Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Военное | Социальное | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Обмен разумов, перемещение разума | Спецслужбы | Жизнь после смерти | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Капитан гекзархата Кел Черис опозорила себя нестандартной боевой тактикой. Командование дарит ей последний шанс вернуть честь, отбив захваченную еретиками Крепость Рассыпанных Игл. На карту поставлена не только карьера Черис. Если космическая крепость останется в руках мятежников, гекзархат падет следом.
Единственная надежда Черис — это союз с немертвым генералом Джедао, визионером, Архипредателем и безумцем. Он выигрывал битвы, которые невозможно выиграть, и только его военному гению по силам захватить крепость. В своей первой жизни он обезумел и полностью истребил обе армии, одной из которых командовал сам, но теперь он лишь призрак в «черной колыбели».
Чем ближе конец осады, тем у Черис возникает больше вопросов к генералу. Так ли он безумен? Что он планирует? Не станет ли она его следующей жертвой?
Входит в:
— цикл «Механизмы Империи» > Uncertain Present
Награды и премии:
лауреат |
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Дебютный роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2017 // Дебютный роман | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2017 // Дебютный роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2017 // Роман | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2017 // Роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2023 // Зарубежная книга года (США) |
- /языки:
- русский (1), английский (2), французский (2)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Н. Осояну (1), С. Рэзе (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 25 января 2024 г.
Это будет не столько отзыв, сколько бытовая сценка с акцентом на литературе. Итак, главное действующее лицо – моя супруга, большая любительница корейской и китайской культуры, с моей подачи в прошлом году крепко подсевшая на Лю Цысиня (сам я к творчеству маститого китайца отношусь весьма прохладно, но ей решил посоветовать – и попал в самую точку). Она прочитала все, что только вышло у Лю в «Фанзоне», и после этого решила пуститься в самостоятельное плавание по морю восточной фантастики. Как результат, пару недель назад она с торжеством притащила домой очередную «фанзоновскую» книжку – это и был «Гамбит девятихвостого лиса» – и тут же в нее со всем энтузиазмом вгрызлась. Я видел ее с этой книгой постоянно, в любое время и в любой обстановке, и почти уверился, что ей попался какой-то настоящий шедевр, который я сам как-то упустил из виду и от которого, раз начав чтение, просто невозможно оторваться. Увы, действительность оказалась намного более жестокой и разочаровывающей.
Вчера вечером жена, по уже сложившейся традиции, уселась было читать про девятихвостого лиса дальше, но вдруг захлопнула книгу и обратилась ко мне с жалобной речью примерно следующего содержания:
– Послушай, я больше не могу! Книжка не слишком толстая, я ее читаю уже две недели, но не одолела и половины – просто не могу понять, о чем там идет речь, в чем смысл и зачем это вообще было написано! Чем дальше читаю, тем больше всякой мути. А автор попросту не берет на себя труд объяснить хоть что-нибудь, а просто наваливает все больше и больше зауми. Знаешь, на что это похоже? На отчет об инженерных изысканиях от нерадивого подрядчика: вроде бы и работал, и что-то там сделал, и результаты какие-то есть, а вот описать вразумительно, что же именно сделано и зачем, он не в состоянии. На такие отчеты я тоже смотрю и не понимаю ни слова, хотя и по-русски написано, и на главы разделено, и названо соответствующе. В общем, ну его, этого Юн Ха Ли, поищу себе что-нибудь более толковое…
Тут необходимо пояснение: супруга – читатель фантастики с немалым стажем, так что списать ее реакцию на «Гамбит девятихвостого лиса» на малый опыт не получится при всем желании. Просто она, как и я, выросла на фантастике иных традиций: создававшейся ради каких-либо идей, а не для умствования ради умствования, и написанной для читателя, а не для себя. Я смог утешить ее лишь тем, что она еще не читала, к примеру, Уоттса – так что можно считать, что дешево отделалась.
Вот такая притча из семейной жизни. Как отзыв о произведении, конечно, ее размещать странно – ведь сам я «Гамбит девятихвостого лиса» даже не открывал, – однако мне все-таки кажется, что тому, кто только собирается познакомиться с творением Юн Ха Ли, эта история может пригодиться. У меня всё. Dixi.
Sergekot, 12 сентября 2024 г.
Автор построил мир на оригинальном и свежем скелете — определенный набор ритуалов, выполняемый населением, порождает магические эффекты, на которых работает продвинутая технология. Набор не определен жёстко, а прочитан математически под конкретные эффекты, поэтому всякие повстанцы регулярно пытаются запустить другие версии, и правительство с ними воюет.
Есть косяки — несколько слабый сюжет и обилие терминологии без пояснений.
В целом книга хороша, стоит прочитать. Но для полного понимания придется сделать это не один раз, т.к. сходу разобраться во всех нюансах не получится.
Neradence, 22 декабря 2022 г.
Необычный роман, неуловимо напомнивший «Квантового вора», только вдобавок с очень азиатским антуражем. Прямо с первых страниц начинается математическая фантасмагория, лихо закрученная вокруг экзотической физики и непостижимых из трёхмерного пространства топологических преобразований. С привкусом психологического триллера об идентичности от приятного соседства с чужим разумом в одном, раньше исключительно собственном, теле.
Представленный в «Гамбите» мир — определённо мир будущего, но либо очень далёкого, когда человечество ушло куда-то в неизвестность в своём технологическом развитии и отрицании собственной природы, либо совершенно альтернативного. Предыстории как таковой не существует: эта вселенная со своими законами просто есть и в ней просто такие законы. Тут есть странное оружие, странные биотехнологии, странные двигатели, странная иерархия и искусственный интеллект в подвижных ботах, которые образуют целый отдельный народ, успешно прикидывающийся дрессированной мебелью.
Мир богатый на отдельные яркие подробности — и в то же время холодный, жестокий и совсем не похожий на процветающий.
Основа лора выстроена вокруг идеи, что есть лишь один календарь, по которому должна жить цивилизация, и всё её устройство завязано на целое число шесть. Устройство местного мира — гекзархат, шесть политических управленческих фракций, каждая из которых имеет чёткое место в иерархии и место под солнцем. Если все они работают слажено и как задумано, то остальная вселенная пребывает в спокойствии, потому что всё работает, как надо.
Судя по отрывочным сведениям, которые выдают в эфир персонажи в разговорах друг с другом, конкретно гекзархат живёт уже примерно четыреста лет, до этого был гептархат, но одна фракция впала в ересь и решила, что настало время всё сломать и построить что-то новое. Не сложилось.
Вообще, «еретическая» составляющая в романе занимает какое-то очень большое место, чем смутно напоминает мир WH40k (вообще, если повглядываться, пересечений между «Гамбитом» и Вахой хватает), хотя сама суть ересей раскрывается несколько слабо. Сложно понять, на что именно влияет центральное целое число. Оно используется не только в отсчёте времени, но и в оружии, видимо, порождая экзотические физические эффекты, но какова конечная цель еретиков — в большинстве случаев неизвестно. Что хотели Угри, Фонарщики или Лиож — а кто их знает; что они выигрывали от смены целого числа в основе — загадка. Я почти могу представить механику вычислений, но не могу осмыслить, за что борется оппозиция гекзархата, и в этом сложность.
Не сказала бы, что само устройство цивилизации, жёстко фракционное и завязанное на использовании верного календаря, вообще до конца меня убедило, но это, как минимум, что-то неожиданное. Хотелось бы понять саму механику происходящего и еретических движений больше, конечно, но, на удивление, отсутствие полного технологического описания не делает очень грустно. Возможно, за счёт экзотичности описаний, происходящее воспринимается несколько отрывочно, и это позволяет без мучений игнорировать некоторые шероховатости повествования.
Очень много азиатского символизма и мистических элементов, отсылающих куда-то к протоазиатским корням: лисы, ястребы, чаши с рисом, геометрия, розы, сладостно горящие. Несмотря на то, что азиатской фантастики я прочитала уже порядочно, всё равно воспринимается это с некоторым скрипом, очень непривычно — и многие культурные отсылки вообще тонут в вопросе «что». По-моему, книге немного не хватило сносок, которые пояснили бы для хлебушков вроде меня, о чём говорят образы, на что отсылаются персонажи в аргументах и всё такое.
Действия, строго говоря, в книге немного: процентов семьдесят занимает история осады крепости и бесконечные разговоры между участниками, перемежаемые изредка флешбеками немёртвого генерала. При этом, как ни парадоксально, повествование выглядит страшно насыщенным и очень накалённым, даже в замкнутом пространстве крейсера персонажи умудряются проецировать дикое напряжение от взаимодействия. Скучать не приходится, динамики — хоть отбавляй, пусть она и не совсем прямолинейная.
А ещё по стенам развешено порядочное число чеховских ружей с интригующими намёками.
Персонажи — отдельная история; их вроде бы много, но по сути крутится всё вокруг только трёх, остальные приходят и уходят. И ещё постоянно умирают, прямо как у света нашего Мартина.
Черис-и-Джедао, раздельные личности, но по факту — занимающие одно тело, потому что в Черис запихивают цифровой или какой там слепок опального генерала, чтобы он выполнял роль советника в военной операции и проявил свой гений; а за всем этим стоит загадочная фигура бессмертного великого математика. Меня именно он, Куджен, и заинтересовал больше всего — видно, что у него какая-то своя партия, которую он играет аккуратно, но безжалостно, и его мотивы настолько непонятны, что вычислить их невозможно. Он с одной стороны не противится тому, чтобы вытащить Джедао из анабиоза, с другой — интересуется Черис, с третьей — не делает ничего, чтобы помешать потом их ликвидировать, когда командование решает, что хватит, с пятой — за четыреста лет до этого
Какой-то змей-искуситель с альтернативной точкой зрения на всю историю. Вероятно, он и дальше будет дёргать за ниточки — и интересно, во что же оно выльется.
Чего я совсем не поняла, так это мотивации генерала Джедао, на которой оказался построен основной сюжетный вотэтоповорот:
Может быть, это будет раскрыто в дальнейшем, но пока оно как-то выглядит весьма большим допущением.
Лично у меня от книги ощущения остались неоднозначные: с одной стороны, объективно, в ней есть прямо заметные провалы, о которых можно было бы и спросить «а это как», но с другой — мне всё равно очень понравилось. Не какие-то отдельные части, не сюжет, не персонажи, а всё вместе, целиком, оно как-то так органично сложилось, что я осталась под большим впечатлением.
Где-то в середине есть сцена, где Джедао выворачивает разум Черис наизнанку, показывая, как можно без физического оружия подчинить себе другого человека; я дважды возвращалась к ней уже после прочтения романа. Обычно у меня не возникает желания перечитывать отдельные моменты, прочитала разок — и хватит, и одно это в моём личном рейтинге добавило «Гамбиту» дополнительных баллов.
Однозначно, буду читать весь цикл, хотя явно не сразу — не самые простые книги, «Гамбит» читался не так, чтобы легко. Иногда требуется продолжительное время, чтобы хорошо осмыслить написанное. Роман не назвать универсальным, очень он на любителя, но если попадает в предпочтения — ощущения прекрасны.
writerwolf, 2 ноября 2022 г.
«Мир фантастики» пиарит гов... Редакция скатилась, в который раз убеждаюсь что их «рекомендации» и упаси.. «премии» лишь пиар для издательства. Дешевая реклама.
SeverianX, 12 апреля 2022 г.
Роман «Гамбит девятихвостого лиса» был написан американским автором с южнокорейскими корнями. Моё внимание книга привлекла в первую очередь восторженными отзывами в журнале «Мир фантастики» – его там признали даже научной фантастикой года. Также роман завоевал премию «Локус» в номинации «Дебютный роман». Решил не проходить мимо и ознакомиться с произведением.
Первое, что мне бросилось в глаза, это жанр. Как мне кажется, это скорее космоопера, чем научная фантастика. Хотя тут я могу заблуждаться, т.к. не являюсь фанатом этого направления.
В романе очень много азиатского антуража, что меня скорее отпугнуло. В фэнтези мне нравится, когда авторы отходят от типичных европейских шаблонов, но там это смотрится более уместно. Книга наполнена азиатским символизмом, который был мне не всегда понятен. Зачастую логика событий оставалась для меня загадкой из-за отличающегося менталитета. Возможно, для знатоков азиатской культуры и философии книга заиграет совершенно другими красками, для меня же весь этот символизм прошёл мимо.
В романе мы видим мир далекого, но, скорее всего, не нашего будущего. Технологии находятся на очень высоком уровне, а человечество уже прочно обосновалось в космосе. События происходят в своего рода конгломерате под названием Гекзархат, который ведёт постоянные войны с еретиками. Гекзархат поделён на шесть фракций, у каждой из который есть свои функции и особенности. Например, Шуос занимается внешней и внутренней разведкой, Кел – войной, Нирай – разработкой новых технологий и т.д. Всё в этом мире подчинено Высокому Календарю, который должен соблюдаться неукоснительно. По сути, это ни что иное как особый политический режим. Большинство технологий завязаны именно на нём. Те же, кто хоть в чём-то отклоняются от него, и называются еретиками.
Главная героиня, Кел Черис, является солдатом с нетипично хорошими для своей фракции математическими способностями. Автор по образованию математик, и это резко прослеживается в сюжете, т.к. работа календарных технологий завязана именно на математике. Символом фракции Кел служит пылающий ястреб, отражающий их способ ведения войны – идти напролом в самоубийственные атаки. Черис в одном из сражений отходит от предписанных шаблонов для спасения своих людей и попадает в опалу. В качестве наказания её избирают для необычной миссии. В её тело подселяют разум генерала-архипредателя Джедао. В далёком прошлом он устроил массовый геноцид, уничтожив как врагов, так и своих собственных людей. Гекзархат признал его безумным и запер разум предателя в особой тюрьме. При этом Джедао был величайшим стратегом и не проиграл ни одного сражения. Периодически его извлекают из темницы и используют в сражениях. Получается такое своеобразное оружие. Черис и Джедао предстоит объединить усилия для подавления еретического мятежа в одном из основных узлов конгломерата – Крепости Рассыпанных Игл. С жертвами тут особо никто не считается. Вообще мир, описанный в книге, очень мрачный и жестокий, чем мне напомнил «Warhammer 40000». Чего стоят только ритуальные пытки, призванные поддерживать работу Высокого Календаря.
Понравился мне роман своей необычностью. Идея с Высоким Календарём и оригинальными фракциями показалась очень интересной. Подход к вооружению также крайне необычен. Он строится на экзотических эффектах, которые работают за счёт формаций войск и Календаря. Стандартных для фантастики бластеров и лазеров мы тут не увидим. Подобные эффекты могут покрошить вражеские войска в фарш или заставить их просто расплавиться до состояния слизи. Минус в том, что автор совершенно не потрудился объяснить, как это всё работает, да и визуализировать во время чтения крайне сложно. Читать книгу быстро невозможно, т.к. просто не получится вникнуть в происходящее. Текст изобилует незнакомыми терминами, которые сложно воспринимать. С самого начала нас бросают в самую гущу боя, в котором понятно крайне мало. У романа очень высокий порог вхождения, и поначалу я даже подумывал его бросить, что для меня совсем не свойственно. Постепенно я привык к обилию терминов, и читать стало немного проще. Складывается ощущение, что автор просто хотел показать, какой он умный и пощеголять тем, как он круто умеет придумывать новые термины. Я понимаю, что в фантастике такое случается довольно часто, но у всего должна быть своя мера. Здесь же явный перебор.
Герои, а именно Черис и немертвый генерал Джедао, меня также не впечатлили. Я так и не проникся к ним ни симпатией, ни антипатией, что, на мой взгляд, плохо. Герои должны вызывать хотя бы какие-то чувства. Единственное, что я почувствовал – это недоумение. Черис преподносится нам как положительный персонаж. Она умна и расчётлива по меркам Кел, не бросает своих людей в самоубийственные атаки и водит дружбу с сервиторами. Логику же её поступков бывает сложно понять. Описать Джедао ещё сложнее. Он был настоящим военным гением своего времени, а его предательство имело свои цели. Часто возникала мысль, что он далеко не так безумен, как нам хотят показать. Название «Гамбит девятихвостого лиса» отсылает нас к символу фракции Шуос, к которой и принадлежал Джедао. Логика командования Гекзархата вызывает огромное количество вопросов, особенно ближе к финалу. Интриг и хитросплетений в романе не мало, но их цели зачастую остаются загадкой. Складывается ощущение, что интриги существуют только ради интриг. Гекзархи, лидеры фракций, жертвуют множеством жизней ради достижения минимальных результатов.
Итог: В общем и целом, меня роман разочаровал. Я ожидал масштабных и красочных космических сражений и хитросплетений в борьбе за власть, но не получил этого. А какую химию можно было создать из взаимодействия двух столь разных сущностей в одном теле! Однако психологизм также подкачал. Множество интересных идей были загублены слишком своеобразной реализацией. Думаю, роман подойдёт любителям космической фантастики, которые уже устали от стандартных сюжетных ходов. Новичков же данного жанра он, скорее всего, отпугнет. «Гамбит девятихвостого лиса» является частью трилогии, но продолжение я читать, скорее всего, не буду.
glaymore, 9 августа 2021 г.
Занятная научная фентези в аниме-стиле, в которой правители космической империи далекого будущего только и делают, что интригуют друг против друга и без устали сражаются с еретиками. Борьба с еретиками — дело крайне важное, т.к. от системы верований жителей империи зависит вообще все, включая законы физики. Поэтому, когда ересь охватывает гарнизон гигантской межзвездной крепости (да, в прямом смысле крепость, да, висит в пустоте между звездами, нет, не спрашивайте), на подавление бунта отправляют лучшего генерала, который за всю жизнь не проиграл ни одного сражения, включая в принципе безнадежные.
Правда, здесь есть две проблемы — во-первых, генерал умер 400 лет назад, а во-вторых, перед смертью он капитально отъехал крышей и устроил бессмысленную кровавую мясорубку, в которой полностью уничтожил как вражескую, так и свою армию, суммарно более миллиона человек. Но для современных технологий призвать дух мертвого генерала и вселить его в голову добровольца — тривиальная задача.
Лучшая находка книги — это повествование от лица такого добровольца, простой армейской тетеньки, которая волей судьбы стала носителем и исполнителем воли Безумного Лиса Чжедао. С одной стороны, воскрешенный Чжедао абсолютно не помнит свой приступ безумия и не понимает, что на него могло найти, и очень искренне заверяет, что такое не повторится — а с другой стороны, что если он врет? При жизни генерал не зря был известен как величайший манипулятор. Исполнять его приказы смертельно опасно, отказаться — приравнивается к измене.
В общем, психологическая часть романа очень необычная и классная, а вот приключенческая чуток подкачала. Космические сражения больше похожи на упражнения в геометрии, разбавленные выражениями типа «флот еретиков занял формацию Восемь Звезд над Шестью Деревьями, но мы перестроились в формацию Река, Текущая Вспять, чем полностью расстроили вражеский план битвы», и дикими метафорами, «Ее взгляд был холодным как судорога и безжалостным как пепел», такого вот вида. Возможно, специфика корейского языка или образа мышления, не знаю. Читать мешает, но не сильно.
С продолжениями ознакомлюсь. Корейская НФ пока нравится сильно больше китайской.
amberLord, 8 декабря 2020 г.
Я не знаю, как описать книгу… Наверное, присоединюсь к прочитанной среди местных рецензий фразе — «будто читаешь описание шахматной партии»…
Задумайтесь! И это в военной космоопере… Куда катится этот мир?..
Признаюсь. Совершенно откровенно — заявлю, не понимаю, за что нынче выдают литературные премии. За то что автор выдумывает псевдонаучные термины и заменяет ими обычные слова? За идею, которая вроде как научна и даже весьма неплоха, но никоим образом не раскрывается в книге? За то что, чем сложнее читать и вникать книгу — тем лучше, круче?
Вообщем, шахматы... Они даже более зрелищны) Сражения в книге чем-то напоминаю битвы в какой-нить компьютерной игре, но там ты четко знаешь правила, а тут пытаешься пробраться через ничего не значащие для тебя термины, чтобы хоть как-то понять происходящее.
Из плюсов: оригинальная (но абсолютно не реализованная, на мой взгляд задумка), отношения между главными героями… Ах да, к концу романа наконец-то началось хоть что-то интересное — и на этом спасибо)
AliceMadness, 15 января 2020 г.
Наслушавшись лестных отзывов во всех окололитературных СМИ, решила я всё таки посмотреть за что нынче дают премии «Локус», «Fantasy Stabby Awards» и ни много ни мало «Научную Фантастику Года» по мнению небезызвестного журнала «Мир Фантастики». И забегая вперед, сразу скажу, что лучше бы я этого не делала.
«Гамбит Девятихвостого Лиса» встречает нас обилием псевдонаучных терминов, которыми автор (оригинальности ради) решил заменить преобладающее большинство слов в книге. От этого текст стал просто адски перегруженным от всевозможных: «сервиторов», «гептзархов», «формаций», «пороговых отделителей», «знамемотов», «пепломотов», «боксмотов», «гекзархов», «нирай», «губителей», «инвариантного льда», «шуосов», «календарных мечей», «сигнификаторов», «менторов Видона», «келов», «заякориваний», «дельта-форм» и т.д.
А ведь и правда! Зачем называть обычного робота «роботом», если его можно обозвать каким-нибудь заумным «сервитором» и публика схавает, а критики в поддержку тут же завалят автора целой горой различных наград и премий «за невероятные нововведения». Творцу-то всего и нужно было, что до середины книги даже на упоминать, что сервиторы на самом-то деле — обычные железяки, которых в любой научной фантастике пруд пруди. И всё! Победитель в номинации «лучший нф-роман» перед вами.
Я, конечно, немного утрирую. И мне предельно ясно, что автор-художник и он так видит, но должны же быть какие-то рамки! Из-за таких искусственных переусложнений натурально приходилось время от времени перечитывать целые куски текста, чтобы понять что именно в них произошло. И к слову, далеко не всегда это помогало! У меня до сих пор остался небольшой список тех моментов, которые за всю первую книгу автор так и не объяснил. Вот к примеру:
*
1. Автор сказал, что в будущем на поле боя огромную роль играют формации (для простых людей «построения солдат»), т.к. определенные из них способны свести в ноль отдельные виды вражеского урона. Т.е. обычные солдаты с винтовками в руках, выстроившись клином, полностью перестают получать урон от огнестрельного оружия. Но если эти же солдаты без силовых полей и супер-брони (я напомню) решат построится в идеальный круг, то без единого повреждения смогут пройти через стену сплошного огня, т.к. данная формация уже будет давать 100%-ную защиту/резист от пламени любой температуры и мощности. Как это работает? Одному автору известно.
2. Также накладывать бафы на своих прямых подчиненных может старший офицер. Хочешь точнее и больнее стрелять? Запроси поддержку у старшего по званию и будет тебе счастье! Будто не книгу читаю, а решила вспомнить молодость за партеечкой в какой-нибудь компьютерной стратегии вроде Starcraft или Command & Conquer.
3. Первая вооруженная стычка проходит с врагами, которых все называют Угрями. Почему «Угрями»? Они на речных угрей похожи? Где хотя бы минимальное описание? Я не требую прописать всю их тысячелетнюю историю, я всего-то прошу их внешний вид в общих чертах набросать, но автору похоже все равно.
4. Самое страшное оружие Угрей — генератор бурь, которыми они всё в округе распыляют на атомы. Всё за исключением построек, предметов обстановки и земли, на которой идет битва. И я не понимаю, табуретку, что невозможно расщепить на атомы? У нее какое-то сложное молекулярное строение? Или это может бури пошли такие избирательные? В любом случае объяснений не дождемся. Автор также, как и всегда до них не снизошел.
5. Далее автор заявляет, что единственное средство борьбы с этими бурями — это нечто под названием «пожиратель погоды». Это что? Человек? Машина? А может приспособление? Тогда, как оно работает? Ничего из этого не раскроется. Скажу больше, мы даже самих пожирателей погоды за книгу ни разу не увидим.
6. Тогда возникает резонный вопрос. Как главные герои справятся с еретическим генератором бурь без пожирателей погоды? Здесь автор быстренько переобувается и решает, что пожиратели погоды уже не единственное средство борьбы с ними и, в принципе, хватит простого построения в формацию «свиньи». И всё! Теперь с правильным настроением, грамотным строевым шагом, да лихой солдатской песней нашим героям больше не страшны ужасающие бури, что разрывают всё в округе на атомы.
7. И пока я пытаюсь осмыслить происходящее, автор продолжает гнать телегу и говорит, что всё в округе зависит от какого-то календаря. Мол, если у наших и вражеских солдат одинаковые автоматы, но сражение проходит на поле боя, где принят «наш» календарь, то автоматы наших солдат будут стрелять быстрее, точнее и больнее.
А-а-а! Да, что тут вообще происходит? Эти умники, которые в любой непонятной ситуации начинают швыряться премиями, вообще вкурсе, что научная фантастика не просто так называется «научной»? Ее надо хоть немного обосновывать, чтобы весь этот сценарный бред выглядел на капельку правдоподобнее!
8. Чуть погодя автор решает, что четкого строевого шага и хорошего настроения уже недостаточно. Плюсом каждому солдату нужно еще подсчитывать какие-то математические формулы и не дай Бог кому-то ошибиться! В этом случае формация/построение теряет силу и солдаты становятся открыты для вражеского огня.
9. Далее, собственно, это и происходит. Но наши герои не расстраиваются, бросают бластеры, достают световые джедайские мечи, которые автор (оригинальности ради) зовет «календарными», и уже с шашкой наголо решают в открытую штурмовать укрепления Угрей, поливающих их огнем из всех плазма-стволов. И чтобы вы думали? Конечно, наши выигрывают несмотря на численное вражеское превосходство.
10. На следующей странице нас переносят в относительно спокойный эпизод, где нам представляют одного из героев и его многочисленные кабинеты для работы. В данном случае разместится он решил в том, который нужен исключительно для завершения уже начатых дел. Причём абсолютно неважно какого толка эти дела, а важно лишь, что завершатся они все должны обязательно в этом кабинете.
11. Далее этот же персонаж жалуется на свою нелегкую жизнь, а мы из его монолога узнаем, что среди военачальников, стоящих во главе отрядов и ведущих остальных солдат в бой, превыше всего ценятся математические науки и знание архитектуры. Не физическая подготовка, не психология влияния на подчиненных, не искусство войны, а математика. Математика, Карл! Про истине, царица наук!
12. Между делом вспоминают каких-то очень важных «календарных техников», которые в книге занимаются... Чем? Ни чем? Автор сказал, что они работают с календарём, но ни на какую конкретику даже не намекнул. И я вот не знаю, за это ему, наверное, тоже премия полагается? Или сразу две?
13. Спустя немного времени главная героиня встречает человека, которому уже 864 года. Причем, я замечу, что для всех остальных норма жизни 140-150 лет, а этому уже 9-ый век идёт. Это все знают, никто не пробовал его успех повторить, никто его не изучал и никому такое долголетие не нужно? Странно.
14. Чуть погодя героиню знакомят с человеком в должности гекзарха и нам недвусмысленно дают понять, что все гекзархи (чем бы они там на своей должности не занимались) равны между собой. И вот уже на соседней странице автор, видимо, об этом забывает и оказывается, что некоторые гекзархи все таки ровнее, т.к. пара из них натурально отдавала распоряжения третьему. Почему так произошло? Как работает социальное устройство, вертикаль власти и есть ли они там вообще?
15. Далее автор все таки решает снизойти до государственного мироустройства и рассказывает, что во всем цивилизованном мире действует кастовая система. Всего 6 штук: Кел, Шуос, Нирай, Рахал, Видон и Андан. Кроме названий и некоторой психологической направленности, они отличаются только зверьком-символом. У кого-то это ястреб, у кого-то мотылек, у кого-то паук, у кого-то лис и т.д. Более того, даже тень каждого отдельного бойца выглядит няшным патронусом твоей фракции, как в каком-нибудь аниме.
16. Спустя немного времени главной героине хирургическим путём подсаживают оцифрованную личность мертвого генерала (местного Брейвика) и предлагают напару со змеей за пазухой вершить демократию и причинять добро. А то что карманный террорист может в любой момент взять верх над неопытным капитаном — это неважно и вообще издержки профессии.
17. Бороться с нападками бестелесного духа предлагают при помощи специального эми-пистолета. И это звучало почти логичным ровно до того момента, когда автор решил, что стрелять надо не в месторасположение установленного чипа, а в свою тень или же в собственное отражение в зеркале. Смысла от такого выстрела «в молоко» я опять таки не уловила, но по мнению автора он (смысл) где-то там однозначно есть.
18. На следующих страницах наконец следует долгожданная сюжетная завязка, из которой мы узнаем, что вся история здесь будет крутится вокруг некой Крепости. Эта Крепость (именно с большой буквы) вроде как очень важна для окружающих и она каким-то образом может влиять на календарь, а тот в свою очередь уже влияет на все остальное. Ну, и казалось бы у такого невероятно важного строения должна быть и соответствующая охрана, но судя по тому, насколько быстро она перешла в руки еретиков, то охранником там работал Александр Радионович Бородач из Нашей Russia. Вернуть Крепость в руки ее законных владельцев и предстоит главной героине.
*
А теперь внимание! Эти выписанные моменты принадлежат только к первой четверти (к первой четверти книги, Карл!) и до самого финала их будет еще огромное множество. Нам никто не объяснит ни одного термина и до большинства моментов придется доходить своим умом. К чему-то искать ассоциации, а до чего-то лишь интуитивно догадываться. Но не обольщайтесь, не смотря на все наши старания, большинство моментов так и останется тайной за семью печатями. Ответы на многочисленные вопросы мы возможно узнаем только в следующей книге, а возможно не узнаем никогда. Автор — художник и он так видит.
Отдельно хочется сказать про персонажей. Просто только сейчас осознала, что после прочтения ни одного, кроме пары основных персонажей, практически не помню. И на самом деле это один из самых показательных моментов книги. Более показательным был только финал, который я само собой спрячу под спойлер, а все интересующиеся смогут с ним ознакомиться:
В финале, когда все попытки выбить еретиков из Крепости успехом не увенчались, объединенное командование осознанно принимает решение слить большую часть своих войск и надеются, что это каким-то образом передвинет дни вражеского календаря ближе к праздничным. Что это даст? И как это вообще работает? Понятия не имею, но главное, что все таки работает! Времяисчисление потенциального противника сдвигается, нас переносят на пару часов вперед и объединенное командование торжественно сообщает, что задача выполнена.
Далее следует лишь краткий эпилог, пара флешбеков и задел на продолжение, которое уже лежит на прилавках.
Буду ли я его читать? Думаю, это вопрос риторический.
garris1969, 3 августа 2019 г.
Попав в волну интереса к китайской научной фантастике и будучи в восторге от Лю Цысиня и его трилогии, я схватился за «Гамбит», клюнув на ФИО автора. Кто же знал... «Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове» — примерно такое впечатление от прочитанного. Обилие неологизмов, извилистые повороты сюжета, постоянная недосказанность, обрывы сюжетной линии на каждом шагу. Эту книгу нужно дочитать до конца, чтобы понять, наконец, что мы на выходе получаем достаточно тривиальную политическую и военную борьбу неких кланов за некое господство над неким... Чем?! Самым неудобоваримым фантастом и самым неудачливым популяризатором науки этого столетия я всегда считал Питера Уоттса. Его скрижали изучать — отдельное напряжение мысли. Но Уоттс в конце каждого своего опуса любезно объяснят мне, бестолковому, что он имел ввиду. И в целом получалось вполне законченная книга. Юн Ха Ли, набросав кучу ярких эпизодов и слов, пренебрег объяснениями и снизошел только до мелочей. Лично мне это снисхождение очень неприятно, тем более, что я не математик. Не рекомендую.
Immersturm, 15 апреля 2020 г.
Очень динамично + интересный сеттинг.
Мне лично нравится этот авторский прием, когда читателя как в омут с головой погружают в мир, пускай и с кучей непонятных терминов («Я, Хобо» мне зашел, да). Но здесь проблема, скорее, в том, что действие вскачь несётся, и просто времени нет на то, чтобы как следует осмотреться.
Задумка очень интересная. Примерно таким был бы мир и его технологии, если бы существовала вся эта «память воды», «положительная энергетика» и фэн-шуй. Так что это, можно сказать, антинаучная фантастика.
Ещё один плюс — довольно хорошо прописано совместное существование двух личностей в одном теле.
Напоминает «Игру Эндера», но, в отличие от нее, «Гамбит» — книжка явно одноразовая.
bounty, 4 марта 2020 г.
Понравилось. Очень долго я не мог понять, как же все это работает. Все эти календарные мечи, формации, экзотические эффекты и прочее. Но потом как-то в процессе чтения проникся идеей зависимости законов физики от календаря. Что-то в этом есть. Технологии целого народа зависят от того, каким традициям этот народ следует. Главное, чтобы все верили одинаково и поддерживали новые традиции. Формации Кел тоже интересная находка. Причем, формации работают на всех уровнях войск. Если, например, солдаты встанут квадратом, или пепломоты образуют круг (условно), то сразу станут неуязвимы к вражескому огню. Главное, чтобы ни один солдат или пепломот не нарушал формацию, иначе его тут же исключат и сформируют новую формацию уже без него, чтоб не портил картину. Еще интересная находка эти осколки, хранящие память. Я только не совсем понял, как их можно есть.
Не нужно пытаться это объяснить с точки зрения современной (нам) науки или своими представлениями о том, как все должно работать, что может быть, чего не может. Это полностью придуманный мир, здесь все работает так, как описал автор. Да, не отличается от магии, но и в других научно-фантастических книгах авторы не всегда объясняют, на каких физических законах основываются их сверх-световые двигатели. По сути это ведь тоже магия :)
Ну и конечно математика. Числа тут встречаются на каждом шагу. Числа это моя слабость, может поэтому я и не бросил сразу читать :) Когда сервитор в начале книги постучал в дверь Кел Черис сначала три, потом один, четыре, один, пять раз, я точно решил, что дочитаю до конца. 3.1415 — ничего не напоминает? Жаль, что таких моментов дальше было не очень много. Я заметил разве что делящиеся на 7 промежутки времени, оставшиеся до встречи и, наверное, номера сервиторов что-то означают. А может я просто уже выдаю желаемое за действительное :)
Angvat, 21 ноября 2018 г.
Отдыхал я как-то давно в санатории. Принесли мне там на обед котлетки. Красивые такие, соусом политые, укропчиком обильно присыпанные. Но когда я приступил к трапезе, то оказалось, что они местами горелые, а весь внешний лоск был наведен горе-кулинаром лишь для того, чтобы я не заметил дефекта раньше времени и не пошел скандалить сразу же после того, как тарелку поставили мне на стол.
Так вот, от данного произведения ощущения схожие. Если счистить все внешнюю шелуху из вычурных имен, названий и терминов, то перед нами предстанет бесстыдное в своей банальной наготе типичное фентези (лишь с легким ароматом «техно»). Углядеть это можно почти с самого начала, когда отряд пехоты будущего бежит рубить мечами повстанцев, управляющих погодой. Дальше – больше. Тираничная империя, что насаждает всюду свой магический календарь (и борется с еретиками, его не принимающими), без соблюдения которого не будут работать ее колдунства, призрак проштрафившегося генерала, к помощи которого порой прибегают не смотря на то, что ему-то уже четыре века (да, от духа Наполеона несомненно было бы много толку во время «Бури в пустыне»), и все в том же духе. Автор пытается объяснять все это «наукой», но выходит как-то очень не очень. Это не технологии, неотличимые от магии, это и есть просто магия.
В принципе, это все тоже можно было бы неплохо подать, если бы писательнице было интересно складно прописывать свой мир. Или же нормально делиться подробностями о нем с читателями. Но где там. Порой складывается ощущение, что ты будто бы читаешь просто новеллизацию какого-то варгейма. Вот вам с порога шесть фракций, из которых хотя бы бегло описаны наверное штуки три. Вот вам куча оружия и технологий с броскими названиями, принцип и эффекты которых описываются часто лишь вскользь. И вот вам «эпический» сюжет, большую часть которого герои будут просто долбиться в одну крепость, а вся эта империя со своими чудными порядками оставаться где-то на периферии восприятия. Книги правил и миниатюрок к этому нигде не прилагается? Нет? Я бы посмотрел, может и прикупил бы чего.
А конец… Какой конец, дорогой читатель, вы что? Кто ж нынче фентези меньше чем на трилогию раскатывает? Проследуйте-с за следующим томиком.
В итоге имеем весьма среднее произведение, что лишь пытается прикинуться всем таким необычным и оригинальным. Но если счистить соус с укропчиком, то становится видно, что это самые обычные котлетки, да к тому же не слишком ладно приготовленные.
Bayaz, 11 января 2019 г.
Несколько обескуражен таким количеством восторженных отзывов. Книга все же, несмотря на принадлежность к космическому фентези (это где-то между космооперой и совсем уж магическим миром), чтение далеко не из легких. Продираться сквозь нагромождение словечек и словосочетаний, описывающих совершенно чуждые технологии не особо легче, чем расшифровывать неологизмы Стивенсона; периодические появления математических терминов отпугнут тех, кто ожидал чистейшую фентези; любителям же научной основы тут и вовсе делать нечего. До конца дойдут лишь самые упорные, те, кого не пугает самая ядреная смесь и того и другого и кто все же желает узнать, в какую картинку сложится столь причудливый паззл. Казалось бы, они-то уж будут способны разглядеть, насколько нелепой пустышкой роман обернулся в итоге. Нестандартные идеи и их отличная реализация, стремительное действие и хитроумные тактические ходы — все это так и осталось в рецензиях, а на страницах данного романа замечено не было. Те, кто хвалят книгу в основном и правда уловили концепцию — то, что автор хотел написать. Но отнюдь не то, что действительно получилось.
И это, в общем-то, было понятно с первых глав. Суть космооперы заключается в том, чтобы без жестких ограничений, установленных наукой, создать цепляющий и самобытный мир. Автор придумал одну интересную концепцию — так называемых «кклендарных войн» — и этим ограничился. Вселенная романа — тот самый сферический конь в вакууме...
Возьмем какой-нибудь отрывок из первой же главы:
На инструктаже им сообщили, что Угри обзавелись генератором направляющих бурь. Бури приводили векторы в беспорядок. Эффект был локальным, но проблематичным, если параллельные колонны оказывались на противоположных концах дороги в сотне километров друг от друга, и фатальным, если движение по поверхности планеты уводило их под землю.
Что, представили? Я, конечно, немного жульничаю, ведь выдернул маленький фрагмент из контекста, но поверьте, контекст немногое разъяснит. Прочие описания в основном даются в том же ключе. Сухие и сжатые, словно выжимки из научной статьи, только без науки (к слову, те термины, что действительно имеют отношение к математике тут исключительно из-за красоты звучания и никакого смысла в них не заложено, говорю как человек, с этим немного знакомый). То же относится к построению мира в целом. Нас забросают названиями с китайским колоритом (типа «крепость рассыпанных игл»), упомянут технологии, что мы хотя бы способны представить (пустомоты, сервиторы), перечислят особенности шести фракций, образующих Гекзархат — и все. Не ждите описания быта местных жителей, пейзажей планет, интерьеров крабля... в лучшем случае получите чертеж, но даже не фотографию. С характерами персонажей то же самое — они схематичны и клишированы до боли в зубах. Все военные (Кел) — тупые и здоровенные, готовые отдать жизнь исполняя приказ; аналитики Нираи — высокомерные и отстранённые. Шпионы Шуосы хоть немножко интереснее. И все, в общем-то, больше тут никого не появится. И главной героини это тоже касается. Вот серьезно, что по прочтении книги можно сказать о её личности? Она предана солдатам, неохотно жертвует людьми и ещё у неё есть талант к математике. Что-то ещё?
Во всей книге есть один интересный персонаж, который вызывает хоть немного симпатии — «безумный» генерал Джедао, а точнее его бестелесный призрак. К сожалению, и он не настолько харизматичен, чтобы спасти положение — это безнадежное сражение за читательское внимание даже генералу в одиночку не выиграть. В конце нам раскрывают его прошлое, и это даже где-то выполнено неплохо — но в настоящем тот будто единственный живой персонаж среди моря безликих маникенов, созданных исключительно чтобы исполнять продиктованные сюжетом функции. Да и настоящие его мотивы, строго говоря, предсказать можно с первых же страниц — достаточно вспомнить, что у нас тут тоталитарное государство. Жертвы войны, сюрреалистические травмы которых описаны в деталях, не вызывают сочувствие; жестокий Гекзархат — отвращения, ведь обычных жителей его мы и не увидим, а те, кого увидим — это, как было сказано, пустышки.
Вот в результате и выходит, что обещали показать эпичную битву, а получилось описание партии в шахматы, причем по своим каким-то незнакомым правилам, которое еще и зашифровали для пущей запутанности.
zakutko, 4 августа 2019 г.
У меня сложилось впечатление что автор описывает недавно увиденный аниме. Все эти странные название кораблей, оружия и прочих дельта форм. Вот если все эти пепломоты показывать в цветастом мультике, то получился бы вполне живенький боевичок. А так просто набор странных слов.
Manowar76, 5 сентября 2019 г.
Почему: новейшая космоопера с любопытным миром, отличными отзывами, парой премий и кучей номинаций. А еще «Иные песни» и цикл «Культура» в похожих произведениях. Плюс автор вдохновлялся «Игрой Эндера».
В итоге: вообще, я для себя решил, что буду стараться не начинать читать незаконченные циклы, особенно не русскоязычные. Так как помимо того, что автор может просто забросить или затянуть цикл, так ещё и издательства могут забить на перевод и выпуск продолжений, если первая часть не найдёт отклика у читателя. У меня целый список неоконченных циклов из пары десятков наименований. Какие-то надеюсь, допереведут, какие-то очевидно заброшены. А есть ещё такие книги, сюжет которых настолько для меня потенциально интересен или отзывы на которые настолько хороши, что я пренебрегаю собственным решением не связываться с циклами-висяками и начинаю их читать. Правда, составляю себе подробный синопсис, чтобы, когда выйдет очередной том, освежить в памяти героев, лор и географию мира.
В «Гамбите» потрясающий мир.
Гекзархат, правящий сотнями планет и занимающий, по всей видимости, центр Галактики.
В гекзархат входят шесть фракций:
Шуос — стратеги, шпионы, убийцы, аналитики и бюрократы.
Кел — вооружённые силы гекзархата. Ястребы, с соответствующей эмблемой. Владеют технологией объединения подразделений в единый рой. Преданность и субординация на уровне инстинктов.
Нирай — техники, врачи, учёные, инженеры, математики. И главное, создатели космических кораблей, мотов (транслитерация аглийского мотылька).
Видона — идеологи календарной Доктрины, блюстители ритуалов, палачи еретиков и воспитатели молодёжи. Такие себе жандармы.
Андан — культура, финансы, дипломатия. Олигархи гекзархата.
Рахал -блюстители Доктрины и порядка, судьи. Полицейские гекзархата.
Гекзархат пользуется Высоким Календарём. Календарь, в свою очередь позволяет гражданам гекзархата потешествовать быстрее света, применять «экзотическое» оружие, больше всего похожее на магию.
У каждой фракции есть эмблема, столица с вычурным именем и свои особенности.
Есть еретики, которые изменяя календарь, нарушают работу экзотических технологий.
Есть, где-то на переферии Галактики и сюжета, другие космические государства.
На ум приходят вселенные BattleTech, Warhammer и прочие пафосные космические вещи.
Если бы сюжет был таким же занимательным, как мир...
Девушка Кел Черис, капитан войск Кел, обладает выдающимися математическими способностями и скелетами в шкафу. Ей поручают подавить восстание еретиков в важной Крепости Рассыпанных Игл, для чего подселяют ей в голову разум гениального генерала-предателя. Так как Черис управляет операцией, основное время она будет проводить на капитанском мостике, споря с коварным генералом, то ли святым, то ли монстром.
Несмотря на то, что роман изначально писался как самостоятельная вещь, а не начало трилогии, есть повисшие сюжетные линии. Теневые кукловоды, один из которых бессмертный, заявлены только в начале. Чужаки Хафн так и не вышли на сцену, да и главный герой/герои по большому счёту в самом начале своего несомненно славного пути.
Несомненно влияние на роман успешного творчества Энн Леки с её циклом «Империя Радча». Девушка-главный герой, огромное значение придаются перчаткам.
Концовка закрученная, читать интересно.
Возможно, у романа не было бы такого успеха с различными премиями, если бы не эталонная политкорректная биография. Автор — американец корейского происхождения и транссексуал.
Немного цитат:
– Смысл войны в том, чтобы подтасовать карты, накачать противника наркотиками и пригрозить, что, если он не сдастся, всей его родне прострелят колени, – сказал он. –
==========
Преимуществами тоже лучше не разбрасываться, иначе кто-то использует их против вас.
==========
– Судя по ее словам, в Крепости зарождается демократия.
– Что зарождается?
Джедао вздохнул:
– Невразумительная экспериментальная форма правления, при которой граждане выбирают своих правителей и политику, голосуя за них.
Черис попыталась вообразить себе что-то в этом духе – и не смогла. Разве можно таким образом сформировать стабильный режим?
Почему-то рука не поднимается поставить больше семёрки. Но продолжение прочитаю обязательно, если оно выйдет на русском. В принципе, «Стратагему Ворона» заявляли на 2019-й год. Ждём!