Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21



Статья написана 28 июня 2024 г. 20:03

Часть 2-я: соавторы

«Комсомольская правда» от 1 января 1960 года вышла вдвое толще обычной.

В самом низу первой полосы газеты полужирным шрифтом в рамке было обращение к читателям, заканчивающееся словами «Смотрите приложение к сегодняшнему номеру». А выше — история о подарке от деда-мороза (именно в таком неправильном, согласно сегодняшним словарям, написании: через черточку и оба слова со строчной буквы), заявившим, что встреченный им на производственном совещании коллега, «который будет обслуживать встречу 2010 года» передал сотрудникам нынешней «Комсомолки» с 7-й по 10-ю страницы газеты из 1 января 2010 года.

Они и оказались приложением. Традиционные рубрики молодежной газеты были наполнены иным содержанием: «Вести с молодежных строек» (открытие ж/д тоннеля под Каспийским морем и пуск турбины на Луне), «Читатель продолжает разговор» (дискуссия об устаревании слов «мой» и «твой»), «На житейских перекрестках» (о пунктах проката вертолетов), «Для вас, любознательные» (о тексте лекции «Есть ли жизнь на Земле? из обнаруженной марсианской библиотеки) и пр. Впрочем, вот они – эти четыре страницы (спасибо за фото web-архиву «Следы времени»):

Ярослав ГОЛОВАНОВ начиная дневник 1960 года в «Заметках вашего современника» рассказывает об этом совместном с Дмитрием БИЛЕНКИНЫМ газетном розыгрыше:

— Сила печатного слова невероятна! В новогодний номер мы решили с Димкой БИЛЕНКИНЫМ сочинить газетную




Статья написана 28 июня 2024 г. 13:15

Согласно данными платформы «Литнет», в пятерку лидеров по количеству писателей-фантастов вошли Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск и Екатеринбург. Чуть меньше авторов живут в Воронеже, Омске, Красноярске, Балашихе и Челябинске.

А поклонников фантастики оказалось особенно много в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Челябинске, Екатеринбурге, Барнауле, Краснодаре, Тюмени, Новосибирске.

При этом есть отдельный перечень городов, жители которых увлеченно читают фантастику — посвящают этому занятию несколько часов в день. Такая обстановка в Энгельсе, Старой Руссе, Тарусе, Южно-Сахалинске, Конаково, Кировске, Омске, Барнауле, Твери и Тюмени.

Среди всех направлений лидируют эротическая и любовная фантастика, а также виртуальная, связанная с миром технологий, космоса и искусственного интеллекта.

По материалам издания «Сноб».


Статья написана 27 июня 2024 г. 17:19

Фантастика и приключения

Литература для детей и юношества обогатилась недавно двумя интересными произведениями — научно-фантастической повестью Вл. Немцова «Золотое дно» и приключенческими повестями Николая Томан «Однажды в разведке» (Вл. Немцов. «Золотое дно». Детиэдат. 1949 г.; Николай Томан. «Однажды в разведке». «Молодая гвардия». 1949 г.). Новые повести, являющиеся сами по себе превосходиыми художественными произведениями , вместе с тем служат убедительным доказательством неверности и вредности многих положений, бытующих у нас в области научно-фантастической и приключенческой литературы.

В первую очередь эти повести являются жестоким ударом по низкопоклонству перед иностранщиной, столь ярко выразившемуся в «работах» некоторых критиков-космополитов, разоблаченных ныне советской общественностью. Эти повести демонстрируют коренное отличие наших научно-фантастических и приключенческих произведений от соответствующих произведений литературы капиталистического Запада. В самом деле, фантастическая литература в Америке, Англии, Франции и других империалистических странах направлена исключительно в космические дали, трактует о вещах, ничем не связанных с действительностью; советская же фантастика крепчайшими узами связана с реальной жизнью народа, она рассказывает о нашем будущем, прекрасные и величественные контуры которого намечаются уже сейчас в мыслях, действиях, поступках нашего современника, гражданина страны Советов.

Вл. Немцов повествует о том ближайшем будущем в области добычи нефти со дна моря, которое уже становится реальностью. И если наши нефтяники добывают сегодня «черное золото» со дна моря, пользуясь вышками, установка которых в море невероятно сложна, — то завтра они спустят на дно Каспия «подводные цехи» — самоходные гигантские «черепахи», ярко и с глубоким знанием дела описанные в повести Вл. Немцова.

Приключенческая литература Запада направлена на изображение кровавых приключений всяческих гангстеров, убийц, грабителей и полицейских. Советская приключенческая повесть, как и вся наша литература, направлена на воспитание человека в духе горячего патриотизма, любви к Родине и народу. Она укрепляет в читателе лучшие качества людей сталинской эпохи — мужество, героизм, острую наблюдательность, энергию, инициативу. Таковы и повести Н. Томана, собранные в его книге «Однажды в разведке». Открывающая книгу повесть под тем же названием учит человека не теряться в любых обстоятельствах, суметь найти выход из, казалось бы, совершенно безвыходного положения. Повесть «Секрет королевского тигра» воспитывает острую наблюдательность, умение по ничтожным как будто следам распознавать и находить врага, призывает к бдительности. Повесть «Взрыв произойдет сегодня» показывает исключительную преданность советского человека своему государству, партии Ленина—Сталина.

Советская фантастическая и приключенческая повесть и, в частности, новые произведения Вл. Немцова и Н. Томана утверждают самостоятельный, самобытный характер этих жанров в нашей литературе. Неудачи подстерегают писателей именно тогда, когда они пытаются следовать за западноевропейскими и американскими образцами, чему мы имеем яркие примеры. Неудачи писателя С. Беляева объясняются именно этим — его роман «Приключения Сэмюэля Пингля», проникнутый духом низкопоклонства перед заграницей, был отвергнут общественностью; не приняли наши читатели и построенный по заграничным образцам роман «Властелин молний». Фантастические и приключенческие произведения А. Палея («Остров Таусена»), Вл. Брагина («В стране дремучих трав»), Г. Гуревича и Г. Ясного («Человек-ракета»), А. Студитского («Ущелье Батырлар-джол») оказались лживыми, надуманными и, следовательно, никчемными и вредными именно потому, что их авторы находились в плену американской фантастической и приключенческой стряпни. И в то же время произведения лучших наших фантастов и создателей приключенческих повестей — В. Охотникова, Вл. Немцова, Н. Томана, Ф. Кандыбы, Л. Лагина, В. Обручева, И. Ефремова стали любимыми книгами, ибо авторы их стоят на реальной почве социалистического сегодня и коммунистического завтра.

Книги лучших писателей фантастического и приключенческого жанров и в особенности новые произведения Вл. Немцова и Н. Томана разоблачают и другой миф, столь же нелепый и вредный, — миф о том, что русская и, в частности, советская фантастическая и приключенческая литература развивалась и развивается из западных образцов. Глубоко ошибочны, в корне порочны попытки некоторых наших литературоведов искать истоки русского фантастического и приключенческого жанров у Уэльса и Жюль-Верна или, как это пытался доказывать А. Ивич, — даже у Поля де-Крюи. Так могут рассуждать только люди, для которых наша литература не является родным и кровным делом. Наша фантастика, наша приключенческая литература являются национальным детищем. Истоки этих жанров уходят в глубь народных сказов и былин, в глубь великой русской литературы. В стихах Ломоносова заложены основы научной фантастики. Первые наши научно-фантастические романы появились еще в первой половине прошлого века, — они написаны В. Ф. Одоевским. Подлинно научный, революционный взгляд в великое будущее русского народа бросил Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?». Знаменитый наш соотечественник К. Э. Циолковский в начале текущего века опубликовал свои научно-фантастические повести. В сочинениях Пушкина, Гоголя и в особенности в романах Некрасова (написанных им в соавторстве с А. Панаевой) находим мы истоки и нашего приключенческого жанра.

Произведения Вл. Немцова и Н. Томана позволяют поставить весьма важный вопрос об общности жанров научно-фантастического и приключенческого. Многое роднит эти жанры. Мы говорили уже о воспитательном значении этих книг. И фантастическая повесть Вл. Немцова «Золотое дно» и приключенческие повести Н. Томана, собранные в книге «Однажды в разведке», — книги познавательные в прямом понимании этого слова. Они рассказывают читателю о знаменательном сегодняшнем дне нашей страны и позволяют заглянуть в ближайшее будущее. Если Вл. Немцов увлекательно, ярко и научно-доказательно повествует о завтрашнем дне работы нефтяников, постоянно возвращаясь к сегодняшним нашим достижениям и на основе этих достижений строя свои прогнозы, то и Н. Томан, рассказывая о сегодняшних приключениях своих героев, постоянно заглядывает в будущее. Рисуя портрет нашего современника, он подмечает в нем типические черты, определяющие человека коммунистического общества. Таковы и лейтенант Коробов («Однажды в разведке»), и старший сержант Нечаев («Секрет королевского тигра»), и майор Воеводин («Взрыв произойдет сегодня»).

Пора уже разбить концепцию о ненужности сюжета для научно-фантастического жанра. Научные прогнозы в фантастике должны облекаться увлекательной сюжетной завязкой. Только тогда эти прогнозы целиком дойдут до массового читателя, только такой метод сделает научные проблемы достоянием всего народа. Новая повесть Вл. Немцова полностью отвечает требованию сюжетности — увлекательная интрига держит читателя в напряжении вплоть до последней страницы. Таковы и повести Н. Томана.

Роднит повести Вл. Немцова и Н. Томана и отношение авторов к человеку. Человек — основной герой их произведений. Фантастика Вл. Немцова и приключенческие повести Н. Томана — это в сущности показ типических черт характера нашего человека, воспитанника коммунистической партии, человека сталинской эпохи. В этом большое значение двух книг — различных по жанру, но единых по содержанию и направлению.

До недавнего времени в критике существовало мнение, что научно-фантастический и приключенческий жанры — наиболее отсталые в нашей литературе. Этот взгляд должен, нам кажется, подвергнуться коренному пересмотру. У нас, конечно, еще далеко не достаточно хороших книг в том и другом жанре, но они есть, все время появляются новые, мастерство ведущих представителей этого жанра растет. А главное — авторы стоят на правильном пути, их тенденции следуют по общему, единому, верному руслу всей советской художественной литературы.

В заключение несколько слов об отношении издательств к рассмотренным нами произведениям. Если Детиздат любовно отнесся к книге Вл. Немцова и превосходно ее оформил, то «Молодая гвардия» отнеслась к книжке Н. Томана, как к нелюбимому пасынку, выпустив ее в слепой, непривлекательной обложке.

Сергей Иванов.


(Вечерняя Москва, 1949, № 183, 3 августа)

Немного об авторе.

Очевидно, он же — автор одиозной статьи "Фантастика и действительность" (журнал "Октябрь", 1950, № 1; подпись: Сергей Иванов). В журнале "Октябрь" в конце 1940-х — начале 1950-х появилось несколько литературно-критических статей с такой подписью. Библиографический указатель "Советское литературоведение и критика. Книги и статьи 1917-1962 годов" приводит инициалы: С. В. В каталоге РНБ есть литературовед с такими инициалами: Сергей Васильевич Иванов, автор нескольких книг о Лермонтове, в том числе биографии в "ЖЗЛ". Каталог ЖЗЛ дает такую справку:

цитата
Иванов Сергей Васильевич (7.V.1898, Серпухов — 21.XII.1976). Критик и литературовед. Член СП. Лауреат Всесоюзного государственного конкурса на лучшую биографию Лермонтова. Автор работ «Лермонтов» (ЖЗЛ. 1938), «Патриотизм Лермонтова» (1941). «Лермонтов. Биография» (1952), «Лермонтов. Жизнь и творчество» (1964) и др.

Он ли критик из "Октября"? Среди напечатанных там статей Сергея Иванова находим и такие: М.Ю. Лермонтов и его комментаторы (1948 № 11), Еще раз о комментаторах Лермонтова (1949, № 5). Весьма вероятно, что это и есть пропагандист "реалистической фантастики".


Статья написана 26 июня 2024 г. 18:42

Сегодня исполнился бы 71 год моему другу, писателю, главному редактору фантастического альманаха "Полдень" Николаю Романецкому (26.06.1953 — 10.01.2024).


Николай Михайлович Романецкий. Санкт-Петербург, 2012 год. Снимок сделан мною на Конгрессе фантастов "Странник".


Если бы я стал писать воспоминания о моей дружбе с Колей, то начал бы их издалека, примерно так...

С Николаем Романецким мы познакомились на одном из первых фантастических «Интерпрессконов» в начале девяностых и сразу же подружились. Так иногда бывает: люди начинают относится друг к другу с симпатией с первых минут знакомства, мгновенно принимают друг друга. Такая же моментально начавшаяся дружба случалась у меня и с другими, но с Колей она не прерывалась до его ухода из этого мира. Кстати, бывает и так, что тебя с первой встречи без особых причин начинают люто ненавидеть, но сейчас не об этом…

Мы с Колей – земляки, оба с Новгородчины: Коля приехал в Питер из Старой Руссы, я – из Любытинского района, к тому же моего младшего брата тоже звали Коля, из-за всего этого я воспринимал Романецкого практически как родственника. А лет через пять после нашего знакомства неожиданно выяснилось, что мы и вправду почти родня. Однажды в застольном разговоре я вспомнил о смешном названии населённого пункта, где родилась одна из моих бабушек: деревня Мошёнка, Окуловского района, Новогородской области. Именно так, через «ё», писалось название этой деревушки (в шестидесятые годы прошлого века Мошёнку стыдливо переименовали в Заречную). Очень красивое, кстати, место. Одно из почти забытых значений слова «мошонка» (уменьшительного от «мошна») — карман, локация в излучине реки. Коля тогда подпрыгнул: «Так и моя бабушка тоже из окуловской Мошёнки!» Сомнений не оставалось: мы и вправду – родственники! Ведь в таких небольших населённых пунктах практически все местные жители находятся в каком-нибудь родстве.

Давно нет на карте той деревни, ушёл и мой родной друг Коля Романецкий, а воспоминания о нём я когда-нибудь напишу...


Статья написана 26 июня 2024 г. 10:09

Открыта для ознакомления серия боевой фантастики англоязычных авторов. Была открыта в 2002 году ("Первое оформление") и включала в себя совершенно различные направления боевой фантастики — от постапокалипсиса (вновь переизданный "Почтальон" Д. Брина), до альтернативной истории с "попаданцами («Затерянный полк»). От космооперы (четвёртый роман цикла «Галактический шторм», но первый по написанию) до военной фантастики ("Боло").

Выпустив всего четыре книги, "Азбука" решила отделить "мух от котлет" и одарить каждое из опробованных направлений своей подсерией с индивидуальным оформлением.

В 2003 году первая подсерия была открыта циклом Дэвида Вебера и Стива Уайта «Галактический шторм», в которой выпустила три романа и ещё один роман того же Дэвида Вэбера из цикла «Вселенная ярости». На чём в том же году и прекратила существование. Параллельно в 2003-2004 годах выходила вторая подсерия с межавторским циклом "Боло". И в том же 2004 году в третьей подсерии были изданы шесть из девяти романов Уильяма Форстена «Затерянный полк». Из-за неудовлетворительных продаж и она также была закрыта.

В целом, серии являются типичными представителями серий 2000-х, когда издательства хватались за всё подряд, но редко что доводили до логического завершения.

Типичное оформление книг серии:

От себя добавлю, что читал "Почтальон" Д. Брина да сборник "Неуязвимый Боло". Первое — нормальный постапок, второе — прочесть и забыть.





  Подписка

Количество подписчиков: 717

⇑ Наверх