| |
| Статья написана 25 апреля 2011 г. 00:51 |
Доброго всем времени суток! Быстро летят недели, не успеваешь замечать. Остается только успевать фиксировать то, что происходит. Рада тому, что на этой неделе было много авторских рецензий и отзывов, которые на прошлой неделе, почему-то, оказались в меньшинстве. Рада тому, что жизнь кипит, несмотря ни на что. И надеюсь, что так будет и дальше. Итак, начнем обзор того, чем могла запомниться нам эта неделя.
Для тех, кто не успел Пожалуй, главная новость недели — открытие книжных полок. По-моему, эта новость вполне может претендовать на звание главной новости года — так сильно полок ждали. Вторым по значимости (хотя что может сравниться с книжными полками?) событием на сайте является то, что все еще висит первой новостью на главной странице. А именно: возможность прочитать ранее не издававшуюся повесть Святослава Логинова «Филолог». Вся полезная информация — как и было сказано, на главной странице. До двадцать второго конвента фантастики "Интерпресскон" осталось совсем немного времени. Узнать все о конвенте можно из соответствующей рубрики, а также темы форума в разделе новостей. Кто не успел заметить — сайт «Лаборатория Фантастики» совместно с издательством «ЭКСМО» проводит конкурс на знание творчества Ника Перумова. Вся информация — в соответствующей рубрике, смотрите ниже. Рубрики "Глас админа": creator: Книжные полки. Этап первый. ====================== "Новости фантастики": Aleks_MacLeod: Задай вопрос Грегу Биру Aleks_MacLeod: Встреча Вадима Панова с читателями (Москва) Pouce: «OldNews» N 6/2011 (320) от 22 апреля 2011 г. ameshavkin: R.I.P. О грустном: 16 апреля в Иерусалиме умерла израильский филолог и публицист Майя Каганская. ====================== "Новинки и планы издательств": Aleks_MacLeod: Обложки к апрельским новинкам от «АСТ» gerc: Новинки Ленинградского издательства antilia: Книжные новинки за неделю (с 17 по 23 апреля 2011 г.) ====================== "Новинки за рубежом": WiNchiK: Новости: Брент Уикс «Perfect Shadow» ====================== — Рубрика «Интервью»: Aleks_MacLeod: Вадим Панов. Блиц-интервью ====================== "Рецензии": Metternix: Джо Аберкромби. Последний довод королей Kiplas: Уильям Хоуп Ходжсон «Ночная земля» Dark Andrew: Вадим Панов «Последний адмирал Заграты» Warlock9000: Джо Аберкромби «Последний довод королей». Меня в последнее время преследует чувство дежавю — кажется, что я это уже видела и читала. Не к тому, что автор повторяется, а просто показалось знакомым. rusty_cat: Прогулки с динозаврами... Metternix: В. Камша. Правда стали, ложь зеркал ===================== "КИНОновости": Vladimir Puziy: Игра началась. Вышла первая серия "Игры престолов". WiNchiK: Экранизация Филипа Дика: «Свободное радио Альбемута» WiNchiK: Второму сезону «Игры престолов» — быть! WiNchiK: Обзор кинопремьер недели (с 21 апреля) WiNchiK: Доктор Нил Кто Гейман WiNchiK: «Игра престолов»: Who is Who Aleks_MacLeod: О том, о сем... о кино (апрель #15) ================== "Конкурсы": Aleks_MacLeod: Конкурс на знание творчества Ника Перумова. Не просто так — с призами. ====================== «Компьютеры, программы, технологии»: sloboda89: Amazon Kindle ====================== "Фотоманьяки": Ladynelly: Алексадро-Свирский монастырь Авторские колонки =================== Прочитанное — Karavaev: Двадцать один вид Апокалипсиса. Шикарная просто прогулка по антологии. — Мисс Марпл: Искусство, не требующее жертв. Мини-рецензия. Назвать это отзывом у меня язык не поворачивается. — lith_oops: Маккалоу Колин. Женщины Цезаря. Как обычно, в своеобразной манере и небезынтересно. — nikalexey: Хороший, плохой, злой (негативный отзыв по Кровь и железо Джо Аберкромби). Несмотря на то, что отзыв заявлен как негативный, особенно сильного негатива я не заметила. Вполне взвешенное препарирование текста. — Мисс Марпл: Чего хочет женщина. — ismagil: "Ур". Небольшой отзыв. Хороший. — saddlefast: Крапивин. Выстрел с монитора. Добротный такой анализ, со своими выводами, сравнениями и отсылками. — Мисс Марпл: Совокупность лжи. — Verveine: Патриция Маккиллип, «The Bell at Sealey Head». Нас снова дразнили хорошей книгой, не переведенной на русский язык. Надо учить буржуйский, надо. — lith_oops: Гейман Нил. История с кладбищем (Книга кладбищ). Душевно так разобрано, с подходом к делу. Просто — с подходом. Читать интересно было. Почти не заметила, как банан съела. Со мной такое редко бывает. Почти никогда. Не, я в конце-то все-таки заметила, что я его доедаю, а до конца рецензии еще читать и читать. Но интересно. — kerigma: Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков». Очень теплый отзыв. Хотя, не скрою, впечатление усиливает аватарка, утверждающая, что она — пупсик. — Ray Garraty: нацисты в плену у писателей. Вернее, у одного писателя — Roberto Bolano. — Мисс Марпл: Надежда умирает последней. И снова эффект обманутого ожидания. — Ray Garraty: зеленый. О сборнике Raymond Carver "Beginners". — lith_oops: Коуни Майкл. Дети Зимы. Только это скорее не о книге, а о том, что было в детстве. Детство — такая странная штука, чем дольше живешь, тем фантастичнее оно становится. Это я о себе уже. Кстати, тоже всегда играла под столом, занавешанном со всех сторон. При этом без людей не могу катострофически. — Ray Garraty: погреб апокрифа. Пожалуй, можно считать рекомендацией. Чего — смотрите сами. =================== Просмотренное — Десмонд де Рейн: «Игра Престолов» — первая кровь. Впечатления от первой серии. — beskarss78: «Игра престолов». Еще одни впечатления от первой серии. — Heechee: Мультфильм «Хоббит». Избаловали людей современные технологии. Мне когда-то этот мультфильм за радость смотреть было. =================== Компьютерные игры — Мартин: Открыт предзаказ русской цифровой версии «Ведьмака 2» =================== Свое творчество — Вертер де Гёте: Музыкальный ад №1. Рисунок впечатляющ. Но все-таки, если бы вместо крови оттуда выскакивало "Я знаю точно: невозможное возможно", — было бы еще страшнее. — Kiplas: Этот маленький дегенеративный городок. Он производит впечатление, этот маленький дегенеративный городок. Похож на заброшеный город на Диком Западе, сквозь который прошла песчаная буря. Остатки ветра еще носятся по улицам, качают скрипучие вывески, заглядывают в разбитые окна, шелестят листами забытых справочников. И где-то звонит телефон. — Вертер де Гёте: Новый рисунок. Во-первых, не хуже старого. Во-вторых, производит впечатление и наводит на мысли. Нет, не о фантазии автора, а о самом рисунке и скрытом за ним смыслом. Который каждый открывает свой. — Galka: Еще грибок в корзинку. Интересная миниатюрка. — Вертер де Гёте: Улитка. Она на вас смотрит. Серьезно! Посмотрите сами. — Kartusha: Совместное творчество. Ролики. Смотреть и слушать приятно. — Galka: весна. Практически по Тютчеву: "Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит..." — Paf: Первые шаги в видеосъемке и монтаже. По-моему, автор скромничает. — Вертер де Гёте: Дон Кихот. Таинственные сущности множатся. Почему бы им не лечь в историю? =================== Фотографии — mastino: Горан Брегович в Одессе. Немного фото и впечатлений. — Gelena: Пасхальные хлопоты. =================== Анонсы, новости и рекомендации — Вадим Панов: Герметикон. Очередная инфа. Полезная. — Lartis: Памяти Леонида Панасенко. цитата Симферопольское издательство «Доля» выпустило сборник «Взятка Харону». В сборник, помимо заглавного произведения, вошли два рассказа: «Плач в комнате смеха» и «Сиятельная дрянь». — Kons: Арбитман. Новая книга. Выгодное предложение. — Petro Gulak: RIP. Владимир Тихомиров. Очень печальная новость. — vvladimirsky: Объявлен лонг-лист премии «Большая книга» — Вадим Панов: «Последний адмирал Заграты». Поздравляем с выходом книги! — Silvester: Аэлита — 2011, программа. Пока предварительная. — Мартин: Праздничные новости от Олдей. — iRbos: Аудиоспектакль ВВС: Волшебник Земноморья. Рекомендовано. — Lartis: НастФ-2011. Скоро выйдет сборник. =================== Просто полезное — Ray Garraty: 2-продажа-2. Надеюсь, отображение статьи в моей колонке не напоминает предложение рекрутингового агенства о вакансиях. В том смысле, что выдаю устаревшую информацию. — Ray Garraty: деньги на почку. Еще книги на продажу. — Гуларян Артем: Тема грядущей войны в советской фантастике. Просто интересно. — Marinavasil2007: Новые приключения ежонка Шишки (продолжение). И это пишет тринадцатилетний ребенок! (а мама втихаря выкладывает) — vvladimirsky: Вредная статья. Которую прочитать отнюдь не вредно. — gleb_chichikov: Второй пошёл! Интервью с Ярославом Веровым. — ergostasio: «Ложная слепота»: польский взгляд. цитата Ну и, прежде чем, — несколько слов о собеседниках. Яцек Дукай, полагаю, в дополнительных рекомендациях не нуждается :) Лукаш Орбитовский: 1977 г.р., выпускник философского факультета Ягеллонского университета, писатель, работающий в жанре «литературы ужасов»; автор десяти опубликованных книжек (как романов, так и сборников), номиновался на премию Я.Зайделя. Вит Шостак: p.h.d., выпускник Папской Теологической Академии, писатель и знаток народной музыки; автор четырех книг; номинант и лауреат премии Я.Зайделя. — Kiplas: Тусклая черная звезда. Перевод статьи Дэвида Тибета. Отзывы — ааа иии: Джо Аберкромби «Последний довод королей» — Kons: Дмитрий Быков «Медведь» — Karnosaur123: Туве Янссон «Волшебная зима» — Karnosaur123: Роберт Маккаммон «Моё!» — ivan2543: Аркадий и Борис Стругацкие «Парень из преисподней» — Kuntc: Игорь Дравин «Чужак. Рейнджер» — skvortsov.vova: Стивен Кинг «Восставший Каин» — ivan2543: Николай Гоголь «Страшная месть» — Borogove: Феликс Крес «Король просторов» — jamuxa: Вильгельм Гримм, Якоб Гримм «Рапунцель» — Karnosaur123: Туве Янссон «Тайна хатифнаттов» — Karnosaur123: Туве Янссон «Муми-папа и море» — TOD: Роджер Желязны «Девять принцев Амбера» Форум К сожалению, пока этот раздел мне наполнить нечем Обязательно исправлю эту досадную оплошность в понедельник. Итак, понедельник, и я исправляюсь. Кратко о том, что мы обсуждали на этой неделе. Произведения, авторы, жанры. Тема, посвященная творчеству Джо Аберкромби, за неделю выросла на целых шестнадцать страниц и продолжает расти. Видимо, есть что обсуждать. В связи с появившейся на Фантлабе возможностью ознакомиться с повестью Святослава Логинова "Филолог" возрос интерес и к теме о его творчестве в целом. Новости, конвенты, конкурсы Больше всего обсуждений было в теме Планы издательств, но эта тема никогда не простаивает. Ведутся разговоры в теме, посвященной грядущему конвенту "Интерпресскон", а также принимаются заявки на участие во Всероссийской и Всеукраинской встречах Фантлаба. Время еще есть, но его становится все меньше. Желающие встретиться, поторопитесь. Окололитературные темы Больше всего разговоров было в теме "Главная проблема фантлабовца". Как обычно — главная проблема нечего носить и некуда вешать не успеваю читать и некуда ставить новые книги. Открыта тема "Номинационный списко для премии "Странник" 2011 год". Пока обсуждения нет, но, надеюсь, будет. Не остывает клуб "Буриме", по-прежнему живо обсуждаются книжные распродажи. Неожиданно возрос интерес к Древней Греции — всплыла из небытия тема "Ваш любимый древнегреческий герой". Что бы это значило? Другая литература Открыта тема, посвященная творчеству Федора Михайловича Достоевского. Наверное, в связи с этим всплыла тема об отношении любителей фантастики к творчеству Л. Н. Толстого. Эти два кита русской литературы всегда идут рядом друг с другом. Кино Раздел всегда живо реагирует на премьеры, и эта неделя не исключение. Почти каждой — своя тема. Новая, или поднятая старая, как тема, посвященная фильму "Generation П" по знаковому роману Пелевина. Премьера сериала "Игры престолов" не могла остаться незамеченной, и тема по фильму почти всю неделю держалась на верхних строчках. Вышла вторая серия, ожидается новое обсуждение. Также появились темы, посвященные фильмам "Служебный роман. Наше время", "Борджиа" (сериал, 2011), "Вальгалла: Сага о Викинге" (хоть это и не премьера). Компьютерные игры В этом разделе предлагают помечтать об игре мечты и играм по книгам. А также вспомнить о своей первой игре (тема вновь популярна) и поделиться впечатлениями от спортивных симуляторов. Музыка В разделе жизнь кипела не очень бурно. Кто-то рассказывал о чувствах и эмоциях, вызванных живым выступлением любимых исполнителей в теме "Концерты", кто-то выдал все тайны музыкальных новинок в соответствующей теме. Общественные институты Вот здесь Верона отдыхает. Потому что здесь даже не высекаются искры, а мечутся громы и молнии. Особенно в двух темах — Теизм — Атеизм: попытка к диалогу и Хочу обратно в СССР! Последняя даже была закрыта не далее как позавчера. Видно, сильно накалилось. Спорт Пока была передышка перед полуфиналом Лиги Чемпионов, затихли две самые популярные темы — "Конкурс прогнозистов" (где, как я поняла, уже наметились финалисты) и "Футбол. Еврокубки 2010/11". Зато оживились темы, посвященные национальным первенствам и другим видам спорта (ну люблю я футбол). Треп на разные темы Появились новые пользователи, и старые темы обретают новое звучание. По-прежнему самыми популярными темами раздела остаются впечатления от дня сегодняшнего, анекдоты и смешные истории и вопросы о разном, а попросту — флудная тема. Вот, кажется, все, что я нарыла за полчаса. Прошу прощения за неполноту. Время ограничено, начальство дышит в спину.
|
| | |
| Статья написана 23 апреля 2011 г. 02:15 |
Это окончание лекции. Но не окончание разбора сказки. Можно сказать — увы, что ж так жестоко и несправедливо, почему, за что, а мы страдали и все это читали, надеясь на разгадку... А собственно, загадки-то практически и не осталось. Все принципы объяснены, инструменты, так сказать, дадены. Намеки толсты до неприличия... Теперь можно, оперируя узнанным, решить задачку самостоятельно. Потому что уже не сложно.
Кстати, очень редко мамы это делают (речь идет об игре в ладушки). Если только бабушки нет. Но обычно бабушки делают. Она как бы заменяет мертвеца, она будущий мертвец. Она учит контакту с мертвыми. Через печь, через пещеру. Кстати, если вы читали того же «Вия», то помните, когда панночка, наконец-то, умерла и казаки вынесли ее в церковь, они когда вернулись… Вы помните, когда дело было – зимой или летом? (ответ – «Летом») Летом. Они начали прикладывать ладони к печке. Вы когда-то играли в салочки, били ладонью в стену и говорили: чур меня! Знаете, что такое «чур»? Щур. Пращур. Предок. Мертвец. Вы его звали, чтобы он просунул к вам через пещеру, через печь свою ладонь и передал магическую силу и помощь, мудрость. Кстати, знак печали – это знаменитая Оранта, Нерушимая Стена – видели такое изображение Богородицы? Когда Она стоит и держит руки ладонями к нам. Это жест печали, общения с мертвыми. Ну, это отдельный разговор у нас с вами будет. Я все веду пропаганду, я не нарочно, вот поверьте, это просто из меня как пар рвется неупорядоченно. Ну вот смотрите дальше. Что за елка в центре круга? Мы к этому вернемся, и не раз. Мы будем ходить концентрическими кругами, к одному и тому же возвращаться постоянно, но я надеюсь – скучно не будет. Так вот, мир представляли себе так. Посреди мира стоит дерево, так называемое, мировое. Не в этом смысле мировое (показывает большой палец), а мировое. Оно абсолютно осязаемо, оно абсолютно реально, к нему можно выйти. Каждый народ представлял себе это дерево в рамках собственных представлений об идее. Ну, например, у русских это была береза, которая во поле стояла одиноко. Мог быть дуб. Кстати, у немцев это дуб всегда. У скандинавов это ясень. У алтайцев это железный тополь. У древних евреев это смоковница. Кстати, она в Библии превращается в древо познания. А вообще-то это дерево жизни и смерти. Это дерево стоит так. Сверху какая-нибудь птица, на стволе дерева – змея, мышка, белочка. Кто-то, кто по стволу бегает. Это медиатор, соединитель миров. А под корнями дерева – животное-поглотитель. Потому что верхнее – это там, где птицы, это небесный мир. Среднее – это там, где люди и животные. И нижнее – это мир смерти. Это мир золота, мир поглотителя, мир смерти и одновременно мир, где предок, тотемный зверь и так далее. Кстати, лес ассоциируется с подземным царством. Всегда люди четко знали, где жизнь. Направо и вверх, на юг или на восток. А смерть – налево и вниз, на север и на запад. Вот так оно все сориентировано. Между прочим, мышление человека на это направлено всегда было. Я вам сначала приведу художественный пример, а потом научный. Вы учили «Слово о полку Игореве». Там рассказывалось о гениальности древнего певца Бояна. Вообще, человек XII века, автор «Слова о полку Игореве» действительно исключительный гений. Ведь нормальный человек, христианский поэт должен был что говорить о художнике прошлого, о сказителе? Что это все дрянь, дерьмо и язычество, да? А он в восторге. Он говорит: смотрите, когда Боян творил, то он своим творчеством охватывал весь мир. Правда, мир этот – тот мир, как он его себе тогда представлял. Он говорит: я современный человек, я живу в середине 80-х годов двенадцатого века, я мир себе вижу не так. Вообще, чтобы в двенадцатом веке так мыслить, что раньше себе люди мир представляли по-другому, а я сейчас по-другому, и не надо говорить, что они дураки, они просто не так себе представляли, это вообще надо быть гением. А как Боян представлял себе мир? «Боян бо вЪщий, аще кому хотяше пЪснь творити, то растЪкашется мыслию по древу, сЪрым вълком по земли, шизымъ орломъ под облакы…» То есть мышью или белкой он бегал по стволу дерева, серым волком по земле, то есть животным-поглотителем, и сизым орлом под облаками. То есть Боян охватывал всю вселенную своим творчеством, говорит автор «Слова о полку Игореве». Смотрите и другое. Вот вы в школе учили математику. Вот как я математику учила – я молчу. Особенно в старших классах. Меня чудом оставили вообще в старших классах, потому что училась я очень плохо. И вот мы, помню, девятый-десятый класс сидели с моим соседом по парте Толей и математик… Он очень нас любил, кстати, хотя толку от нас было… Он называл нас нежно. Всех, кто сидел в классе, он презрительно называл «инженера», они, кстати, все стали инженерами потом. По крайней мере, кличутся. Те, кто жив. А нас с Толей он называл просто и нежно: наши дебилы. Любили мы его до потери пульса, мы понимали, что к нам он нежнее, чем ко всем относится. Он все время говорил: «Нет, полюбуйтесь на этих! Эта хоть как-то еще старается, — это он на меня указывал, — а этот-то, этот…» Или: «А что по этому поводу думают наши дебилы?» А старичок очень милый был. Но иногда он выходил из себя и говорил: «Вы полюбуйтесь на эту: ведь она таблицы умножения не знает!» Я говорю: «Ну, не знаю, Сергей Николаевич!» — «Как ты жить будешь?!» — говорил он. Я говорю: «Сергей Николаевич, я эту вашу тригонометрию не понимаю совсем. Вы как живете в быту – без тригонометрии или с тригонометрией?» — «Тьфу! Дура!» — «Сергей Николаевич, ну не беспокойтесь Вы обо мне, я на пальцах сосчитаю». И любопытное дело произошло — я на всю жизнь запомнила. Вот надо уметь делать финальный урок. Он сделал очень любопытный финальный урок. Я не знаю, до чего сейчас математику доводят, но он пришел на финальный урок и написал на доске следующее: корень квадратный из минус единицы. Сколько будет? И начал всех спрашивать. Все говорят: «Сергей Николаевич, да как это возможно, это же отрицательное число?» Он говорит: «Спросим у наших дебилов». Я говорю: «Сергей Николаевич, мы тут с Толяном посоветовались, и мы думаем. Сергей Николаевич, ну чего Вы расстраиваетесь? Это Вы думаете, что Ваша наука самая точная. Ну чему оно равно? Ну поставьте любую цифру, любую букву – я ж не знаю все ваши обозначения. Не хватает цифров и буквов – ну бантик нарисуйте. Можно я?» Он говорит: «Ну иди». Я подошла и нарисовала бантик. Буквально. «Сергей Николаевич, надо так: корень квадратный из минус единицы равен одному бантику. И отсчет от этого и ведите». Он говорит: «Вот, хоть они и дебилы, но я всегда говорил, что их нельзя из школы выгонять». Я говорю: «Сергей Николаевич, раз уж вы спросили, значит, это для чего-то нужно?» — «Ну помните, мы все рисовали такую штуку: ось абсцисс, ось ординат? (рисует, нумерует – положительные и отрицательные числа). Я говорю: «Сергей Николаевич, конечно, все это математика мне не по мозгам. Но я вижу здесь первобытную модель вселенной». Посмотрите сами: направо и вверх – это жизнь, положительные цифры. Налево и вниз – смерть. Ну до сих пор же говорят: левый товар, левые деньги, мужик налево ходит. И до сих пор говорят: право, правда. Знаете, что такое право? Это жизнь, это свое. А лево – это чужое. Вот ваша математика. Из нас инженеров не получилось. У нас все сразу везде поступили, только мы два дурака с Толяном. Я не поступила даже в пединститут, он тоже никуда не поступил – пошел в армию. Он двадцать пять лет назад умер, кстати. Но уже к тому времени он был членом Союза художников. Он был замечательный график. Хороший парень был. Ха! В июне этого года ко мне звонок. Я дверь открываю – стоят два, ну как бы вам описать? Фильм видели «Следствие ведут Колобки»? Два колобка. Старенькие. А вижу я хреново, ой, плохо, поэтому я нечаянно дверь открыла – стоят. И у каждого по три розы. Я говорю: «Простите, вы к кому?» Они называют мое имя: «Да к тебе, если это ты, конечно». Я говорю: «А вы кто?» Они называют себя. Ну это пацаны из параллельного класса, потому что наши все умерли. И два осталось в параллельном классе. Сорок один год не виделись. И они мне задали несколько вопросов. Один из вопросов был: «Слушай, а где твои кудри?» А другой: «Где Толя?» Я говорю: «Там же, где и кудри». В общем, так мы в школе веселились с математикой. Таким образом, вы видите – эта ориентированность мифологическая, она везде. Вы будете всюду на нее натыкаться: в языке, в бытовых представлениях, в ритуальных представлениях, во многом, во многом, во многом. Возвращаемся. То есть – это мировое дерево. В котором был низ – золото, смерть, корни, зерна… Подземный мир, кстати, называют греческим словом «хтонический». Это смерть, конечно же, но не совсем смерть. Там предки, а у них мощь. Кстати, мы до сих пор по дереву лупим. Что-нибудь деревянное заменяет мировое дерево. А почему бьем? Вот я заметила, что девушка вон та очень красивая. Значит, злые силы, которые слева, снизу могут ее похитить. Значит, надо просить помощи у мертвецов – это надо колотить в стену или в печь, или по мировому дереву, чтобы они по корням помогли. Кстати, интересное сознание… Вы в детстве когда в салочки играли, вам объясняли, что в дверь застукиваться нельзя? Хотя иногда дверь лучше стены – железная, прекрасно запертая. Игра, которая отразила древние представления, как, кстати, представление о том, что через порог нельзя общаться, потому что под порогом хоронили предков. Давно уж нет этого. Так игра запомнила, что дверь может существовать только в виде сквозного проема. Это было только в пещере. Салочки – это не игра, конечно, когда-то была. Но действие, которое производилось в пещере. И в дверь стучать нельзя, потому что ее просто нет. А они – мертвецы – свои руки протягивают из стен. И на стенах печать. А печать первая – это отпечаток человеческой руки. Сядьте и почитайте сказки. Не адаптированные, не в детском варианте. Там все женятся или выходят замуж в конце, если не погибают. Погибают редко-редко. Разве что какая-нибудь Снегурочка. Редчайший случай. Потому что Снегурочка – это мертвая девушка, которая приперлась жить с живыми. И вроде бы обжилась – но ритуал ее убрал. Кстати, у нее была тоска. И она пришла жить к живым. Но обычно герои вступают в брак. И стремятся именно за суженного. И все равно любви в сказке нет. И принц не любит Золушку. Нет там любви – там брак. Любить может только личность. Но личностью быть тоже тяжело. Личность знает, что она умрет. Человек этого не знает. Все нормально, главное, вести себя правильно. Сказано – сделано. Так вот что же это за животные, которые бегают по стволу? Это животные-медиаторы. К ним относятся тоже разные животные. Если верхний мир соединяют со средним – это те, кто бегают по стволу. Белки, змеи. Если средний мир с нижним – животные, имеющие норы. Например, заяц не годится в медиаторы, а кролик годится. И мышь с крысой годятся. Есть еще один принцип, по которому выделяются такие животные. У нас он плохо срабатывает, в основном встречается у экваториальных народов, — это падальщики. Кстати, у нас это встречается тоже – вороны. Помните, вороны как друзья героя? Почему падальщики? Потому что они тоже как бы посредине – между травоядными и плотоядными. Кстати, медиаторы по совместительству всегда бывают и трикстерами. А это шуты гороховые. Это сложные фигуры. Например, лиса в русских сказках. Это как бы двойник, который передразнивает и делает все наоборот. О, звонок был.
|
| | |
| Статья написана 18 апреля 2011 г. 00:50 |
Доброго времени суток всем. Прошла еще одна неделя, обогатив (я надеюсь) нас новыми событиями и знаниями. Как обычно, представляем вашему вниманию все, что нашло отражение на нашем любимом сайте. И, опять же, как обычно, очень надеюсь, что если и пропустили что — то совсем мало и вы нас поправите.
Для тех, кто не успел Кто не успел, мимо кого прошло, чудом не задев, повторяю. Сайт дружно отметил практически профильный праздник — День космонавтики. Открылось несколько новых библиографий, а также появилась интересная новость, которую до сих пор можно найти на главной странице и в рубрике "Новости фантастики": цитата Публикация повести Святослава Логинова на Фантлабе. Друзья, на Фантлабе уже выкладывались в свободном доступе произведения отечественных писателей. Вот и в этот раз у вас будет уникальная возможность ознакомиться с замечательной повестью известного и любимого нами писателя Святослава Логинова «Филолог». Остальные бои новости были местного характера и нашли отражения в рубриках, авторских колонках и, конечно, на форуме. Обо всем об этом — читайте ниже. Рубрики "Новости фантастики": Petro Gulak: Шорт-лист «Портала-2011» suhan_ilich: Новый роман Терри Пратчетта mastino: Отрывок из повести Святослава Логинова «Филолог» цитата уникальная возможность ознакомиться с замечательной повестью известного и любимого нами писателя Святослава Логинова «Филолог» Pouce: Новая серия фантастики! Выходит под эгидой Всеукраинского объединения любителей фантастики (ВОЛФ). ====================== "Новинки и планы издательств": kovboj_74: Новинка недели от «Крылова» gerc: Новинки Ленинградского издательства breg: Снежные дуэты в апреле. Новости от издательства "Снежный Ком М". breg: Настоящая фантастика antilia: Книжные новинки за неделю (с 10 по 16 апреля 2011 г.) ====================== "Новинки за рубежом": Kiplas: Michael Moorcock's Elric: The Balance Lost Croaker: Douglas Houlick — Among Thieves: A Tale of the Kin ====================== — Рубрика «Интервью»: Aleks_MacLeod: Интервью со Стивеном Эриксоном # 2 ====================== "Рецензии": drogozin: Иэн Бэнкс «Алгебраист». febeerovez: Брет Истон Эллис. Ниже Нуля. Aleks_MacLeod: Дерил Грегори — Пандемоний Metternix: С. Линч. Обманы Локки Ламоры ===================== "КИНОновости": WiNchiK: Три режиссера для «Облачного атласа». WiNchiK: Обзор кинопремьер недели (с 14 апреля) WiNchiK: «Марсианские хроники» 2013 WiNchiK: «Хоббит: первая кро..» первое видео WiNchiK: О том, о сём...о кино (апрель#14) WiNchiK: «Американские Боги» будут экранизированы ================== "КИНОрецензии": Ригель_14: Кое-что о правилах автостопа. Сравнительный анализ фильма и сериала, снятых по одному источнику. ================== "Наши встречи": iwan-san: Четвертая встреча Фантлаба! CHRONOMASTER: Первомайская встреча фатлабовцев в Новосибирске. =================== «Компьютеры, программы, технологии»: sloboda89: Идем в будущее, не забываем о прошлом. Забавная милая вещь. ====================== "Фотоманьяки": wayfarer: Ещё немного о белках :) Чудесная белка Отлично пойманные кадры. Авторские колонки =================== Прочитанное — Цефтриаксон: Алгебраист. Или как самому себе в мёд дёгтю добавить. Отзыв об эффекте обманутого ожидания. — Мисс Марпл: Венец творения. Прекрасная мини-рецензия. — Мисс Марпл: Утраченные иллюзии Краткая рецензия на роман К.Дж. Сэнсома «Горбун лорда Кромвеля». — kerigma: Лоуренс Норфолк «Носорог для Папы Римского». Попытка осмысления прочитанного. =================== Просмотренное — Metternix: Борджиа (The Borgias). Рекомендовано к просмотру, отмечены плюсы и минусы. — Alisanna: Театральное. «Бал неспящих». =================== Компьютерные игры — Blind Guardian: Знакомства с классикой: серия Heroes of Might and Magic. Хоть я и не люблю стратегии, а обзор игры прочла с удовольствием. =================== Размышлизмы — essens: Молодой автор глазами ридера. О молодых авторах, об их надеждах и заблуждений. Я хоть ни разу не пейсатель, но позволю себе не согласиться с одним из заблуждений — не пишите об обычных людях. цитата Сделайте героя необычным, ярким, не похожим на других. Придумайте ему ФИШКУ. Как журналист знаю, что обычных, скучных людей — в реальной жизни просто не бывает. Вот не бывает и все. В каждом человеке есть изюминка, интересное и уникальное. Просто надо разглядеть. И суметь показать. А супер-герои с тысячью способностей, избранные, которым открыты тайны мира — ну банальность же. Скучная такая банальность. =================== Свое творчество — Вертер де Гёте: Набросок. Немного жутковатый, оттого что очень реалистичный и мастерски исполненный. =================== Фотографии — Вертер де Гёте: Роскон-2011. Мини-фотоотчет. =================== Анонсы, новости и рекомендации — alexsei111: «Melancholia» by Lars von Trier типа русский трейлер.Что-то в этом есть. — Вадим Панов: Анклавы. Виталий Абоян «Соколиная охота». Второй роман цикла. — Silvester: Открыта регистрация участников фестиваля «Аэлита». Нужная ссылка есть. — Ray Garraty: кто в замке живет. Шорт-лист shirley jackson awards. — Lartis: Сегодня день рождения Бориса Стругацкого! — vvladimirsky: День рождения Бориса Стругацкого. О том же, но со ссылкой на интервью. — biart: Грелачька парвись! Началась весенняя Грелка 2011. Нужная ссылка в наличии. — Вадим Панов: Герметикон. Официальный сайт. Вадим Панов приглашает на свой сайт. =================== Просто полезное — Kiplas: Кошки: история, легенды, мифы и... ужасы!. Наконец-то дождались лекции, которая оказалась по-настоящему интересной. Кошки действительно удивительные существа. Особенно они удивляют своей наглостью. Например, когда я это пишу, мой кот настойчиво пытается отгрызть мне руку. — тессилуч: Роботы, где вы? Начато о роботах в советской фантастике. Но такое чувство, что не закончено. Будет продолжение? Если да — то жду его с интересом. — Marinavasil2007: НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЕЖОНКА ШИШКИ. А я продолжу их тырить — детям нравится. — Paf: Помогите опознать космонавтов. Со старой семейной фотографии. И пока суть да дело, их опознали. — mitriyijz: Советский «сайлент хилл». Подборка фильмов о мире, который изменился. Можно узнать немало интересного. — gleb_chichikov: Первый пошёл! По ссылке — интервью с Максимом Хорсун. — Mierin: Пара слов о курочке Рябе. Продолжение. Кто о чем, а я о сказке. И о мифе. Так затягивает. — Мартин: We are not console guys. Запись англоязычной презентации второго "Ведьмака". — Ray Garraty: книгопирожки. Обещанная распродажа. Отзывы — Евгений Борисов: Роберт Шекли «Запах мысли» — Demarko: Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» — Jedaevich: Джон Фаулз «Мантисса» — A.Ram: Генри Лайон Олди «Семь смертных» — sibkron: Владимир Шаров «Старая девочка» — Karnosaur123: Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» — веtка: Екатерина Шашкова «Цвет моих крыльев» — aptypi: Стивен Кинг «Нужные вещи» — Karnosaur123: Туве Янссон «Маленькие тролли и большое наводнение» — kira raiven: Ольга Чигиринская «Сердце меча» — Kuntc: Роман Глушков «Грань бездны» — skvortsov.vova: Клиффорд Саймак «Вся плоть — трава» — morbo: Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране» — Облачный Кот: Вера Камша «К вящей славе человеческой» — Барг: Салман Рушди «Клоун Шалимар» Форум Тилар: Произведения, авторы, жанры В теме «Чайна Мьевиль. Обсуждение творчества» активно обсуждалась новая книга автора — "Шрам". Так же высказывали предположение по поводу экранизации этого романа, считая, что получится отличное анимэ по мотивам книги. Поклонники Перумова с нетерпением ждут выхода долгожданного продолжения "Имени зверя". В теме «Ник Перумов. Обсуждение творчества» уже сообщили точную дату выхода книги и дни, когда Перумов встретиться со своими читателями. Небезызвестная Стефани Майер, как обычно, подвергается критике из-за своей саги «Сумерки». Стоит заметить, что большинство поклонников относятся к молодёжи, но есть и читатели постарше, в пример цитата kim the alien: «Моя 27-летняя учительница читает сумерки перед уроком». Издания, издательства, электронные книги В очередной рад поблагодарим vvladimirsky за то, что он регулярно сообщает о появлениях новых статей в теме «Опубликованные в Интернете статьи и рецензии на фантастические произведения». На этот раз вы можете прочесть такие статьи: "Михаил Успенский "Остальное — судьба", "Анна Старобиненц "Живущий", "Мариам Петросян "Дом, в котором...". В теме «Электронные книги» фантлабовцы, как обычно, обсуждали электронные читалки. Рассказывали об их достоинствах, недостатках, цене, при этом выделяя лучшие из них. Благодаря теме «Зарубежная фантастика и фэнтези от "ЭКСМО" и "Домино": обещания, разочарования, надежды» читатели узнали о переиздании книги «Имя ветра» Патрика Ротфусса в серии "Книга-фантазия". Новости, конвенты, конкурсы Хочется напомнить, что тема «Ежегодные фантлабовские сборники — мысли, идеи, предложения...» нуждается в вашей помощи — необходимо определить состав авторов сборника. Предложений поступило немного, а работа важная и требует вашего вмешательства. В теме «Планы издательств 2011. Что, где, когда?» вы всегда можете узнать новинки книжного рынка и прочитать мнение фантлабовцев. Тема обновляется каждый день, за что мы очень благодарны. Другие окололитературные темы Начну с новых тем, их две: «Какой цикл произведений (в т.ч. и в соавторстве) Романа Злотникова Вы считаете самим лучшим?», автор темы MarcusProbus, и «Главная проблема фантлабовца», в котором каждый может проголосовать за свою проблему, немного несерьёзно, но всё же интересно. VuDu поделился двумя смешными аннотациями к книгам Юрия Петухова, а так же дал ссылку на подобные. Ознакомиться с аннотациями вы можете в теме «Смешные/нелепые/неточные издательские аннотации». В теме "Шедевры фантастики" — кого не хватает?» фантлабовцы постоянно выдвигают писателей, считая их достойными данного звания, а так же упоминают писателей, которые по каким-то причинам не смогут войти в это серию. Другая литература Pickman открыл новую тему с названием «Книги о кино». Цитирую автора темы: «В "Альпине" вышла переводная книжка о финансовой кухне Голливуда. Судя по всему, рассчитана на простых смертных, но при этом довольно познавательна». А также новую тему открыла Jackara. Тема посвящена журналу «Трамвай», который собираются переиздать подшивками. Подробности смотрите по названию «Журнал Трамвай 20 лет спустя». В теме «Кто из современных русских писателей (прозаиков!) достоин Нобелевской премии по литературе?» уже многие проголосовали, высказав своё мнение. Большинство считает, что, безусловно, это Борис Стругацкий. А что считаешь ты? Кино Эта неделя для данного раздела становится богатой в плане новых тем. SUHOV1976 создал новую тему, посвящённую фильму «Кэрри». Как известно, этот фильм – экранизация романа Стивена Кинга. Открыто новое голосование, посвящённое фильмам про драконов. Теперь каждый может проголосовать за свой любимый фильм. Автор темы Kartusha. Также поклонники творчества Джорджа Р. Р. Мартина могут обсудить фильм «Игра престолов», который был снят по мотивам книг писателя. Тема «Лучшие пародии» вышла в свет благодаря Halstein. Теперь любители пародий могут проголосовать за любимый фильм, а также внести в список отсутствующее. И напоследок хочется упомянуть ещё об одной новой теме с названием «Кто по вашему мнению является наиболее интересным актёром/актрисой "доголивудского" кино». Автор темы Kage. Компьютерные игры В теме «Dragon age» на этой неделе обсуждали недостатки второй части игры. Впрочем, если сравнивать вторую часть с первой, то становится ясно, что разработчики практически ничего нового в игру не внесли, а лишь загубили сюжет. На этот раз в теме «Во что бы поиграть?» игроки советуют мистические игры в жанре «квест». Они считают, что этим требованиям более всего соответствует серия «Broken Sword» и «Penumbra». Музыка В данном разделе открылась новая тема, посвящённая творчеству А. Розенбаума. Автор темы Zarin очень подробно рассказал об этом певце, представив на суд читателей не только факты, но и свои рассуждения. Thunder опубликовал рассказ с сайта pink-floyd.ru. Рассказ о музыкальной группе «Pink Floyd», как видно из названия сайта, весьма интересный. Вы можете ознакомиться с ним в теме «Творчество Pink Floyd». Общественные институты В теме «Наука. Её место в нашем мире» велась дискуссия на различные темы, связанные с наукой. Наиболее интересными мне показались темы, связанные с ядерным оружием и генномодифицированной едой. В теме «Суицид — неотъемлемое право человека?» Нютик оказалась в сложной ситуации и обратилась за советом к фантлабовцам, которые уже сталкивались с подобным. Ей охотно помогли и советами и примерами. Надеюсь, что ей удастся решить свою проблему. Спорт В теме «Хоккей. КХЛ, кубок Гагарина» велась активная дискуссия по поводу прошедших игр и будущих. А также делали прогнозы на игроков, которые могут войти в сборную. В теме «Футбол. Зарубежные первенства» на этот раз обсуждали необдуманный удар мяча вратарём Барсы. Так вышло, что вместо того, чтобы дать пас своей команде, вратарь дал пас зрителям. Трёп на разные темы Прошёл целый год, и тема «Ваше отношение к городу, в котором вы живёте» вновь ожила. Как всегда, обсуждали отношение, но своеобразное. А если по точнее, то Фантлабовцы рассказывали, как они называют свой город, шутя, естественно. Для тех, кто хочет посмеяться, советую посетить тему «Различные красивые и веселые рисунки». Мне особенно понравилась картинка с агентом 007.
|
| | |
| Статья написана 17 апреля 2011 г. 01:54 |
Продолжаю продолжать. Умирающие влюбленные, границы миров, баба Яга, живые и мертвые.
Кто внимательно читал такие архаические вещи, как, например, «Калевала», помните, там мир делится на две части – это Калевала и Похьёла. Калевала – в русских сказках это называется Тридевятое царство. Калевала – это там, где синее небо, белый снег, зеленые елки, зеленые деревья. И люди ходят, все нормально. А Похьёла – это там, где всегда идет дождь, везде болото и растут только ядовитые грибы, отвратительные мухоморы. Там страшная хозяйка Лоухи – такое симпатичное существо, как из страшилки, какого-нибудь американского фильма. Скелет на перепончатых крыльях – очаровашка. Так вот, если женится солидный приличный человек – Вяйнемайнен, Лемминкяйнен – кто-нибудь нормальный, он, знаете, на ком женится? Только на дочерях Лоухи. Дочери Лоухи, вот этой вот красотки, из того мира. Они с риском идут, преодолевают преграды, достают там этих «царевен-лягушек», на них женятся – во (большой палец вверх) жены, все нормально. И только шут, мерзавец Куллерво в нормальном человеческом мире встречает девушку, у них случается секс, они решают жениться, но тут же выясняется, что это его пропавшая сестра. Приходится обоим кончать жизнь самоубийством. Трагически кончается. Шут и трикстер Куллерво (что такое трикстер – я вам объясню, со временем, вам очень надо знать, что такое трикстер. Потому что это очень любопытная фигура. И она очень срабатывает в человеческой психике.) Вообще, как все обеднил и как все сделал плоским как фонэра господин Фрейд. Я его уважаю очень. Он первый сказал, что миф – это интересно психологу. Но он первый привел все это в такое плоское, в такое пошлое состояние, ну и, конечно, в исключительно сексуальное. Будто люди не пьют и не едят, и не боятся смерти. У него один инстинкт. Основной инстинкт, между прочим, это инстинкт самосохранения. А у него основной инстинкт – не будем говорит, что, когда все знают. Ну, что его интересовало, то и интересовало. Бедного агамного Леонардо да Винчи он чуть не порвал как парус, извините. Он на психику давил – у Леонардо не было жен, любовниц, не было никаких извращений, даже самых невинных. Но так он его раздражал, он для таких, как он придумал даже слово такое красивое – латентный гомосексуалист. Ну не было ничего. Ну бывают такие люди, вы столкнетесь даже в жизни с такими. Да женщин даже таких мало, но и мужчины есть. Все бывает, наверное, на этом свете. Это когда вообще инстинктов нет. Все бывает. Человек вообще страшное существо. Пообщавшись недавно с неким коллективом, я сказала: чем я становлюсь старше, тем больше я презираю человечество. И никогда не пойду в зоопарк. Очень обезьяны на психику давят. Шучу я. Ведь как в зеркало, «гляжусь в тебя, как в зеркало», кошмар просто. Я даже немножко вам сочувствую, особенно практическим психологам, потому что вам придется смотреть на протяжении всей жизни и практически соприкасаться с существами, которые, с одной стороны, хотят хвост себе оторвать, с другой стороны, с ужасом наблюдают за его отрастанием, ну и вообще весело живут. А некоторые вообще этим хвостом обвились до макушки и довольные как танки. Но это другой вопрос. Вообще, борьба с инстинктами человека – это самое увлекательное зрелище. Кстати, этнографы этим и занимаются. Этнографы очень часто наблюдают, как человек просто борется с инстинктами на разных этапах своего развития. Кстати, аскетизм, когда человек пытается даже от пищи отказаться, крайние формы аскетизма – это тоже борьба с инстинктами, попытка перейти на интеллектуальный уровень. Продолжим дальше. Так вот, плоский мир, да? На каком-то этапе развития была такая экзогамия – в брак можно вступать только с чужими, а с ними смотрятся через воду. Ну, бывает, через горы. Потом появилось другое. Если сначала была плоская картина… Дорога! Дорога могла заменить реку. Дорога мыслилась как тело бога. Вот, например, у древних этрусков был такой закон: кто нагадит на дорогу, то есть, насрет на дорогу – за это казнь. Но вы не можете себе вообразить – какая. Милая-милая казнь. Человека распяливали, прижимали к земле за руки и за ноги и по нему проезжали плугом на быках. Его перерезали плугом всего лишь за то, что накакал на дорогу. Ну, вляпается даже кто – он ведь не умрет. А дорога – это тело бога, она разделяет миры. Между прочим, вообще разделение всякое очень беспокоило людей. Вы знаете, за что Ромул убил Рема? Ромул отделял чужой мир от своего, он же собирался Рим строить. Он запряг быков в плуг и опахивал по кругу. И он не столько размечал строительство, сколько проводил магическую черту между чужим миром, наружным, и новым миром – Римом. А Рем, который был трикстером, помните, я говорила о трикстере? Кстати, лиса у нас трикстер. Кстати, кролик у африканцев трикстер. А Рем перепрыгнул, таким образом разрушив этот круг. А круг разрушать нельзя – вы это прекрасно знаете. Знаете, почему? Вы это помните, вы читали все Гоголя «Вий» и вы помните, как перепуганный до смерти Хома Брут, юный философ, человек семнадцатого века, в ужасе провел вокруг себя круг. И там, в кругу, был обитаемый, его мир, а снаружи был мир панночки, которая несла в себе хаос, разрушение и смерть. И вы помните по тексту: она стояла почти на самой черте, но не могла ее преодолеть. Люди верили в эту черту. И Ромул убил Рема. Но это деление мира на плоскости. А потом мир стали делить не на плоскости. Мир стали делить объемно. И мир разделился на три части. И вы и это знаете, между прочим. Вы знали, я вам вроде бы много рассказываю, да – плоский мир, разделенный дорогой, рекой, опушкой леса. Кстати, на опушке леса стоит избушка бабы Яги. Расскажу все про бабу Ягу, и кто она токая. Между прочим, есть такая сказка, «Белоснежка и семь гномов». У нас это называется «Спящая царевна и семь богатырей». Когда в общежитие к мужчинам, их обычно семеро воинов, приходит женщина в лес, семь братьев. И они ей задают такой сакраментальный вопрос: кем будешь? И она отвечала на этот вопрос. При одном варианте, так сказать, приличном, не сексуальном варианте, лет через сорок она становилась бабой Ягой. А пока она просто становилась воином. Ну кем будешь – сестрой нам будешь или будешь женой всем? Она отвечала как хотела. Вот та, которая становилась женой всем – для нас это очень неприлично, для них это было совершенно нормально – через некоторое время она становилась спящей царевной, потому что она проходила определенный обряд, она слишком много знала. И потом выходила замуж. А вот та, которая говорила: я стану вам сестрой, она и становилась сестрой. Она всю жизнь воевала, охотилась, а лет через сорок, если жива оставалась, она становилась бабой Ягой. То есть человеком, проводившим инициацию. На определенном этапе ее заменили мужчиной. Баба Яга, она же несет в себе и знаки смерти, вообще, любопытное существо. И кстати, у нее ярко выраженные, если вы неадаптированные сказки читали, ярко выраженные черты пола, например, огромный бюст, и она абсолютно агамна, она абсолютно не связана с мужчинами. То есть сексуально. Она барышня, а нос у нее в потолок врос и одна нога костяная, а другая – говняная, как у меня щас. Многие признаки очень любопытны. Например, ассиметрия, это тоже признак смерти. Дело в том, что мы живем в очень кодированном мире, но большинство этих кодов не знаем. Но эти коды у нас в крови, в сознании, во всем. Кстати, когда вы были еще крошками, даже в ясельках, и соображали еще очень плохо, мамы, бабушки вас ставили на ножки, цепляли ручками, устанавливали кругом вокруг елки, стула, торта со свечками, товарища… Когда называлось «колпачок-колпачок». И они вас тащили то в правую сторону, сторону жизни, то в левую сторону – сторону смерти. И вы все это протанцевали. Потом уже танцевали это радостно и сами. И вы знаете, что такое хоровод и что такое елка посредине. А это модель мира, между прочим. Кстати, а когда вокруг человека – это модель человеческого жертвоприношения. Вы все пели страшную песенку о человеческом жертвоприношении: Колпачок-колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки… Могу все объяснить – и почему красные сапожки, и к чему колпачок. Мы тебя кормили, Мы тебя поили… Но не буду дальше. Страшные вещи. О-о-о… О, какие песенки вы пели в детстве – жуть. Одна из самых страшных песенок – это вот «не ложися на бочок…» Вы знаете другие варианты этой песенки? Вы помните: Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю – Придет серенький волчок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток, Ля-ля-ля… Прелесть, да? Есть другой вариант. Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Али завтра мороз, А тебя – на погост, Али бабка придет, А холстинки принесет, Али дедка придет, А и гроб принесет… Я продолжать не буду – очень милая песенка. Про похороны. Кстати, ладушки – это страшная игра. Это игра со смертью. А эта песенка очень милая. Вы когда-нибудь обнаруживали песенку о том, как ребенка поят спиртными напитками? Ладушки-ладушки, Где были… Вот у многих, через год, через два будут дети соответствующего возраста, если сейчас еще нет у кого-то, и уже бабушка где-то сидит и обучает его. Хорошее дело, между прочим. Это человека воспитывают. Передают удивительное представление о единстве человечества, о единстве живых и мертвых. Ладушки-ладушки, Где были? - У бабушки. Чего ели? – Кашку. Чего пили? – Бражку. Одной моей студентке, бывшей, сейчас ей под сорок уже, бабушка, жуткая ханжа, пела ей всю жизнь так: Чего пили? – Простоквашку. Она адаптировала все на лету. Кашка сладенька, Бражка пьяненька. При этом – ладонь в ладонь. Странная бабушка какая-то. Вы знаете, где едят кашку и пьют бражку? И ходят к бабушке? На тризнах. Бабушка мертвая. Это общение с мертвыми – ладонь в ладонь. Между прочим, вы это неоднократно в детстве делали.
|
| | |
| Статья написана 16 апреля 2011 г. 01:26 |
Продолжаю выкладывать лекцию. Вот каждый кусочек — это двадцать минут лекции. Полтора часа расшифровки. Так что не ругайте меня за медлительность.
Я сделала для себя определение – что такое миф. Не, ну я потом дам вам определения все. Нет, естественно не все, а то вы все разбежитесь. Определение приблизительно такое: миф есть чисто человеческий способ переживания, осмысления и освоения мира. Другого способа у человека нет. Расскажу вам потом массу по этому поводу анекдотов, историй и разных других вещей. То есть, мы к чему сейчас возвращаемся? Некоторые животные воспринимаются очень странно. Кстати, животные вроде бы неожиданные. Но если внимательно посмотреть, это связано, знаете, с чем? С первобытной классификацией животных. Вот научная классификация животных появилась относительно недавно. Ну века где-нибудь с XVI – XVII, правильно? Самое грубое их деление – на травоядных и хищников. Но это не совсем нормальное, конечно, деление. Потому что есть такие товарищи, типа нас, приматов, свиньи, например, очень близкие нам, физиологически, другие подобные. Понимаете, мы ведь жрем все. Как солдаты первого года службы, которые едят все, что не прибито гвоздями. Человек ест все, он всеяден. Ну ладно, в принципе, мы можем и без мяса обойтись. Часть наших, так скажем двоюродных… Ну, шимпанзе, они жрут все, а оранги – они как Лев Толстой в последний период жизни. Знаете: Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, Который не кушал ни рыбы, ни мяса, Ходил всю дорогу босой… Песня такая есть. Но, в принципе, приматы всеядны. Первобытные люди не делили так даже на этом уровне. Они делили их не по этому принципу. Не по принципу – что ест. Для них было важно, что ест, но не одна еда была интересна. Они делили на хищников, травоядных и падальщиков. Очень странное деление как будто. Но в нем есть своя логика. Падальщики, как они считали, хотя они прекрасно знали, что ошибаются. Как мы прекрасно знаем, что ошибаемся, когда делим на травоядных и плотоядных, потому что есть еще и всеядные, да. Они прекрасно понимали, что падальщик и убивает иногда. Но у них логика была такая: травоядный не убивает, плотоядный убивает и ест, а падальщик мясо ест, но не убивает. Но вы знаете, что падальщик, с кем справится, того и убьет. Все это было. Вот это деление очень любопытно. Они еще делили, знаете как, животных? По этажам. Когда я буду говорить о мифе, я попытаюсь вам объяснить, по крайней мере, как я понимаю, как миф возник. Потому что это первая форма сознания и одна из главных форм сознания, которые пользуются человеком. И миф возник, видимо, в тот момент, когда человек стал человеком. То есть, когда начинался антропосоциогенез – происхождение человека и человеческого общества. На каком-то этапе они, бедняжки, которые жили вот так (показывает большой палец) с инстинктами. Жили они с инстинктами неплохо – ориентировались, ели, пили, размножались, погибали. Все как у других животных. На каком-то этапе они начали меняться – эти инстинкты начали угасать. И что самое страшное? Они стали как-то… Перестали ориентироваться в мире. Им нужно было совершить переход с инстинкта на понимание мира. И вот чтобы понять мир, чтобы что-то понять, надо разделить, надо расчленить. Ну, хотя бы, на то и другое, на свое и чужое, на здесь и там. Самое простое – это бинарное разделение. И они начали делить. И поделили. Вот первое деление мира – ну, примитивно, конечно. Я все примитивно, все перескакиваю через тыщи «но». Они поделили мир, скажем, по… Следы этого деления можно обнаружить в фольклоре, в сказке, например. Вот герой, когда он идет в другой мир, чтоб совершить там подвиги, там невесту найти, или жениха, волшебные предметы. В сказке этот мир, в русской в частности, называется Тридевятое царство, Тридесятое государство. Двадцать седьмое, тридцатое – это что? Так вот, что преодолевает – он преодолевает опушку леса. Вот по опушке леса у него делится. Кстати, помните сказку про вершки и корешки? Там все события происходят на грани – на опушке леса. Человеческий мир и животный мир. И человек и животное делят мир на опушке. Мир можно разделить по реке. «Мы с тобой два берега у одной реки». Кстати, идея, ну, если не любви, то… Любовь – штука очень поздняя. Для любви, опять же, как и для скуки, нужны личности. Для секса достаточно животных. Для брака нужны люди и чтобы мир делился, членился – те и эти. И вы обратили внимание, что до сих пор некоторые предметы и географические места связаны с идеей брака, а мы их сейчас уже связали с идеей любви. Где лучше всего назначать свидание? У воды. Попробуйте придумать этому практическое объяснение. Да бесполезно. Самое лучшее место свидания – на берегу реки. Очень хорошо в поэзии рассказывается, как «я на этом – ты на этом». Целый миф у древних греков есть – безумно глупый миф. Мы так умиляемся – Леандр и Геро. Это парочка идиотов. Вы знаете, непонятно, кто им мешает жить вместе. Потому что Леандр живет на острове, а Геро живет через пролив на материке. Ни про родителей, ни про общество – кто как относится к их любви – ни слова. Главная преграда их жизни – это пролив. Вот он вечером ныряет в этот пролив… Это, кстати, один из первых сюжетов мировых об одновременно умирающих влюбленных. Я вам целую лекцию прочту, как этот сюжет возник. Еще есть такой сюжет замечательный – муж на свадьбе своей жены. Чудный сюжет. Вот поверьте мне, что сюжет об одновременно умирающих влюбленных возник не из того, что любят люди друг друга, а их растаскивали-растаскивали, растаскивали-растаскивали, они не выдержали и покончили жизнь самоубийством. Вы понимаете, это сюжет такой. А возник он не из этого. О, если б знали вы, из чего он возник… Ну ладно, узнаете еще. А муж на свадьбе своей жены? Ничего фантастического. Вот поженились люди, и его куда-то послали, далеко-далеко. И вот его нет и нет, нет и нет, и к ней начинают приставать. Выходи замуж, выходи, а то хуже будет. Она отказывается-отказывается, вертится-вертится… Одиссей, например. С Пенелопой была такая проблема. Двадцать лет женщину мяукали: выходи замуж и выходи. Она крутилась-крутилась, как могла. А он как вернется, как всем навернет! Между прочим, у нас былина такая есть «Добрыня Никитич». Расскажу! Это очень забавно. У восточных народов есть про это «Ашик-Кериб», у восточных народов есть про это «Алык-Манаш» и «Алкамыш». Вы думаете, это от того, что он уехал, его долго не было, к ней приставали, а он приехал? И навернул всем? И потом это все начали рассказывать? Кстати, в реальной жизни это все может быть. И, может, и было когда-то. НО. Не из этого сюжет возник. Я вам просто долго буду объяснять, из чего сюжеты возникали. Вам еще опротивеет, потому что я буду хищно и злобно подползать к известному сюжету. Про одного мужика, бедняжку, который был идеальным человеком и сыном прекрасного человека, великим государем, великим гражданином, прекраснейшим семьянином, вообще героем, великим царем. Но он без своей воли убил папу и женился на маме. Эдипом его зовут. И про одного хитренького дяденьку, у которого имя было как мое отчество, он просто делал вид, что он Зигмунд, который в хвост и в гриву использовал этого мужика, этого трагического героя. Разобъясню, как и этот сюжет возник. Но я опять далеко ушла, меня надо вгонять обратно. Знаете, видимо, где-то на третьей-четвертой лекции, мои лекции станут нормальными и линейными. Я как увидела две рогатины (имеется в виду штатив с видеокамерой) – у меня мозги поползли в сторону, и я начала это самое. Но ничего, я все это в порядок приведу. Так вот. Сначала мир на плоскости, да? Кстати, с любовью всегда связаны стрелы. И это я вам объясню. Вы обратили внимание? Ну постоянно. С одной стороны, Амур почему-то с луком. Ну ладно, сердце там болит, когда влюбляешься. Как будто в сердце ячейка для этого есть. Вы прекрасно знаете, что совсем другие центры. Ну, хотя бы, в голове. Но! Вы знаете, что есть такая русская народная замечательная сказка «Царевна-лягушка». Начинается она очень своеобразно. Было у царя три сына, да? Так вот, было приказано им очень интересно искать невесту. Если вы посмотрите – искали ли когда-нибудь где-нибудь так невесту – вам любой этнограф скажет: нет. Но многие этнографы вам разобъяснят, почему стрела. Разъясню, будет время. Ну вы знаете, это вообще картинка с выставки. Они стреляют, и кто стрелу подберет – а если такая «красотка» как я? А если вообще бабушка древняя? А если вообще, извините, лягушка? Он вынужден на ней жениться. Вообще, я представляю себе такую картинку: выстрелил старший царевич – и попала стрела на боярский двор. Скажем, стоит боярышня и семечки лузгает. Вообще, трудно. Семечки-то появились поздно. Ну, что-нибудь кушает. Жрет яблоко или репу боярышня. И вдруг в столб ворот впивается стрела. Боярышня смотрит, соображает, что стрела должна принадлежать царевичу, тихо радуется, жрать яблоко перестает и говорит: «О! Царевич! Хорошо, не в глаз». Он же вообще и пристрелить невесту мог. И действительно, брак связан с водными источниками. Кстати, тот же герой Шолохова, я имею в виду Григория Мелехова. Он видел эту Аксинью каждый день через плетень – ему не доходило, что это его женщина. А когда он увидел ее идущей от Дона с водой – он понял. Где пушкинский царевич Дмитрий встречается с Мариной? У фонтана. А уж многочисленные песни – всегда у реки. Ну, мы вернулись к Леандру и Геро. Вот Леандр переплывал к Геро вечером, а утром он обратно плыл. Однажды Геро ждала его, ждала, он не приплыл, она жутко обиделась. А когда была ясная погода, была такая видимость, что можно было посмотреть с материка, что он там на острове делает. Она посмотрела – его не было. Она посмотрела вниз, а он, оказывается, о скалы разбился. Там и лежит. И Геро, естественно, утопилась. Вы понимаете, вот водная преграда устойчиво, от Леандра и Геро и до героев Шолохова. Образ стрелы – вы знаете: Амур звенел колчаном ветхим И улыбался мне хитро… И так далее. Все это откуда-то взялось, все это имеет объяснение. Это связано как раз с делением мира. Мир делится, скажем, по реке. Кстати, брак был возможен только между людьми разных миров, а разные миры – это по разные стороны реки. И знакомились через реку, через ручей. Потому что со своими никакого брака быть не могло.
|
|
|