Фрэнк Герберт «Дюна»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Религиозное (Ислам | Религия, придуманная автором ) | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Терраформирование | Мессия
- Возраст читателя: Любой
Первой сюжетной линией повествования, открывающейся читателю, является вражда двух могущественных Великих Домов: Атрейдес и Харконнен. Может создасться впечатление, что это — очередная история борьбы добра и зла, чести и коварства, благородства и корыстных интересов. Однако это впечатление — лишь первая ловушка, в которую попадает читатель.
Далее вы узнаете, что главный герой — Пауль Атрейдес, наследник одного из враждующих Домов, является также важным звеном в таинственной генетической программе ордена Бене Гессерит и обладает необычными способностями. Но способностям этим лишь предстоит раскрыться.
По приказу Императора (вступившего в сговор с Харконненами и нарушившего тем самым Великую Конвенцию), Атрейдесы переселяются на Арракис — пустынную планету ужасных бурь и гигантских песчаных червей, населенную жестокими фанатиками — фрименами, называемую также Дюной. Эта планета должна стать их золотой гробницей. Почему золотой? Да потому что эта планета — единственный во всей Вселенной источник Пряности, важнейшей субстанции в Империи. Пряность, обладавшая гериатрическими свойствами, продлевала жизнь; Пряность использовалась орденом Бене Гессерит для развития особых способностей (например, правдовидения). Но, что самое главное, Пряность, которую невозможно синтезировать, а можно лишь собрать на Дюне, использовалась Космической Гильдией для осуществления межпланетных перевозок. Особым образом подготовленные Гильдией специалисты — навигаторы употребляли огромные количества Пряности и это открывало их внутреннему взору пространство и время, что позволяло им предугадывать безопасную траекторию движения для космических кораблей, несущихся с чудовищной скоростью сквозь мировое пространство. Исчезнет Пряность и любые межпланетные коммуникации во Вселенной прекратятся навсегда, что приведет к распаду Империи. А миллиарды людей, употреблявших этот наркотик (Пряность вызывает непреодолимое привыкание!) умрут. Вот почему владение Арракисом сулит золотые горы. И Харконнены, которым принадлежала ранее планета, накопили немалые запасы. Теперь они используют все свое богатство для того, чтобы уничтожить своих врагов — Атрейдесов и вернуть себе Дюну.
Получится ли это у них? Ответ можно узнать лишь из книги.
Библейских масштабов и глубины философская космоопера о конце времён человеческой цивилизации и пришествии Мессии в галактическую империю.
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > цикл «Хроники Дюны»
— журнал «Analog Science Fact -> Science Fiction, February 1965», 1965 г.
— антологию «The Best of Omni Science Fiction No. 2», 1981 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной роман | |
лауреат |
Серебряная комета / Cometa d'Argento, 1974 // Роман (США) | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria (США, 1965) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2008 // Книга года | |
лауреат |
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1964 // Роман (первая часть романа «Дюна» - "Dune World") | |
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) |
Экранизации:
— «Дюна» / «Dune» 1984, США, реж. Дэвид Линч
— «Дюна» / «Frank Herbert's Dune» 2000, США, Германия, Канада, Италия, реж. Джон Харрисон
— «Дюна» / «Dune» 2021, США, Канада, реж. Дени Вильнёв
— «Дюна: Часть вторая» / «Dune: Part Two» 2024, США, Канада, реж. Дени Вильнёв
- /языки:
- русский (38), английский (16), украинский (1), польский (1), болгарский (2)
- /тип:
- книги (52), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Биргер (1), П. Вязников (15), А. Ганько (2), Е. Грицайчук (1), Г. Карпинский (1), М. Маршал (1), А. Новый (1), А. Питык (1), Ю.Р. Соколов (9), В. Чушкова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alleus, 10 апреля 2025 г.
«Дюну» я перечитывал несколько раз, и каждый даёт какое-то дополнительное понимание истории. Сначала ты видишь интриги и историю сопротивления и восстановления справедливости. Потом понимаешь, что это — история сопротивления и смирения судьбе, принятия себя и управления своим будущим. Глубже ты уже начинаешь ловить оттенки связей созданного автором мира будущего с настоящим.
Прежде всего, ты видишь калейдоскоп религиозных элементов, сплетённых в узор верований будущего. Ты видишь будущее, уже прошедшее через многие из пугающих нас сейчас страшных возможностей (например, риск восстания искусственного интеллекта).
Внешне же история «Дюны» сконцентрирована на мальчике Пауле, который волей злой судьбы и сильной любви втянут не только в конфликты Великих Домов, но и в планы таинственного ордена Бене Гессерит по выведению Избранного.
На пути долга, мести, а также маячащей впереди страшной и кровавой судьбы молодому герою приходится пройти от наивности, через горе, утраты и неисчислимые риски, к полному Знанию, к своей судьбе, отчасти предрешенной, но по факту — выбранной, как путь наименьшего горя.
Слишком многие элементы Дюны уже обрели культовый статус. Песчаные черви, орнитоптеры, благородные Атрейдесы и извращённые во всех смыслах Харконены.
Богатство «Дюны» нельзя преуменьшить, также как и мастерство, с которым книга написана. Это — та книга, о которой бессмысленно много писать. Ее просто нужно прочесть.
1001, 11 сентября 2024 г.
1. Первое знакомство:
Листая в детстве старые номера журнала «Техника-Молодежи» за 1966 год, я однажды наткнулся на странную рецензию, написанную известным советским фантастом Севером Гансовским
«Не заглянуть ли нам в какой-нибудь Космическую Гильдию, захватившую межзвездные пути, и Бене Гессерита, замешанного со своей матерью в длящемся столетия заговоре, имеющем целью вывести новую расу людей. Кроме того, Гильдия и Бене Гессерит мечтают завладеть особым, лишь на Арракисе имеющимся пространством, откуда некоторые человеческие умы могут командовать Временем...» (с)
(в данном случае выражение «ничего непонятно, но очень интересно» подходит на все 100% :)
Впоследствии выяснилось, что этот образец перевода можно смело включать в сборник вредных советов для лингвистов.
(При этом слово «Арракис» таки запало мне в память (арахис, да :)
2. В начале 90-х в нашем НИИ появились первые настоящие персоналки (поделки под маркой ЕС, роботроны и правецы по факту таковыми не являлись). И все, алес — работа отделов была полностью парализована: вся сильная половина человечества в возрасте от 20 до 40 лет включительно зависла над игрой, носившей странное название «Дюна 2» (странное, потому как никто не знал игру с названием Дюна 1 :)
Те отделы, кому ПК не достались — приходили играть в обед, по графику. Это было, мягко говоря — не очень удобно.
(к слову, легенда, запущенная Пелевиным о том, что все подряд резались в «Принца Персии» — не более, чем легенда, так как техническая интеллигенция массово играла в Дюну 2... Так как стратегический склад ума :)
Мне пришлось потратить все свои сбережения на покупку б/у 386 компьютера, но это стоило того — никаких очередей и внезапных рейдов начальства Это все — 1993 год («Дума» тогда еще не было :)
И тут, уже на волне популярности «Дюны 2» — из небытия выплыла и «Дюна 1» (не русифицирована, книгу никто не читал, но картинки были интересные :)
А далее вообще пошли «городские легенды» — кое-кто из знакомых стал утверждать, что играл в «Дюну-3». Люди преисполнились энтузиазма и стали искать эту игру (Интернета и сидиромов по факту еще не было, софт распространялся на дискетах через совершенно случайных людей или закачивался через ББСки (BBS).
Увы, это был фейк (а немного опосля таки появилась т.н. «Супердюна», может кто-то помнит и такое :)
3. Очень похоже на то, что наши кабельщики тоже играли в Дюну 2, так как на волне интереса они таки показали нам «Дюну» Линча (1984 год, по меркам кабельного образца 1993 — древнее старье, демонстрация которого допускалась только в исключительных случаях (до каковых относились показы мегаблокбастеров типа ЗВ и или «Крестного отца»).
Я тогда был относительно молод и вступительное слово принцессы Ирулан (а точнее — Вирджиния Мэдсен :) поразило меня в самое сердце (увы, сейчас уже не так :)
Фильм этот настолько стильно сделан, что переплюнуть Линча не удалось пока никому (последнюю экранизацию я не смог досмотреть и до середины). + особая благодарность Линчу за Стинга, лицо которого нам было известно года так с 1979 — это был натуральный нежданчик :)
После такого фильма и скучновато-непонятная игра «Дюна 1» заиграла новыми красками -в нее таки тоже стали играть (“The spice must flow” — эта фраза стала у нас мемом именно благодаря «Дюне 1», а не книге или «Дюне 2»).
4. После фильма найти книгу было уже делом чести. Увы, в книжных ее не было (тогда еще читали бумажные книги). В букине нашел только «Бог-император Дюны». И это был шедевр посильнее, чем «Дюна» Линча (я и сейчас считаю эту книгу лучшей частью все серии).
Затем удалось найти «Голубую «Дюну» (издана в 1992). Да, ее много критиковали за перевод, но это было великолепно.
Никогда не думал, что подобная разновидность фантастики сможет меня заинтересовать. И наплевать на технические или логические неточности или нестыковки — надо воспринимать книгу как единое целое.
Аллюзии на реальный мир в книге были очевидны. Но Дюна — это уже переосмысление нашего мира на более высоком уровне, это вселенная, давным -давно пережившая свой расцвет, смену общественных строев и проч. и выпавшая в итоге в осадок (см. теорию пассионарности Гумилева, у него это обозначено как «инерционная фаза»).
И в этом мире остались пассионарными одни только фримены (Акматическая фаза) И именно их пассионарность и побеждает (а не Муад Диб, он только знамя).
Но все преходяще — и вот тысячелетия спустя мы видим у автора «музейных фрименов» (прямая аналогия с североамериканскими индейцами, «мемориальная фаза» по Гумилеву).
Последние части книги — распад мира, надвигающийся конец (тотальная фаза обскурации по Гумилеву) и некий аналог Ноева ковчега в финале.
5. Позор. Позор, это все то, что было написано после Фрэнка Герберта («на детях гения природа отдыхает»). Я добросовестно купил и прочел всю эту халтуру, очевидной целью написания которой было заработать побольше денег. Потом не выдержал, и подарил все продолжения мастеру, делавшему ремонт в моей квартире (ему-то они понравились) — я не мог держать эти тома на одной полке с книгами Фрэнка :)
Забавно, последняя экранизация Дюны, похоже, была снята с той же самой целью. Но романы-продолжения хотя бы можно было читать.
AlisterOrm, 24 октября 2024 г.
Арракис... Дюна... Планета пустынь...
На фоне классической научной фантастики «Dune» выглядит каким-то экзотическим цветком, поскольку, строго говоря, научной фантастикой она является постольку поскольку. Конечно, Азимов уже написал свою «Foundation», можно, я думаю, найти и другие аналоги космического эпоса в литературе, однако найти что-то подобное всё же сложно, ей можно лишь подражать, да и то лишь самому поверхностному слою.
Тот, кто читает её впервые, да и просто рядовые любители фантастической литературы, видят барочную роскошь квази-феодального мира Империи далёкого будущего, эстетику Великих Домов, пафосную гигантоманию космических аристократов, рассеянную мощь повстанцев-фрименов, борьбу за ценнейший энерго-ресурс во Вселенной, что неизбежно находит аналогии с днём и вчерашним, и нынешним. Оставим на совести Фрэнка утверждение, что феодализм суть одна из естественных форм организации общества, с учётом его весьма специфического представления о феодализме и, особенно, о перенесении его в эпоху «плеска звёздных морей», и примем это за условности миропостроения. Складывается впечатление, что аристократические дома — своего рода селекционные проекты, в рамках которых реализуются определённые родовые черты, пусть даже и достаточно стереотипные — так, Атрейдесы представляют собой воплощение благородства и верности, вместе с упрямством и жестокостью, Харконнены — змеиная хитрость, тонкий ум и глубокая порочность вкупе с полной неспособностью к эмпатии. Отчасти этим можно объяснить изначальную «ходульность» образов аристократии, но это, скорее, больше не слишком удачный литературный приём, нежели изначальная задумка.
Сюжетная шелуха, все эти «планы внутри планов внутри планов» имеют второстепенное и не основное значение — то, чего не понял Джордж Мартин (или, скорее, его поклонники), тупик которого связан именно с тем, что конфликты на Вестеросе не имеют внутреннего содержания, и сюжет существует только ради сюжета. Грош цена была бы роману Герберта, если бы он концентрировался на борьбе благородного изгнанника — Атрейдеса против гнусного барона Харконнена — быть может, изначально так и было, эдакое «космическое фэнтези», в стиле «Les Rois maudits» Мориса Дрюона, но борьба аристократических родов постепенно стала условностью, а пустынная планета перестала быть просто фоном для приключений Лоуренса Аравийского in future. В обратном случае это был бы увлекательный приключенческий роман в оригинальном сеттинге, с набором штампов и ходульных героев.
На первый план вышла, как ни странно, тема развития человечества, и возможности его прогнозирования. Проходят тысячелетия, человек выходит в космос, рассеяние и контакт с глубинами непознаваемой Вселенной придали новый импульс духовным практикам, вера в науку оказалась подорвана. Батлерианский Джихад — не вселенская бойня с разумными машинами, как это описывала сладкая парочка Герберта-джуниора и Кевина Андерсона, а сознательная, воистину священная схватка с искусственным интеллектом, постепенное освобождение человечества от технологических костылей прошедшей эпохи. Устранение из человеческой жизни машин заставило полагаться только на собственные силы, и это ускорило развитие Homo Sapiens, пусть даже эти изменения, на первый взгляд, и не слишком очевидны. Герберт вытраивал свою философию эволюции на основе психотехнических практик религиозного мистицизма, и психологических тренингов относительно недавно зародившегося психоанализа. Ментаты усовершенствовали мнемонические и вычислительные способности мозга, Бене Гессерит совершенствовали контроль за телом и обменом веществ, развивая параллельно психотехнические практики контроля за разумом, Великие Дома развивают и совершенствуют боевые навыки своих бойцов — Щит Хольцмана делает бессмысленным существование огнестрельного оружия, вновь введя в практику благородный ближний бой, оттачивание собственного мастерства в схватке с противником грудь на грудь, нож к ножу. Это мир, в котором до предела и совершенства развивают данные от природы навыки человеческого существа, и следующий качественный скачок вида уже назрел, и его развитие пытается направить в нужное русло мягкие, но суровые руки Бене Гессерит.
Итак, человечество находится на пороге нового витка развития. Как быть?
Отсюда и взялась концепция Квисатц Хадерах — того, кого назвали «Спрямляющим Путь» — результат многовековой генетической программы Сестринства, имеющий исключительно прикладное значение. Бене Гессерит проектировали социальную инженерию, и существо, способное видеть различные варианты будущего, и выбирать из разных вариантов событий наиболее приемлемый (для чего требуются навыки ментата) был необходим для дальнейшего выстраивания гладкого пути развития человечества, позволившего мягко обходить стороной наиболее болезненные точки бифуркации. Попытка идеальной коррекции будущего... Но социальность — слишком сложная структура для проектирования, и мог ли сам факт наличия Квисатц Хадераха определить дальнейшее развитие?мы читаем главы романа, и, что самое главное — эпиграфы к ним, и понимаем, что будущий Муад'диб — всё же не есть Пауль Атрейдес, это образ, сконструированный пером, который держит в руках сестра Бене Гессерит, чьё появление было подготовлено ими же, и влияние которого они вновь стараются взять в свои руки. Борьба Жизни и Системы? Вероятно.
Здесь есть определённая связь с экологией и развитием социального. По всей видимости, Герберт делает знак равенства между экосистемами и синергетической вероятностью в рамках человеческого общества, но тут в его тексте возникает определённое противоречие. Когда Лиет-Кинес рассуждает об изменении экосистемы Арракиса, он имеет дело с константными категориями замкнутой структуры, которая, при всех своих сложностях, имеет повторяющуюся физическую природу, цикличность которой является залогом её существования, и терраформирование Арракиса вполне возможно, путём цепочки запланированных изменений и целенаправленного усилия. Социальное является куда более сложной системой, причём, если мы будем судить по философии самого Герберта, который усматривает в развитии человечества более глубокие, подсознательные структуры, то и куда менее предсказуемой, поскольку вероятности развития множатся в силу куда более широкой базы возможностей системы порождать новые формы и сущности. Больше всего в «Dune» удивляют ментаты, которые именно по этой причине терпят поражение за поражением, поскольку анализирут факты и цифры вне их контекста, который оказывается куда сложнее любых условных теоретических моделей.
Или Герберт наоборот, разводит эти понятия? Квисатц Хадерах в совершенно иной точке приложения изменил будущее проекта «Империя», и запустил новую цепочку перемен под названием «Джихад», объединив человечество под шапкой веры в святого императора Пауля Муад'диба, предсказателя и творца будущего, собравшего общество сапиенсов перед броском в будущее... в какое будущее? Пока — кровавое и жестокое, но что говорит нам грядущий Золотой Путь? Ответ — в следующих книгах.
Умница Герберт развивал в дальнейших своих текстах именно концептуальную составляющую «Dune», а не его сюжетную фабулу, и это стало залогом разочарования многих фанатов борьбы благородных Атрейдесов и коварных Харконненов. Однако именно это стало залогом будущего для романа как философской фантастики, своего рода литературного трактата об эволюции человечества, что в научной фантастике всё же встречается не так часто. Но всё же, должен сказать, Фрэнк Герберт слишком глубоко выстроил свою концепцию, но как писатель, пытающийся облечь её в слова, он не слишком хорошо справляется со своей задачей, её слишком много для текста, который он старался сделать не только умным, но и увлекательным. Не стоит винить автора, он просто попытался сказать всё разом, и все огрехи покрываются многочисленными достоинствами.
Rebirth, 3 апреля 2025 г.
«Дюна» Фрэнка Герберта – это не просто научно-фантастический роман, это эпическое полотно, разворачивающееся на фоне далекой пустынной планеты Арракис. Это история о власти, религии, экологии, выживании и, конечно же, о будущем человечества. Герберт создал мир, настолько богатый деталями и сложный в своей структуре, что «Дюна» стала одним из самых влиятельных произведений в истории жанра, оказавшим огромное влияние на литературу, кино и даже политику.
В центре сюжета – молодой Пол Атрейдес, наследник благородного дома, которому поручено управление Арракисом, единственным местом во Вселенной, где добывается пряность – вещество, необходимое для космических путешествий и расширения сознания. Прибыв на Дюну, Пол и его семья оказываются втянутыми в сложную игру политических интриг, предательств и религиозных фанатиков.
Герберт мастерски переплетает политику, религию и экологию, создавая многослойный и глубокий мир. Арракис – это не просто планета, это живое существо, требующее уважения и понимания. Отношения между человеком и окружающей средой играют ключевую роль в романе, поднимая вопросы об ответственности и последствиях необдуманного использования ресурсов.
«Дюна» – это не только захватывающая приключенческая история, но и глубокое философское исследование. Герберт размышляет о природе власти, о роли пророков и мессий, о влиянии религии на общество и о будущем человечества. Он показывает, как благие намерения могут привести к трагическим последствиям, как легко манипулировать людьми и как важно сохранять критическое мышление.
Однако, «Дюна» может показаться сложной и требующей внимательного чтения. Герберт не упрощает повествование, он использует сложный язык, а повествование часто прерывается на философские размышления и описания мира. Некоторым читателям может не хватить динамики и экшена, другим – покажется, что автор слишком много внимания уделяет деталям.
Несмотря на это, «Дюна» – это произведение, которое необходимо прочитать каждому, кто интересуется научной фантастикой. Это книга, которая заставляет задуматься о будущем, о власти и о нашем месте во Вселенной. «Дюна» – это классика, которая не теряет своей актуальности и по сей день.
SeverianX, 24 февраля 2025 г.
«Хроники Дюны» – один из самых многослойных фантастических циклов. В нем совмещаются интриги галактического масштаба, всесторонне проработанный мир, яркие персонажи, глубокие философские размышления и неплохой экшен. Роман «Дюна» был удостоен множества самых престижных фантастических премий, и, на мой взгляд, вполне заслуженно.
Путь Фрэнка Герберта был совсем непрост. Он жил бедно, работал на разных тяжёлых работах, и долго трудился, прорабатывая все аспекты своего будущего творения. Многие идеи автора в той или иной степени повлияли на работы более поздних фантастов.
Действие романа разворачивается в далёком будущем. Человечество покорило множество звездных систем и успешно заселило их. Империей правят могущественные Великие дома, а над ними стоит император, карающий неугодных ему при помощи непобедимой армии сардаукаров. Где есть Великие дома, там есть и интриги! Да, их здесь действительно много. Каждый род борется за власть и могущество. В мире «Дюны» существуют несколько влиятельных фракций. Во-первых, это Гильдия, занимающаяся всеми межпланетными перевозками. Только их Навигаторы способны точно проложить курс в бескрайнем космосе. Следовательно, любой транспорт, будь то переброска войск или доставка товаров, находится под их контролем. Подобная монополия наделяет их огромной властью. Во-вторых, Орден Бене Гессерит – некие «серые кардиналы», тайно управляющие Империей. Они занимаются развитием скрытых возможностей человека и евгенистическими экспериментами по созданию сверхчеловека. Ну и в-третьих, ещё одни сверхлюди – ментаты, которые сумели превратить свой мозг в аналог суперкомпьютера. Дело в том, что в прошлом человечество было практически уничтожено из-за восстания искусственного интеллекта. Отныне, любые мыслящие машины под запретом, а для сложных вычислений и анализа используют ментатов.
Роман начинается с того, что дому Атрейдесов, который никогда не был в почёте у Императора, приказывают прибыть в свои новые владения – планету Арракис, или попросту Дюну. Сменить Каладан, мир морей, на планету-пустыню… Однако на бумаге это выглядит как повышение, ведь именно на Арракисе добывается Специя – самое ценное вещество в Галактике. Именно благодаря ей Навигаторы способны ориентироваться в космосе. До недавнего времени этой планетой правил дом Харконненов – давних врагов Атрейдесов. Герцог Лето понимает, что его заманивают в ловушку, но честь не позволяет ему ослушаться приказа.
Арракис – жемчужина творчества Фрэнка Герберта. Планета бескрайних песков, где огромные черви ревностно оберегают свои сокровища – Специю. Выжить на ней чрезвычайно сложно, а для обычного человека попросту невозможно. На Дюне нет открытых водоемов, и вода тут ценится, как самое большое богатство. Местные жители, фримены, научились создавать специальные конденскостюмы, позволяющие свести потери воды к минимуму. Своих мертвецов они не хоронят, а извлекают из них воду до последней капли. Одним словом, у фрименов сложился самый настоящий культ воды. При описании Арракиса Герберт использовал современные ему научные знания. Мало где настолько ярко и наглядно демонстрировался принцип уязвимости взаимосвязанных экосистем. Научные сведения автор умело соединил с представлениями разных религий. Его главный герой, Пол Атрейдес, похож одновременно и на буддистского просветлённого, и на исламского пророка, и на христианского мессию. Можно сказать, что в романе довольно много религиозного подтекста. Пол, пытаясь избежать джихада, который сам же предвидит, становится пленником своего мифа. Роман развенчивает романтику «спасителя», показывая, как слепая вера масс порождает катастрофу. Религия здесь – инструмент, созданный орденом Бене Гессерит, но вышедший из-под контроля.
В своем романе Фрэнк Герберт поднимает множество философских вопросов. Для начала, это вмешательство человека в естественные экосистемы. Многие фримены мечтают сделать Арракис цветущим раем. Это возможно, хотя и потребует много времени и сил. Однако песчаные черви могут жить только в пустынях Дюны, а нет червей, нет Специи. Следовательно, Навигаторы не смогут выполнять межзвездные перелеты, и вся Империя рухнет. Этого никто не допустит.
Автор размышляет и над личностью лидера. Каким он должен быть? Жёстким беспринципным тираном, радеющим за величие своих территорий? Или может мягким понимающим человеком, для которого благополучие подданных превыше всего? А что, если этот лидер способен видеть будущее, и при принятии решений руководствуется тем, что должно быть спустя тысячи лет? Вопрос крайне неоднозначный.
Пол Атрейдес – не типичный герой. Его путь от наследника Великого дома до мессии фрименов («Муад’Диба») заставляет задуматься: действительно ли он избранный или жертва чужих манипуляций? Леди Джессика, его мать, нарушившая волю Бене Гессерит, добавляет трагичности, балансируя между материнством и долгом. Барон Харконнен и Император Шаддам IV воплощают пороки власти – жадность, паранойю, жестокость. Даже второстепенные персонажи, вроде наставника-оружейника Гурни Халлека или ученого Лиета-Кайнса, обретают глубину через мотивы преданности и верности.
Отмечу, что читается роман отнюдь не просто. Он перенасыщен терминологией, созданной автором. Это и не удивительно, ведь автор создавал свой новый и самобытный мир. Правда, постепенно привыкаешь, и ориентироваться в повествовании становится гораздо проще. Однако, первые страницы могут отпугнуть некоторых читателей.
Итог: Фрэнк Герберт создал не просто научно-фантастический роман – он создал вселенную, которая больше полувека остаётся эталоном жанра. «Дюна» – это эпические полотно, сплетённое из политических интриг, экологических предупреждений и философских размышлений о природе власти и веры. Это книга, которая не стареет, ведь ее темы – ресурсы, религия и человеческая жажда контроля – звучат сегодня даже острее, чем в 1960-е, когда «Дюна» была написана. Герберт не даёт ответов, но заставляет читателя задуматься: что мы готовы отдать за власть? Можно ли управлять будущим, не став его заложником? И как остаться человеком в мире, где даже вода стоит крови? «Дюна» – это не книга, которую читают один раз. Это вселенная, в которую возвращаются, чтобы найти новые смыслы. И каждый раз песок Арракиса оказывается глубже, чем кажется.
FayValentine, 15 декабря 2024 г.
Потрясающе!
Я почитала отзывы и вообще о Дюне. Я не физ мат и не химик, для меня жанр Дюны — мягкая фантастика 1957 года, и придираться к матчасти, считаю, — излишне. Хотя, конечно, вопрос, откуда снаряжение, Фриман Лебовски, так и остался мне непонятен)
Произведение оригинальное.
Необычный сеттинг? Да. Я всю книгу испытывала жажду.
Политически конфликт, интриги? Хитроумные герои. Да.
Социальная проблематика? Есть.
Экологический аспект? Имеется.
Религиозная составляющая? Проработана.
Вместо драконов у нас тут гигантские черви! Круто.
Продуманный быт. Надо сказать, когда я прочитала, что на Дюне выпивают мёртвых, то содрогнулась.
Замечательное раскрытие реальной проблемы: охотимся за нефтью, без неё прогресса не было бы, но дороже всего будет вода!
8 из 10.
Поскольку книга старая, фокал скачет аки МуадДиб) Вытряхивает конечно из головы персонажа, что поделать, но снижать не буду.
Хорошо, что наконец прочитала. Увлекательный роман.
пунчик, 15 ноября 2024 г.
Наверное для 1965 года, такой роман как «Дюна» был прорывом. Множество интересных идей, объемное описание рефлексирующих персонажей, кровавые дворцовые перевороты, таинственные боевые искуства «на ножах», всесильный избранный, гигантские черви, псевдорелигии, «экстросенсорика» смешанная с нейролингвистическим программированием, мрачная гнетущая атмосфера и употребление наркотиков — «пряности». И все это сдобренно красивым литературным языком, подано грамотно и органично в нужных пропорциях. Чего скрывать, «Дюна» и сейчас читается с интересом и удовольствием. Это сейчас, после целого вороха современной массмедийной литературы и кино, где почти каждый второй юный герой с рождения является «избранным» и владеющим «сверхсилой» — таким подходом в построении сюжетной канвы вряд ли кого-либо можно удивить. А в далекие шестидесятые писателей-фантастов подобных Фрэнку Герберту, наверное, были единицы, и его «Дюна» стала откровением и самой настоящей литературной революцией. Да, сейчас читать многие моменты, лично мне было довольно забавно
В итоге от романа я получил удовольствие, разочарованным не остался, но и очарованным сверх меры тоже. Добротное фантастическое произведение.
intravert1983, 10 октября 2024 г.
Сложная и умная фантастика, возможно, даже слишком
Долго я шел к этой книге, долго не решался её начать, ибо слышал, что она запутанна сюжетно и сложна для восприятия. Но предстоящий, на тот момент, выход фильма, меня таки побудил наконец-то ее прочитать.
И вот, готовясь к «худшему», к тому что бы продираться через дебри сюжетных линий и персонажей, я приступил. К счастью все оказалось не так уж страшно и сложно, но и не легко. Хитросплетения сюжетов и обилие персонажей действительно присутствует, к этому надо быть готовым. Это не книга, это по сути отдельная вселенная, и в нее надо погружаться, серьезно, вдумчиво, не отвлекаясь. Далеко не все читатели будут готовы к такому уровню погружения в чтение. Если вы читаете, что бы развлечься, расслабиться — эта книга вам не подойдет.
Не скажу, что я остался в диком восторге от прочитанного, местами сюжет и персонажи увлекают, местами нагоняют тоску, местами вызывают недоумение свои действиями. Но тем не менее следить за их взаимодействием и конфликтами в целом интересно. Есть как колоритные герои, так и злодеи.
Не жалею, что прочитал, но возвращаться скорее всего не буду. Читать продолжения скорее всего тоже нет, только когда и если «созрею» для этого!
DoctorWagner, 2 августа 2024 г.
Дочитал первую книгу «Дюна» Фрэнка Герберта. Да, произошло это на фоне релиза второго фильма от Вильнёва, но в целом «Дюну» я силился прочитать уже хз сколько времени, тем более было понимание того, что экранизации ариори не могу быть лучше книги. И в целом, так наверно оно и вышло. Ещё во время прочтения книги несколько раз запускал выборочно эпизоды первого фильма Вильнёва и как-то понимал, что по книге все эти эпизоды ты представляешь себе несколько иначе. Естественно книга оказалась более комплексная и понятная, ведь в неё всё мироустройство «Дюны» разжёвывается досконально, даже есть словарь терминов из книги.
В целом, история действительно интересная, даже порой казалось, что некоторые интриги как минимум не хуже чем у Мартина в «Игре престолов», хотя к финалу всё же приходит осознание того, что здесь всё чуть менее глубже. Действующих лиц в разы меньше, но это и неплохо, они все запоминаются и ты как-то быстро рисуешь их образы у себя в голове. Некоторые могут подумать, что в книге будет полно батальных или боевых сцен, но на самом деле их здесь не очень много, а большая часть из них как-то обрывисты. Даже многие ключевые персонажи порой погибают как-то совершенно невзначай и без какого-то должного внимания со стороны автора словно бы. Мне порой даже приходилось возвращаться назад чтобы понять, что, да, тот или иной персонаж действительно погиб. Но стоит сказать, что первая половина книги прям отличная, она не провисает, крайне интересна и тебе хочется знакомится с миром Герберта. Но вот после того, как Пол с матерью попадает к фриманам, в книге начинается душнота, появляется очень много религии и тому подобных пространственных размышлений главных героев. Порой это воспринимается с определённым усилием и нужна некоторая усидчивость.
Пока что размышляю над тем, стоит ли сразу же читать вторую книгу или сделать перерыв на что-то другое, потому что видел отзывы о том, что вторая книга оказалась ещё более душной. Ну то есть, если в первой её большая часть была всё же годной, то вот в «Мессии Дюны» всё очень плохо.
ANTI_VSE, 25 октября 2024 г.
Я читал Дюну издания 1992 года.
В том переводе было Пол Атридес.
В фильме Дэвида Линча то же самое — Пол Атридес
Впрочем это не так важно...
Дюна не является чистой НФ, скорее это социальная фантастика так как мир Дюны уникален и хорошо проработан
Белых пятен и сюжетных дыр вообщем то нет.
Читалась поначалу сложно, но как только мир Дюны стал мне более менее понятно — читал уже легко и почти не отрываясь.
Что сказать по поводу прочитанного?
Наверное это одна из самых сложных и самых интересных фантастических книг какие я когда либо читал.
Может это конечно только моё (почти детское) впечатление, но...
Поэтому моя оценка 10
восход, 23 апреля 2023 г.
Впервые я прочёл «Дюну» в 15 лет, пока валялся в постели больной с температурой. Не оценил. Всю последующую жизнь я считал, что всему виной болезнь и возраст. Спустя тридцать лет я решил, что наконец пришло время перечитать роман. Но лучше не стало. Может со временем я не только не молодею, но и не умнею?
«Планы внутри планов среди планов»? А их здесь нет. Есть только разговоры о том, что они где-то существуют. На самом деле описаны операции максимум в два хода. Или вот Фейд-Раута пытается убить дядю отравленной иглой ,- о, это коварство внутри коварства, приправленное коварством. я понял — если не получатся придумать изощрённую многоуровневую интригу, просто говори, что она такая и есть, рассказывай о ней в превосходной форме, это работает!
Не знаешь как передать экспозицию? Пусть персонажи поведают обо всём в длинном диалоге на целую главу (это когда они говорят между собой, а подмигивают тебе).
Концовка — типичный пример синдрома усталости. Всё скомкано и проговорено скороговоркой. Только начинается финальная битва... и тут же заканчивается. Пауль ходит среди побеждённых и победителей, убеждает всех, что он самый крутой, раздаёт кому награды, а кому аплеухи, берёт в жёны принцессу и становится императором. А самого интересного героя книги (и, по совместительству, злодея) сливают как Короля Ночи в известном сериале. Причём тем же способом! Не думаю, что это плагиат сомнительного таланта шоураннеров — это просто конвергенция глупости.
А роман прочитать всё же стоит. Хотя бы ради созданного автором мира — он по-хорошему фантастичен.
dimixin, 26 декабря 2022 г.
Что тут у нас? А у нас тут религиозное мракобесие, галактическая монархия и межзвездные корабли, летающие на героине (эту книгу на пушту лучше не переводить, улетят на другой край Галактики).
Не верю. Не может феодализм породить межзвёздные перелёты, проходили. У баронов, маркизов и прочих шевалье — задача нажраться и в оставшееся время потрахивать свою челядь (да, куда уж без мальчиков, без них бароном не стать...), ну, и не дать другому это сделать .
Каждая человеческая социальная формация имеет свои истоки и причины существования. Феодализм не вырастет из постиндустриализма или коммуноглобализма. Он прямой продукт рабовладельческой системы. Как тут дошли до такого? Очень всё смутно. Описанный Мировой порядок — чистое фэнтези без обоснования для непритязательных читателей. Не буду описывать минусы – тут до меня их привели сотни. Проку от прочтения ноль. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда старой фантастики. И после обеда тоже.
Вообще современному читателю всерьёз воспринимать фантастику изданную до 80-90х годов не стоит. Лучше пропустите. Наивность большинства этих опусов убьёт у Вас всякое желание читать фантастику.
r9snick, 18 мая 2024 г.
«Дюна» — один из главных, если не самый-самый, научно-фантастический роман. Вы можете просто открыть классификатор тем и начать проставлять галочки, чтобы понять, насколько это произведение — столп, глыба, основа основ и вообще состоит из десятков слоёв. Он может не нравится, вообще причин на это найтись может много. Но не оценивать его по достоинству, памятуя о времени выхода просто невозможно.
Становление и взросление героя, который из юного наследника герцогства становится мессией целого народа. Тайное общество, занимающееся выведением сверхчеловека для собственных тайных целей. Великие дома, которые плетут интриги за политическую власть в империи. Император, который обеспечил свою власть безжалостными легионами с планеты-тюрьмы. Религиозный культ людей пустыни, который им принесли извне. Неизведанные и странные технологии — орнитоптеры, полное отсутствие компьютеров, межзвёздные путешествия, силовые щиты, люди-компьютеры! Зубастые червяки! Потрясающий спайс который must flow!
За минувшие 60 лет книга не постарела ни на йоту. Она и сегодня масштабнее, детальнее, живее и глубже почти любой фантастики.
И теперь ещё и две прекрасные экранизации есть, так что если лень читать, то в принципе можно посмотреть с удовольствием!
master alex, 26 марта 2024 г.
«Дюна» Фрэнка Герберта — это поистине эпическое произведение фантастики, которое по праву считается одним из величайших романов в истории жанра. Впервые опубликованная в 1965 году, эта книга стала настоящим прорывом, задав новую планку для всей фантастической литературы того времени.
В центре повествования — история рода Атрейдесов, которым предстоит взять под контроль пустынную планету Арракис, известную также как Дюна. Это место является источником «пряности» — ценнейшего вещества, обладающего невероятными свойствами, от которого зависит вся галактическая экономика. Борьба за обладание Дюной затягивает героев в водоворот интриг, заговоров и кровопролитных конфликтов.
Фрэнк Герберт создал поистине грандиозный и проработанный мир будущего, наполненный уникальными культурами, технологиями и политическими структурами. Каждая деталь этой вселенной выписана с удивительной тщательностью, погружая читателя в глубину и масштаб происходящего. При этом автор умело балансирует между эпическим размахом и личными драмами героев, создавая захватывающую и глубокую историю.
Особого внимания заслуживает философская составляющая романа. Герберт поднимает множество интересных вопросов о власти, религии, экологии и человеческой природе. Его размышления о судьбах цивилизаций и опасностях технологического прогресса не теряют своей актуальности и по сей день.
«Дюна» — это роман, который определил вектор развития всей научной фантастики. Его влияние ощущается в работах множества авторов, а экранизация 1984 года от Дэвида Линча стала культовой. Это произведение, которое обязательно должен прочитать каждый любитель жанра. Оно не только развлекает, но и заставляет глубоко задуматься над важнейшими вопросами.
1001, 12 сентября 2024 г.
Что можно сказать хейтерам Дюны?
Ну разве что подсказать, что феодализм самых разных видов — является наиболее распространенным и самым живучим видом общественного строя, внезапно проявляющемся даже в насквозь социалистических республиках СССР.
Да и сейчас — стоит чуть глубже копнуть — опа, вот он, родной.
Хорошо замаскированный, но все же тот же самый, по сути.
Так что не факт, что 10 000 лет спустя, если вообще доживем — мир будет сильно отличатся от описанного Фрэнком Гербертом (а он-то умел смотреть в корень и видеть суть, а не оболочку)