В ролях Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен, Кристофер МакДональд, Стивен Тоболовски, Брэд Питт, Тимоти Кархарт
Криминальная драма
Оценка 7.5 (137 657) Моя оценка 8 (отлично)
Производство Pathé Entertainment (presents), Percy Main, Star Partners III Ltd.(in association with)
В двух словах. Две подруги решили отдохнуть от мрачных будней. Но поездка превратилась в героический поединок с миром и сделало подруг главными героинями Голливуда 90-х.
Фильм номинировался на Оскар в шести категориях. Келли Хури получила Оскар за лучший оригинальный сценарий.
Сценаристка Келли Хури хотела сама снять фильм, но им заинтересовался Ридли Скотт. За ним в проект потянулись звезды.
Шер отказалась играть Тельму. Джордж Клуни был очень настойчив — он хотел сыграть Джея Ди (ворюгу, любовника Тельмы). Однако режиссер предпочел ему неизвестного тогда Брэда Питта (Джей Ди — дебют будущей суперзвезды)
Хури хотела, чтобы главные роли сыграли Холли Хантер и Френсис Макдорманд. Ридли Скотт — Мишель Пфайфер и Джоди Фостер. В фильме могли принять участие Мерил Стрип и Голди Хоун.
Это был первый сценарий Келли Хури и она стала первой женщиной, которая получила Оскар за лучший сценарий без партнеров, с 1932 года (то есть, впервые с 1932 года премию получил сценарий, написанный одной женщиной).
Живут в глубинке две подруги. Тельма — жена вечно занятого и очень важного торговца коврами. Луиза — официантка в кафе. Собрались они как-то уехать на уик-энд, отдохнуть в горах.
По дороге их черт занес в придорожную забегаловку. Какой-то местный собрался изнасиловать Тельму и девки его убили.
"Если официантки не знают людей, то никто не знает".
Теперь им приходится скрываться и попытаться прорваться в Мексику.
Все было бы неплохо, если бы Тельма не была стопроцентной идиоткой.
Такой прорыв к свободе и смерти не мог не закончится трагически.
Актерский состав. Снял картину мастер остросюжетного кино Ридли Скотт.
В фильме снялись суперзвезды, звезды и известные актеры Сьюзен Сарандон (Луиза Сойер), Джина Дэвис (Тельма Дикинсон), Харви Кейтель (детектив Слокамб, пытавшийся помочь героиням), Майкл Мэдсен (Джимми, жених Луизы), Кристофер Макдональд (ублюдистый муж Тельмы) ("Скорость падения", "Реквием по мечте"), Стивен Тоболовски (агент ФБР Макс), Брэд Питт (Джей Ди), Тимоти Кархарт (Харлан) ("Охотники за привидениями", "Розовый кадиллак", "Полицейский из Беверли-Хиллс 3", "Кендимен 2"), Люсинда Дженни (официантка) ("Худеющий", "Человек дождя", "Человек-мотылек"),
Почему смотреть стоит (плюсы). Мастер-класс от Ридли Скотта, снявшего великолепный роуд-муви с соблюдением традиций. Но в роли беспечных ездоков две женщины, которые хотели отдохнуть от рутины, но покончили со своей прежней жизнью.
Ридли Скотт снял замечательное кино, традиционное и необычное одновременно.
Фильм стал культовым. Героини запомнились и даже в определенной мере стали символом борьбы против тирании мужчин.
В финале могла бы сыграть песня "Короля и Шута" "Разбежавшись прыгну со скалы" (в данном случае, разогнавшись) (одна из самых знаменитых сцен последнего полета на автомобиле в истории мирового кино).
Отличная музыка Ганса Циммера.
Почему смотреть не стоит (минусы). Некоторые критики усматривают тут исключительно феминисткий посыл и даже лесбиянство (чего и в помине нет. Наоборот, многие неприятности у пары подруг из-за того, что Тельму тянет на постельные подвиги чуть не с первым встречным). Поэтому ярым адептам мачизма может сильно не понравиться.
Итог. Фильм включен в Criterion Collection, что говорит о его значимости. И о том. что он снят на исключительно высоком уровне (практически, во всех отношениях).
Критик считают, Келли Хури и Ридли Скотт переписали правила роуд-муви и создали один из лучших фильмов о женской дружбе, современный феминисткий вестерн.
Сценарий Хури теперь именуют феминистской классикой криминальных историй.
Новаторский роуд-муви, вошедший в историю кино и постоянно включаемый в списки лучшего, самого важного, обязательного к просмотру, главных феминистских фильмов, лучших фильмов Ридли Скотта, лучших фильмов 1991 года и вообще 90-х.
В 1991 журнал Time посвятил фильму большую статью и украсил фотографией героинь обложку.
Мощный фильм о стремлении к свободе, иногда ценой жизни, о необходимости самоуважения.
Прекрасные роли Сьюзен Сарандон, Харви Кейтеля и Джины Дэвис. Майкл Мэдсен в ко то веки сыграл приличного человека.
В 2000 году британский фильм институт выпустил книгу о фильме в серии "Современная классика". Редкий случай, когда фильм понравился и зрителям, и критикам. Интересно, что каждый может найти в "Тельме и Луизе" что-то свое (как в положительном, так и в отрицательном смысле).
О создателях. Это первая сценарная работа Келли Хури, которая до того работала в музыкальном бизнесе. Первая и лучшая (шедевры нельзя клепать по заказу).
Продюсеры Келли Хури, Ридли Скотт, Мими Полк Гритлин ("1492: Завоевание рая". "Белый шквал") и Дин О`Брайан ("Стальные магнолии").
Добрался до сериала после того как посмотрел отзыв Диденко.
Прочитал книгу-первоисточник, "Библиотекарь" М. Елизарова.
Довольно сложные впечатления...
Завязка и фантастическое допущение описаны почти во всех рецензиях: есть некие книги, напечатанные в Союзе, и если такую книгу прочитать — целиком и внимательно — получаешь силу. Или ярость. Или память. Или радость.
Сами по себе книги это посредственное творчество рядового советского автора, про трудовые подвиги и боевые свершения. По рукам ходят шесть типов книг, это издания разных повестей писателя Громова. И все ищут седьмую, книгу Смысла, потому что кто-то её даже читал, но теперь не помнит.
Вокруг книг складываются секты-читальни, они конкурируют между собой, иногда мирно, иногда в открытых стычках. Государство 90-х всех этих читален не замечает, потому как в них собираются весьма специфические люди, да и возможности — со всей Яростью и Памятью — приходят к человеку буквально на несколько часов.
Люди, которые составляют контингент читателей, они где-то посередине между отверженными и избранными. Идет распад советского общества, и людям, которые случайно дочитывают книгу до конца, сподручнее вербовать последователей среди своих. Вчерашние интеллигенты оказываются без пропитания, но вдруг получают смысл жизни. Афганцы. Часть заключенных. Одинокие. Люди объединяются, потому что память позволяет очиститься, а сила защититься, только ведь кто-то должен быть сильным именно в эту секунду, требуются часовые-дежурные.
Но сильнее всего книги действуют на тех, у кого совсем не осталось своей души, на пустые сосуды. Старухи в одной из богаделен-лечебниц постоянно подпитывались книгами, и составили самую дисциплинированную, но и самую страшную читальню...
*
А дальше идет вполне традиционно: сын одного из ярких деятелей подпольного сообщества — рос и ничего не знал о деяниях отца. И вот отец в могиле, у сына на руках полученное от него письмо и Вяземцев-младший отправляется в соседний город, продавать полученную по наследству квартиру.
Деньги нужны для получения визы в США.
Но через пару дней он уже дерется с конкурирующей читальней.
Парень втянулся.
Весь остальной сюжет построен не столько на личных противоречиях персонажей (хотя они есть), сколько на противоречия сакрального и профанного.
По первой своей природе книги — чудо. Это воплощение советского невозможного проекта, это послание от поколения, победившего смерть, своим потомкам. И каждый раз, когда человек заканчивает читать книгу, происходит единение его души с одним из качеств того времени. Тут очень важно, что книги ведь малоталантливые, скучные, во многом вторичные: чудо всегда больше того носителя, на который опирается. Книги работают ключами, потому что они настолько стереотипные для своего времени, что воплощают его дух;
Однако природа общества вокруг совершенно изменилась, поколение другое, люди дерутся за власть и деньги. Потому постепенно исчезает запрет на использование огнестрельного оружия в разборках читален, есть попытки монополизировать чтение книг, создать единую структуру, которая просто будет использовать интересный эффект в чисто корыстных целях.
Поэтому герой проходит несколько этапов развития и несколько уровней интриги: то он паникующий посторонний, то яростный неофит, то стремиться наказать предателей, то победить в конфликте.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но в итоге книга Смысла ставит его перед необходимостью стать чтецом всех книг, чтобы постоянно создавать над страной, полученной в наследство непутевым поколением, защитный купол. Вяземцев изменяется, у этой перемены вполне прозрачная библейская аналогия — преображение на горе Фавор. Отныне в секретном туннеле Вяземцев будет теперь всегда читать эти строки, чтобы защищать свою Отчизну...
*
Если убрать советские мотивы, то основой сериала выступает отчасти религиозный боевик (тут выбор прототипов очень широк), отчасти городское фентази, вроде "Потерянной комнаты" (сериал, 2006). Образ некоего подполья, которые существует чуть в стороне от обычных граждан, разделилось на фракции и воюет, уже само не очень понимая за что — это образ богатый, позволяет много чего показать, но его уже раскрывались в десятках произведений.
Критика Диденко (мол, персонажи второго плана не имеют никаких маркеров развития) с моей точки зрения явно преувеличена и, скорее, следствие его разочарования — после лобовой, яркой завязки первой серии, с легко читаемой моралью, вдруг выясняется, что история будет не только о тщете долларов, но и о проблемах... Персонажи второго плана вполне трансформируются: постепенно лепится образ антагониста: от серого, нейтрального судьи до мелкого тирана, пожранного изнутри жаждой власти. В несколько приемов раскрывается природа Селивановой — от временного, переходного руководителя до фанатически ожидающей своего мессию верующей, а потом этот фанатизм исчезает, как по мановению волшебной палочки, потому что книга памяти позволяет вспомнить её единственную настоящую любовь. И актеры играют на таком уровне, что мне, как зрителю, понятны характеры персонажей. Если недостаточно самой игры актеров, то флэшбеки из историй читален позволяют увидеть, как менялись люди после чтения книг.
Сюжет развивается: есть постоянно вскрытие новых уровней интриги, что дает резкие повороты и переплетение сюжетных линий.
Да, конечно, часть этих поворотов в сериале вполне предсказуема и машинка этого зрелища построена по традиционным схемам: как молодого Вяземцева уговаривают-втягивают в дело, выход на первую схватку, выход на финальное противостояние — где-то тут надо цитировать "Тысячеликого героя" и еще парочку книг по сценарному делу. Киношные драматические штампы выдерживают от и до: поэтому, например, к финальной схватке любимая девушка протагониста должна погибнуть (он ведь уйдет в туннель навсегда), но в кадре есть девушка, которая остается предпоследней из читальни широнинцев, и именно её, единственную, он успевает спасти после своего преображения (потому что очень красиво, когда побеждающий протагонист в последний момент может остановить антагониста). Именно для этого Вяземцеву и обеспечиваю любовный треугольник, чтобы в наличии было две девушки :) Последовательно размениваются второплановые фигуры позитивных и негативных персонажей. И даже запрет на употребление огнестрельного оружия выглядит как подражание Голливуду (хотя прописан в первоисточнике), потому что с пистолетами и автоматами никакая книга Ярости не помогала бы: читальни уничтожили бы друг друга за несколько месяцев первой большой войны, а для драматизма нужны схватки, да еще с приличной массовкой.
Еще от современного кино взята операторская работа. Множество ракурсов съемки, приемов постановки света, закрепления камеры на оружии, соотношение динамических и статичных кадров, общих и крупных планов...
*
Но если учитывать мотивы советской сакральности, то в сериале есть над чем подумать. На экране один из вариантов осмысления ушедшей эпохи. Совсем другой мир, в котором у людей была иная мотивация. Сейчас она непонятна, и осознать её в полном объеме не получается — книга Смысла отнимает память. Люди заглядывают в прошлое, вынимают из него кусочки, как слепые из индийской сказки, описывающие слона.
Умильного любования прошлым тоже нет. Сериал не "агитка бедного Демьяна". Советское общество разложилось, и все, буквально все персонажи несут на себе следы неудачи большого советского проекта.
Тогда что же там сакрального?
Как можно отделить советскую эстетику от идеологии, так можно отделить порыв людей той эпохи от удачного или неудачного идеологического замысла. Порыв людей лишен личного выражения, и когда читатели "причащаются" книгами, они обращаются к чему-то предельно среднему и безликому. В сериале не молятся на Сталина или там Чкалова, не вешают на стены карты СССР, не носят партбилеты в карманах. И даже обращение "товарищи" — это просто отзвук правил хорошего тона прошлой эпохи, в большинстве читален слово уже вышло из обихода.
Сериал пытается работать с формированием традиции. Порыв и усилие военного поколения очищается от идеологии и предстает моральным ориентиром, получившим еще и мистическую поддержку. Настоящие память, ярость, замысел, терпение, власть — то, что доступно любому. И получить их можно через обращение к памяти и переживаниям поколения, совершившего величайший подвиг.
Если смотреть "Библиотекаря" как совершенно отдельное произведение, то виден "День святого Йоргена" наоборот. Где советская власть смеялась над христианством, сейчас используется наработки околореглигиозного кино, чтобы сакрализировать советскую эпоху.
*
А хорош ли сериал в качестве экранизации?
Как бы не ругали сценаристов и режиссера, они неплохо поработали. Исходный текст написан под сильным, очевиднейшим влиянием книг Проханова. Роман "Библиотекарь" предельно не кинематографичен. Длинная экспозиция, в которой рассказывается история возникновения читален. Несколько сумбурная середина, которая заполнена описанием различных мер конспирации и завершается большим сражением, победой старух. И длинный финал, в котором герой не добровольно становится чтецом советского псалтыря, но попадает в плен к старухам, и те заточают его в подвал, чтобы там он читал книги постоянно.
Стал искрой, неугасимой лампадой, которая своим светом творит щит Родины.
Текст Елизарова лишен голливудской сериальной структуры, но есть в нем некое дополнительное измерение: читатели магических книг получают не только светлые стороны прошлого. Темнота никуда не исчезает, поэтому в читальне сумасшедших старух вполне себе интриги, под стать Политбюро. Потому жестокость. Плюс удушающая секретность, которая превращается в сектанство: из всех причастных громовских текстов ни один не прочел книгу радости по радио.
"Магический реализм" с упором на последнее слово.
Поэтому авторы сценария намерено делали сериал более легким, без лишней чернухи. Смогли найти баланс между чтением отрывков текста (они должна давать ощущение тайны) и диалогами персонажей. Убрали слишком узнаваемую поэзию. И как следует поработали с декорациями.
*
Итог: советский "магический реализм" — это очень большое искушение для киноделов. Эстетика другой эпохи, люди с другими характерами и некая тайна. Авторы книг уже многие сюжеты превратили в истертые пятаки. Обращаются больше к сталинской эпохе, прямо к войне, про "хорошее тридцатилетие" вспоминают куда меньше. Обычно получается откровенный мусор и отбраковка.
Тут смогли создать сериал, в котором оригинальная идея выражена через максимально шаблонную структуру сюжета.
Производство American Cinema Productions, Larco Productions, Pellepont Investment Company (единственный фильм компании), Solofilm (в активе компании 3 фильма, в том числе "Вторжение похитителей тел").
Экранизация романа Микки Спиллейна (по нему в 1953 году был снят фильм). Сценарий написал знаменитый режиссер Ларри Коэн, автор культовых фильмов ужасов. Поначалу он и снимал картину, но был заменен после недели съемок, когда "бюджет вышел из-под контроля". Коэн утверждал, что выразил опасения "у продюсеров заканчиваются деньгм", после чего его уволили.
В мрачной квартирке застрелен однорукий частный детектив Джек Уильямс. Убийство бы сошло негодяям с рук, если бы не одно обстоятельство – он был другом и даже спас жизнь Майка Хаммера, того самого Майка Хаммера.
Майк движется по следу, несмотря на то, что в деле замешаны спецслужбы.
Он всех найдет и со всеми разберется.
Актерский состав. Снял фильм телевизионный режиссер Ричард Хеффрон ("Север и Юг", "Французская революция", "Дочье Рокфорда", "Мир будущего").
Арманд Ассанте – шикарный Майк Хаммер, именно герой книг Спиллейна. Стейси Кич – хорош, но недостаточно жесток. Ральф Микер – вообще не герой книг Спиллейна, его трактовка образа кардинально отличается.
Ассанте – идеальное воплощение подлого, циничного, жестокого, но своеобразно благородного борца за справедливость, идеальной машины для уничтожения врагов.
В фильме снялись звезды и известные актеры Барбара Каррера (доктор Шарлотта Беннетт), канадка Лорен Лэндон (Вельда)("Восход полной Луны", "Аэроплан 2", "Маньяк-полицейский"), свн евреев-эмигрантов из России Алан Кинг (Чарлз Калецки) ("Магнитофонные ленты Андерсона", "Автора! Автора!", "Кошачий глаз", "Час пик 2"), Джеффри Льюис (Джо Батлер) ("Великий Уолдо Пеппер", "Возвращение человека по прозвищу Конь", "Танго и Кэш", "Газонокосильщик", "Мэверик"), Пол Сорвино (детектив Пэт Чемберс), Джадсон Скотт ("Секретные материалы", "Звездный путь"), известная актриса телесериалов Джулия Бэрр (Норма Чайлдс).
Замечание. Майк Хаммер, Филипп Марлоу и Лью Арчер — мои любимые частные детективы. Говоря о фильмах и книгах о них, я могу быть сильно необъективен.
Почему смотреть стоит (плюсы). Хороший боевик. На мой взгляд, Арманд Ассанте -- лучший кино Майк Хаммер (несмотря на то, что однажды своего героя играл сам Микки Спиллейн).
Выдающийся американский критик Роджер Эберт высоко оценил игруАрманда Ассанте, Барбары Карреры и Лаурен Лэндон (в роли Велды).
Шикарный саундтрек.
Неплохие эротические сцены, в которых особенно хороши близнецы Ли и Линетт Харрис.
Фильм имел культовый статус В Штатах и на территории разваливавшегося СССР во времена видеосалонов.
Почему смотреть не стоит (минусы). И в Штатах, и в Великобритании цензоры требовали сократить сцены секса и насилия (особенно сцену с перерезанием горла). Так что чувствительным и ранимым душам лучше воздержаться от просмотра фильма (как и от чтения романов Спиллейна — если коробит от выбивания зубов стволом пистолета и от толчения всякой мрази "бестолковкой об пол").
Фильм — не точная экранизация. Многое изменено, добавлены спецслужбы и эксперименты по контролю над сознанием (дань времени и модным тенденциям и темам).
Итог. Фильм интересен, напряжение растет, отличная финальная разборка с убийцами, да и маньяка он классно укатал в бетон.
Финальные кадры лишь подчеркивают беспощадность и неотвратимость Хаммера.
Одна из лучших экранизаций Микки Спиллейна.
О романе и его авторе. Микки Спиллейн (Frank Morrison Spillane Фрэнк Моррисон Спиллейн) (9 марта 1918 — 17 июля 2006) — американский писатель, автор популярных произведений в жанре «крутой детектив». Написал более 20 романов тиражом более 140 млн экземпляров.
Автор серий романов о крутых парнях Майке Хаммере и Тайгере Мэнне.
В 1990-х его произведения активно издавались на русском языке.
I, the Jury (Я, суд присяжных) Первый роман в моем любимом цикле о Майке Хаммере вышел в 1946 году. На русском впервые вышел в 1991 году. В 1990-х переиздавался не менее 10 раз.
О создателях. Сценарий написал Ларри Коэн.
Оператор венгерский еврей Эндрю Ласло ("Рэмбо", "Улицы в огне").
Продюсеры Марти Хорштейн (несколько фильмов и сериала "Звездный путь"), Майкл Леоне (нередко работавший с Чаком Норрисом), Эндрю Пфеффер (нередко работавший в кинематографе ужасов) и Роберт Соло ("Над законом", "Вторжение похитителей тел").
Тэги. 1982, Микки Спиллейн, Майк Хаммер, спецслужбы, неонуар, эксперименты на людях, психотроник фильм, частный детектив, ветераны, эксперименты на людях.
«Любовь – чего ты мучаешь меня», или Между Раем и Адом
Азирафель с Кроули, поспособствовавшие предотвращению Конца света, и решительно порвавшие с бывшими коллегами, продолжают свое земное бытие.
Все идет как по маслу, до той поры, пока не в Раю не пропадает архангел Гавриил. А на пороге книжной лавки Азирафеля не появляется мужчина, как две капли воды похожий на Верховного архангела, но не помнящий, кто он такой и что тут делает.
И в Аду и в Раю масса желающих воспользоваться этим исчезновением, и, похоже, наши друзья, приютившие беспамятную пропажу, оказываются между молотом и наковальней.
Они остаются главным козырем сериала и во втором сезоне, опирающимся уже не на книгу 1990 года, а на историю созданную Нилом на основании черновиков, набросанных еще с Терри для продолжения.
Азирафель (Шин). Милый, изрядно наивный и скованный толстячок, в котором множество черт хоббита. Влюбленный в книги, впитывающий все возможности, предоставляемые людской жизнью на Земле. Искренне, по-детски радующийся каждому новому дню, каждому глотку кофе. Но главной его чертой является искренняя и непосредственная доброта. Резко отличающая от роботизированных формалистов-ангелов высшего звена.
Кроули (Теннант). Тип, кардинально отличающийся от своего партнера. Наглый, развязный позер с разболтанной, вызывающей походкой. Умный циник с резкими замечаниями.
Сюжет во втором сезоне Знамений становится делом третьестепенным, главное – химия между персонажами, общение, взаимодействие, ссоры и примирения, становление отношений, их нынешнее состояние.
О невозможной дружбе этой парочки уже немало сказано в первом сезоне, но и продолжению есть что добавить. Не в последнюю очередь благодаря флэш-бекам, ставшим еще одной визиткой Знамений. Погружений в прошлое, начинающихся еще до сотворения мира. Цепляющих интересные моральные дилеммы. Именно сцены из былого доносят до зрителя основные этические вопросы второго сезона.
Иронии в Good Omens, как и прежде, с избытком (измерение чудодейственной активности в Лазарях – это «пять»). Зачастую нарочитой и гротескной, но приятной. Не обойдется без сарказма, в частности достанется христианской религии. Что также стало отличительной чертой сериала. И, безусловно, гомо сапиенсам, точнее «существам, предрасположенным к разуму».
По-прежнему радуют особенности иных миров – стерильный, пустой, белоснежный рай и шумный, бурлящий мерзкими типами ад с пылающей водой в куллерах и тусклым мерцающим светом.
Кроме главных героев можно упомянуть Гавриила (Хэм), выступающего в двух, а точнее даже трех ипостасях. Первая – надменный и туповатый архангел, вторая – чистый лист, с младенческой непосредственностью познающий мир. И третья – о которой мы узнаем в самом финале.
Амбициозную, хотя и не слишком умную демоницу Шакс (Ричардсон).
И Мюриэль (Келин Сепульведа) – писаря Небес 37 разряда – инфантильного, бесконечно наивного, но не менее позитивного ангела.
А вот с романтическими элементами и чувственными арками постановщики явно перегнули. Линия милых барышень-продавщиц смотрится натужно, искусственно и только отвлекает от наслаждения общением Азирафелем с Кроули. Финальной неожиданной паре дали слишком мало совместного экранного времени (хотя идея богатейшая). Гетеросексуальных отношений в проекте отыскать днем с огнем (странно, что Вельзевул оказался в женском теле). К этому можно уже привыкнуть, хотя постановщики все же чуток перегнули палку. Парней не смущает, что вымрет человечество к чертям собачьим с вашими лгбт-семьями. Хотя может это такая пропаганда борьбы с перенаселением.
Главное, что не понравилось во втором сезоне – это чертовски спорный финал. Опять же, черт с ним с сексом, на котором поведены кинематографисты (я раньше уже писал, что друзей не надо «любить физически», с ними надо дружить). Ну не могут, по мнению киношников, отношения обойтись без «прикладного романтика». Но выбор, сделанный в конце, изрядно расстроил. Ход мысли понятен: ответственность и соблазн изменить мир (эдакое райское искушение 21 века) перевешивает опыт, говорящий, что личное может быть важнее общественного, да и система отношений в небесных кущах не вызывает особого доверия. Понятен (да и о третьем сезоне постановщикам думать надо), но принять его зрителю весьма непросто.
Эрго. В отношениях главных героев на уровне. А вот с любовными линиями откровенный перебор и финал спорный до невозможности.
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Миранда Ричардсон, Джон Хэмм, Нина Сосанья, Дун Макичен, Глория Обианьо, Фрэнсис Макдорманд, Сэм Тейлор Бак, Мэгги Сервис
Другие названия "Маг" (Австрия, Дания, ФРГ), "Человек из Варшавы" (Греция)
Производство Geria III, Golan-Globus Productions, NF Geria III-Produktion München
В двух словах История талантливого еврейского циркового артиста, который замахнулся на слишком многое и не смог разобраться со всеми своими женщинами. Человек заблудился и из-за его ошибок пострадали практически все близкие ему люди.
Экранизация романа Исаака Башевича Зингера "Фокусник из Люблина" (1960).
Фильм номинировался на "Золотого Хьюго" (Награду Чикагского МКФ) в 1980.
Действие начинается в Пяске в 1901 году. Яша Мазур — еврейский циркач (акробат, фокусник и многое другое), устраивает впечатляющие представления.
Яша смел и удачлив, он может совершить невероятное и выбраться почти из любфх ловушек.. Его менеджер предлагает ему турне по крупнейшим городам мира.
Но вдруг в жизни "люблинского мага" пошла черная полоса, причем как в профессиональной, так и в личной.
Во-первых, слишком много женщин кружит вокруг люблинского чародея, во-вторых, он отказывается признавать, что есть пределы возможного и даже пытается летать.
Для того, чтобы перезапустить карьеру, Яше понадобится сделать "что-то особенного" перед публикой в Варшаве.
Однако запутанный клубок взаимоотношений не мог не привести к трагедии.
Актерский состав. Поставил фильм известный израильско-американский продюсер Менахем Голан. Как сыну репатриантов из Польши, тема восточноевропейского еврейства была ему близка.
В фильме снялись звезды и известные актеры Алан Аркин (Яша), Луиза Флетчер (Эмилия, аристократка, бедная вдова, в которую Яша влюблен), Лиза Уэлчел (больная чахоткой дочь Эмилии Галина) ("Двойной Макгаффин", "Факты жизни"), англичанка Элспет Марч (Ядвига, служанка Эмилии)("Римская весна миссис Стоун", "Камо грядеши"), актриса и модель Валери Перрин (Зефтель, сожительница Яши)("Бриллианты навсегда", "Бойня номер пять", "Супермен 1-2", "Сладкоголосая птица юности"), Майя Данцигер (Магда, Яшина помощница и любовница) ("Последний поворот на Бруклин", "Закон и порядок"), Шелли Уинтерс (Эльжбета, мать Магды), звезда "Горячей жевательной резинки" (толстяк) израильтянин Цахи Ной (брат Магды, порывавшийся убить Яшу), немец Фридрих Шоэнфелдер (граф Заруски) ("Черный аббат", "де Сад", "Тело в Темзе", "Длинные ноги, длинные пальцы", немало фильмов серии по Уоллесу), знаменитый израильский актер Шайке Офир (друг Яши), канадец Лу Джейкоби (менеджер Яши)("Авалон", "Амазонки на Луне", "Сказки с темной стороны", "Час Альфреда Хичкока"), Уоррен Берлингер (Герман)("Долгое прощание", "Лепке", "10 негритят" (1989)).
Почему смотреть стоит (плюсы). Экранизация интересной, хотя и неоднозначной книги с великолепным актерским составом.
Титульную песню исполняет Кейт Буш. Я поклонник певицы, но именно эта песня мне не понравилась (мой приятель — знаток музыки говорит, что она не выходила на дисках — услышать можно только в этом фильме и в интернете)
Почему смотреть не стоит (минусы). Польские критики назвали картину "великолепие и кич. Экранизация в голливудском стиле" (в данном случае, это — не комплимент). Резюме представителя музея Польши "смесь великолепия, китча, фатализма, фарса, большой литературы и приправ в голливудском стиле".
Скажем так, книгу не отнесешь к разряду моих любимых, но она интересна, а фильм, несмотря на близость к событиям оригинала и прекрасному актерскому составу, такого интереса не вызвал.
Наверное, фильм близок к оригиналу по букве, но не по духу.
На мой взгляд, Менахем Голан — хороший продюсер, легенда, и неплохой режиссер боевиков, но с такой сложной литературной основой лучше б работать режиссеру из высшей лиги, а не хорошему ремесленнику.
Итог. Неплохая драма-мелодрама о талантливом и очень противоречивом человеке (хорошая роль Алана Аркина).
Исаак Башевич Зингер так охарактеризовал своего героя " Он был верующий и неверующий, хороший и плохой, искренний и притворщик. Умудрялся любить срaзу нескольких женщин".
Книга лучше экранизации, но и фильм неплох. Повесть восточноевропейского магического реализма, которая могла бы заблистать у режиссера более высокого класса, умеющего работать с необычной прозой.
О романе и его авторе. Исаак Башевис Зингер (Singer Isaac Bashevis) (14 июля 1904, Радзымин, Польша –24 июля 1991, Серфсайд, Флорида), еврейский прозаик, писал на идиш, его романы и рассказы известны в авторизованных английских переводах. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1978.
Один из крупнейших еврейских прозаиков 20 века, многие произведения которого базируются на еврейской мистике и жизни маленьких польских и галицийских еврейских местечек.
Признавался, что пишет о мире, который перестал существовать в огне второй мировой войны, но все еще живет в его душе.
The Magician of Lublin (Люблинский штукарь) (Фокусник из Люблина) Роман написан на идише и опубликован на английском в 1960. На идише опубликован в 1961. Переиздавался в 2016.
Роман сложный и полифоничный. Считается одним из лучших в творчестве писателя.
На польском впервые издан в 1983, неоднократно переиздавался.
На русском впервые издан в 2000 (СПб, Амфора, серия "Новый век"). Переиздавался в 2002 (М, Иностранка, серия "Иллюминатор") и 2007 (М., Текст).
О создателях. Сценарий написали Менахем Голан и Ирвинг Уайт (это его первая сценарная работа из двух). Его дорабатывал малоизвестный израильский сценарист Йожеф Гросс.
Дополнительные диалоги писали актриса и сценарист Барбара Дана и известный американский театральный деятель Шелдон Патинкин.