Отношения с этой книгой у меня долго и упорно не желали складываться. Читал урывками, небольшими кусками, с большим промежутком времени. В итоге, добрался где-то до половины романа. Понятное дело, что ничегошеньки, ну, ничегошеньки не понимал. То и дело возникал вопрос: "Кто все эти люди?". Выхода было два — либо добивать книгу до конца и окончательно испортить удовольствие, либо отложить её до лучшего момента и начать заново. Я выбрал второй вариант. Так вот недавно разбирая, а точнее дочитывая накопившиеся книги, я вспомнил о "Дюне". Настроение было подходящее, фэнтези читать не хотелось, но что-нибудь интересное и эпичное, пожалуйста...
Заново к роману подходил с опаской, свежо ещё было впечатление неудачи. Удивительно, но книга пошла на удивление бойко. В итоге прочёл от и до.
Текст у Герберта очень плотный, насыщенный. Автор любит описывать каждую детальку, независимо будь то быт, природа, или интерьер. Как ни странно книгу это не грузит, а наоборот придаёт ей некую глубину, осязаемость. Кстати, о глубине. Роман не так прост, как кажется на первый беглый взгляд.
Вот, история. Она описывает войну между двумя Великими Домами — Харконненами и Атрейдесами. В самом начале книги Атрейдесы летят на планету Арракис, или Дюну, которая должна стать их новой родиной и основой власти в Галактике. Ведь на пустынной планете добывается не что-то, а Пряность! А Пряность — ключик практически ко всем дверям, стоящий к тому же бешеные деньги. Однако на Дюне их ждёт ловушка, заботливо приготовленная бароном Владимиром Харконненом, при участии самого Императора. Ловушка захлопывается, Великий Дом в бегах, а Харконенны празднуют. Что делать Беглому Дому? Конечно же, копить силы и собирать армию для контрудара...
Обычный такой сюжет. Тогда, что такого особенного в "Дюне", если не это? Ведь говорят, космоопера! Так и "Гиперион" — космоопера, но сражений там и нет практически. Так столкновения, там другое важно. Здесь примерно идентичная ситуация. Тогда что? Это, разумеется, — мир, персонажи, идеи и атмосфера, которые все вместе при сплаве с сюжетом и образуют "Дюну", но обо всём по порядку.
Представьте себе Сахару. Огромная пустыня, с величественными барханами и дюнами, с дикими, ударяющими порывами ветра, и обжигающе горячим солнцем. Представили? Вот, это мир Дюны. Только там ещё веселей. Помимо опасностей самой пустыни, в ней обитают и черви — гигантские чудовища, для которых слопать вас — сущий пустяк.
С персонажами здесь всё довольно сложно. Сначала они кажутся несколько однобокими, бледными "штампиками". Не сразу, но по мере продвижения книги это ощущение пропадает. Пауль/Муад'Диб перестаёт быть крутым суперменом, а остаётся человеком, которого сильно придавило предназначением. Ей-Богу, порой жалко парня. Много отдаёт, но сам при этом ничего не получает. Очень яркими получились второстепенные герои — Гурни Халлек, Суфир Хават, барон Харконенн (очень, кстати, яркий отрицательный персонаж, его реально уважаешь), Лиет-Кинес, Чани. Лишь Джессика порой раздражала, но и она постепенно раскрылась. Однако осадок остался.
Роман поднимает множества проблем, которые лично меня раньше не интересовали. Да, конечно, читать размышления Муад'Диба и о Муад'Дибе в виде коротких эпиграфов и о том, что может и не может человечество интересно, но гораздо более важно другое, а именно вопросы религии, расширении сознания и экологии. Особенно, экологии. Идея терраформирования, то есть изменения климата планеты на более благоприятные жизни условия выглядит ново и необычно. Никогда ни встречал подобного в книгах. И тогда, какой силой воли и терпением должны обладать фримены, а их вожди Пардот и Лиет Кинесы и, впоследствии, Муад'Диб — умением внушать и правильно рассчитывать свои силы, чтобы медленно, но верно достигнуть своей цели! Да пусть через несколько сотен лет, но достигнуть! А самое интересное — в это веришь, оно не выглядит надуманным, или высосанным из пальца.
Вообще, то что я ещё заметил в "Дюне" при второй попытке, так это чудная восточная атмосфера. Все эти арабские имена, свободный народ — фримены, религия и пророчества — всё это передано на удивление точно, живо. Редко такое в фантастике встретишь, избаловали нас западщиной...
Резюме: великолепная книга, полностью заслуживающая звания — шедевра мировой фантастики.
Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте, Великобритания. В детстве Нил много читал, особенно фантастику — произведения Желязны, Толкина, Льюиса, Ле Гуин, Муркока, Вулфа, Лавкрафта и пр., что оказало влияние на его творчество в будущем. Гейман выбрал профессию журналиста. Первый его роман был написан в соавторстве с Терри Пратчеттом и назывался "Благие знамения". Но мировое признание Гейман получил не за это, а за начатую в 1989 году серию комиксов "The Sandman", признанной одной из лучших графических новелл в истории. Среди других известных работ Нила — "Американские Боги", "Задверье", "Звёздная Пыль", "Коралина", "История с кладбищем" и несколько сборников малой прозы.
Сегодня Нилу Гейману исполняется 52 года. Поздравляем его с праздником!
В последнее время появилось много юных талантов. Джо Абекромби, Скотт Линч, Р. Скотт Бэккер, Джим Батчер, Патрик Ротфусс — не только молодые, но и сумевшие создать себе репутацию — сильных и оригинальных авторов, ломающие и обыгрывающие, жанровые клише и стереотипы. И, конечно же, к этому перечню авторов можно отнести и Брендона Сандерсона. Сандерсон — человек, которому доверили дописать один из самых известных, интересных (и затянутых) циклов в фэнтези — "Колесо времени" почившего Роберта Джордана. Но не стоит смотреть на него, как на человека, которому "просто" повезло. Нет, перед всем этим, автор успел сделать внушительную карьеру, с многообещающими дебютами и не менее многообещающими продолжениями. Одним из самых известных проектов автора является "Mistborn".
В книге есть, как минимум два достоинства, которые сразу выделяют её среди прочих. Это оригинальная система магии и правящий тёмный властелин.
Магия здесь не такая, как в других мирах. Она чётка делится на два лагеря на алломантию и ферухимию. Под алломантией подразумевается, что необходимую силу мы получаем из металлов, а под ферухимией из энергии, накопленной собственным телом. Особенно оригинальной кажется алломантия. Люди, владеющие этой магией, называются туманщиками. Например, "поджигая" (т.е. используя) железо, мы можем притягивать металлические предметы, сталь наоборот — отталкивать.
Местным тёмным властелином здесь является некий "лорд-правитель". О его прошлом известно довольно мало. Но то, что он правит Последней Империей уже тысячу лет — факт. Сам лорд появляется на людях крайне редко и только в случаях крайней необходимости (догадайтесь каких?). Обобщая, он — идеальный тёмный лорд.
Теперь про персонажей. Всё же видно, что Сандерсон ещё довольно молодой автор и поэтому не все герои у него получились на ура. Злодеи довольно абстрактны и схематичны, впрочем, и не раздражают, а действительно пугают, что уже немалый плюс. А вот сами главные персонажи воровской шайки... Сандерсону честь и хвала. Образы получились очень яркие и даже такое клише, как "несчастный, но одарённый ребёнок" Вин классно провёрнуто. Но корона всему застолью принадлежит Кельсеру. Он лидер команды — харизматичный, наглый, не лишённый смекалки и остроумия. Именно на его мести лорду-правителю строится вся интрига книги.
Сандерсон не особо останавливается на проработке мира. Там, где другой автор будет скрупулёзно и зачастую нудно рассказывать про ту, или иную локацию, которая к сюжету-то особого отношения не имеет, Сандерсон подчеркнёт какую-нибудь особую деталь, например, летящий с неба пепел, или ночные туманы, делающей его мир необычным и оригинальным. По крайней мере, среди "средневекового" фэнтези.
Вообще на первый взгляд кажется, что роман Сандерсона это обычная авантюрная приключенческая книжка, пусть и с элементами эпика. Но стоит вглядеться чуть пристальней... В уста персонажей автор вложил множество идей. Каково место человека в обществе? Что значит религия? Но всё же главная идея вертится вокруг восстания, перемен. В книге Сандерсона очень наглядно показано, как планируются, как строятся, как осуществляются идеи революции. И, подчёркивается, любая революция провалится, если не расшевелить народ.
У каждого это книга вызовет свои ассоциации. Лично мне вспомнилась Россия. Сами посмотрите, в нашей стране было огромное количество восстаний, переворотов, революций, ну, а забитые скаа и напыщенные вельможи дико напоминают крестьян и дворян. Да и в балах действительно есть, что-то ото Льва Толстого.
Резюме: очень сильная книга, с оригинальной магической системой, симпатичными героями и неглупыми идеями. Читать всем.
Давненько ничего не выкладывал любопытненького и не относящегося к теме отзывов и Дней Рождений. Нужно исправляться.
Мне очень нравятся работы американского художника Криса Макграта. У него просто потрясные обложки (именно что нуарные!) к Дрезденовским романам. Он также нарисовал обложки к переизданию трилогии Джо Аберкромби"Первый Закон".
Как я понимаю здесь изображён Логен. Я немного по другому (по грубее) представлял себе его персону, но в целом нрав северянина передан довольно точно.
На мой скромный взгляд — лучшая иллюстрация Макграта к произведениям Аберкромби. Мне всегда было любопытно, как художники смогут передать своё представление о Глокте. И Макграт попал в точку.
Будущий "Король", Стивен Кинг родился 21 сентября 1947 году в Портленде, США. Семья долго переезжала с место на место пока не осела в Западном Дареме. Детство у Стива выдалось не сладкое. Он переболел множеством болезней, и в примерно тоже время увлекся чтением, комиксами и фильмами ужасов. Первый свой рассказ он написал и продал ещё в школе. В 1966 году он поступает в университет, где знакомится со своей будущей женой Табитой Спрюс. Романы Кинга постоянно отвергали и писатель доведённый до отчаяния даже выбросил рукопись романа "Кэрри". По настоянию Табиты он всё же дописал роман и в последний раз попытав удачу, послал роман в издательство "Doubleday". Удачно.