Адриан Чайковски «Alien Clay»
Планета Килн — это место, где тирания Мандат держит свою тюремную колонию, и для заключенных путешествие туда всегда является поездкой в один конец. Одним из таких заключенных является профессор Артон Дагдев, ксеноэколог и политический диссидент. Вскоре после прибытия он обнаруживает, что у планеты есть секрет. Люди — не первая разумная цивилизация, ступившая туда.
Посреди ненасытной, хаотичной экосистемы находятся руины цивилизации, но кем были исчезнувшие строители и куда они делись? Если он сможет пережить как суровое правление коменданта лагеря, так и инопланетные ужасы окружающего его мира, у Артона появится шанс сделать открытие, которое может просто преобразить не только Килн, но и далекую Землю.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2025 // Лучшая НФ-книга в США | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2025 // Роман (снят с номинации) | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2025 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 15 февраля 2025 г.
Завязка была крайне обещающая — некая авторитарная деспотия будущего отправляет диссидентов не в лагеря, а на исследование опасных планет. Герой романа, простой биолог-теоретик, вчера не очень внимательно следил за тем, кому из коллег что можно говорить, а где стены имеют уши — а сегодня он уже в чужой звездной системе, где и проведет остаток своей, вероятно, короткой жизни, без права на помилование.
Биосфера планеты Килн уникальная и очень агрессивная. Напрашивается неизбежное сравнение с «Неукротимой планетой» Гаррисона, только в местных джунглях все виды флоры и фауны — это не виды как таковые, а сложные наборы симбионтов, которые при необходимости могут расставаться друг с другом и соединяться с другими симбионтами, создавая новые виды и формы хоть каждый день, лишь бы получить преимущество в выживании. Эволюция на стероидах. А еще в этом тропическом аду сохранились руины бесследно исчезнувшей цивилизации...
В общем, могла получиться отличная книга, но, увы, все испортила манера изложения. Чайковски в этот раз пишет от первого лица, этакий поток сознания кабинетного теоретика. И этот поток до краев переполнен сарказмом, нет, даже не так, он буквально СОСТОИТ из сарказма, непрекращающегося и крайне утомительного. Событий в книге довольно мало, в основном текст посвящен (саркастическим) рассуждениям героя на тему политики и государственного устройства, а также подробному (саркастическому) описанию «какие оттенки эмоций я испытал по тому или иному поводу». Такие люди иногда встречаются в жизни, они душные и неприятные, от них хочется держаться на расстоянии. От героя этого романа — тоже.
Кроме того, совсем недавно я прочитал «Милость богов» Абрахама, которая тоже про биологов в инопланетной лагерной «шарашке», но написана не в пример легче и живее. Если бы не это, возможно, поставил бы Чайковскому оценку повыше. А так... ну от силы 6/10. Трояк с плюсом.
Ajaja, 31 марта 2025 г.
Отличительной особенностью автора для меня всегда было его умение подавать историю от лица нечеловеческого, чужеродного разума. В Children of Time это были интеллектуально эволюционирующие разумные пауки, в Service Model — искусственный интеллект робота, а в Shroud повествование поочередно ведется от лица человека, после чего те же события подаются с совершенно чуждой перспективы местной формы жизни. Именно это всегда добавляло особую магию произведениям Чайковски.
Alien Clay же отличается от этих романов тем, что история практически полностью подается от лица своего рода «Ивана Денисовича», и эта фирменная магия автора появляется только к концу — и то в минимальном количестве.
Это полностью обусловлено изначальной задумкой сюжета, где главной интригой на протяжении почти всего романа остается раскрытие тайны загадочно исчезнувшей цивилизации, оставившей на планете многочисленные артефакты. Вокруг этого строится основной сюжет, и автор, чтобы максимально продлить интригу, даже прибегает ближе к концу к нарушению линейности повествования и перепрыгивает через ключевое событие, к которому затем возвращается в формате флэшбека. Этот прием куда чаще используется в кино, чем в литературе.
В целом получилась запоминающаяся, качественная научная фантастика с интересными нестандартными идеями, пусть и не на 100% оригинальными. Сравнение с «Неукротимой планетой» действительно напрашивается с первых же глав, но даже здесь автор смог удачно применить свое умение наделять, казалось бы, привычные объекты — например, джунгли — чужеродностью, создав в данном случае крайне чуждую людям биосферу планеты, в основе функционирования которой лежат отличные от привычных нам эволюционные принципы.
Твердая четверка, 8/10.