В ролях Жанна Мария Канале, Карло Д`Анджело, Дарио Михаэлис, Вандиса Гуида, Чарлз Фосетт, Пауль Мюллер, Армандо Ануале, Эмилио Петаччи
Триллер Ужасы
Оценка 6.6 (1251) Моя оценка 7.5 (очень хорошо)
Полиция не может выйти на след жестокого преступника по прозвищу "Вампир", убивающего молодых и красивых девушек. Один парижский репортер подошел к делу нестандартно и сумел докопаться до правды
Считается первым итальянским современным фильмом ужасов. Он перенес в современный Париж легенды о графине Батори и докторе Франкенштейне.
Я бы сказал, что фильм ближе к "Глазам без лица", чем к обычным вампирским картинам (еще бы, он вообще не о вампирах).
История создания выглядит примерно так. Риккардо Фреда на спор согласился снять фильм за 12 дней, но после 10 дней съемок понял, что в срок не уложится. Он устроил ссору с продюсерами и покинул съемочную площадку. Таким образом впервые режиссером фильма смог стать оператор Марио Бава, будущий классик кинематографа ужасов. Ему пришлось не только доснимать фильм, но и дописывать-переписывать сценарий прямо во время съемок.
Недавно на Disney+ завершился показ «Асоки» — сольного сериала про бывшего падавана Энакина Скайуокера, который заодно вернул на карту «Звёздных войн» глобальную угрозу в виде гранд-адмирала Трауна.
Казалось бы, что все карты для успеха были у создателей на руках, но что-то в процессе пошло не по плану.
Производство Red Marked Films, Vickermann Films (co-production), Dinaric Alps Productions (co-production)
Арнауту надо было срочно смыться из Лондона, где он прожил 15 лет. И он уехал в глушь Сербии, родные места его отца. Снял домик в деревне. Вместе с домиком получил работу — смотрителя кладбища. Нужно отгонять цыган, которые повадились грабить могилы.
В селе и в доме творится всякая чертовщина. Что в доме странно, он за селом, на краю кладбища.
Села даже нет на карте. Как говорит сам герой "Здесь странная атмосфера".
Важный нюанс. Арнаут хоть и серб, по сербски не говорит. Только по немецки и английски.
Устав от странного и пугающего, Арнаут пытается смыться, но выбраться из села очень непросто. Стоит отметить. Таксист, который вез мужчину, доезжать до Руишника отказался, сказал пройдешь километр по шоссе. И в селе нет мобильной связи.
Даже священник ведет себя странно, и говорит "Вы хороший человек, но вам уже не выбраться"
Актерский состав. Снял фильм, написал сценарий и сыграл главную роль Бранко Томович, сербско-германский актер и режиссер. Это его дебютный художественный фильм (до этого снял несколько короткометражек.
Бабу Драгу играет сербская еврейка Ева Рас ("Сокровища ацтеков", "Скоро будет конец света", "Мастер и Маргарита", "Бестии").
Почему смотреть стоит (плюсы). Это больше похоже на "Город Зеро" (но без голой секретарши), чем на фильм о вампирах. Спасая жизнь, герой попадает в место, из которого нельзя выбраться. Ситуация жуткая.
Какой-то кафкианский мир. И напряжение все время нарастает. Мрачный и атмосферный фильм, жаль, что автор сразу стал ориентироваться на "фестивальные стандарты". Здесь нарочито нет элементов и штампов "коммерческого кино".
Почему смотреть не стоит (минусы). Это лютый арт-хаус. Привычных "бу" не будет. Место жуткая и ситуация безвыходная.
Для нормального зрителя фильм скучный. Событий мало. Человек медленно сходит с ума и не может вырваться из замкнутого круга.
При большом желании можно найти кучу глубоких и скрытых смыслов — страх городского цивилизованного человека перед возвращением на родину предков (Томович родился в Германии, но, по его словам, его родители из горного района Сербии). Или, например, аллегория (притча) о смерти глубинки (образ странного села).
Итог. Очень странное кино о неудачном возвращении к истокам.
Режиссер сказал, что хотел рассказать о "более загадочной части Сербии", воспользовавшись народными рассказами о вампирах, связанными с этим обрядами и приметами.
Европейские критики за этот фильм сравнивали Томовича с Михаэлем Ханеке (на мой взгляд, сомнительный комплимент).
Только для любителей странного кино и арт-хауса. Ничего общего с нормальным фильмом про вампиров нет.
В ролях Юн Фуджимаки, Такаши Канда, Ешио Йошида, Руки Шиничи, Масару Хиразуми, Тутсуо Ханануно
Ужасы
Оценка 6,5 (105) Моя оценка 7 (хорошо)
Другие названия "Проклятие Екаев" (Франция)
Производство Daiei
Премьера в Японии 20 марта 1968.
В двух словах. Духи мстят банде нечестивцев, разрушивших старый храм ради наживы.
Управляющий святилищами метит высоко в имперской иерархии, а для этого нужны деньги. Вот он через своих прихвостней решил снести непонятно кому принадлежащее святилище, а заодно и доходный жилой дом, который стоит рядом. Подлый подручный, умеющий всегда выйти сухим из воды, все устроил.
Владелец дома задолжал огромную сумму денег, сторожа святилища убили.
На радостях победители устраивают что-то типа вечеринки. Но не с девками и водкой, а с чтением "100 историй" (это была популярная салонная игра в Японии. Рассказавший историю тушил одну из 100 свечей. В конце игры комната должна была остаться в темноте и должно было случиться нечто необычное). По окончании жутких рассказов хозяин дома и управляющий велят не проводить очистительный ритуал, как того требует традиция. И неприятности последуют сразу же.
Актерский состав. Снял картину Кимиеси Ясуда, который снял шесть фильмов о Затоичи, был ассистентом режиссеров Садао Яманака и Хироси Инагаки. Яманаке он ассистировал во время съемок фильмов о Танге Сезене (менее известные фильмы 30-х, культовая серия снята в 60-е).
В фильме снялись известные актеры Дзюн Фудзимаки (Ясутаро)("Дьявольская флейта" (1979), "Падение замка Ако", "Мадзин — каменный самурай"), Мива Такада (Окику) (несколько фильмов о Затоичи, трилогия о Мадзине), Микико Цуботи (Осен) (несколько фильмов о Затоичи, "Огонь в глазах самурая"), Такаси Канда (Рэймон) ("Легенда о русалке", "Тень воинов. Хаттори Ханзо", "Август без императора", "Опасная погоня"), Рютаро Гоми (Хотта Бузенноками)(несколько фильмов о Затоичи, "Меч отмщения", "Девушка с листьями бамбука"), Есио Есида (Юсуке) (несколько фильмов о Затоичи), Дзюн Хамамура (Гохей) ("Предсказания Нострадамуса", "Бирманская арфа"), Сабуро Дате (первый ронин) ("Мандзин — каменный самурай", несколько фильмов о Затоичи, об Одиноком волке), Сесаку Сугияма (Баннаи Ибараги) ("Мандзин — каменный самурай", несколько фильмов о Затоичи, "Огонь в глазах самурая")
Почему смотреть стоит (плюсы). Фильм снят изобретательно и красиво.
Замечательный экскурс в японский фольклор.
Картина стоит в стороне от обычных японских кайданов.
Почему смотреть не стоит (минусы). Если вы не поклонник японских самурайских лент, то фильм вам, скорее всего, не понравится. Сначала (около часа) идет самый обычный самурайский фильм, в котором распоясавшийся чиновник с подручными беспредельничает. Затем храбрый ронин, простые честные люди и монстры поставят негодяев на место (примерно последняя треть ильма).
Итог. Первый фильм трилогии о монстрах екай получился удачным, хотя это и не фильм ужасов (элементы этого жанра есть).
Это больше похоже на самурайское кино (недаром важную роль в разоблачении коррупционеров играет отважный ронин), чем на ужасы.
Чудовища разнообразны и изобретательны. Но очень полезны для окружающих – коррупционеров и убийц они извели на корню.
О создателях. Сценарий написал известный продюсер и сценарист Тэцуро Есида ("Духи Екай. По дороге с призраками", "Девушка с листьями бамбука", "Битва самураев", трилогия о Мадзине, "Большая война призраков".
Спецэффекты делал Йосиюки Курода (он снял второй и третий фильмы трилогии о екай) как режиссер.
Снятый Майклом Крайтоном фильм про ограбление поезда с Шоном Коннери и Дональдом Сазерлендом в главных ролях? Продано без всяких вопросов!
Собственно, рецензию можно было бы свести к предыдущим двум предложениям (одному вопросительному, второму восклицательному) потому, что «Большое ограбление поезда» полностью соответствует всем ожиданиям.
У Майкла Крайтона были две сильных стороны. Во-первых, он виртуозно придумывал отличные сюжеты: они просты, в чем-то банальны, но всегда хорошо работают. Во-вторых, умел снимать захватывающий экшн, просто пересмотрите «Мир Дикого Запада» 1973 года: полтора часа напряженного действия, ничего лишнего, история, похожая на стремительно распрямляющуюся пружину. И да, после просмотра этого фильма становится ясно, откуда растут ноги у «Терминаторов» Джеймса Кэмерона. Про «Большое ограбление поезда» можно сказать, что здесь Майкл Крайтон был прямо-таки на пике — и сюжет идеальный, и экшн отличный.
За основу истории было взято реальное ограбление, случившееся в 1855 году. Да, действительно из Лондона на поезде регулярно переправляли золото для финансирования Крымской войны. Да, сейф с ним и впрямь запирался четырьмя ключами. Да, грабители сперва похитили эти ключи, чтобы сделать с них слепки. И да, похищение золота случилось в пути, а не на какой-нибудь станции. На самом деле все прошло проще и банальней, история, конечно, была усложнена, все-таки перед нами не документальный фильм. Во-первых, ключи хранились на двух железнодорожных вокзалах, два — в Лондоне (в точке отбытия), два — в Фолкстоне (в точке прибытия), а не так, как в фильме, где два из четырех ключа находились у двух конкретных людей. Во-вторых, вагон с золотом не был заперт снаружи, что сильно облегчило задачу преступников. В-третьих, ограбление прошло столь удачно, что его подробности выяснились гораздо позже, через годы. Майкл Крайтон лишь вдохновился реальной историей, оттолкнувшись от нее, он придумал для героев настоящую невыполнимую миссию. Которую им, конечно, пришлось выполнить, иначе фильм не получилось бы.
Шон Коннери в конце 1970-ых был не просто звездой, а суперзвездой. На тот момент он уже, казалось бы, полностью завязал с работой в «бондиане», за семь лет до этого на экраны вышли «Бриллианты навсегда», которые должны были стать точкой в карьере первого Джеймса Бонда. Сэр Коннери, конечно, еще не знал, что ему выпадет возможность на собственном примере доказать справедливость поговорки: «Никогда не говори "никогда"». Не смотря на то, что он изо всех сил пытался порвать с налипшем на него образом британского тайного агента, в «Большом ограблении поезда» он выдает именно что Джеймса Бонда. Аристократичный хитрец, обаятельный мерзавец, остроумный сердцеед — все это делает из, в общем-то, антигероя образ, который невозможно не полюбить. Да, он преступник, да, он опасен, да, ему не стоит доверять, но как же он харизматичен. А еще как шикарно на нем сидят все эти английские наряды середины XIX века! Майкл Крайтон даже выдает ему верную помощницу. Чем не девушка Бонда? Ее сыграла Лесли-Энн Даун, которая явно хорошо смотрелась бы и в «бондиане». Этого, правда, не случилось, а в нашей стране она, пожалуй, лучше всего известна по роли в «мыльной опере» «Любовь и тайны Сансет Бич» (этот сериал в девяностые несколько раз крутили по НТВ).
Дональд Сазерленд, прославившийся после роли в «Военно-полевом госпитале», выступает в комичном амплуа. Он постоянно сомневается в успехе предприятия, паникует, дергается, напрягается, но при этом каждый раз с успехом демонстрирует, что не просто так считается самым быстром вором в Лондоне. Оттеняя героя Шона Коннери, он в то же время дополняет его. Такие персонажи в фильмах про XIX век выступают в качестве слуг главных героев, но тут перед нами полноценный компаньон. Да, Шон Коннери отчаянно скачет по крышам вагонов поезда и уворачивается от мостов, а Дональд Сазерленд изображает труп, но успех предприятия зависит от обоих, вклад каждого ценен и незаменим.
И вот тут-то и таится главный фокус всего фильма. Да, перед нами авантюрное повествование, близкое к тому, что описывали в плутовских романах. Да, Майкл Крайтон не собирается давать историю с наисерьезнейшим лицом, в ней много смешного, забавного, веселого. Да, в Шоне Коннери можно увидеть чуть ли не нового Робина Гуда, но это, конечно, обман зрения, его персонаж все-таки хочет набить собственный карман, просто ему свойственно уважать вклад компаньонов в совместное предприятие. Все это так. Но, прежде всего, «Большое ограбление поезда» — это процедурал (простите, пожалуйста, за такое использование термина, который применяется не к фильмам, а к сериалам). В фокусе внимания работа именно что профессионалов. Да, они преступники, это нелегальная работа, но их деятельность показана точно так же, как обычно показывают героические будни врачей, полицейских и спасателей. Майкл Крайтон всегда умел эффектно подать такой материал, не будем забывать, что именно он придумал сериал «Скорая помощь». Просто в данном случае нам и показывают профессиональное ограбление поезда. И именно поэтому в «Большом ограблении поезда» нет многого того, что нам обычно показывают в фильмах про ограбления. Мы так и не узнаем, как герой Шона Коннери дошел до идеи выкрасть крымское золото. Нам не покажут того, как он собирал команду (кроме найма героя Дональда Сазерленда). Нет всех этих перипетий с дележкой награбленного, никто никого в банде не будет кидать и обманывать, ведь тут работают профессионалы, которые друг другу доверяют (что бы они там при этом ни говорили). В названии фильма заявлено ограбление, вот нам и покажут исключительно ограбление. А еще подготовку к нему. В фильме нет ничего лишнего, все возможные всяческие ответвления от сюжета безжалостно обрублены. И никаких дополнительных смыслов и подтекстов. Просто персонажи выполнили свою работу. Остальное несущественно.
Обстоятельства съемок «Большого ограбления поезда» вполне могут стать основой для фильма. И опять же это будет фильм про то, как профессионалы делают свое дело. Тут было и достаточное количество всяких сложностей. Например, из-за того, что в фильме снимался Шон Коннери, съемки перенесли из Великобритании в Ирландию. И все из-за каких-то особенностей налогообложения, которые мешали Коннери работать на территории Великобритании. Или вот еще: первоначально у режиссера не сложились отношения с командой, в его профессионализм не верили. Пришлось Крайтону показать команде свой предыдущий фильм, чтобы та убедилась в том, что все получится. Тут можно было бы ввернуть тему о том, что Майкл Крайтон, прежде всего, писатель, а уж потом режиссер, команда могла не верить, что у бумагомараки что-нибудь получится по части постановки фильма и работы с актерами. Или вот самоотречение, с которым снималось это кино. Большинство трюков выполнялось самими актерами. Танцовщик Британского балета Уэйн Слип, воплотивший на экране одного из подельников главного героя, самостоятельно отыграл все сцены с лазанием по стенам, особенно впечатляюще это выглядит в эпизоде с бегством из Ньюгейтской тюрьмы. Шон Коннери не отставал, самолично пустившись в беготню по крышам вагонов на полном ходу. В одной из сцен он чуть не свалился на землю, причем при съемках этой сцены у самого Крайтона загорелись волосы от искры, вылетевшей из трубы паровоза. Хорошее кино может на таком материале получится, обязательно надо включить сцену, где жена Шона Коннери ругает его за безответственность в желании исполнить все трюки самостоятельно.
Правда, хеппи-энда в этом фильме не случится. И дело не в том, что «Большое ограбление поезда» стало последней работой оператора Джеффри Ансуорта, который успел поучаствовать в создании по-настоящему легендарных фильмов (достаточно сказать, что он работал со Стенли Кубриком над «2001 год: Космической одиссеей»). Дело в том, что в США «Большое ограбление поезда» не выстрелило. При бюджете в шесть миллионов долларов (солидная сумма на тот момент), оно собрало всего тринадцать. Очень и очень скромный результат, средненький, скажем так. Сейчас, когда за фильмом закрепился статус классики, это выглядит предельно несправедливым. Правда, ситуацию несколько исправило то, что в Великобритании фильм ждал большой успех. Его обычно объясняют тем, что работа Майкла Крайтона хорошо рифмовалась с преступлением, случившимся за пятнадцать лет до того. 8 августа 1963 года пятнадцать человек умудрились украсть с почтового поезда примерно два с половиной миллиона фунтов стерлингов. Эта история обросла диким количеством всевозможных слухов и стала практически национальной легендой. Это подтверждается хотя бы тем, что в 2013 году вышел мини-сериал об этом событии. Да уж, те бандиты по-настоящему прославились. Осознавая эту ассоциативную связь, Майкл Крайтон специально для английского проката добавил в название фильма числительное «первое», что, конечно, лишний раз демонстрирует его коммерческое чутье. Тем более, не будем забывать, что и сам фильм основан на реальных событиях именно что из британской истории. А вот американских зрителей все это не впечатлило. Зато впечатлило жюри премии имени Эдгара Аллана По: «Большое ограбление поезда» получило ее в номинации «Лучший кинофильм».
Ну, и шут с ними, с этими американскими зрителями. Важно, что «Большое ограбление поезда» стало классикой и прошло испытание временем. Оно и сейчас очень хорошо смотрится. Экшн отличный, история стремительная, Шон Коннери чертовски хорош, Дональд Сазерленд просто хорош, авторы не пытаются сказать нам больше, чем хотят, это такое честное развлечение, что в очередной раз становится грустно от того, как часто подобные истории портят излишним морализаторством или какими-нибудь социальными проблемами. Майкл Крайтон этот свой фильм не испортил.