Ричард Адамс Майя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Ричард Адамс "Майя": Обретение себя. Женское.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ричард Адамс «Майя»: Обретение себя. Женское.

Статья написана 22 января 2018 г. 07:07

Мне достаточно долго пришлось ждать подходящего произведения для этого случая. А именно ровно тысячного отзыва на этом сайте. Мне не хотелось бы портить впечатление от мини-юбилея описанием произведения рядового или малоинтересного, о котором и сказать то особенно нечего. И вот, как часто случается в жизни, когда что-то очень необходимо, оно появляется на твоем пути, как будто только ждало подходящего случая встретиться с тобой.

Так вот и случилось с этим романом, который попался совершенно случайно. И это счастливое событие: он как раз то, что нужно, чтобы не просто сказать- вот он тысячный!!!!- но сделать это событие запоминающимся разговором о достойном во всех отношениях произведении любимого жанра. С радостью представляю вам: Ричард Адамс «Майя»:


Хочу сразу сказать: этот роман, целиком посвященный размышлению о женской сущности и женской судьбе, крайне несовременен. Он вряд ли понравится тем, кто привык к головокружительному каскаду событий, когда затянутая в кожу полуголая красавица утверждает справедливость и наказывает злодеев с помощью кулака/меча/кинжала/яда/бластера. Он вряд ли понравится и любителям изощренных интриг в роскошных интерьерах дворцов властителей, эпических фэнтезийных битв или суровых военных будней. Разочарование может постигнуть также любителей пикантных подробностей жизни погрязшего в пороках общества. При этом буду справедлива, большая часть из перечисленного присутствует: и роскошные дворцы, и ночные оргии с прочими разнообразными пороками, и интриги , и заговоры, и военные будни с яростными схватками, и даже вершащая правосудие воительница. А еще божественное присутствие вместе с языческими ритуалами и множество других ярких деталей мира Бекланской империи, напоминающего Рим с его великолепием, пороками, победами и противоречиями.

Но все это великолепие, яркое, красочное, детально проработанное, о котором иной автор только мечтает для оживления своего мира, всего лишь фон, декорация для вполне обыденной и очень неторопливой истории. Всего лишь рассказа о жизни и взрослении юной девушки, о том, как девочка превращается в зрелую женщину, обретающую себя в бурлящем и вечно меняющемся мире.

В центре повествования — жизнь красавицы Майи. И стоит отметить ее судьба повторяет жизнь миллионов женщин, которые уже жили, живут сейчас и которым еще предстоит родиться. И этапы этой жизни не зависят от времени и места.

Все мы , женщины, если нам повезло родиться в нормальных любящих семьях, начинаем свой путь маленькими принцессами, вокруг которых вращается удивительный и добрый мир маленьких радостей и огорчений. Потом этот мир начинает меняться и расширяться, он манит нас неясными желаниями, волнует смутными догадками и сладкими предчувствиями и прокравшимися в сны образами, которые кружат голову и напрочь отметают предостережения и доводы разума. О, это восхитительный мир, который соблазняет тысячами предложений и возможностей. И, как правило, все это заканчивается неожиданным открытием того, что мир вовсе не таков, каким он представлялся в волшебных сказках, кто бы ни рассказывал их нам. Ну и следующий этап- как ты уже сама воспринимаешь это отрезвление и сможешь ли найти для себя реальное, а не воображаемое счастье.

Вот такой путь предстоит пройти и нашей героине. К слову, не очень умной, не слишком образованной, и поступающей отнюдь не по поле разума и даже не по слову сердца. По жизни ее ведет древний, глубинный инстинкт, который роднит ее с языческими богинями любви и плодородия. Недаром через весь роман проходит история такой богини- вознесенной в небеса за верность и любовь обычной земной женщины.

Так и Майя, подобно этой богине, проходит через все испытания- унижение, боль, насилие, ведомая только бескорыстными милосердием, добротой и любовью, заставляющими отдать последнее нуждающимся, помочь слабому и пожертвовать всем ради любимых. Не требуя награды, признания или ответной любви. И удивительно: в романе множество других женских персонажей- отважных мстительниц, ловких и умных интриганок, смелых и жестоких властительниц. Есть всякие, но симпатии все же на стороне простушки Майи, которая, практически не участвуя в эпохальных событиях, тем не менее оказывает на их ход решающее влияние только одним фактом своего существования.

Вот она особая «несовременность»: нашей героине не надо власти, богатства, известности, каких то особых знаний, положения в обществе, особых прав или покровителей, чтобы влиять на этот мир. Одной женской сущности ей достаточно, чтобы останавливать войны, свергать тиранов, спасать и сохранять друзей и близких, вдохновлять на подвиги, проходить через грязь и унижения, не утратив чистоты души и помыслов. Кстати, об этой части романа. В нем достаточно много натуралистических сцен, особенно в первой его половине, когда Майя оказывается в роли рабыни для утех. Но никакой грязи или смакования не будет, так тонко автор/и переводчик/ манипулирует словами, которые передают атмосферу окружающего девушку порока и разложения.

Тех, кто дочитал до этого места и не утратил к роману интереса, предупреждаю: он объемен и не спешен, с множеством деталей, которые только на первый взгляд кажутся второстепенными и несущественными. На самом деле каждая деталь, слово, факт- все служит главной задаче: напомнить о женской сущности, о жизненном пути женщины и о том, что самое главное для нее в этой жизни. К сожалению, тем, кому бы следовало прочитать этот роман, он может показаться длинным и скучным, а героиня- «несовременной» глупышкой, упустившей множество прекрасных возможностей для налаживания своей жизни. Те же, кто готов принять и позицию автора, его героев и героинь, кто оценит плавные повороты сюжета, россыпь деталей, лирические отступления, уже и сам имеет достаточный жизненный опыт, чтобы сказать в финале: хорошо бы ЕСЛИ БЫ все заканчивалось именно так.

Следующей книгой будет очередной объемный роман Питера Гамильтона «Звездная дорога»

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





374
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 08:53
Поздравляю с тысячным отзывом! :beer:
Читаю Вашу колонку постоянно, поэтому желаю не останавливаться на достигнутом и встречать как можно больше произведений, на которые хочется писать прекрасные отзывы! Ура! :cool!:


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 11:44
С юбилеем! Книгу очень захотелось почитать, а то среди современников годноты уже давно нет — такой, чтобы со смыслом, чувством, толком, расстановкой. Прояснить бы только — несмотря на то, что это книга о женском, но не только для женщин? Было бы странно, конечно, прочитать что-нибудь феминистическое от автора-мужчины, хотя... может только так и можно такое читать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 11:52
Это скорее антифеминизм, который практически перечеркивает все современные тенденции. И хотя женских персонажей больше, но это скорее идеалистическое мужское представление о том, какой бы хотелось видеть женщин, чем представление женщин о себе. Там достаточно и интриг, и заговоров и темных культов, и «римских» декораций.


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 13:04
С 1000-ником!
Книга давно лежит в хотелках. Честно, желание почитать большое, но есть много книг, которых хочется прочитать больше. К сожалению, Адамс в запасной категории. Иногда устаешь от безумной фантастики и хочется чего-то более простого. Главное, чтобы не лишком скучно было, когда 100 страниц прочитал, а сюжет так никуда и не продвинулся
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 13:09
Тогда предупреждаю- первые страницы про детство примерно сотня и есть, счастливое детство до продажи в рабство. Но их читать обязательно, поскольку все , что там будет, включая не очень интересное путешествие с работорговцами, все сыграет свою роль в дальнейшем


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 13:16
Что еще хотелось бы отметить. Книгу можно читать частями: каждая часть фактически самодостаточна и , если устанете, можно делать перерывы.


⇑ Наверх