Лоуренс Норфолк Носорог для


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Лоуренс Норфолк "Носорог для Папы Римского"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лоуренс Норфолк «Носорог для Папы Римского»

Статья написана 17 апреля 2011 г. 18:51

Образчик постмодернового романа, которые так отлично обстебал Набоков задолго до («Героем романа был дуб. Роман был биографией дуба»). Пришла к выводу, что постмодерн как жанр — все-таки не мое, и Умберто Эко в данном случае исключение. А Норфолк должен понравиться тем, кому нравятся фильмы Феллини — все очень шумно, ярко, красочно, немного пошловато, с большой претензией, множество на первый взгляд никак не связанных друг с другом сюжетных линий, большинство деталей и сцен понятны весьма условно и только к самому концу осознаешь, как он все друг с другом связано. С одной стороны, связано весьма изящно, не могу не признать. Особенно учитывая, что это огромная работа с историческим материалом. Попробуй-ка свяжи далекий монастырь в холодной Дании (?), двор папы Александра VI, борьбу Португалии и Кастилии за заморские колонии и далекие африканские племена. Норфолку удалось сплести из всего этого практически связное сюжетное полотно. Впрочем, временами это все равно производит впечатление жуткой притянутости за уши, а в особо выдающиеся моменты кажется, что автор над тобой издевается.

Да, я вполне осознаю, что это, вероятно, признак моего дурного вкуса, но на протяжении ста страниц описывать некое плавание неких поданных потругальской короны, их взаимоотношения, интриги и тд. — и немедленно утопить их всех в следующей же части, не упомянув даже имен, имхо, немного слишком. Норфолк изобилует деталями и персонажами, не имеющими ни малейшего отношения к основной сюжетной линии. Более того, в каждой новой части центральными являются совершенно новое место и новые герои, описываемые так подробно, что начинаешь думать, что автор передумал писать про тех, предыдущих, и решил теперь про этих. Столь подробное описание, откровенно говоря, не слишком интересных персонажей и событий, которые к основному сюжету относятся по касательной, слегка утомляет. В итоге чтобы в целом описать стиль Норфолка, достаточно вспомнить прекрасное «Если бы Красную Шапочку написал Бальзак» («Эта дверь была сделана в середине 17 века неизвестным мастером... Он вырезал ее из модного в то время канадского дуба, придал ей классическую форму и повесил ее на железные петли, которые в свое время, может быть, и были хороши, но ужасно сейчас скрипели. На двери не было никаких орнаментов и узоров, только в правом нижнем углу виднелась одна царапина, о которой говорили, что ее сделал собственной шпорой Селестен де Шавард — фаворит Марии Антуанетты и двоюродный брат по материнской линии бабушкиного дедушки Красной Шапочки» — пруфлинк: http://kramtp.info/news/17/full/id=10612; ) — и умножить это на исторический контекст.

Похоже на Эко, но не то. Мне кажется, Норфолку не хватает двух важных вещей, чтобы равняться с Эко: чувства юмора и чувства меры. Множество моментов из Эко на самом деле уморительно смешные, как стилистически, так и сюжетно. У Норфолка скорее путаешься в бесконечных бальзакообразных периодах. Насчет чувства меры — имхо, если бы мест действия и героев было поменьше и они не были бы так хаотично разбросаны, роман бы только выиграл. Был бы более цельным, что ли. А так создается впечатление, что автор поставил себе цель написать нечто максимально сложное с точки зрения сюжета, при этом формально оставаясь в рамках исторической достоверности. Помнится, мы на истории решали такие задачки формата «как Богдан Хмельницкий мог быть знаком с кайзером Вильгельмом?» Как упражнение по истории и реконструкции — отлично, а вот как литературное произведение — гм.

Еще одна особенность — у Норфолка получилась фактически поэма без героя. То есть герой, конечно, имеется, и даже один на всю книгу, но на протяжении всех эпизодов его заслоняют куда более интересные второстепенные герои. В итоге получается, что никто толком не вызывает интереса или сочувствия. Ну приор, отец Йорг, разве что.

Событийный ряд прописан довольно забавно, особенно все сцены при дворе Папы. Если держать в уме исторические данные, то есть то, что именно там и тогда делалась судьбоносная «большая политика», невольно выискиваешь их в тексте — и не находишь, разве что некие мелкие отголоски. Все персонажи действуют исходя из того, что известно им, но не читателю, описывается множество третьестепенных сцен типа охоты за крысами на кухне, и хотя они вполне могли происходить в реальности, начинаешь «плавать» в повествовании, потому что создается ощущение, что самого простого и основного тебе не говорят. Это как «Портрет художника в юности» — там никто не рисует, точно так же как у Норфолка солдаты не воюют, монахи не служат, Папа не занимается политикой и тд. Я вполне осознаю, что это уже несколько избитый прием, но меня все равно разочаровывает. Эко в данном случае куда проще, к слову, — он говорит о том, о чем говорит. Обманчивость же Норфолка вполне описывается уже его заглавием: носорог действительно присутствует, даже два, но из них ноль живых и оба на дальнем плане.



Тэги: норфолк


223
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 19:29

цитата kerigma

Образчик постмодернового романа, которые так отлично обстебал Набоков задолго до («Героем романа был дуб. Роман был биографией дуба»).


Не совсем понял, что Вы подразумеваете по «постмодернистским романом», но эта шутка Набокова вообще относится к одной довольно интересной задумке Флобера (вот уже кто настоящий «постмодернист»), не думаю, что ее можно квалифицировать как стеб. Хотя тут есть очевидный намек на Finnegans Wake.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 19:37
Я лично ее квалифицирую как стеб, потому что, имхо, она отлично описывает подобные романы и это получается смешно)
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 19:44
Ну Набоков сам мечтал о таком романе, но уж больно ему нравилось заплетать сюжет.

цитата kerigma

подобные романы


Вы полагаете, что этого «Носорога» можно сравнить с Finnegans Wake (хотя бы из-за того, что к ним можно применить одну шутку)? Я просто к тому спрашиваю, что для меня это было бы интересной рекомендацией и поводом обратиться к Норфолку.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 19:49
Я не читала «Поминки», не знаю)
На самом деле, Эко — это самое близкое сравнение, правда, а дальше я уже придираюсь.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 19:53
Это все трудности конкретных рекомендаций — для меня Эко далеко не «постмодернист». Я так понял, что это по антуражу, обилию «умностей», намеков и прочего он напоминает?
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 20:00

цитата Kniga

Я так понял, что это по антуражу, обилию «умностей», намеков и прочего он напоминает?

Да. И по историчности, конечно.
Норфолк по форме и структуре по-другому пишет, и я иначе как постмодернизмом не могу это назвать, пожалуй.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2011 г. 20:06
Да, дурацкое слово: к чему не приложи — не ошибешься. ;-)

Ладно, зря я загорелся — бог с ним, с Норфолком


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 11:17
Никакого отношения к постмодернизму то, о чем Вы говорите, не имеет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 12:13
откуда Вы знаете, если сами не читали, интересно?


⇑ Наверх