Если в несколько слов, то это детский фильм для взрослых.
Мелкие посмеются, может, поплачут, ничего не поймут. Многоуровневая лента, в которой каждый найдет что-то для себя, на своем уровне понимания и непонимания. Кто-то посмеется. Кто-то поплачет. Кто-то вспомнит себя в определенном возрасте и удивится, как точно и как замечательно поймали закономерности.
В этом ведь одно из чудес настоящего кино: ты смотришь на других людей, а видишь в них себя.
Мне чертовски нравится то, что делают авторы детских полнометражных мультиков “Диснея” и “Пиксара” потому, что они снимают так, чтобы всю семью зацепить. И детишек, и папу с мамой. И дедушку с бабушкой на всякий случай. Но этот фильм вышел даже за рамки их высоких стандартов.
Как будто… впрочем, почему это “как будто”. Собрались серьезные люди, и были среди них, наверняка, и психологи, и педагоги. И сняли серьезное умное кино про то, что происходит в мозгах у маленького человека, когда на него вдруг сваливается пубертат, вопя “пора взрослеть, придурок” и вышибая почву из-под ног.
Если при этом ты родитель и на твое семейство подобные катаклизмы обрушивались в обозримом прошлом или, что еще важнее, грозят обрушиться в будущем, этот фильм обязателен к просмотру. Разумеется, вру. В таких вещах невозможно принуждать. Но мы делимся на тех, кто хочет понять и тех, кто уже знает все и так. Вторым это кино ни к чему. Первым необходимо.
Умное — не обязательно заумное. Умное, это когда ты берешь сложные для понимания вещи и объясняешь их так просто и доходчиво, что любой дурак тебя поймет. Девочка Райли, у которой все прекрасно с родителями, у которой две замечательные подруги и которая прекрасно играет в хоккей вдруг слетает с катушек. И нам буквально на пальцах объясняют, что происходит у нее в голове в эти моменты. Почему она ведет себя так странно и деструктивно, и какие силы разрывают ее на части изнутри. Как детская личность становится взрослой после того, как она проходит через настоящий катаклизм, эдакую внутреннюю мясорубку. Причем совершенно не понимая, зачем это нужно, как это будет происходить и как это переварить и не перевариться самому.
Это смешно. Это грустно. Это очень точно. И сделано с любовью к детям, которые в возрасте дцать лет вдруг обретают взрослые силы, но у них нет ни взрослого понимания, ни взрослого спокойствия, которые могут защитить нас от внезапно возникающего где-то внутри цунами.
Поэтому фильм для всех. Каждый найдет свое. И удивится, как это в точку.
— Эй, — окликнул Тень, — Хугин, Мунин или как там тебя?
Птица повернулась, недоверчиво склонила голову набок и уставилась на него своими блестящими глазами.
— Каркни «Никогда», — сказал Тень.
— Иди в жопу, — ответил ворон.
Нил Гейман, «Американские боги»
ПЕСНЬ ОБ ОТРЯДЕ САМОУБИЙЦ
«Сумерки богов» – это интерпретация Джеем Оливой скандинавского мифа о Рагнарёке, реализованная им в виде сериала (в 2024 вышел 1-й сезон) в стиле 2D-анимация, с дизайном в духе мультипликационного сериала «Самурай Джек» (2001 – 2017) и возрастными ограничения на просмотр 18+.
Сюжет сериала повествуют о мести невенчанной невесты Сигрид за учиненную на ее свадьбе богом грома и молний Тором резню, в которой погибла вся ее родня. Заручившись поддержкой жениха – вождя Вёльсунгов Лейфа – и бога-трикстера Локи, Сигрид набирает по воле богини Хель команду отщепенцев и отправляется в путешествие, чтобы принести возмездие в Асгард.
В центре истории любовь немолодых уже людей, отношениям которых не особо рада их родня: оба представители разных рас, а она вдобавок еще и бесплодна. На протяжении повествования отношения возлюбленных сталкиваются с испытаниями, которые ставят перед ними вопрос о том, так ли они друг друга понимают, как им казалось раньше, а к концу первого сезона даже возникает любовный треугольник, в котором появляется юная фертильная особа.
Помимо главной пары фильм раскрывает небезынтересные характеры колоритных второстепенных персонажей, некоторые из которых определенно должны порадовать современного западного зрителя, из-за наличия пресловутого «разнообразия» в сериале. Перверсии некоторых действующих лиц истории отчасти обоснованы тем, что по сути спутники Сигрид представляют собой «Отряд самоубийц» из комиксов DC (сюжет, хорошо знакомый Джею Оливе) – команду антигероев, обреченных на Хельхейм (по версии создателей сериала – обитель воров, предателей, лжецов, трусов и сволочей) и являющихся инструментом достижения целей в рискованной миссии в руках Локи, выступающего в роли эдакой мифологической Аманды Уоллер.
На озвучивание персонажей привлекли ряд известных по игровым фильмам и сериалам актеров. Сигрид озвучила Сильвия Хукс (Лав из «Бегущего по лезвию 2049» (2017) Дени Вильнева) – ее негромкий с тонкой эмоциональной палитрой голос звучит непривычно, но подчеркивает особенность ее персонажа-полукровки. Ее возлюбленного Лейфа озвучил Стюарт Мартин (охотник Дэн из недавней «Мятежной Луны» Зака Снайдера). Среди других приглашенных звезд можно также найти Кристофера Хивью (Тормунд из «Игры Престолов»), озвучившего гнома Андвари, и Пилу Асбека (Эурон Грейджой из «Игры Престолов»), ответственного за Тора – харизматичного и одиозного одновременно, а также Петера Стормаре (Люцифер из х\ф «Константин: Повелитель тьмы» (2005) с Киану Ривзом), озвучившего человека-волка Ульфра, и Джона Ноубла (Дэнетор II из «Властелина колец» Питера Джексона), голосом которого говорит Один. Отдельно стоит упомянуть Пэтерсона Джозефа (злодей-шоколатье из прошлогоднего «Вонки» с Тимоти Шаламе), который подарил Локи подходящие трикстеру характерные лукавые оттенки в голосе и печальное звучание там, где это требовалось.
В фильме присутствует черный юмор и шутки, построенные на игре слов – зачастую нецензурных. Помимо напрашивавшегося обыгрывания имени Хель (Hel) и английского слова «hell», означающего «ад», фильм содержит ироничные и скабрезные диалоги, смысл которых утрачивается при переводе: так русскоязычные субтитры разговора двух скандинавских божеств и Сигрид превращают остроумие и самоиронию последней в вызывающую недоумение ремарку.
цитата Twilight of the Gods, S1E2
Loki: Hel, she takes the thieves and traitors…
Hel: The liars and cowards and cunts.
Sigrid: I’m only one of those.
цитата Сумерки богов, 2 серия 1 сезона
Локи: Хель же забирает воров и предателей.
Хель: Лжецов, трусов и сволочей.
Сигрид: Из перечисленного я лишь одно.
Сериал изобилует любопытными и красочными визуальными находками, а имеющиеся отступления от мифологического канона скорее продиктованы сюжетной необходимостью, чем незнанием авторами сериала первоисточника. «Взрослый рейтинг» используется на полную мощность и позволяет персонажам фильма не стесняться в выражениях, кроваво расправляться с супостатами и участвовать в довольно откровенных постельных сценах порой на грани порнографии, часть из которых носит скорее юмористический характер, нежели эротический.
Создатели сериала явно рассчитывают на продолжение, а потому финал сезона снят с заделом на сиквел и не представляет собой завершенную историю, подвешивая ее в воздухе, а точнее – в Вальхалле.
АНИМАЦИОННЫЙ КОСПЛЕЙ НА ФИЛЬМЫ ЗАКА СНАЙДЕРА
Джей Олива – мультипликатор широко известный в узких кругах своими экранизациями комиксов Marvel и DC – автор таких анимационных фильмов, как «Темный рыцарь: Возрождение легенды. Часть 1» (2012), «Темный рыцарь: Возрождение легенды. Часть 2» (2013) и «Бэтмен: Нападение на Аркхэм» (2014) – про одну из миссий Отряда самоубийц.
Однажды Джею, который в то время готовил свой первый анимационный проект для Netflix (сериал «Тресе: Защитница города», 2021), позвонил Джон Дердериан (один из боссов Netflix Animation) и спросил, что тот знает про Скандинавскую мифологию. Джей знал много – и, не отходя от кассы телефона, выдал историю про сюжетный переход от Рагнарёка к христианству, в которой Ливтрасира и Лив, двух людей, переживших согласно мифам сумерки скандинавских богов, он рассматривал в качестве Адама и Евы, потомками которых является человечество. Джей придумал основной сюжет, в котором хотел рассказать историю любви и преданности этих двух людей, не затерявшихся бы на фоне противостояния божеств, великанов и хтонических чудовищ.
Netflix идея понравилась, но доверить производство и продвижение нового проекта в руки одного Оливы студия не решилась и настояла на привлечении компаньона, более знаменитого и знакомого зрительским массам, а также имеющего опыт изображения на экране богов и героев мифов – Зака Снайдера, который ранее мифологизировал супергероев кинокомиксов и в это же самое время готовил свои полнометражные игровые фильмы для стримингового гиганта.
Несмотря на то, что сериал начинается со слов «Zack Snyder presents», а сам Зак Снайдер значится одним из трех создателей сериала наряду с Джеем Оливой (автором идеи сериала) и Эриком Карраско (отвечавшим за сценарий сериала в целом), не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что именитый кинорежиссер выступал на проекте едва ли не свадебным генералом, под которого Netflix выделил бюджет.
Олива уже работал со Снайдером в качестве художника-раскадровщика на кинокомиксах Зака – «Человек из стали» (2013), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016), «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021) – и х\ф «Армия мертвецов» (2021).
И Снайдер и Олива значатся режиссерами половины «Сумерек богов» – по две серии на каждого: вторая и предпоследняя серии указаны за авторством Оливы, первая и последняя – Снайдера.
Оставшуюся половину сериала режиссировали малоизвестные широкой общественности мультипликаторы: Эндрю Тамадл (он же заявлен в качестве supervising director всего сериала) в тандеме либо с Дэвидом Хартманом, либо с Тимом Диваром, которые ранее работали с Оливой над его дебютной анимацией для Netflix.
Отсутствие занятого съемками и монтажом нескольких версий «Мятежной Луны» Снайдера среди сценаристов «Сумерек богов» – помимо Эрика Карраско (игровой сериал «Основание» (2021 – ...) по одноименному циклу произведений Айзека Азимова) к нескольким сериям сценарии написали Кэйтлин Пэрриш (сценаристка сериала «Супергерл» (2015 – 2021) и театральный драматург) и Питер Аперло (сценарист… видео игр по фильмам Снайдера: «300: March to Glory» (2007), «Watchmen: The End Is Nigh» (2009), «Legend of the Guardians: The Owls of Ga'Hoole» (2010), а также автор артбуков по фильмам Зака) – сказалось на логике повествования в целом и действий персонажей в частности, которая начала проседать ближе к финалу сезона, особенно чувствуется это в последней серии.
К концу сезона изрядно растерялась и духовная связь двух главных героев – тема, характерная для фильмов Снайдера в виде тесных и доверительных отношений мужчины и женщины, которые поначалу пронизывали и сериал Джея Оливы, но затем дали трещину.
Однако на протяжении всего сериала будет много внешних атрибутов, свойственных R-фильмам Снайдера: битвы в слоумо (в весьма дозированных количествах) и кровавые поединки, обнаженная натура и секс. Фанатов Зака Снайдера порадуют также аллюзиями на его кинокомиксы.
Тор, в перерывах между прелюбодеяниями, пренебрежением к чувствам законной супруги и раздачей подзатыльников малолетнему отпрыску, будет косплеить злую версию Супермена.
Главная героиня – «маленький великан» Сигрид – представляет собой Чудо-женщину такой, какой ее задумывал Зак Снайдер и от которой осталось так мало в студийных игровых фильмах Снайдерверса, созданных в строгих рамках возрастных ограничений на просмотр PG-13.
Появится в фильме и свой отчужденный, но не лишенный остатков гуманности доктор Манхэттен из х\ф «Хранители» (2009), роль которого, поменяв расцветку, исполнит скандинавский бог Бальдр.
Апофеоза этот фансервис достигает в последней серии при буквальном «явлении Христа народу» – в сцене, которая походит уже скорее на самопородию Снайдера.
При всем вышесказанном в качестве способа осовремененной подачи скандинавской мифологии анимационный сериал «Сумерки богов», пожалуй, укладывает на обе лопатки недавний игровой сериал «Американские боги» (2017 – 2021), однако ни в какое сравнение не идет с одноименной книгой Нила Геймана.
В конечном итоге «Сумерки богов» – это просто качественно сделанный контент для Netflix (по заказу Netflix на интересную Джею Оливе тему и под присмотром продюсера Зака Снайдера, характерные элементы R-фильмов которого щедро разбросаны по всему первому сезону сериала).
В конце августа на Amazon стартовал второй сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти», действие которого разворачивается во вторую эпоху Средиземья. Мне не понравился первый сезон шоу, но я решил рискнуть и дать сериалу второй шанс. Чуда не вышло, но зато просмотр натолкнул на ряд занятных мыслей о положении «Колец» в библиотеке Amazon.
Зак Снайдер (режиссер) принес в жертву богу фансервиса второго создателя сериала — Джей Оливу — и с алтаря прозвучало: "Больше фансервиса!"
Каждую минуту кто-то кого-то убивает, расчленяет, сношает, причем в произвольном порядке.
Тор имеет мирового змея мировую змеюку, причем по взаимному согласию.
Один пытается поиметь знание, но его самого используют — и отправляют на встречу с Христом.
Локи дарит Одину восьминогого жеребенка, которому является матерью (тут все по канону), и заодно пытается поиметь всех остальных — чтобы спасти своих собственных потомков.
Раздетые валькирии забирают павших воинов, заигрывая с живыми воительницами. А женские фигуры описываются строчкой из бессмертной песни "Си-иськи и драконы навсегда!"
Все это некие декорации, постоянная фансервиса, на фоне которой раскручивается сюжет.
Сильная женщина Сигрид, после того как Тор убивает всё её семью (кроме жениха), начинается путь мести. В Серых горах она собирает дружину, в Хелеьхейме заключает союз с Локи. Сигрид неутомимо повышает градус своей отмороженности, потому к ней тянутся другие отморозки, и со временем их набирается на критическую массу, которая идет штурмовать Асгард.
То есть перед нами лайт-версия Рагнарёка, которую проворачивает Локи.
Основная проблема — совершенно головоломный финал, в котором логика уезжает куда-то в мутную даль.
Что Одина не будет на битве — так в первоисточниках. Но что он фактически кончится, как самый прозорливый и мудрый из богов, это несколько обескураживает. Бальдра убьет Сигрид, когда тот попытается защитить Тора (при том, что Бальдра невозможно убить никаким нормальным или заколдованным оружием...). Тор убьет ванов, а они быстренько воскреснут (?) и попытаются затоптать уже его самого. Да, Тора отправят в Вальхаллу (??? но как, Холмс ???), а Сигрид ему вдогонку, чтобы попытаться убить уже там.
Словом, сумерки богов, если считать, что образы расплываются и порой мало что понятно в этой потасовке-мясорубке. А чтобы совсем все было запутано, ближе к финалу персонажи начинают играть в психоанализ, рассказывая, например, Тору, что он ведь на самом деле хочет проиграть, стремится к поражению.
Определенно можно сказать только одно: в дикой заварухе уцелел жених Сигрид, потому он и может рассказать эту историю.
Авторы попытались придумать очередную трактовку мифов, которую вполне честно можно поместить на полку "свободные продолжения", но сказать, что трактовка эта блистает оригинальностью или раскрытием вторых-третьих смыслов — нельзя.
Перевод местами христианизирован до потери смысла: дом Хель именуют "адом", а местами упрощен — вожаков и правителей у викингов называют "королями".
Но нельзя не сказать про хорошее.
Это динамизм, буря, натиск, скорость и темп подачи материала. Сюжет не стоит на месте ни секунды. Боги так и мелькают между точками телепортации.
Тор, Локи, сам Один и т.п. — изображены законченными ублюдками, сволочами и кровопийцами, хотя про каждого умудряются сказать что-то позитивное, и даже Тор нежно целует своих ездовых козлов.
Рисовка — брутально-эротическая, но при этом откровенно экономная. То есть деньги у продюсеров и режиссеров были, но умеренные. Для создания нишевого продукта. Причем вдохновлялись они скорее образами 80-х, чем 2010-х: повесточка мелькает, но кроме идеи феминизации, её не педалируют. Восемь серий, с открытой возможностью выхода на второй сезон.
.
Итого: анимированный комикс "для взрослых" по мотивам скандинавской мифологии.
Фильм, который неожиданно стал классикой жанра, обрел культовый статус. породил франшизу, тянущуюся до сих пор.
При этом это хорошее качественное кино и один из лучших фильмов о куклах-убийцах.
Полицейский убил маньяка Чарльза Ли Рэя в магазине игрушек. Преступник был вудуистом Перед смертью он воззвал к Дамбале и его душа переселилась в тело куклы. А кукла попала к шестилетнему мальчишке.
У паренька появился смертельно опасный друг, но Энди никто не верит, что кукла живая.
Один из определяющих ужастиков второй половины 80-х.
Культовый фильм.
Мне нравится, что здесь нет метаний между ужасами и черной комедией, характерных для остальных частей франшизы.
Мальчишка трогательный. Хулиганская кукла, разговаривающая голосом Брэда Дуриффа, зловеща и запоминается надолго (недаром стала культовой).