Чтобы исполнились все ваши заветные мечты. Чтоб времени было свободного больше, досуга. Чтоб побольше было хороших и отличных книжек, музыки, фильмов, сериалов, комиксов — всего, что вы хотите. Чтоб было вдохновение у тех, кому оно требуется. Чтоб дела ваши и начинания всегда получались, а не забрасывались. И никогда не болейте, здоровье — это самое главное. Будьте счастливы.
С Новым годом, Фантлаб и лаборанты! И да пребудет с вами удача.
Начнём мы издалека. Русская литература, безусловно, литература великая. Она подарила миру такие имена как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Шолохов, Андреев, Белый, Пастернак и ещё многих-многих других. Но у неё есть люди, которыми она особенно гордится.
Вы ничего не узнаете нового и оригинального, если я скажу, что Лев Толстой — один из самых известных в мире наших классиков, многие называют его одним из величайших писателей мира, в то же время это одна из самых неоднозначных и противоречивых фигур как русской, так и мировой литературы вообще. Порой возникает ощущение, что читатели разделились на два лагеря. Первый — это те люди, складывающие в честь него оды и хвалебные песни, противоположный же, наоборот, Толстым недовольны, они жалуются на многочисленные описания и размышления, направленные на нахождение веры и Бога, всё это вкупе с откровенным морализаторством и проповедованием своих взглядов и убеждений. Однако есть одна черта, которая объединяет обе стороны, а также тех, которые Толстого не читали и не собираются — писателя действительно уважают и, в основе своём, признают его заслуги перед литературой. А уважать его есть за что.
Другой не менее великий писатель и знаток человеческой души — Фёдор Достоевский, говорил: "Во все времена во всей мировой литературе не было таланта большего, чем Толстой", а в романе Толстого "Анна Каренина" он видел "огромную психологическую разработку души человеческой". И знаете, Фёдор Михайлович дело говорил.
"Анна Каренина" — это... сложный вопрос, что за роман. Нет, не говорите мне, что он любовный! Безусловно, здесь присутствуют и любовь, и страсти, и ревность и любовные треугольники, но не стоит ассоциировать роман Толстого с нынешними бульварными романами не стоящие никакого внимания и написанные с исключительной целью заработать как можно больше денег. Это как с "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте — история построена на любви, но назвать и отнести полностью к жанру любовному сложно, хотя и можно. "Анна Каренина" — это прежде всего роман психологический. Толстой — великолепный психолог, он верно понимает поведение своих героев, пытается передать их чувства, переживания, он рисует, перечёркивает, замазывает, добавляет, расцветает своей палитрой их характеры. В этом Толстой подобен художнику. А ещё книга — явно философская, затрагивающая, как это уже было сказано выше — поиск и нахождение веры, традиции касающиеся брака, которые явно устарели, циничность и узколобость "света", крестьянство, человеческие чувства и страдания и ещё многое другое. "Анна Каренина", также, роман социальный — Толстой рисует масштабную панораму России с её государственным устройством, проблемами, правами, этикетом, культурой и обществом. Автор показывает взаимодействия между разными сословиями, скажем, между дворянством и крестьянами. Из всего сказанного выше вытекает, что книга — многоуровневая, анализировать которую можно бесконечно долго.
Позволю себе некоторою вольность-банальность — попытаюсь описать персонажей. Но, для начала зададим себе вопрос: кто же тут главный герой? Обложка с названием подскажет нам ответ на этот вопрос, с другой стороны, а уверены ли мы, что Анна ею является? Анна — важный персонаж, один из основных, но её линия кончается ещё в седьмой части, в восьмой же получает развитие другая, также одна из основных и проходящих через всю книгу — Левина и его семьи. А кто такой Левин? Шнурок и мысли о самоубийстве, как конец душевных терзаний. Чувствительность и вспыльчивость. Умный человек, пишет книгу. Крепкое телосложение. Живёт в деревне, занимается своим хозяйством, любит проводить время с простыми мужиками и заниматься физической работой. Не любит появляться в свете. Дадим нашему сознанию краски и оно моментально дорисует образу Левина бороду и вот на нас уже смотрит лицо автора кисти Крамского. Левин — автобиографичный персонаж, это сам Толстой.
Что другие? Самой точной характеристикой их будет — они все живые. И напыщенный, богатый Вронский, не лишённый ума и обаятельности, производящий под конец откровенно жалостливое впечатление, ему любовь здорово пообломала жизнь. И Китти — живая, подвижная, миловидная девушка, жена Левина. И Алексей Александрович, который лично у меня ничего кроме ощущения какой-то гадливости не вызывает. Малоприятный человек, под конец совсем ударился в религию. Да что там, даже такие второстепенные герои вроде Михайлова, Лидии Ивановны, Матвея, доктора Китти — образы крепко врезаются в память. Для меня как человека, который в книгах героев, как раз больше всего и ценит, они — являются самой большой удачей писателя.
Стилистика Толстого и язык его... Кхм, я бы не назвал его ни лёгким, ни трудным. Он специфичный, с непривычки выглядит не слишком приятно, но во время чтения — неожиданно преобразовывается, становится точным, метким, хоть и остаётся сложным по структуре, и именно этот язык оправдывает замыслы Толстого, как итог мы имеем картинку, которую хотел показать автор. Картинка чёткая.
Композиционно — восемь частей. Каждая из них заканчивается своей собственной кульминацией, у каждой есть свой итог. Самая важная по сюжету — седьмая, по сути именно на ней кончается роман, восьмая же — это достаточно длинный и подробный эпилог о том, что было после.
Я не буду советовать прочесть этот роман. Я не буду говорить понравился ли он мне, по моему по детски восторженному тону это и так понятно. Но скажу одну вещь, Толстого попробовать стоит. Пусть не понравится, но вы хотя бы будете знать, что да, вот так, но я попробовал(а). Всё-таки Толстой — это автор, споры вокруг которого не утихают до сих пор...
P.S. Ассоциативно, Анна Каренина мне представлялась точно также, как на картине Крамского "Неизвестная", очень уж образы похожи.
— Четырнадцатилетний подросток! — удивлённо восклицаете вы. — Да ещё и образованный, и предводитель разбойников и к тому же законный наследник престола, сбежавший из дворца? Шутите? А новенького придумать что, сложно? В общем, дорогие товарищи, не стоит эта книга ни моего, ни вашего внимания, пойдёмте лучше перечитаем более классические и проверенные вещи. До следующего раза, госпожа Фортуна, когда в нашей стране издадут новую новинку, которая завоевала зарубежье. Пока!
— Не правы, вы, господин аноним или может точней, среднестатистическая реакция на аннотацию книги? "Принц Терний" хорош и очень даже, по нескольким причинам.
Первая — самая главная, главный герой книги. Имя: Йорг. Фоторобот: пухлые губы, высокие скулы, бледная кожа, чёрные волосы. Ах да, высокий рост. Молод, даже слишком. Но, несмотря на столь юный возраст, он проявляет чудеса гениальности. К тому же Йорг относится к тому типажу героев, которым сопереживаешь и на которых ставишь, за них болеешь, даже если они не правы, и да хотелось бы, чтобы они стали лучше. Это так, Йорг — маньяк, жесток без надобности и с оной, агрессивен, но в то же время целеустремлён, он чётко прощупывает поле для своей игры, а затем ставит на них свои фигуры. Конечно, не обходится без ошибок, но поверьте мне, если Йорг взялся за какую-либо задачу, он выполнит её, чему бы это ему не стоило. В случае принца цена имеет второстепенное значение, главное — результат. Лис и то пасует перед ним в хитрости. Не стоит недооценивать Йорга, за это вы стопроцентно поплатитесь жизнью.
Йорг к тому же искалеченный человек. С тех пор как его брат и мать умерли в страшных муках, на его глазах, в то время, как он ничего не мог изменить, ведь терновник крепко удерживал его в своих когтях. Было так: его выкинуло из кареты и зашвырнуло прямо в заросли этих кустов, где он не мог пошевелиться. И если раны от колючек всё же потом затянулись, то те события, которые он пережил, нанесли ему непоправимую психологическую травму.
Далее, аргумент в защиту чрезмерной молодости Йорга. Действие происходит в Средневековье или точнее нечто очень его напоминающее. А когда у нас в то время становились взрослыми? Правильно, уже в четырнадцать тогда женились, а в пятнадцать имели детей. Гениальность? Она была в любое время и ничего удивительного в том, что Йорг проявил это качество в таком возрасте. Точнее, удивительнее бы было, если бы не проявил; он к тому этой своей способностью умеет пользоваться, что делает его очень опасным.
Предыдущий тезис плавно нас подводит ко второму — это мир, в котором происходит действие книги. Это "как бы" Средневековье, но некоторые ключики наводят на след и по ним можно сделать следующие выводы: а) это наш мир (скажем, упоминание Персии, отсылки к таким литераторам как Плутарх и Платон) б) это наш мир в будущем (Ницше — это далеко не Средневековье, да и не похоже, что термины вроде "мутаген", "нейротоксикология" появились раньше 20 века, не находите?). Но почему вместо светлого и уютного будущего мы видим перед собой множество разрозненных земель, грызущихся между собой за власть, да и ещё откинутых назад в развитии? Лоуренс не даёт внятного ответа, но по немногочисленным данным можно предположить, что Третья Мировая всё же случилась и раса Зодчих исчезла, оставив после себя лишь несколько строений и немногочисленное наследство, как хорошее вроде Плутарха, так и... не то, чем следовало бы гордиться.
Итак, у книги, как минимум два козыря. А что касается других персонажей помимо Йорга? Кто-то называет их картонными и откровенно схематичными, запрограммированных на выполнение какой-либо определённой функции. Возможно, некоторые из них действительно те ещё штампы, вспомним, Макина — советника и правую руку Йорга. С другой стороны, этот рыцарь — очень хорош, в него веришь, портрет выполнен так, что не вызывает раздражения, скорее симпатию. Банда Йорга — Райк, Нубанец, Элбан — все они благодаря некоторым чёрточкам, штришкам приобретают объём, а меткие характеристики Йорга в виде эпиграфов заставляют оказаться в памяти даже таких малозначительных персонажей, вроде Лжеца. Сколько он появился раз за книгу? Два-три, может больше? А образ, образ сохранился. Значит, задача выполнена, Лоуренсу удалось достоверно передать психологизм, за что ему моя благодарность.
Но есть у этой книги и ещё одна особенность — жанр. Дарк фэнтези. Автор справился со своей задачей мастерски, умело воздействуя на читателей сценами мрачными, жёсткими, а иногда просто насильственными, он в то же время всегда знает, где лучше недосказать, где сбавить газ, а где наоборот поднажать. И постепенно приходишь к мысли — да, книга жестокая. В то же время автор не пережимает, всё в пределах нормы. Юмор, конечно, чёрный юмор, тоже выполняет свою роль, смешивается с красками, используемых автором и в итоге у него вместо картины чёрной и серьёзной, получается картина серая. Может не всё потеряно для этого мира?
"Принц Терний" — книжка короткая, читающаяся быстро, не скажу, что гениальная, но это — хорошее фэнтези. Любите вы его? Стоит почитать, если да, если вас не смущает всё выше описанное — читайте обязательно. Интересный главный герой, мир, стиль а ля Аберкромби — всё это делает дебют Лоуренса интересной и своеобразной вещью.
"Первое, чего вы лишаетесь, умерев, — это ваша жизнь. Второе — ваши иллюзии."
— Терри Пратчетт
Вы только поглядите на них! Какая красота, величественность, размеры, а как они сверкают днём и ночью! Да, вот они работы мастеров, прирождённых архитекторов. "Подождите, а это что такое, вот там за ними?" "Это река Джелибейби, земля на который ты стоишь собственность древнего Царства, а объекты, которыми ты столь восхищаешься есть Пирамиды — наша гордость и наследство. Давай, я проведу тебя, путник, и покажу владения нашего небольшого, но славного государства с историей, насчитывающей 7000 лет." И вы проходите мимо Пирамид убеждаясь в их древности и подходите к Некрополю, а после и к Дворцу Фараона. Люди здесь истово верят в своих многочисленных Богов, изображённых в виде полулюдей-полуживотных, правителя по чьему велению каждое утро восходит солнце и жизнь после смерти. "Как у вас тут, не скучно?" — спросите вы. "О, нисколечко. Однажды...". Тут вы с удивление замечаете, что ваш гид странно выглядит для этой эпохи — умное, чуть насмешливое, но доброе лицо, очки сквозь которые смотрят карие глаза и белая борода. Голову венчает ковбойская шляпка.
...
Как известно, возвращение в Плоский мир всегда проходит приятно и интересно . Вот и на этот раз Джелибейби, с которым нас знакомит Терри — оригинальная и меткая копия, пародирующая наш древней Египет с его величием и чёрствостью нравов. Но не только сюда мы заглянем, ещё побываем в Эфебе, в котором в отличие от своих соседей из Древнего царства любят изображать Богов похожими на людей, а их философы, занятые проблемами мироздания, математики и прочих очень важных вопросов носят длинные бороды и ходят постоянно в белой длинной одежде, и, конечно, вновь прогуляемся по Анк-Моркпорку, где узнаем много нового про Гильдию Убийц.
Упомянем, среди внецикловых романов Пратчетта про Плоский мир эта книга — пионер. И в наши сердца закрадываются очень нехорошие сомнения, а хороша ли раз первая? Не стоит беспокоиться, она живее и остроумней в отличие от своего приёмника "Движущихся картинок", последняя на её фоне смотрится особенно бледно. Сила Терри в ни сколько персонажах, а сколько в образах, которые наше воображение услужливо рисует в угоду автору, а с этим здесь всё в порядке. Вот, например, Диос — жрец. Сколько ему лет? Сколько он на посту Верховного Жреца? Кто истинный правитель Диос или Фараон? И вообще, кто он? Все эти отдельные детальки складываются в образ человека властного и окружённого аурой таинственности. Или вот, царь Теппицимон, который в периоды "озарения" считает себя чайкой? А Птаклюсп с его одноимёнными сыновьями, для удобства читающих — пронумерованных? А как же сам образ Пирамиды, из-за которой случилась вся заварушка?
Теперь пройдёмся по тем штампикам, которые так старательно высмеивал Терри на протяжении книги. Древнее царство — донельзя консервативное, недалёкое государство. Как говорилось выше, за основу был взят Древний Египет, но помимо этого, если копнуть глубже, то можно найти и современные реалии, страны, безнадёжно отстающие от прогресса, замкнутые в себе (кстати, пункт касается и развитых государств) и смотрящиеся откровенно древними в наши дни. Проезжаем дальше и видим... Эфеб. Этакая антитеза Джелибейби. Искусство далеко не на последних ролях, развита наука, бойко идёт торговля на море. На первый взгляд цивилизованная страна выгодно отличается от Царства, но... как только подворачивается шанс начать войну со своим соседом Цортом, она не упускает его. Процветает мошенничество и коррупция, да и философы больше озабочены проблемами абстрактными, нежели земными, более человеческими. Традиционно живо выписан Анк-Моркпорк, уж очень похожий на наши современные мегаполисы город — настолько уютный для читателя, настолько же опасный для пратчеттовского героя.
Итак, в заключении, можно сказать, что это — фирменная пратчеттовская книжка, удачный шаг в сторону от подциклов Плоского мира, написанная с должным умением и мастерством, с интересной подоплёкой, миром и фирменным специфическим стилем и юмором.
"Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня…"
— Иван Бунин
Шахматная доска. Старт. Партия началась. Страсти постепенно разгораются, игра уже в самом разгаре. Какой же фигурой сходить? Конём? Нет, там стоит ферзь, он меня "съест". Ладьёй? Пожалуй, если бы не тот офицер... Что уже конец партии? Мы же только начали! Извините, месье, но уже ночь, завтра закончите, вы обязательно выиграете. Ну, раз так... Ночью снилась доска. Фигуры ходили сами, без чьей либо руки, а я был всего лишь наблюдателем. Вот, пал мой (или противника? нет, всё же мой, я всегда играю чёрными) конь, одним за другим белые рубят пешки и вот уже шах сделан королю. Нет, я не позволю! Дайте мне вмешаться, я спасу вас. Невозможно? Преувеличиваете! Так дайте же...
Сон слетел.
Лужин — известный гроссмейстер, победитель множества турниров, человек, покинувший свою родину после революции, нет, не человек, гораздо больше... Легенда. Улавливаете разницу? Но наш шахматный гений, хоть и весьма гордится своими титулами, однако ж, как ребёнок совсем ничего не знает о жизни. Для него фраза "работа — моё призвание жизни" не пустой звук, он живёт шахматами. В его наивном мозгу постоянно происходят сравнения шахматной доски с реальной жизнью. И всё было бы по-обычному, если бы не женщина, которая меняет всё...
Вот, как вы думаете, если человека лишить его хобби, призвания, увлечения — не суть, что будет? Что будет с человеком? Понятное дело ничего хорошего. И когда Лужина лишили его призвания, основы жизни, он ломается. Ему уже не переучиться, он немолод, да, с ним рядом женщина, которая поможет ему. Или же наоборот воспрепятствует его призванию? Тогда, как насчёт возвращения на старую дорожку? Нет смысла. Ведь этим тренерам, организаторам и прочим личностям ты, как человек не нужен, нужно только бабло, которое на тебе можно срубить.
Набоков — писатель очень "русский", вобравший в стилистику своего письма и подачи материала — всё лучшее, что наша литература наработала за время до его прихода. Наверное, именно поэтому создаётся ощущение, что роман написан в XIX веке с его трагедиями маленьких людей, у которых с удивлением обнаруживаешь — тоже есть чувства, страдания и радости, смотрящиеся намного ярче и живее, чем таковые у аристократии.
Помимо атмосферы традиционного русского романа в книге можно найти и безупречный авторский язык, тот редкий случай, когда удовольствие получаешь от самого процесса чтения, от красоты и грациозности, с которыми писатель с лёгкостью выписывает настолько живые полотна, достойные висеть разве что в музеях искусств. И, несмотря на практически полное отсутствие диалогов, а то, что есть, подано прямой речью — это не производит впечатление скуки, или утомления. Нет, здесь всё работает на автора.
И жаль, что книга коротка, и в то же время понятно, что ничего лишнего в ней не сказано, концовка очень правильная и жизненная.
Резюме: работа настоящего Мастера, к прочтению активно рекомендуется.