Океан (Oceano), сериал, Италия, Испания, Венесуэла, 1989
***
В селе Плая-Бланка на острове Лансароте в семье обычного рыбака Педомо родилась необыкновенная девочка Айза. Слишком красивая и обладающая способностью успокаивать животных, завлекать рыбу, облегчать боль больных и отводить смерть. Её попытались изнасиловать, и брат, защищая, убил сына дона Кинтеро. Семейство Педомо бежит с острова на лодке, мечтая пересечь Атлантический океан и достичь Венесуэлы. Увы, дон Кинтеро посылает следом бывшего подчинённого, отставного сержанта Иностраного Легиона Сентено. Тот должен отомстить, убив всех, кроме убийцы сына дона Кинтеро…
***
Телесериал «Океан» снят в 1989 году режиссёром Руджеро Деодато по одноимённой трилогии Альберто Васкеса-Фигероа. Состоит из шести полуторачасовых серий, но в России после премьеры 1993 года его разделили, и в 95, 96 и 98 годах показывали уже в двенадцати частях. Адаптация романов была проведена бережно и с уважением к первоисточнику, но в итоге всё равно получилась совсем другая история.
У Васкеса-Фигероа земное противопоставлялось небесному, Р. Деодато упростил конфликт до прямого столкновения семейных ценностей с гордостью властьимущих. В оригинале герои прошли три круга испытаний со своим гонителем в каждом, а композиция экранизации линейна, и злодей в ней один. Также пришлось отказаться от множества колоритных персонажей с весьма занимательными биографиями и непростыми личными арками.
Сериал можно назвать самостоятельным произведением по мотивам. Он потерял магический реализм и почти всю фантастику, но стал гораздо понятнее и доступнее массовому зрителю. В частности, натурализм Васкеса-Фигероа ушёл почти полностью. Рейтинг 18+ остался, но лишь за счёт обнажённых женских тел, не всегда, правда, соответствующих общепринятой эстетике. Наконец, в суровый мир писателя ввели романтику и несколько любовных линий.
***
Пожалуй, основная идея сериала в том, что противостоять злу насилием нельзя. Каждый из семьи и друзей Педомо проходит через это искушение. Лишь провидица Айза знает, что творящий зло будет наказан вне зависимости от изначального мотива. Во всех бедах близких она винит себя: страх, слабость и отвращение, не давшие ей достойно принять ниспосланное испытание. Их соседка-вдова смогла смолчать ради других, а из-за неё пострадали все.
Отец и братья Айзы один за другим приходят к мысли сменить бегство на ответное нападение. К их мнению присоединяются другие персонажи, и даже мать колеблется в собственной правоте, устав сдерживать сыновей – но только не Айза. В итоге каждый из утративших чистоту так или иначе теряет любовь, а сохранившие находят. Страшнее же всего оказалась расплата Дамиана Сентено, оправдывающего свою неправедную службу честью и вознаграждением.
Что удивительно, при утверждаемом непротивлении злу насилием в мире «Океана» Р. Деодато нет и слова о христианстве и заповедях. Есть еретические и откровенно грешные священники, сокровища спрятаны в статуях святых, и висят кресты на стенах. Но сама Айза носит на груди не распятие, а индейский амулет, и не уходит от жизни в монастырь, а живёт среди людей и пробуждает добро даже в подонках. Более того, со временем она принимает и своё излишне красивое тело.
***
Инициатором пути насилия становится дон Кинтеро, не способный простить случайную гибель сына даже при наличии доказывающих его вину фактов. Он, его окружение и встречающиеся Сентено во время выполнения миссии люди противопоставлены мирному пути Айзы. Злодеи сильны, жестоки и упорны, но в экранизации почему-то всюду встречают ещё больших злодеев. Там, где Педомо получают понимание и помощь, их преследователям приходится конфликтовать.
Интересно, что каждому из ступивших на скользкую дорожку даётся шанс исправиться, искупить свою вину. Кто-то сходит с пути зла добровольно, едва осознав неправоту. Другие, испугавшись, соскакивают за миг до крушения, оставляя на откуп куски собственной души, плоти и крови. Лишь наёмный легионер, как падший рыцарь, бесстрашно идёт до конца, навстречу сонму личных демонов. Он побеждает, но какой ценой?
Именно Дамиан Сентено становится вторым по значимости героем сериала. То, что путь его тёмен и тернист, лишь добавляет ему обаяния. Айза – маленькая девочка в теле женщины с фигурой куклы Барби, она не от мира сего. Сентено – солдат, отслуживший двадцать восемь лет и не получивший взамен ничего. Он почему-то напоминает Санчо Пансу, давшего клятву верности отнюдь не безобидному Дону Кихоту. Он понятен, и его по-человечески жаль.
***
В целом сериал «Океан» оставляет приятное впечатление. Его повествование неторопливо и неспешно. Здесь есть место и приключениям, и отдыху, и разговорам. Панорамные съёмки природы прекрасны, хотя сейчас уже частично потеряли экзотичность из-за множества туристических передач по типу «Орла и решки». Обнажённая натура и эротика присутствуют, и в основном в сценах задействованы красивые люди.
Если сравнивать экранизацию с романами, претензий будет очень много, и потому не стоит даже начинать. Увы, кое-что явно выбивается из общей стилистики сериала, и от этого коробит. К примеру, взбалмошность и внешность Терезы, подружки Аструбала, была бы к месту в какой-нибудь французской комедии про Революцию. Кузен Селесты Баез и его окружение играют фарс столь откровенно, что тошно становится: сплошные дураки, титьки и свиньи.
Формально сериал заявлен как приключенческая драма, по сути является роуд-муви. Один мир, одна дорога в нём и два пути: тёмный Сентено и светлый Айзы. Она убегает, он догоняет, и каждый по-своему боится встречи. Канарские острова, Атлантический океан, трущобы Каракаса, льянос Венесуэлы, широкая Ориноко и джунгли Гайаны. Айза порхает, как фея, и даже пеньки и коряги от её прикосновения расцветают. Сентено прёт кабаном следом. Она слаба, он силён – кто победит при встрече?
Производство Hammer Films (Hammer Film Production)
В двух словах. Когда делят сгущенку, друзей родственников нет. Есть только конкуренты. А здесь куш повкусней — 600 тысяч фунтов стерлингов. Поэтому в ход идут самые грязные приемы, которые, правда, не всегда срабатывают.
Экранизация романа Джозефин Тэй "Мистификация". Студия приобрела права на популярный роман задолго до выхода фильм, в 1954. Но несколько вариантов сценария были отвергнуты. Джимми Сангстер (в будущем один из основных сценаристов "Хаммера") был приглашен для "окинуть свежим взглядом". Его сценарий ближе к "Психо" Хичкока и "Дьяволицам" Клузо, чем к традиционному ужасу, тем более, традиционному ужасу 50-х.
Джон и Мери Эщби, богатые супруги из провинции, погибли в автокатастрофе в 1950. У них осталось трое детей, за которыми присматривает тетушка Харриет.
Их сын Энтони покончил с собой, прыгнув в море со скалы в 1953.
1961 год. Элеонора видит время от времени призрак погибшего брата. Но ее и так многие считают сумасшедшей.
Саймон редкостная и мерзопакостная скотина, который стремиться спровадить сестру в психушку навсегда.
Он сорит деньгами и любит выпить.
А адвокат не желает выдавать ему больше денег, чем оговорено. Наследство — 600 тысяч фунтов.
Через три недели Саймон станет совершеннолетним и сможет распоряжаться семейными деньгами (пока это делает адвокат). А если сестру признают сумасшедшей, то и ее долей наследства.
Саймон угрожал адвокату, что устроит аудит управления наследством (сколько ты украл за последние 10 лет).
Саймон говорит сыну адвоката "Твой отец слишком честен, но ты другое дело. Думаю, ты уже украл пару тысяч из моего наследства".
Появляется Тони, он спасает Элеанору, которая пыталась покончить с собой.
Тетя Хэрриет в возвращение Тони не поверила, она считает появившегося парня самозванцем. Это действительно самозванец, а причина аферы — наследство в 600 тысяч фунтов.
И несколько человек в поместье твердо знают, что Тони не может вернуться.
Актерский состав. Снял картину культовый режиссер студии "Хаммер" Фредди Фрэнсис, один из тех, кто создал славу британскому готическому ужасу в 60-х. Этот фильм, правда, совсем другая разновидность ужаса.
В фильсе снялись звезды и известные актеры Джанет Скотт (Элеонора) ("Старый страшный дом", "Елена Троянская", "День триффидов", "Школа для негодяев"), Оливер Рид (Саймон), кузина Лоуренса Оливье Шейла Бюррелл (тетушка Харриет) ("Черная орхидея", "Десперадос"), кавалер Ордена Британской империи Морис Дэнем (адвокат Джон Коссет)(Он часто играл полицейских) ("Легкие деньги", "Оливер Твист", "23 шага до Бейкер-стрит"), уроженец Парижа Александр Дэвион (самозванец) ("Чума зомби", "Долина кукол", "Ладан для проклятого", "Путь Гидеона"), Гарольд Лэнг (тип в орме боевого пилота) ("Пак и муха", "Возвращение Святого", "Эксперимент Куотермасса", "Дом ужасов доктора Террора"), Арнольд Даймонд (посетитель паба) ("Месть Франкенштейна", "Хозяева Венеры", "Шпион с холодным носом", "Кукла на цепи"), звезда британского кино 20-х шотландец Джон Стюарт (Уильямс) (он снимался в трех фильмах Альфреда Хичкока).
Почему смотреть стоит (плюсы). Напряженный психологический триллер с интересным сюжетом и хорошей игрой актеров.
Оливеру Риду часто удавались роли опасных безумцев.
Фредди Фрэнсис до того, как стать режиссеров, был известным оператором. В этой его ленте многое очень стильно снято. При этом постепенно передается зрителю атмосфера зыбкости, неясности творящегося в странном доме. Только сделаешь выводы, а ситуация уже изменилась, и все совсем не так , как казалось.
Сценарии лучших психотриллеров "Хаммер" (в том числе и этот) написал Джимми Сангстер
Почему смотреть не стоит (минусы). Если вы не поклонник "Хаммер" смотреть не стоит.
Если вы любите точные экранизации смотреть не стоит. Это фильм сильно по мотивам. Главное в книге — попытка добраться до чужого наследства. Главное в фильме — личные психозы и фобии многих участников этой запутанной драмы.
Поклонникам традиционных ужасов, даже ужасов студии "Хаммер" нужно понимать, что это не обычный ужастик. Действие никуда не торопится. И вдруг бах семейная драма больно бьет по нервам.
Итог. Хороший образец психологического ужастика от культовой студии "Хаммер". В проекте поработали многие легенды этой студии, а Оливер Рид — просто образец циничного негодяя, да еще с тяжелыми психологическими проблемами.
О создателях. Сценарий написал Джимми Сангстер.
Оператор Артур Грант, в 60-е один из ведущих операторов студии "Хаммер".
Тэги. 1963, Великобретания, Джозефин Тей, студия "Хаммер", психотроник фильм, культовый фильм, психотриллер, психопат, наследство, самозванец
О романе и его авторе. Джозефина Тей (Josephine Tey) под этим псевдонимом писала детективы шотландская писательница и сценаристка Элизабет Макинтош (Elisabeth McIntosh) (25 июля 1896, Инвернесс — 13 февраля 1952, Лондон). Драмы на исторические и библейские темы писала под псевдонимом Девиот Гордон.
Автор цикла романов об инспекторе Алане Гранте.
Brat Farrar (Мистификация) Криминальный роман, частично основанный на нашумевшем в викторианской Англии деле Тичборна, вышел в 1949.
Роман переиздавался и переводился на разные языки.
Впервые на русском был издан в 1993 в Ижевске.
В 2003 журнал был напечатан в журнале "Смена".
В 2011 его издало издательства АСТ (Серия "Английский детектив — лучшее"), в 2014 — АСТ в серии "Классика детектива".
Эдгин Дарвис повидал в жизни всякое. Даже был членом благородной организации Арфистов.
Но потом жизненные обстоятельства привели его в ряды воров. А следом в холодную тюрьму на далеком севере.
Теперь Эдигну и его напарнице-варварше с нужно выбраться на свободу. Вернуть дочь, а также уникальный артефакт ставший причиной их заключения.
И, похоже, помешать злокозненным Красным волшебникам, стремящимся уничтожить все живое.
Попыток экранизации жутко популярной настольной ролевой игры D&D было несколько. Ни одна из них не снискала ни одобрения фанатов, ни благосклонности критиков.
И вот новая версия.
Гораздо более вменяемая. Перед нами удачное комедийное фентези, не требующее знакомства с оригинальной игрой.
В первую очередь обращаешь внимание на милый, легкий, раздолбайский стиль картины, возможно вдохновленный Стражами. Герои подходят к проблемам с юмором, даже рефлексируют и страдают иронично. За исключением некромантки, остальные персонажи похожи на живых людей, а не на картонные образы из игры. Даже железобетонный паладин, в конце концов, позволяет себе улыбку.
Хватает на удивление удачных шуток и стебных моментов, типа «мы же вас оправдали», «это было обидно», супруга Хольги или «пятивопросного» поднятия мертвецов.
Протагонисты в большинстве своем радуют. Сперва о команде Дарвиса.
Эдгин (Пайн). Бард-неудачник, попробовавший путь защиты угнетенных, но вследствие собственного «косяка» и не вовремя проснувшейся жадности вынужденный стать на криминальную дорожку. Планировщик краж, считающий себя интеллектуальным человеком – как оказывается, зря. Хороший человек, во время преступлений изо всех сил старающийся не причинять вреда. Средний боец, не фанат силовых решений, иногда способный вовремя нанести удар.
Хольга (Родригес). Варварка, как раз отвечающая в команде за боевое взаимодействие с противником. У которой лучше всего выходит сражаться подручными предметами, чем личным оружием. Родригес средняя лицедейка, но в этом образе смотрится гармонично.
Дорик(Лиллис). Тифлинг (человек с примесью демонической крови). Друид, обращающийся кого угодно. «Дикий облик» Лиллис дарит нам немало динамичных сцен, в частности одну из самых напряженных с побегом из Невервинтера.
Саймон (Смит). Маг (точнее sorcerer – колдун/чародей)-полуэльф. Слабый волшебник, резко становящийся лучше в случае опасности.
Паладин Зенк (Пейдж). Высокопарный, светлый носитель справедливости, защитник обездоленных, не понимающий иронии с иносказаниями. Зато как он мечом машет!
Вдобавок в третьестепенной роли полурослика мелькает никто иной как Купер.
Теперь об антагонистах.
Фордж (Грант ) обаятельный мерзавец-мошенник. Беспринципный, сребролюбивый обманщик с сияющей улыбкой. Образ в последнее время привычный для Гранта, но чувствует он себя в нем как рыба в воде.
Софина (Дэйзи ). Красная волшебница, некромантка, собирающаяся «очистить мир от живой мерзости». С логикой у этих ребят не все ладно. Бог с ним с желанием править одними зомбями – должность обязывает. Но с какого перепугу они столь благородно держат слово данное пешке? (ситуация с кораблем: плыви — мол с богом), или отправление на арену вместо казни? Вы сами себе проблемы создаете?
Персонажи недурно прописаны, обладают каким-никаким шлейфом роли. Раскрываются перед зрителем не только собственными действиями, но и благодаря уместным флеш-бекам.
Во вторую радует локация картины.
Снежная тюрьма. Эпичный Невервинтер. Царство лесных эльфов. Подземье.
Исландия с Ирландией в очередной подтвердили свою «природную» репутацию. Ну и компьютерщики не подвели. 150 лимонов бюджета потрачены не зря.
Картинка хороша. Адекватно показанные магические воздействия. Щиты, остановка времени, забавы с гравитацией, противостояние рук, превращения друида. Шикарный совомедведь, подземный жердяй-дракон, милые киски на арене (почему никто не сказал кис-кис, и не почесал за ушком?)
Отличная динамика поединков, тут выделяется Хольга и паладин. Игры Солнцеворота с задорной беготней по лабиринту.
Имеется даже сложный моральный выбор в финале (ожидаемый, но все же), с соломкой, подстеленной постановщиками (я о теории, что «план Жизнь лишь одна из многих, и вернуть прежнюю жизнь, означает лишить новой»).
Да, сценарий штампованный, мир раскрыт слабо, нового Средиземья из него не вышло. Игровых условностей хватает. Расстояния едва обозначены. Артефакты на любой случай жизни. Магия, вроде как, не способна на что угодно, но без не никак. Но это все-таки D&D!
На Disney+ завершился третий сезон «Мандалорца», который пару лет назад выступил флагманом новой эпохи «Звёздных войн» на ТВ. Однако рост числа проектов вселенной для стримингового сервиса, судя по всему, негативно сказался на фокусе авторов центрального сериала.
Страшная сказка, окутанная туманом, или Безголовое зло
1799. Нью-йоркский констебль Икабот Крейн был настоящим поборником прогресса и современных научных методов в расследовании преступлений. Вот только консервативное начальство не ценило продвинутого сотрудника.
Отправив его расследовать странные преступления в отдаленном поселении Сонная лощина. Где нашли уже три обезглавленных трупа, а местные жители во весь голос поминали всадника без головы, вернувшегося из врат Ада.
Вольная интерпретация новеллы Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» вовсю эксплуатирует густой туман, осенний лес, готичную атмосферу и молодого Деппа, который тут, как для своих ранних работ, на диво много гримасничает.
Вышло антуражно, с некоторой долей иронии, и разнообразием поджанров, толкающихся локтями за зрительское внимание.
Перед нами не совсем детектив. Расследование, безусловно, присутствует, но откровенно теряется за готичным обрамлением. На лавры никого из великих сыщиков Крейн не претендует, несмотря на все стремление к передовым инструментам полицейской науки. Так, плывет по течению, подмечая очевидное и заторможено соображая. Тем паче, что серьезных кандидатов на роль главгада у нас не сады.
Не совсем ужастик-хоррор. При всех попытках «нагнать жути», смотрится происходящее комиксно-карикатурно. Всерьез переживать за героев не получается.
Не совсем фентези. Есть фантэлемент, серьезно влияющий на сюжет, есть элементы колдовства (или нет?), но без «высокого штиля» создатели ленты обошлись, склоняясь скорее к сказочной подаче материала (все помнят, что сказки тех времен, аж никак не истории для малышей на ночь).
Не совсем триллер. Напряжение и «трепет» присутствует, но по саспенсу Лощина серьезно не дотягивает ни до Призраков ни до Места.
И аж никак не серьезная драма. А некий винегрет из всех вышеописанных элементов. Еще и с комедийными вкраплениями, за которые отвечает Уокен с шевелюрой, зубками и глазками, а также манеры и приблуды Деппа.
Больше всего внимания Бёртон уделяет атмосфере. Она, как почти всегда, вышла у него неплохо.
Давящие тучи, сумрачная погода, без единого проблеска солнца. Осенний, голый лес с сумрачными стволами. Гнетущая музыка. Вечный надоедливый туман (с этим компонентом Тим несколько переборщил). Инфернальное дерево мертвых. Вуалистая ведьма.
Обстановка Сонной лощины. Кладбище, первым встречающее приезжих. Неприветливые горожане, закрывающие ставни при приближении незнакомцев. Вышка, окружена частоколом, на которой караулят хмурые мужики с ружьями.
Добавляют перчику в блюдо костюмы, декорации, строения (дизайн и работа художника-постановщика собрала немало призов и номинаций) и прочий антураж конца 18 века.
Хочется отметить темпоритм ленты, чередующий плавные элементы, подчеркивающие обстановку темной сказки, с динамичными, взрывающимися бешеной скачкой, погонями и рукопашной. Причем, нередко эти два подхода монтируются в одной сцене. Мастерство не пропьешь.
Некоторое время мы, глядя на мир глазами прогрессивного констебля, можем себе позволить свысока относиться к предубеждениям забитых аборигенов Лощины. Однако в этом блаженном состоянии мы остаемся недолго. Достаточно скоро мистика властно вторгается в жизнь героев, не оставляя сомнений в своем существовании. «У зла много масок».
Заставляя нашего передового копа о многом задуматься.
Работа Джонни Деппа в этой ленте оставила противоречивое впечатление. Манерный, лощеный, неуклюжий, брезгливый юноша, боящийся пауков, слабо воспринимающий обезглавленных жертв (хотя к утопленникам отношение нормальное, да и вскрытие проводит без проблем). Парень с тяжелым прошлым и серьезной детской психотравмой, не желающий вспоминать былое. Самоуверенный позер («все в порядке я уже здесь!»). Искренне верящий в научный прогресс. Защищающий здравый смысл и правосудие, изобретающий различные устройства для криминалистики. Столкнувшийся с неведомым, достаточно быстро сумевший перестроить собственное мировосприятие.
Вроде и образ неплохой, но Депп злоупотребляет манерностью и гримасами, создавая изрядно фриковый персонаж, более привычный по его поздним работам. Видать это была проба пера.
Вторым главным образом картины стала юная Катрина (Риччи). Нежный ангелок, то ли всерьез, то ли в шутку заигрывающий с волшебством. Милое дитя, способное как на решительные действия, так и на обморок.
Ее мачеха Мэри (Ричардсон). Дама средних лет, сохранившая изрядную долю привлекательности и шарма.
Отец Балтус ван Тассель (Гэмбон). Самый важный горожанин. Гостеприимный хозяин (до определенного момента), лидер лучших людей Сонной Лощины, возглавляющий местный истеблишмент в лице доктора, священника, нотариуса и судьи.
Ухажер Бром (Ван Дин). Пылкий юноша, не чуждый дурным шуткам и безрассудным поступкам.
Гессенец (Уокен). Как я уже сказал с фарсовой злодейскостью постановщики перебрали, превратив потенциально жутковатый образ в изрядно комедийный.
Эрго. Страшная сказка для взрослых с качественной атмосферой и жуткой мешаниной поджанров.
В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Кристофер Уокен, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Кристофер Ли, Ричард Гриффитс, Иэн МакДайармид, Майкл Гоф, Лиза Мари