У «Пацанов» Amazon недавно завершился четвёртый сезон — в нём сильные черты сериала остались на месте, но никуда не ушли и минусы из предыдущих эпизодов истории. Поэтому в процессе просмотра крепло ощущение, что этот сюжет пора было завершать. И тут как раз удачно подоспел анонс заключительного пятого сезона.
При всех недостатках сериала — а рыцари все так же обедают прямо в доспехах и королевы все так же шляются по замкам в одиночестве — получилась зрелищная история, создатели которой стараются следовать канве инструкций Дж. Мартина.
Да, творится всякая дичь, а временами и лютый бред, но в каждой серии есть несколько сцен, которые стоит посмотреть или даже пересмотреть.
Имеет место быть фантастическая драма в средневековом антураже.
*
Продолжается кризис власти и ситуация становится все хуже.
Если первый сезон завершается расколом королевской семьи, то во втором нам показывают раскол минимум еще по двум линиям:
— между старой региональной знатью и Трагариенами. Не всем нравятся эти наглые блондичики, которые по небу летают и на уважаемых людей сверху поплевывают. Блондинчики передрались между собой? Отлично, можно взять свое и заломить настоящую цену за военную помощь;
— между феодалами, как таковыми (наследственной воинской знатью) и всевозможной чернью, которая мгновенно готова ощутить себя на вершине общества, ну, или, в крайнем случае, будет рада видеть феодала в петле.
Но никуда не делся кризис в королевской семье. Лидером семейного клана должен быть умный, волевой драконовладелец, которого признает своим лидером знать.
А такого человека просто нет.
Эйегона второго — малость поджарили, и он теперь инвалид. Но перед этим король успел выкинуть с должности своего деда Хайтауэера и показать истерический характер.
Его младший одноглазый братец — волевой и не глупый человек, но ему мешает собственная жестокость, статус регента (а не короля), и продолжение кризиса в государстве. Он может выиграть схватку или сражение, но просто не знает, как переломить ситуацию в семи королевствах.
Рейенира и Дейемон — парочка, которая должна была держаться вместе, вдруг ссорится. Просто потому что армии нужен единственный командир и группировке нужен единственный лидер, который не побоится окунуться в кровь и пепел, а Дейемон не может им стать при живой жене и почти взрослом пасынке. И Рейенира не может себе позволить своевольного мужа. Он всего лишь консорт, и чтобы стать настоящим воинским лидером, ему надо собрать армию самому. И Дейемон отправляется её собирать в речные земли, а Рейенира, которая сама его фактически выгнала, понимает, что без него как без рук.
Династический механизм передачи власти в данном конкретном случае отказывается работать.
Можно сказать, что сумму этих проблем передать смогли, и в этом несомненный успех второго сезона.
*
В зрелищной компоненте отметилась здоровенная туша Вхагар. Удалось очень эффектно показать, что это вот монстр летающий, магический бронтозавр, со стэллс-эффектом и в бою очень сложно ему что-то противопоставить. Сражения драконов вышли не так уж хорошо, просто не верится что всадники выживут после первой сшибки. Но обработка конницы драконьим пламенем получилась яркой.
Если говорить о батальном жанре, где в кадре уже нет драконов, то тут удался крошечный эпизод из штурма Грачевника. Над небольшим замком была схватка трех драконов, сгорела часть войска осаждающих, один из драконов упал на замок. Но когда Кристон Коль приходит в себя и идет разыскивать короля — на заднем фоне штурм Грачевника продолжается. За этим сразу чувствуется чья-то воля, чье-то решение командира, работа армейского механизма.
*
И первый, и второй сезон на фоне серьезной драмы дают обманку-слезодавилку для наивной части зрителей.
В первой части истории такой мелодраматической фальшивкой было шествие старого короля Визериса по тронному залу. Но лучшая по драматизму сцена — это выяснения, кто выбил сыну глаз, в процессе которого король Визерис фактически лишается власти.
Драма- это всегда противоречия в людях, и особенно круто, если в одном и том же человеке.
Во втором сезоне показательно драматической кажется сцена "естественного отбора", когда дракон решает, кого из кандидатов признать всадниками, а остальных поджаривает и съедает. Но это просто лотерея. Жестокий и слепой выбор судьбы.
Истинно драматической фигурой, например, становится старший сын королевы Рейениры.
В шестой серии юноша сам подает матери идею вызвать каких-то дальних родственников, авось кто-то сможет оседлать бесхозных драконов. Попытка поверстать в наездники людей благородных, у которых отдаленное родство с Таргариенами, заканчивается неудачей. Седьмая серия — в дело идут бастарды, которые по крови вроде как ближе. И вот тот же самый юноша приходит к матери, весь из себя грустный, только волосы на голове не рвет от отчаяния.
— Мама, вы про что думали, когда со Стронгом в постель ложились? Я ж брюнет получился.
— Ну, и?
— Когда вы, мама, дуба дадите, мне ж придётся за власть бороться со всей этой сволотой, которая на драконов села. Я ж теперь такой же как они! Не пойми кто, просто парень верхом на драконе! И мой дракон еще маленький. Это же финиш!
То есть наследник сам подал идею, думая, что будет первым среди второсортных Таргариенов. Лучшим из бастардов. А наездниками вдруг стали люди, которым плевать на все аристократические правила и у которых, положа руку на сердце, есть к верхам некоторые претензии.
И маман Рейенира понимает, что дело пахнет керосином жареным, но задний ход врубить уже не получится. Всё завертелось. Войне нужны силы, люди, драконы. Только плакать и остается, вспоминая, как вместо того, чтобы реально вокруг себя политическую группировку собирать, она всякой фигней занималась.
//Конечно, королева Серсея пообещала бы сыну, что когда война кончится, этих выскочек всех отравят. А если бы не вслух сказала, то подумала. Но Рейенира понимает, что до победы еще дожить надо//
*
Еще одним неплохим драматическим эпизодом стало отстранение от власти вдовы короля Визериса, королевы-матери Алисенты.
Её старшего сына только что привезли в столицу — спасибо, что живого. Младший, который одноглазый, откровенно молод и слишком резок.
Кристон Коль — глава королевской гвардии и десница — её любовник. И все прочие члены совета ей так или иначе обязаны.
Алисенте кажется, что просто на автомате её должны признать регентшей.
Но она не замечает, что после боя с драконом её любовник от ужаса только не обделался. То есть видит, что мужчина на нервах, но не понимает причины. А все лорды очень хорошо поняли, что прямо сейчас им нужен военный вождь, сильный лидер, боевой командир и т.п. Единственный шанс выжить — это противопоставить ихнему драконидле своего драконидлу.
Поэтому королеве-матери все дружно свидетельствуют своё глубокое почтение, но главным считают её сына.
Получилась отличная иллюстрация перехода власти из рук политиков в руки военных.
*
Есть в сезоне и недокрученная, недожатая по драматизму сцена.
Это присяга речных лордов королю-консорту Дейемону.
Да, завязка сюжетной линии просто отличная: когда Дейемон прилетает в речные земли, местная знать воевать откровенно не хочет. Глава дома Тарли медленно умирает, его внук Оскар отговаривается своим статусом наследника. Дейемона все не любят. Из местных феодалов со своим войском находится только один, который быстро присягает Дейемону, потому что ведет войну с соседом.
Какое-то время Дейемон барахтается, как в болоте, еще и галлюцинации одолевают. Но вот старый Талли умирает.
Региональная знать собирается, пусть и неохотно.
Сцена в одном из дворов Харенхолла. Собравшиеся готовы принести присягу, пусть и Дейемон им лично совсем не нравится.
Но они ставят условие королю-консорту: тот человек, который первым ему присягнул — Блэквуд — он слишком многих убил, он должен быть казнен. И Дейемон должен обезглавить человека, первого в регионе приведшего на его сторону серьезный военный контингент.
А иначе все рассыплется.
Деймону показывают пределы его власти короля-консорта. Плевать, что у тебя дракон. Нужна армия? Будешь делать, как мы все вместе желаем. И служить тебе будем от забора до обеда, а не как тебе хочется. Потому что тот, кто служить будет с перебором, того мы сами под топор и подведем.
Юридически они ему присягают, но фактически это унижение.
Но не такой человек был Деймон, чтобы вот так спустить ситуацию, когда его приземляют. Ему нужен был ответный жест. Без ответного жеста разрушается образ и Деймон из крутого рубаки превращается в терпилу.
Обвиняемый Блэквуд привел на собрание взятых в плен дворян, владения которых так жестко разграбил.
Эти двое — отец и сын Бракены — присягнули другой группировка Таргариенов.
Что бы сказал Деймон юному лорду Тарли?
— Юноша, я закон исполнил и преступника казнил. Но если твоя присяга это правда, а не просто слова, ты выполнишь мой приказ. И лично убьешь вот этих двоих предателей. Прямо сейчас. А иначе твоим словам веры нет, и мне проще воевать с речными землями, чем собирать с них присяги. Лучше собрать армию из вчерашних побежденных, чем из завтрашних перевертышей.
Тут уже актерам надо было бы стараться, и показывать. что ответное давление от принца Дейемона, как человека, тоже не маленькое.
И когда юноша, которому первый раз пришлось людям головы рубить, закончил бы процедуру, Дейемон ему сказал.
— Теперь у тебя тоже есть кровные враги. А мы с тобой одной веревочкой повязаны.
Но вместо ответа короля-консорта — вклеили очередной эпизод магических галлюцинаций, когда Дейемон общался со своим покойным братом.
*
Итого: про власть и гражданскую войну — сериал временами рассказывает что-то весьма интересное.
Я описал пару сцен, но их — как нормальных, так и по-разному запоротых — довольно много.
Других фэнтези-сериалов такого уровня сейчас нет (если не записывать в фэнтези "Пацанов").
Поэтому они взяли "Плоть и кровь" (фильм 1985-го — и тут действие происходит на хорошо укреплённой вилле, в которую постоянно ломятся), кучу фильмов про зомби-апокалипсис (потому вокруг шатается много зараженных чумой, которые пытаются заразить всех остальных), но эротические и абсурдистские мотивы решили оставить (потому слуги и господа меняются местами, все "ряженые").
Словом, попытались в трагикомедию. Явно держа в голове структуру "Влюбленного Шекспира": происходит некая совершенно фантастическая история, из которой потом драматург или рассказчики-комедианты долгие годы черпают вдохновение.
С целью все хорошо снять они отправились в Италию. Потому вилла — да, что надо. Перестроенный замок, но в той стадии, когда от замка осталось очень и очень много, а вилла это скорее потому, что туда хозяева как на дачу выезжают. Собственно это вполне себе Castello Ruspoli, построенная в 1574-м.
И еще очень хороши, аутентичны римские развалины, раскиданные по окрестностям. Видно, эта земля переживает не первый апокалипсис.
Это я все рассказываю, чтобы пояснить: какие-то задумки явно были. Показать пир во время чумы, когда люди живут как последний день и потому позволяют себе столько, сколько обычно и подумать не могут.
Но это же, чтоб его, современный Нетфликс!
В постановке "Декамерона" есть нормальные, рядовые барышни, но лишь единственная из них приближается к образу настоящей красавицы, да и ту изобразили религиозной фанатичной и практически сумасшедшей. Деликатно выражаясь, они пережали даже не с социальным реализмом, а с попытками вклеить в ту эпоху современные образы, не все из которых адекватны. Что-то похожее я помню в российской телепостановке времен начала ковида-19, но там был грубый и торопливый фарс, который обыгрывал именно современность.
Это Италия: Солнце высоко, Африка близко, претензий по неграм быть не может. Я бы даже сказал, что пропорция мулатов вполне разумна. Но этих мулатов изображают индийцы (???) и, внезапно, появляются еще монголоиды. И вся остальная повесточка заходит следом. Нет, "Декамерон" штука не самая добродетельная, равно как итальянская новелла той эпохи. Но она же прикольная! Это религиозно-эротический кринж, который сейчас отлично получается разве что у японского анимэ, и одновременно юмор. Тут эротический юмор оказался не смешным, зацензуренным повесточкой. Шуточки над религией были жестковаты — вроде отрубленного пальца чумного сумасшедшего кардинала, который не стал святыми мощами, а сгорел в камине.
При этом в юмор пытаются, что в исторический (вопрос врача: вы не контактировали с немцами или кошками?), что в перенос современного юмора ("подержи мое пиво вино" — удачно получилось) — но большую часть шуток я не воспринимаю.
Чисто субъективное ощущение: они постоянно промахиваются в длине сюжетного отрезка/эпизода/сцены, когда развивается коллизия. Из-за этого часть сюжетных поворотов уныла до невозможности. Это же "Декамерон"? И все равно — уныло. В режиссерском кресле нужен Гай Ричи :)
Художники смотрятся лучше режиссеров, потому что придумали интересную заставку с чумными крысами.
*
Итого: часть трагикомедии вполне удалась и некоторых персонажей жалко, особенно того индийца, который принял смерть святого Себастьяна.
Но в сериале отсутствует веселый азарт, который так хорош в первоисточнике. А чувство меры создателям если не отказывает дочиста, то сбоит.
Как комедия нравов эта постановка всухую проигрывает французскому "Либертену", а для настоящего зомби-апокалипсиса персонажи ведут себя слишком идиотски.
Надо было либо от начала до конца снимать комедию, либо жестко разделять здоровое и чумное, комедийное и трагическое, сводя их только в финале.
А у них чума входит на виллу и уходит с виллы, как обрывок шарика в известный горшочек.
Отчего сильно притупляется острота ощущений.
За унылую экранизацию "Декамерона" инквизиция будет жечь их на медленном огне. В сериале как раз есть подходящий для этого монах-доминиканец...
Первые два фильма франшизы были достаточно успешными, поэтому практически сразу же появился третий.
Прошло 8 лет. Жлобы из корпорации решили возродить свой самый успешный и самый скандальный проект – "Хорошего парня". Хороший парень Чаки поблагодарил президента фирмы, убив его. И отправился за Энди Барклаем.
А Эндивырос и стал курсантом военной школы Кент, жизнь в которой совсем не сахар. Но вскоре туда приедет Чаки, и все станет еще хуже.
Здесь франшиза стала резко сворачивать в сторону черной комедии. Специфический юмор Чаки никуда не делся.
Третья часть считается самой слабой. С этим я согласен.
Однако здесь есть свой козырь и даже не один — Эндрю Робинсон в роли сержанта-парикмахера и аттракцион "Пещера ужасов" — готичные атмосферные сцены.
Интересно, Дон Манчини (сценарист и продюсер) хотел, чтобы фильм снимал никому не известный тогда новозеландец Питер Джексон.
2013, США фантастика, боевик, триллер, приключения
режиссёр: Джозеф Косински, сценарий: Карл Гайдусек, Майкл Арндт, Джозеф Косински (рассказ) в ролях: Том Круз, Ольга Куриленко, Морган Фриман, Андреа Райзборо, Николай Костер-Вальдау, Мелисса Лео, Зои Белл, Эбигейл Лоу, Изабель Лоу, Дэвид Мэдисон
Земля, пережившая войну с инопланетными захватчиками, опустела; остатки человечества готовятся покинуть непригодную для жизни планету. Главный герой — техник по обслуживанию дронов — находит разбившийся корабль NASA, команда которого погибает у него на глазах. Ему удаётся спасти лишь одну женщину — и...
2016, США фантастика, драма, мелодрама, приключения
режиссёр: Мортен Тильдум, сценарий: Джон Спэйтс в ролях: Дженнифер Лоуренс, Крис Пратт, Майкл Шин, Лоренс Фишбёрн, Энди Гарсиа, Винс Фостер, Кара Мишель Уайлдер, Конор Брофи, Джули Серда, Аврора Перрино
Космический корабль с 5,000 пассажиров на борту, погруженных на время полета в искусственный сон, держит курс на планету, которая станет для них новым домом. Всё идет по плану, но из-за сбоя системы двое пассажиров неожиданно просыпаются и понимают, что до конечного пункта путешествия — 90 лет пути,...
В фантастических фильмах «Обливион» и «Пассажиры» есть два похожих персонажа. Оба механики, оба отправляются в космическую экспедицию, оба в итоге спасают мир. Джек и Джим! Чьё имя лучше? «Произнеси их, — оба так же звучны». Но есть нюансы. Жизнь помещает их в совершенно разные обстоятельства. Джек, пусть и бессознательно, занимается уничтожением людской популяции, перед Джимом — наоборот стоит задача стать основателем новой колонии людей на новой планете. И реагируют они на эти обстоятельства тоже по-разному. Один в депрессии и выпивает. Второй наоборот — бодрячком.
Какие же детали мировоззрения инженеров в итоге формируют такие разные судьбы? Джим на Земле по карьере не продвинулся и летит гол, как сокол, в классе эконом. Джек, наоборот, вылетел с Земли с высокой исследовательской миссией, в ранге командира своего «пепелаца» со всеми привилегиями, да ещё и с женой на борту. Лучшие представители человечества летят к новой жизни в кольцах Сатурна. И попадают прямиком в станцию ТЭТ — в лапы инопланетных захватчиков... Так ли уж прекрасен Джек, хотя бы как механик? Хороший механик в состоянии представить себе судьбу своего изделия, и эта судьба его волнует. Самое позорное — это сделать так, что изделие сломается при первой возможности. «Расколется, редиска, при первом же шухере». Именно так и ремонтирует дрона Джек — лепит деталь на жвачку. А вы думали креатив инженерной мысли? При этом начальник оставшейся на планете группки людей называет его лучшим в НАСА, а может быть, даже лучшим среди людей вообще. Кто же тогда остальные? Почему-то не удивительно, что космическая программа по освоению Титана — спутника Сатурна — заканчивается выкачиванием ресурсов из Земли и почти полным уничтожением человеческой популяции. НАСА в этом фильме предстаёт в весьма неприглядном виде. Космическая экспедиция во главе с Джеком только значительно помогла инопланетянам в войне с людьми. Сюжет фильма рассказывается от лица Джека и все события с ним происходящие преподносятся, как случайное стечение обстоятельств. В «Пассажирах» наоборот — уже даже в слогане фильма — «ничто не случайно».
А что с Джимом? Джим, как механик, явно интересовался судьбой своих изделий. Это видно хотя бы из того, что он обращает внимание на сбои в космическом корабле и его интересует причина этих сбоев. Т.е. он способен на сбои откликаться, а не проходить мимо. В таком случае, можно сказать, что его пробуждение из дельта сна само по себе уже естественная реакция на поломку корабля. Мало того, этот принцип интересоваться судьбой изделий, Джим применяет не только на неодушевлённые предметы, но распространяет и на людей. Это стало частью его мировоззрения. Во время своей годовой «отсидки» среди спящих, он не только бухал, а может и не столько бухал, сколько читал биографии пассажиров. Особенно одной из пассажирок. Джек же умудрился свою жену Юлию забыть практически напрочь. А это только значит, что ни одним сбоем в её мировоззрении он за всё время их знакомства так и не заинтересовался. Ничего для неё не сделал. Поступал с ней как с дроном — лепил на жвачку. Вёл успокоительные речи или просто отмахивался. Не хотел ничего знать, чтобы у самого «голова не болела». Вот и забыл, легко. Легко стал путаться с другой тёткой. И, как и с предыдущей у него ничего не болело, так не болело и с новой.
Любой мастер помнит изделия бывшие у него в ремонте. В случае неодушевлённых предметов память, конечно, можно и стереть. Но в случае людей остаётся ещё и душевная боль, напоминающая о взятой на себя ответственности, которую никаким ТЭТом стереть невозможно. А Джек вышел после ТЭТа молодцом, довольным самим собой, своим обедом и новой женой Викой. И жил так не один год и ничего у него не болело. Никакой боли после ТЭТа не осталось, потому что и не было. Можно даже сказать, что усилия ТЭТа по его «обращению» были минимальны, — просто выбрали самый подходящий для этого материал. Инопланетяне фактически только воплотили в жизнь его же подсознательную мечту об идеальной супружеской жизни на платформе в небе над облаками.
Для любителей фильма «Обливион» есть ещё более детальный обзор биографии Джека.
В судьбе Джима из «Пассажиров» есть и ещё один плюс по сравнению с Джеком. На космическом корабле он находится в полном одиночестве, не считая робота бармена. По опыту тюрем огромный процент заключенных в одиночках сходили с ума. Только единицы, вроде Николая Морозова могли сохранить рассудок. Морозов нашёл выход в самообразовании, читал книги, осваивал науки, писал свои собственные труды. Схожей деятельностью занимался и Джим — он как минимум осваивал новое в своей профессии, изучал устройство корабля. Иначе бы не смог бы даже пробудить заинтересовавшую его женщину из дельта сна. Плюс ситуации, в которой оказался Джим, в том, что над тобой не довлеют оценки окружающих — никому ты на фиг не нужен, не перед кем выделываться, некому угождать, некого винить, не на кого обижаться, некому мстить и т.д. То есть твои действия во многом очищены от левых мотивов, и можно найти единственно правильный выход из ситуации. Что Джим и делает. С другими деталями судьбы Джима можно ознакомиться здесь: