Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мэлькор» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 декабря 2014 г. 21:12

Ещё один год подходит к концу, и я, пожалуй, его назову... одним из самых важных в своей жизни, если не самым важным (по крайней мере, на сегодняшний день). Это был год больших радостей и глубоких разочарований, высоких взлётов и низких падений, неожиданных открытий и сложных решений. Я многому научился, и сейчас разговор идёт не только о школе, хотя и про неё тоже — за последнее полугодие я набрался знаний больше, чем за предыдущие пару лет, тут скорее идёт речь о той штуке, которую в народе именуют "мудростью". Я не утверждаю, что стал мудрым, господь упаси, однако то, что на некоторые вещи я стал смотреть яснее и видеть их чётче, чем раньше — это однозначно. Ещё я многое узнал о давно мне знакомых людях и познакомился со многими новыми. И чёрт побери, не все беседы с ними мне приятно вспоминать, но очень важный вывод, который я сделал — никогда не спешите. Никогда не спешите делать о них поспешные выводы. Никогда. Вообще. Избегайте этого. Они слишком неоднозначны, чтобы вешать на них ярлычок. Пусть этот процесс и происходит бессознательно.

Конечно, мы тут сталкиваемся с такой забавной проблемой: говоря о том, чтобы вы не спешили вешать ярлык на других людей, я автоматически вешаю ярлык на вас. Такой вот забавный исключающий предыдущее утверждение параграф. Так что потому ограничусь следующей фразой: ставьте на место осуждаемого человека себя и думайте каково ему. У хорошего человека может оказаться плохое настроение, а у не совсем хорошего, наоборот, прекрасное. Держите это в уме и старайтесь не обижаться по пустякам. Будет жить проще и лучше, поверьте.

Однако чего это мы о моих измышлениях? Давайте лучше поговорим непосредственно о тематике сайте, то есть о книгах. И некоторых других вещах, которые мне бы тоже хотелось отметить, хотя бы вскользь. Однако будьте уверены, далеко от искусства мы отходить не будем.




Тэги: Итоги
Статья написана 20 сентября 2014 г. 11:44

Артур Кларк

"The City and the Stars"/"Город и звёзды"

Человек всегда стремился облегчить себе жизнь. Неважно каким образом — с помощью другого человека, с помощью природы или с помощью технологий — это дело десятое. Тенденция схожа — всё всегда шло к тому, чтобы делать как можно меньше, но получать при этом столько же, как будто бы ты затрачивал необходимые усилия на работу. Всегда хотелось как можно меньше напрягаться, но как можно больше развлекаться и отлично проводить своё время.

Мотнём же на несколько миллионов лет вперёд. Всё вышеописанное пришло к своему логичному и органичному завершению. Диаспар — это символ человеческого гения и человеческой лености, это — с одной стороны непостижимая мечта наяву, а с другой — разверзший свою пасть ночной кошмар... Отчего такая двоякость? Что не так в Диаспаре и что наоборот в нём есть хорошего? Начнём с того, что Диаспар — это действительно город-утопия. Он идеально спроектирован, в нём жители защищены от суровых пустынь умирающей Земли, в нём всё его население счастливо, занимается искусством, обмениваясь опытом с друг с другом, при этом чётко соблюдая дистанцию и личное пространство своего собеседника, в нём человечество достигло не только стабильности и благополучия — заветных плодов всех времён и народов, но и решило вечную проблему — страх перед смертью. Человечество стало бессмертным... Однако, всё это выглядит уж чересчур радужно: "Что-то неладно в Датском королевстве". И верно, в городе слишком спокойно. Достигнув благополучия, человечество спустило в унитаз едва ли не ключевые свои достоинства и качества — веру в прогресс и развитие, любознательность и мечтательность и, в конце концов, любовь. Это не говоря уже о том, что оно похоронило под собой своё прошлое — культуру и историю, а без них, как известно, любое общество обречено на вымирание. Стабильность, за которой так гнались люди, хотевшие спрятаться от окружающего мира, стала для них роком и проклятьем.

Словно противопоставляя себя Диаспару, совсем не таков Лиз. Люди этой долины, сокрытой от разрушительного влияния Земли высокими горами, по-прежнему остаются людьми, в них остались чувства любви, товарищества, единения с природой. Также их отличает от своих братьев Диаспара то, что они смертны и обладают способностями телепатии. Читать же мысли друг друга люди "вечного города" утратили давным-давно. Но, несмотря на то, что Лиз гораздо лучшая альтернатива, чем Диаспар, есть нечто, что роднит их между собой — это страх идти на контакт друг с другом, страх высунуть нос из своего мирка, не то, что к звёздам — к соседу!

Таково положение вещей на протяжении первой половины романа и крайне интересно наблюдать, как Кларк описывает эти две столь разносторонние культуры, как сталкивает их между собой, а затем, рванув вместе с Олвином — отправляется к Звёздам, исследовать миры.

Восхищаясь тематикой романа и его языковыми достоинствами (а они действительно имеют место быть, хоть у меня и есть некоторые придирки к тексту, но это скорее просто повод поворчать) нельзя не обратить внимание на недостатки романа. Самый первый и крупный, это, конечно, персонажи. В лучшем случае у Кларка они получаются сносно (Джизирак, Хилвак), в худшем же — они представляют набор функций, призванных продвинуть сюжет, а затем бесследно исчезнуть, оставляя читателя с невысказанным вопросом "Какого...?" (Алистра). Говоря же об Олвине, об этом человеке, который стал катализатором для сближения двух культур и прилил человечеству свежей крови, о нём мне хочется сказать следующее — картонка. Вот как-то не верится мне в него, он, скорее просто этакий собирательный образ всех путешественников и исследователей, которые что-то ищут, везде хотят пролезть. Как образ — он действительно убедителен, но как Личность, увы, Кларк промахнулся...

Ещё один недостаток, хоть на него можно и закрыть глаза — это обилие наивности и пафоса, которые не то, чтобы мешают, но всё же порой обращают на себя внимание, и когда Кларк пытается взять какую-то торжественную ноту, выходит это у него порой фальшиво и как-то натужно, вот как раз из-за них.

Несмотря на то, что роман относится к научной фантастике, науки как таковой здесь и нет. Кларк обошёлся практически без терминов и даже авторских неологизмов, которыми так грешил, скажем, старина Герберт (не в упрёк ему говоря, но читать "Дюну", особенно её первую сотню страниц, та ещё задачка). Однако это не означает, что в романе не над чем подумать, наоборот, у Артура есть много занимательных гипотез относительно возможной картины нашего будущего. И что-то мне подсказывает, что кое в чём автор действительно окажется прав, правда в чём именно, мы никогда не узнаем...

"Город и звёзды" — это тот случай, когда название романа действительно всеобъемлюще и охватывает всю проблематику книги. Стоит ли читать её? Книга может показаться несколько нудной, каковой порой кажется НФ "Золотого Века", и тем не менее, дать шанс ей стоит, ведь хуже от этого точно не будет...


Статья написана 31 августа 2014 г. 20:32

Уильям Фолкнер

"Light in August"/"Свет в августе"

Представим себе, что писатель — это хозяин какого-нибудь дома, а читатель — это путник. Хозяин никогда точно не знает, каким человеком окажется странник; его будущий гость не знает, кто его встретит и главное как. Некоторые встречают радушно, просто и весело болтая с путником, предлагая отужинать и переночевать, гость соглашается и уходит довольным. Другие оказываются недружелюбными, малообщительными, трапеза тогда для путника оказывается очень скромной, почти спартанской. На вопрос же о ночёвке, такие хозяева кисло поднимают взор, и предлагают переночевать в сарае, не в доме.

Если Фолкнера приспособить к этой параллели, то он, скорее второй тип хозяев. Угрюмый, разговоров и шуток не любит, выражается прямо и без обиняков, в его обращении с гостем нет никакого радушия, но и презрения нет. Однако если вам всё же удастся разговорить этого человека в тёплый августовский вечер, чем так порой славен американский Юг, вы будете удивлены, что этот человек не только замкнутый, но и очень интересный, мудрый и много знающий.

Вы усаживаетесь поудобней в кресло, напротив него, и он начинает рассказывать вам историю...

...очень непростую историю. Во всех смыслах.

Проза Фолкнера очень сложна. Его язык своеобразен, сложен для восприятия. Сперва вы придёте в недоумение от него, будете видеть знакомые буквы, слова — по отдельности понятные, но вместе, в едином предложении, в точности да наоборот, и вам придётся возвращаться в начало и перечитывать, чтоб понять смысл. Однако постепенно к языку приноравливаешься, начинаешь им проникаться, и оказывается, что старая ириска, которая липла к зубам и дёснам вовсе никакая не ириска, а вкусный, хороший шоколад, пусть несколько своеобразный и на любителя, но тем не менее.

Однако вязкий язык Фолкнера не единственная особенность книги, это лишь начало. Вторая причина сложности — не менее важная, чем первая — это структура, манера построения романа. "Свет в августе" постоянно виляет, делает петли, собирая в кучу все способы построения текстов. Только привыкнешь к тому, что Фолкнер избрал параллельную стилистику повествования, как он сделает огромный флэшбек в прошлое, только начнёшь отходить от последнего — он вводит новых персонажей. Фолкнер очень серьёзно относится к времени, в его романе, если быть кропотливым и учесть все года и дни недели, можно установить всю хронологию действий персонажей романа, начиная с Гражданской войны (если брать в учёт флэшбеки).

Третья особенность — в книге практически нет положительных героев. Вот совсем, кроме разве что Лины Гроув, да и то она скорее дурочка, от того и такое впечатление. Фолкнер описывает поступки своих героев, описывает их одержимость, терзания их призраками прошлого, их ошибки, побуждения. Все они люди, это так. Но никто из них особо несимпатичен. Разве что преступник Джо Кристмас (повезло ему с фамилией!), вокруг которого вертится добрая половина событий романа вызывает, не то чтобы больше уважения или сочувствия, чем остальные, но как минимум больше понимания, почему он такой, почему он так поступил, а не иначе, почему он такой жестокий и малоприятный человек. Если уж на то пошло, то вершитель порядка, член Национальной гвардии Америки, милитарист и фанатик Гримм, ничем не лучше него, когда устроил свой собственный суд, в котором мало человеческого, но много от животного. И после всего этого возникает вопрос, который так и повисает в воздухе: "Кто хуже? Кто виноват во всём этом безобразии, происходящем в городке Джефферсон, его жители и одновременно его судьи, или Кристмас?". И я склоняюсь к первому варианту.

Что подводит нас к одной из центральных идей романа, отношений белых людей с неграми. Больше полувека прошло со времён Гражданской войны, а экстремистские взгляды и ненависть по отношению к чёрным, здесь по-прежнему сильны и процветают; мало, что изменилось. Да, негры уже не рабы. Однако выкарабкались ли они со дна, уважают ли их в обществе, да хотя бы не уважают, но относятся по-человечески? Нет и нет. Их и терпят то с трудом. Вот почему так страдал Кристмас, ведь в нём текла негритянская кровь, он не чистый белый, но и не нигер, он ни то, ни другое. Изгой. Именно эти мысли заставили его странствовать, скитаться долгие года. Он всё больше ожесточался и верно, как здесь размягчаться, ведь узнай, кто о его происхождении, с ним бы даже разговаривать не стали. В лучшем случае. Но это лишь одна проблема, есть другая, не менее, страшная и отвратительная. Религия. Возникает ощущение, что Американский Юг так и не вылез из Средневековья, ведь вера в Бога здесь не просто сильна, она буквально разъедает мозги его жителей, и они, уже полоумные, изводят своими проблемами и верой молодых, чтоб этот замкнутый круг никогда не разорвался. Не имею, ничего против религии, но после прочтения романа нужно сказать, фанатики, особенно религиозные, это страшные люди.

Заключительный штрих, который подводит черту этому роману — его атмосфера. Она мрачна, жестока, и в то же время дышит волшебством. Не смотря на разложение городка и большинства людей, которые есть в городе, свет ещё остался. Яркая природа. Солнце. Проблески доброты у людей, странные и кажущиеся здесь невозможными.

Я не знаю стоит ли кому-нибудь читать эту книгу. Она тяжёлая и психологически и физически. Не смотря на небольшой объём, читается текст крайне медленно. Однако... это стоящая вещь. Да, где-то роман затянут, где-то автор перемудрил по части построения книги, но "Свет в августе" даёт отличный взгляд на Юг США. Взгляд незамыленный, острый и чёткий. Как жизнь.


Статья написана 16 августа 2014 г. 13:20

Альбом: "Low"

Год: 14 января 1977

Жанр: Art Rock, Experimental Rock, Ambient, Electronic

Группа/Исполнитель: David Bowie

Состав: Дэвид Буои (вокал, гитара, саксофон, вибрафон, ксилофон, клавишные, губная гармоника), Брайан Ино (вокал, минимуг, клавишные), Карлос Аломар (ритм-гитара), Джордж Мюррей (бас), Дэннис Дэвис (перкуссия), Рики Гардинер (гитара)

Продолжительность: 38:48




Легенда рока, он, как ни странно не ворвался на сцену и не сразу же завоевал любовь слушателей к себе, нет, его подъём был постепенным, а путь терпким, испещрённым трещинами неудач и многочисленных трудностей. Его нос, чутко чувствующий перемены, витающие в воздухе, подсказывал своему хозяину, когда нужно двигаться дальше, когда нужно меняться, дабы достигнуть успеха и славы. Однако, при всех своих многочисленных перевоплощениях, он был узнаваем везде — в его манере держаться, в его гибком и своеобразном голосе, в его песнях, которые кажется затрагивали чуть ли не все темы, когда-либо занимавшие человечество, в нём чувствовалась ярко выраженная индивидуальность и несомненный талант истинного творца, и у него, как и у любого творца, был собственный узнаваемый почерк. Также человека прежде не было. Такие люди вообще рождаются крайне редко.

Личность. Гений. Проще говоря, Дэвид Боуи...

К середине семидесятых, музыкант уже был абсолютно сформировавшимся человеком, имевшим грандиозный успех, чьи пластинки бешено разбирались поклонниками, а синглы уютно устроились на вершинах чартов. Полный триумф для некогда простого английского паренька. Однако самого Боуи было сложно назвать счастливым человеком, в то время он страдал от острой наркомании и депрессии. Собственно, именно таким настроением была навеяна его работа "Station to Station" (1976), и оно же легло в основу мрачного, минималистки звучащего "Low". Помимо этого, в альбом вошли его наработки, сделанные во время съёмок фильма "Человек, который упал на Землю", где Дэвид играл главную роль. Режиссёр Николас Роуг отвергнул его музыку, так как у него была совершенно иная точка зрения на то, каким должен быть саундтрек фильма. Джон Филипс, композитор "Человека", однако высоко оценил написанное Боуи. Также на альбом, вне сомнений, повлиял саунд таких групп как Kraftwerk и Neu! — одних из ключевых исполнителей краут-рока*. Окончательную же лепту внёс небезызвестный уже тогда британец Брайан Ино.

Говоря о "Low", нельзя не отметить одну вещь, а именно, рассматривать его лучше не как цельную работу, а как две части единого замысла, которые складываясь вместе, достигают своей главной цели — воздействуют на слушателя. Однако, обо всём по порядку.

"Low" вместе с "Heroes" (1977) и "Lodger" (1979) образуют так называемую Берлинскую трилогию, являющейся едва ли не ключевой для понимания, как творчества музыканта, так и всей последующей музыки XX века. Влияние Трилогии, а в особенности, конечно, "Low" и "Heroes", сложно переоценить, эти альбомы стали не только одними из финальных штрихов для оформления жанра электроники, но и повлияли на начинающий зарождаться тогда пост-панк. В частности, большинство композиторов и музыкантов этого направления называли в числе своих вдохновителей именно Боуи вместе со своей... догадайтесь чем? Ну а знаменитая группа, нашумевшая в конце семидесятых, так и вовсе сперва взяла себе название в честь одной из песен Low"Warszawa". Речь идёт о первых шагах тогда ещё неоперившихся Joy Division.

Однако вернёмся из истории к альбому и попытаемся взглянуть на него максимально объективно. Как уже было упомянуто выше, альбом состоит из двух частей, первой и второй стороны соответственно. Почему я так заостряю на этом внимание? Потому что именно по ним проходит водораздел, граница между песнями. Композиции на первой стороне более светлые, бодрые, наименее экспериментальные, электроника здесь используется скорее как дополнительный элемент, дабы подчеркнуть и чётче обрисовать звук. Вторая же сторона... вот, это как раз и есть эксперимент — крупный, смелый, инновационный. Композиции заметно увеличились в размерах, стали более медиативными, депрессивными и атмосферными. И если на первых песнях рок занимал главенствующее положение, то здесь балом правит эмбиент.

Открывает альбом своеобразная и нетипичная песня, подготавливающая слушателя к "путешествию к центру Земли" — "Speed of Life". А вот "Sound and Vision" заставляет вспомнить о солнышке, гавайских рубашках... и космосе. Это один из синглов с альбома и как по мне одна из наиболее удачных песен на первой стороне. Вообще, космическое настроение ощущается на альбоме очень чётко, создаётся впечатление, что именно на него ориентировались впоследствии группы пост и отчасти спейс-рока. Как будто, угадывая мои мысли, мотивы космоса можно услышать и в следующей песне — "Always Crashing in the Same Car", а также в "A New Career in a New Town", в которой губная гармошка смотрится как нельзя к месту, хотя она ни разу не является "космическим" инструментом.

Однако эти песни были лишь разминкой перед десертом — перед одной из лучших композиций Боуи и электроники вообще. Называется песня — "Warszawa" и написана она была в соавторстве с Брайаном Ино. Это настоящий памятник эмбиенту, мрачные клавишные и вибрафон создают настолько своеобразную и настолько неземную атмосферу, что просто диву даёшься, как такое мог сотворить человек? "Low" стоит послушать хотя бы ради этой песни. Ещё один шедевр находится тут же, неподалёку, и это "Subterraneans". Песня обладает совершенно другим настроением и воспринимается как... похоронный марш, а саксофон добавляет ей трагичности происходящего и дивной красоты.

Неудивительно, что при всех этих элементах, мы получили столь неоднородный и нетипичный альбом. Одна из тех вещей, благодаря которой Боуи вошёл в историю. Добавьте ко всему выше описанному ещё и странный вокал музыканта, которого по правде говоря, на альбоме не столь много, как на других его работах, но зато он везде звучит очень к месту, добавьте мистичные тексты, написанные Дэвидом, и получите полное представление о том, что из себя представляет "Low".

Классика рока и электроники. Гениально.

*Краут-рок — музыкальное течение, поджанр прогрессивного рока, зародился в Германии в конце 60-х, начале 70-х годов XX века. Основной его особенностью стали попытки музыкантов скрестить традиционные приёмы рока с традиционными, свойственными электронике. Наиболее известные представители — Can, Kraftwerk, NEU!, Faust.

Треки на заценку:


Статья написана 15 августа 2014 г. 21:06

Всем, кто не знает о Патрике Ротфуссе, тем срочно исправляться, однако я думаю таких людей на нашем сайте не очень много, так что давайте к делу.

Патрик Ротфусс — один из самых известных, популярных и продаваемых авторов фэнтези в наши дни, успех ему обеспечила ещё пока не законченная трилогия "Хроника Убийцы Короля", которая собрала огромное количество положительных рецензий, фанатов и прочего. В общем, Ротфусс и у нас, и на родине — персона заметная.

Однако Ротфусс не только писатель, но ещё и блоггер, так на Goodreads я нашёл его рецензии на книги, показавшиеся мне интересными и я решил перевести парочку. Пишет Ротфусс просто, понятно, помимо этого из отзывов можно почерпнуть многое о его вкусах и предпочтениях, плюс заодно узнать его мнение о некоторых писателях, что также кажется мне занятным.

Строго не судить, тапками не кидаться, это мой первый опыт в переводах, в конце концов.8:-0

После опыта с отзывами Ротфусса, у меня даже появилось желание предпринять очередную попытку взяться за его "Имя ветра", что я и сделаю... Как только выйдет третья книга, разумеется.:-)))

Спойлеров в отзывах не замечено, так что читать можно совершенно не опасаясь узнать что-нибудь, что испортило бы удовольствие от книг в дальнейшем.

И да, огромное спасибо товарищу geralt9999 за помощь в переводе.:beer:




Брэндон Сандерсон "The Alloy of Law"

Как всегда после чтения Сандерсона я чувствую себя раздражённым от того насколько он хорош.

Так, давайте представим, как данность, что это книга имеет все необходимые ингредиенты, то есть персонажей, сюжет, диалоги, интригу и экшн. Все вещи здесь в наличии, некоторые из них просто великолепны, большинство — на феноменальном уровне.

Что действительно впечатлило даже меня, так то, что Сандерсон сделал со своей книгой нечто чрезвычайно уникальное. Нечто чего просто не делали в фэнтези.

Во-первых, Сандерсон написал "Рождённый Туманом", поразительно хорошую фэнтези-трилогию, происходящую в самобытном, искусно сконструированном мире с хорошей, чёткой системой магии.

Затем он перемотал свой мир на 300 лет вперёд. Из плохо развитой промышленности и средневековой культуры он развил его в намного более современный мир.

Такого попусту не делают.

Тут есть такие варианты:

1. Вы либо пишите о вторичном фэнтезийном мире, который чаще всего либо Средневековье, либо Ренессанс, либо Тёмные Века. Если у вас не всё в порядке с головой, то вы сделайте его типа азиатским. Или времён Бронзового Века. Но так бывает редко. Довольно маргинально.

2. Вы сделаны из другого теста, потому помещаете что-то в НАШ мир. В большинстве случаев, когда вы делаете это, место действия оказывается современным, и мы получаем городское фэнтези. Если вы не делаете мир чересчур современным, то получается стимпанк. Если вы отступите ещё дальше, то получите альтернативную историю. Но опять же, это любопытное исключение.

Это — правила. Они нигде не написаны, но, в целом, именно так всё и работает. Это не более чем путь того, как получить необходимый тебе результат.

Но Сандерсон сотворил что-то совсем иное. Два "исключения" вместе, в частности.

1. Он развил этот мир через время, значительно изменив общество, оставаясь при этом верным миру, который он создал в предыдущих книгах.

(Да-да. Было несколько авторов, которые делали подобное. Но их настолько мало, что можно пересчитать по пальцам. И как по мне, Сандерсон сделал это лучше, чем Герберт, просто как факт — я хочу читать будущие книги в мире Сандерсона, в то время как я не могу продраться через второй сиквел Дюны.)

2. Сандерсон написал городское фэнтези, которое происходит НЕ В НАШЕМ МИРЕ. Называйте это, как хотите, городское фэнтези, квазивестерном, стимпанком, не важно. Это то, что он сделал.

Читая эту книгу, я думал: "Что? Такое можно делать? Почему так вышло, что никто не сделал этого раньше?".

Это то, что случается с любым по-настоящему умным изобретением. Как только кто-то его изобрёл — оно кажется очевидным. Смотрится так, как будто каждый может сделать такое.

Но никто не сделал. Сандерсон сделал. Это очень уникальный сорт ума.

К чему я веду?

Я веду к тому, что это хорошая книга и вас стоит её попробовать.

Я веду к тому, что так как книга — это нечто совершенно иное, очень удачно получившееся, то вам стоит её попробовать.

Я веду к тому, что Сандерсон теперь находится в очень коротком списке авторов. В частности, в списке тех, кого я желаю прикончить за тем, чтобы съесть их печёнки и тем самым получить их силу.

О, да. Снимаю шляпу, Брэндон. Береги себя.

Оригинал: https://www.goodreads.com/review/show/315...







  Подписка

Количество подписчиков: 42

⇑ Наверх