикл “Celestial Empire”.
Опубликованы также дилогия “Firewalk”: романы “Firewalk” (2016), “Firewalkers” (2018);
дилогия “Shark Boy and Lava Girl Adventures”: романы, написанные в соавторстве с Робертом Родригесом/Robert Rodriguez “The Day Dreamer” (2005) и “Return to Planet Drool” (2005);
дилогия “Spencer Finish”: романы “Voices of Thunder” (2001) и “Book of Secrets” (2009);
одиночные романы “Cybermancy, Incorporated” (2001) и “Further: Beyond the Threshold” (2012).
Заметно также участие писателя в наполнении межписательских серий: “X-Men Universe” – роман “X-Men: The Return” (2007); “Star Trek Universe” – романы “Brave New World” и “Echoes and Refractions” (2008, в соавторстве с Кейтом Декандидо и Джеффом Троубриджем); “Warhammer Universe” – романы “Dawn of War II” (2009),
“Gauntlet Run” (2009), “Sons of Dorn” (2010); “Zombie Army” – роман “Fortress of the Dead” (2020); серии “Doctor Who Universe”, “Greatheart Silver”, “Hellboy” — рассказы.
В 2003 году Крис Роберсон также основал собственное издательство “Monkey Brain”, «обнаружив <…> за несколько лет работы с импринтом “Clockwork Storybook”, что [ему] действительно нравилось быть издателем». Он управляет “Monkey Brain” вместе со своим деловым партнером и супругой Эллисон Бейкер и уже в самом начале решил, что компания будет иметь дело исключительно с «традиционными офсетными торговыми книгами в мягкой обложке и книгами в твердых обложках», распространяемыми на международном уровне, а не напечатанными «по требованию». В этом издательстве он занимается выпуском книг, посвященных критике научной фантастики, а также написанных им самим фантастических романов.
Отдельной строкой нужно зафиксировать достижения Роберсона в подготовке и издании комиксов. Он работал в качестве сценариста над комиксами для издательств “DC Comics” (циклы “House of Mystery”, “Fables”, “Superman” и др.); “Boom! Studios” (циклы “Do Androids Dream of Electric Sheep?”, “Starborn”, “Elric: The Balance Lost”, Adventure Time”); “Dynamite Entertainment” (циклы “Masks”, “The Shadow”, “Condename: Action”, Doc Savage”); “Dark Horse Comics” (циклы “Hellboy Universe”, “B.P.D.R.”, “Witchfinder”, “The Visitor: How and Why He Stayed”, “Rasputin: The Voice of the Dragon”, “The House of Lost Horizons”, British Paranormal Society: Time Out of Mind”, “God of War” и др.); “IDW Publishing” (циклы “Star Trek/Legion of Super-Heroes”, “Memorial”; “Edison Rex” (цикл “Edison Rex”); “Image” (циклы “Sovereign”, “The Mysterious Strangers”, “Black Bag”) и многими другими.
Крис Роберсон четырежды номинировался на получение премии “World Fantasy Award” (как писатель, а также как редактор и издатель); дважды – на получение премии имени Джона У. Кэмпбелла, трижды – на получение премии “Sidewise Award” (дважды победил).
На русском языке опубликованы семь НФ-рассказов писателя (все в составе переводных антологий).