"Что любовь посеет, то смерть пожнёт — и это наша жизнь."
— Генрик Сенкевич
Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя — одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием — Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство — Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.
Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.
Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича "Quo vadis" — "Куда идёшь". С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.
Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец "враг был повержен", а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй "как бы" минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.
Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях "Quo vadis" можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! — и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.
Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство — читать в обязательном порядке.
Он родился 3 января 1892 году в Блумфонтейне, Оранжевой республике. Когда маленькому Джону было три года, мать вместе с ним и младшим братом Хилари уехали в Англию, отдохнуть от жаркого климата Африки. Туда им пришло роковое известие — умер отец Толкина. Семья оказалась практически без средств и решила остаться в Англии. Именно мать Толкина привила ему любовь к языкам.
Он поступил в Оксфордский университет, а впоследствии женился на Эдит Брэтт. В браке у них родилось четверо детей — Джон, Майкл, Кристофер и Присцилла. Первая мировая война сильно потрепала Толкина, но он вернулся в Оксфорд и стал профессором англосаксонского языка, а затем английского языка и литературы. Получил звание командора Британской Империи. Толкин умер 2 сентября 1973 года в возрасте 81 года.
Именно он создал мир Средиземья, который до сих считается одним из самых проработанных, глубоких и интересных миров в фэнтези, а его книги — "Властелин Колец", "Хоббит", "Сильмариллион" — являются классикой, без которых представить себе жанр невозможно. Помимо этих книг Толкин автор многочисленных сказок, стихов, поэм, а также обширного архива черновиков по Средиземью, которые до сих продолжает издавать его сын Кристофер.
С экранизацией Питера Джексона мир Толкина заиграл новыми красками.
Сегодня Толкину исполнилось бы 121 год. Давайте поздравим классика с днём рожденья!
Вот отгремел и 2012 год. Конец света не наступил, все живы. Пришло время подвести итоги.
Книги года:
9. Брэндон Сандерсон "Пепел и сталь"
Скотт Линч не удивил. Патрик Ротфусс разочаровал. Джо Аберкромби оставил приятные впечатления. А что Сандерсон? Сандерсон написал отличный фэнтезийный роман. Чувствуется, что он ещё неопытен, но за систему магии описанную в этом мире я уже готов пожать ему руку. Буду пристально следить за творчеством этого автора.
8. Дэн Симмонс "Гиперион"
"Гиперион"... Таинственное название, непонятное... Роман такой же. В мире Гипериона многое окутано тайнами, но автор сосредотачивается на людях... Отличная космоопера, но книга настолько глубока, что понять её с первого раза я думаю не сможет никто.
7. Аркадий и Борис Стругацкие "Обитаемый остров"
Стругацкие, наверное, самые лучшие и известные отечественные фантасты. Их книги до сих пор не потеряли актуальность. "Обитаемый остров" — это их шедевр, хорошая "Твёрдая" и социальная НФ.
6. Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra"
Отличные книги в нашей фантастике редкость. И Дяченко, как раз те из немногих, которые пишут отличные книги. "Vita" хороша. Приятный язык и стиль, симпатичные герои и неплохие идеи. Да, не без недостатков, конец невнятный.
5. Джо Аберкромби "Best Served Cold"
До этой книги я не особо любил творчество Джо. Распиаренный "Первый Закон" не произвёл должного впечатления. Однако в этой книге есть всё, что я люблю в фэнтези — яркие персонажи, нетривиальный сюжет и великолепные диалоги. А это многого стоит. Хотя чернухи можно было бы поменьше.
4. Роджер Желязны "Ночь в одиноком октябре"
Желязны известен в первую очередь своими романами про Янтарное Королевство, Амбер (от англ. Amber — янтарь, честно для самого открытие). И очень жаль, что такого талантливого автора, а Роджер, без сомнения, автор талантливый помнят в-основном, за этот цикл. Он хороший, не спорю, особенно первое пятикнижие, но у автора есть вещи и посильнее. И "Ночь", как раз такая вещь. Удивительно красивая романтичная постмодернистская сказка, передающая атмосферу викторианской Англии. Браво!
3. Анджей Сапковский "Владычица озера"
На месте "Владычицы озера" вполне могла бы быть и "Крещение огнём", либо какая-либо другая книга из цикла Ведьмак. Но выбрал я именно эту. Почему? А потому что "Конец — делу венец". Пан Анджей с блеском завершил свою эпопею — красивой и не надуманной концовкой.
2. Джордж Мартин "Пир стервятников"
Многие сочтут меня еретиком, но для меня "Пир" сильнее "Бури мечей"... Вообще книжка-сюрприз, сколько раз её ругали и писали разгромные отзывы, соответственно и ожидания были... несколько заниженные. А тут такой приятный казус. Любимая из частей ПЛИО однозначно.
1. Фрэнк Герберт "Дюна"
Великолепный роман, просто великолепный. Такого эффекта "разорвавшейся бомбы" после прочтения книги я не ощущал уже очень давно, наверное, после прочтения "Властелина Колец", или Гарри Поттера"
Фильмы года:
5. "Операция "Ы" и другие приключения Шурика
Долгое время проходил мимо комедий Леонида Гайдая. Сейчас исправляю это досадное упущение.
4. "Хоббит: Нежданное путешествие"
Великолепная экранизация книги Толкина. Как всегда магия, битвы, замки, эльфы, гномы, хоббиты... Короче, мы вернулись в Средиземье.
3. "Достучаться до небес"
Грустная и одновременно смешная история двух людей, которые за несколько дней пытаются сделать то, чего не успели за всю жизнь. И конец... отличный.
2. "Мстители"
Джосс Уидон в своём репертуаре. Красивый, дорогой боевик про супергероев, снятый с душой. Трогает.
1. Долларовая трилогия
Мне сложно выбирать лучший фильм из трилогии Серджио Леоне. Их не стоит смотреть вразнобой (хотя не, можно, но часть удовольствия безнадёжно потеряется), только по порядку. И воспринимаются они именно, как одна картинка. Шедевр мирового кинематографа однозначно.
Ну, и под занавес.
Сериалы года:
А точнее сериал. Это — "Светлячок"+"Миссия Серенити", как бонус. Великолепная игра актёров, классные диалоги, отличный сюжет и обыгрывание штампов вестерна. И всё происходит на борту корабля "Светлячок" в космосе. Джосс Уидон — гений.
Сегодня день рождения замечательного английского писателя-фантаста Джо Аберкромби. Родился в 1974 году, в Ланкастере. Автор дебютировал в 2006 году романом в жанре фэнтези "The Blade Itself". Это книга положила начало трилогии "Первый закон". Цикл получил хвалебные отзывы, как критиков, так и писателей. Джо успешно продолжил свою карьеру написав "Best Served Cold", "The Heroes" и "Red Country", действие которых происходит в мире "Закона". Сейчас по словам автора, он работает над второй трилогией в том же мире. Джо Аберкромби многие ставят наравне с такими титанами жанра, как Анджей Сапковский, Джордж Мартин, Глен Кук и другие.
Сегодня Джо исполняется 38 лет. Поздравляем его с праздником!
P.S. Поздравляю всех-всех-всех с Новым Годом! Желаю счастья, удачи, крепкого здоровья и весёлого настроения! Пусть в Новом году исполнятся все ваши заветные желания и давние мечты!!!
Актёры: Мартин Фриман (Бильбо Бэггинс), Кен Стотт (Балин), Ричард Армитэдж (Торин),
Иэн Маккелен (Гэндальф), Хьюго Уивинг (Элронд), Энди Серкис (Голлум) и др.
Фильм великолепен. Нет, не так, — шикарен! Не подвёл Джексон и в очередной утёр всем нос.
Вы поймите меня правильно, для меня "Властелин Колец", и фильм, и книга не только одни из самых любимых произведений, но и те, которые так или иначе сильно повлияли на мои вкусы. Трилогия, снятая Питером Джексоном десять лет назад, задрала планку в такие заоблачные высоты, что не то что перескочить, но и остаться на том же высоком уровне, это была задачка непростая. И фильм, который базируется на романе "Хоббит" и является своеобразной предысторией к событиям основной трилогии, задачку эту решил.
Во-первых, что мне особенно понравилось, так это бесподобный подбор актёров. Честно говоря, в кастинге я изрядно сомневался. Особенно назначению на роль Бильбо Бэггинса Мартина Фримана. Зная этого актёра по роли доктора Ватсона в сериале "Шерлок", которую он, кстати, сыграл недурно, я не видел его хоббитом. Слава Богу, мои опасения не оправдались, лучшего актёра для этой роли не найти. Фриман быстро вживается в облик Бильбо, и метаморфозы происходящие с его характером актёр показал очень ярко, а главное достоверно. Вообще видно, что все играют с душой, и это доставляет им изрядное удовольствие. Не подвели и ветераны — Иэн Маккелен — всё тот же хитрый маг, Хьюго Уивинг — всё тот же правитель Раздола, Кейт Бланшетт же Лориэна... А вот Энди Серкис по-моему превзошёл самого себя. Так сыграть Голлума, ему не удавалось даже во "Властелине Колец"!
Во-вторых, это бесподобный саундтрек. Шор держит планку, его музыка органично переходит из лиричной — в эпичную, из тревожной — в успокаивающую. Плюс бонус — песня гномов.
В-третьих, это нововведения, сделанные Джексоном. Они вплетены в ткань повествования удивительно точно. Кое-где есть просто великолепные эпизоды. И да, линия с Радагастом мне не кажется лишней, она совершенно обоснована. Именно в ней нам дают понять, какая опасность грозит Средиземью. Ну, и Дол-Гулдур с "нашим старым знакомым" — Некромантом мы видим именно глазами Радагаста. Получилось действительно зловеще. А вот сцена с Советом мне наоборот кажется немного недоработанной.
Еще один любопытный момент главзлодей здесь — не Некромант. То есть он есть, но маячит где-то вдалеке, как и в "ВК". Не буду говорить кто это, но "это" будет приятным сюрпризом для фанатов. Для меня по-крайней мере так и было.
Ну, и в заключении потрясающие пейзажи, эпические и красиво снятые битвы, классные диалоги и всякие "плюшки" для своих. И всё это в красивом и атмосферном мире Средиземья. Что ещё нужно для счастья?
Три часа в кинотеатре прошли совершенно не заметно.