Стивен Кинг «Зелёная миля»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
В тюрьме «Холодная гора» блок смертников называют Зеленой Милей. Там видели разных заключенных, но однажды на Милю привозят Джона Коффи – огромного негра, который якобы совершил страшное преступление – жестоко убил двух маленьких девочек. И вот Полу Эджкомбу и другим сотрудника блока предстоит узнать, что не все бывает таким, каким кажется. Иногда тот, кто за решеткой, может быть лучше того, кто снаружи. А смерть может стать желанным избавлением от тяжкого бремени жизни.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1996 // Роман | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1997 // Хоррор - Роман (США) |
Экранизации:
— «Зеленая миля» / «The Green Mile» 1999, США, реж. Фрэнк Дарабонт
- /языки:
- русский (22), английский (3), испанский (1), шведский (1), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (26), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (19), Д. Вебер (19), М. Е. Чоккини (1), Е. Любенко (1), М. Опалева (1), Й.-Х. Хольмберг (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 26 апреля 2010 г.
Первый раз прочитал книгу по рекомендации ФантЛаба, хотя мне уже давно рекомендовали эту книгу знакомые, в связи с обсуждением вопроса о смертной казни. Чтение все откладывал на «потом» в связи с моим скептическим отношением к автору.
Книга не то, чтобы не разочаровала – просто потрясла. Будучи знаком с Кингом по нескольким рассказам – ужастикам и довольно нелепому «Стрелку» — не ожидал такой глубокой, серьезной и гармонично построенной книги. Этот роман без преувеличения – одна из лучших книг мировой литературы.
Главная концепция книги – в заглавии. «Зеленая Миля» — дорога смерти, дорога к электрическому стулу. Но главный герой книги говорит – «у каждого из нас своя Зеленая Миля». Простая и очевидная мысль – люди смертны. И их путь похож на этот коридор – несколько шагов к небытию. Жизнь каждого – дорога к смерти. Насколько достойно людям удается пройти эту дорогу? Насколько велика разница между камерой смертников и домом престарелых – ведь эти заведения редко покидают живыми…
Смертная казнь в романе становится не справедливым возмездием, а орудием слепой судьбы. Но разве, если электрический стул перестанет существовать, это станет гарантией чьей-то жизни? Надзиратель уходит с работы, чтобы больше никогда не видеть, как казнят невиновного – и становится свидетелем страшной гибели своей любимой жены в автокатастрофе. Как и присутствуя при казни Коффи – не в силах ничего сделать. Обманчивая иллюзия – убежать от смерти…
Образ Джона Коффи – человека, словно пришедшего из древних времен, кажущегося наивным и добродушным – а на самом деле бесконечно чужого современному миру, непонятного и не стремящегося быть понятым, неиспорченного дикаря, человека действия. Страшно, что ему не хочется ни умирать, ни оставаться в этом мире.
Каждая жизнь – трагедия. Судьба не справедливее человеческого суда, и участь человека часто зависит от произвола мелких тиранов. Перси гораздо больше заслужил смерти, чем несчастный француз, чью казнь он превратил в чудовищную расправу. Но, хотя на страницах романа надзиратель-садист получает по заслугам, автор не позволяет себе отойти от правдоподобия – и Перси словно воскресает для главного героя в лице надоедливого и злобного работника дома престарелых.
Некому спасти жену главного героя, некому наказать Брэда Доулена, никто больше не воскресит ручного мышонка – единственный человек, способный вопреки законам нашей реальности восстановить справедливость, не смог защитить только себя. Что с этим поделать — чудесам нет места в мире, где в них не верят, в мире, где Библия стала набором пыльных догматов и нравственных теорем, которые каждый трактует в свою пользу и оправдание.
Жизнь, пусть недолговечная, наполненная ожиданием смерти – все же прекрасна. Добра в мире меньше, чем зла – но это лишь повод встать на защиту слабых и уязвимых. И попытаться сохранить в себе человечность до конца пути.
Итог: одна из величайших книг мировой литературы. Кинг написал роман высочайшего уровня, «Зеленая Миля» — это больше, чем характерный для автора психолого-мистический триллер. Об этой книге сложно писать, ее обязательно надо прочитать самому. Мудрая книга о жизни и смерти.
nordcor, 25 декабря 2023 г.
Эх, закидают меня камнями, наверное. Но я все же попробую выразить свое мнение. Честное. То что я думаю сразу после прочтения Зеленой мили Стивена Кинга.
Сразу скажу фильм я смотрел. Один раз когда-то давно. И Том Хэнкс, и огромный чернокожий заключенный, и мышонок, а также два злодея — один в форме, другой в камере — запомнились достаточно хорошо.
Книга повторяет фильм полностью, точнее наоборот, конечно. Но для меня именно книга повторяет хороший фильм, от того читать было не так интересно. С другой стороны образы персонажей и некоторые живописные сцены при прочтении текста вспоминались из фильма, что было немного необычно.
Фильмы, которые мне сильно нравятся, я пересматриваю не раз. Зеленую милю ни разу не пересматривал, хотя кино качественное, история трогательная. Но это просто не моё. (Она по сути слишком мэри-сьюшная, камерная, выхолощенная, по сути это сказка, хотя сказки бывают разными, и в том числе весьма суровыми и реалистичными, но не эта)
Мне показался сюжет банальным и слишком простым. Главная идея не нова. Мышка меня не тронула и не удивила. Мне показалось, фокусы которые выполнял мышонок, совсем не оригинальны. По сути один фокус. Ну да, это и не фокус. (Я тут пишу про мышонка, так как Стивен Кинг пишет про него не один десяток страниц и про его фокусы). Фокусы делал главный добряк, немного умственно отсталый огромный негр-целитель. Ну как бы и всё.
Дальше идут спойлеры и недоумевания от сюжета и его белых пятен.
Была надежда, что Кинг лихо закрутит сюжетную линию в доме пенсионеров, в настоящем, так сказать, откуда старик, бывший начальник блока тюрьмы с электрическим стулом — той самой зеленой мили, рассказывает свою историю далекого далекого прошлого. Там и злобный сотрудник дома престарелых есть, который докапывается до нашего старика — главного героя. Но нет, злодей этот просто уходит. Также как и Стивен Кинг, не придумав ничего лучше, просто поджаривает негра-целителя на электрическом стуле.
Главный герой даже не пытается его спасти, он почему то знает, не поговорив с шерифом, что тот не поверит в доказательства, которые обнаружил наш рассказчик — начальник Зеленой мили, и которые свидетельствуют о невиновности доброго полоумного негра. Про прокурора даже не упомянул Стивен Кинг, вспомнил о нем только в момент казни. А ведь если шериф был так плох и не прислушался бы к доводам о невиновности (хотя с ним ведь даже не пытались говорить!!), то есть еще прокурор, он мог бы оказаться более разумным, чем шериф и принять доводы начальника Зеленой мили и его коллег, а также начальника целой тюрьмы. Но вот еще один нонсенс — наш герой (и С. Кинг в его лице) не рассказал начальнику тюрьмы о невиновности подсудимого, который уже к тому моменту излечил смертельно больную жену этого самого начальника. Но нет, Кинг прямолинейно и упорно пропускает все возможности спасти негра и хочет убить его в своей книжке и убивает. А ведь я не говорю о губернаторе (Кинг про него тактично забывает), который может помиловать своим решением и отменить смертную казнь. К тому же с этим губернатором можно было провернуть интересную историю, так как в этом тюремном блоке под руководством нашего главного героя работал родственник губернатора, вспыльчивый и своенравный молодой человек, но который за обещание чего-нибудь интересного для себя, мог бы помочь организовать встречу с губернатором, где выступили бы все тюремщики с начальником тюрьмы, с замом шерифа, который в итоге принял позицию о невиновности чернокожего целителя. Но нет! Для Стивена Кинга все это сложно и неинтересно. Ему проще убить негра. Шокировать читателей, чтобы те порыдали и поставили восторженные оценки. Да, он это обосновывает тем, что негр вдруг сам захотел уйти из этого злого, такого плохого мира, наполненного болью, но ведь это чушь. Так как когда они ездили спасать жену начальника тюрьмы, сам же Кинг описывает с каким восторгом и любовью чернокожий здоровяк смотрит на небо и любуются звездами. Нет ничего лучше жизни.
Моя оценка повести Зеленая миля — 6.
Nexus, 25 марта 2022 г.
Впервые к истории Джона Коффи, чья фамилия «как напиток, только пишется по-другому», попавшему в блок смертников тюрьмы «Холодная гора» за убийство двух маленьких девочек, я приобщился через экранизацию романа Стивена Кинга «Зелёная миля», премьера которой состоялась в далеком 1999-м году.
Причем, посмотрел я этот фильм будучи десяти лет от роду и именно в кинотеатре (в калининградской «Заре»). Поэтому, полагаю, вы и сами прекрасно догадываетесь насколько мощное впечатление на меня произвела работа Фрэнка Дарабонта. Мой взгляд буквально не отрывался от экрана все три долгих часа хронометража, впитывая каждое событие и каждую деталь этой выдающейся картины (не удивительно, что она неизменно занимает лидирующие позиции в списках лучших адаптаций произведений Стивена).
«Зелёная миля» по-настоящему запала мне в душу из-за чего я многие годы боялся браться за литературный первоисточник, опасаясь, что он не сможет предложить мне ничего нового. И когда недавно я наконец-таки осилил книгу, то оказалось, что мои страхи были не напрасны. Дарабонт настолько скрупулезно перенес текст Кинга на пленку, что практически ничего не оставил его будущим читателям.
Однако есть один момент, который фильм все-таки не сумел забрать у романа — это его просто сверхъестественное обаяние. Стивен в очередной раз доказал свое высокое мастерство рассказчика и так лихо закрутил интригу, что даже мне (человеку, который помнил большинство основных сюжетных поворотов) было сложно отвлечься от истории на какие-то посторонние дела.
В «Зелёной миле» шикарны почти все ее составляющие! И само повествование, полное как тяжелых скорбных эпизодов, так и пронзительных драматических сцен, берущих тебя за живое. И колоритные персонажи, за чьими поступками всегда интересно наблюдать. И мысли, заставляющие тебя задуматься о жестокости правосудия и двойственности смерти, которая для одних людей может быть несправедливой карой за доброту и милосердие, а для других — желанным лекарством от боли и лишений, которыми так богато наше бытие.
В общем, с книгой действительно стоит ознакомиться, ведь подобные качественные и умные произведения встречаются не так уж часто.
Хотя при этом я бы не сказал, что «Миля» идеальна на сто процентов и мне есть за что ее пожурить. Во-первых, характеры многих героев так и не получили должного раскрытия, из-за чего они выглядели похожими на картонных марионеток (пускай и довольно фактурных). А во-вторых, события романа очень редко выходили за пределы «Холодной горы», а посему в процессе чтения не покидало ощущение некой замкнутости истории, ее оторванности от прочего мира. Иными словами, мне так и не удалось ощутить дух времени, о котором шла речь в книге (напомню, что это был 1932-й год). В том же романе «11/22/63» Кинг гораздо лучше показал реалии старой Америки (хотя вероятно это произошло потому что он сам жил в эпоху правления Джона Кеннеди).
Но как бы там ни было, «Зелёная миля» все равно остается классным и захватывающим произведением, ради которого не стыдно потратить несколько свободных часов. И совсем не важно, насколько сильно вы любите (или возможно ненавидите) картину Фрэнка Дарабонта.
serg1997, 8 сентября 2024 г.
Роман Стивена Кинга «Зелёная миля» — это отличное и многогранное произведение, выстроенное наподобие очень точно выверенного часового механизма, где каждый винтик и каждая деталь находится на своём месте.
В своём романе автор вновь поднимает одну из главных тем своего творчества, которая очень часто проявлялась, в особенности, в его ранних книгах, однако и в более поздних, как мы видим, тоже.
Это тема, которую предельно кратко я бы сформулировал следующим образом: проклятие дара. Кинг ставит в центре сюжета персонажа, наделённого невероятными способностями, суперспособностями, если хотите, которые при этом разъедают его жизнь, словно кислота, разлагают, словно тление...
Мальчик Дэнни Торранс из «Сияния», который обладает этим самым сиянием, то есть, по сути, экстрасенсорными способностями, но который, при этом иногда видит очень страшные картины прошлого и будущего. Школьный учитель Джон Смит из «Мёртвой зоны», который после страшной автокатастрофы, ужасной аварии, неожиданно обретает способность видеть будущее. И такая способность в итоге доводит его до страшного финала.
Наконец, Джон Коффи из «Зелёной Мили». Его фамилия пишется почти как кофе, но не совсем. Взрослый в теле ребёнка — огромного роста и физической мощи афроамериканец, который обладает невероятной силой исцелять людей, как бы вдыхая, вбирая в себя их болезнь, а затем выдыхая тёмными мошками всё плохое, что забрал.
Но он сам ненавидит свой дар, потому что он видит, ощущает, чувствует, впитывает, как губка, боль и страдания людей по всему миру. Джон Коффи ненавидит, свой дар настолько, что готов умереть...
И, помимо этого, его обвиняют в невероятно жестоком убийстве двух маленьких девочек,
И далее ему приходится, как Иисусу Христу, пройти свою Голгофу, неся на спине, волоча на спине тяжкий крест своего дара. Джон Кофи оказывается на Зелёной Миле – небольшом отделении федеральной тюрьмы для заключённых-смертников. А Пол Эджкомб – надзиратель в этой тюрьме, от имени которого ведётся повествование – должен стать его Понтием Пилатом.
«Зелёная миля» — это не просто история, это путь, который так или иначе предстоит пройти каждому человеку, путь, начало и конец которого у всех совершенно одинаков, однако сам путь у людей абсолютно разный. Жизнь каждого человека, от начала и до конца — и есть его зелёная миля.
aleks-predator, 21 апреля 2022 г.
Мое новое любимое произведение Кинга
Знакомиться с творчеством мастера ужасов Стивена Кинга я стараюсь в соответствии с хронологией выхода его произведений. И первый роман автора «Кэрри» поразил меня до глубины души, став на долгие годы любимой книгой этого писателя. Однако однажды мои руки дошли до «Зеленой мили». Это изменило все. До сих пор помню, какие эмоции я испытывал после прочтения романа. Грусть, теплота, ужас, восторг. Все перемешалось в голове, а «Зеленая миля» стала моей любимой книгой Кинга.
О содержании произведения я знал давно, так как несколько раз видел экранизацию романа. Отличный фильм Фрэнка Дарабонта — прекрасная картина, что признана во всем мире. Но сам первоисточник, на мой взгляд, оказался куда более личным, атмосферным и незабываемым.
Кинг, как и прежде, отлично передает на своих страницах созданный им мир. Мир без прикрас, где нет черного и белого. Его герои, что ожидают своего часа в тюрьме, раскрываются, как полноценные живые люди. Автор умеет это делать: показывать читателям, каков тот или иной герой через призму их внутреннего мира. И каждый из героев — сформировавшаяся личность со своим набором качеств. У каждого свои проблемы и мировоззрение, мотивы и поступки. Особенно замечаешь, как Кинг все это преподносит, будто демонстрируя — вот смотрите: в этом замкнутом социуме существует свое общество, в котором идет своя жизнь по сформировавшимся законам. Здесь нет абсолютно хороших и абсолютно плохих. Читайте и рассуждайте, поддерживайте того или иное героя, но обязательно понимайте, почему он именно такой, и что им движет.
Что нравится в «Зеленой миле», так это то, что во вроде бы реальный мир Кинг мастерски помещает мистику и фантастику. Эти вещи попадают в произведение аккуратно и даже ожидаемо. У читателя не появляется ощущения, что он изначально читал такое фантастическое произведение. Это мягкое вкрапление в представленный мир оказывается очень своевременным и не вызывает диссонанса.
Добрейший великан Джон Коффи (все мы знаем, что как напиток, только пишется по-другому) предстает неким собирательным образом. Собирательным образом возможных чудес, которые люди привыкли не замечать, погрузившись в рутину будничных проблем.
Книга Стивена Кинга вроде бы о тюремной жизни, всех ее душераздирательных аспектах. Но при прочтении никак не отделываешься о мысли, что автор показывает этот мир абсолютно иначе. Его произведение становится сильно личным, потому что Кинг удачно передает созданный им мир так, будто бы ты побывал в нем сам. Настолько реальной предстает Зеленая миля. Страница за страницей, новый день за новым. Ты знаешь, что все идет к неминуемому финалу и нужно как-то предотвратить безысходный конец. Нужно написать, рассказать, закричать, наконец, что нельзя это удивительное существо Джона Коффи просто взять и отправить на электрический стул. Ведь читатель все знает, он все понимает: как все вышло, как этот гигант попал в камеру смертников. Ведь читатель видит, что и тюремщики это понимают, но твой мысленный крик, как зрителя этих событий, остается неуслышанным. И сюжет движется дальше будто бы вопреки здравому смыслу. Ну попробуйте найти произведение, что так трогает за душу.
Финал «Зеленой мили» опустошает и заставляет просто побыть в тишине. Одному. Просто закрыв глаза. Отойти от произведения сложно морально. Оно вгрызается в память в хорошем смысле слова. Оно будет со мной долгие годы. Это нечто родное, будто ты сам пережил все описанные автором события.
Эта книга о нас. О людях. Она для того, чтобы показать, насколько этот мир удивителен и разнообразен. В нем есть хорошее и плохое. Плохое и хорошее. Каждый сам поставит на первое место в этой связке то слово, которое считает более подходящим и доминирующим. Мир удивителен, порой фантастичен, но люди часто не готовы видеть нечто такое, оставаясь будто в стороне за рутиной будней.
Книга — трагедия. Не только существующих в ней героев, но и наша, человеческая. Часто мы не в силах предотвратить нечто неправильное и даже аморальное. Читая о похожем, вдруг осознаешь, как тебе горько перелистывать страницы, оставаясь при этом лишь сторонним наблюдателем чужих судеб. В финале остается только с горечью осознать, что это не просто книга, которую было интересно прочесть. Это нечто большее. Что именно, каждый для себя решит сам.
Кинг же, как и всегда, подарил миру незабываемое путешествие в мир фантастических приключений. Пусть и сделал нам больно.
10 из 10
Ynona, 13 июня 2023 г.
Книга переносит читателя в тюремный блок смертников. Зеленой милей закаченные называют дорогу (из-за цвета пола) от камеры к электрическому стулу. В центре повествования Джон Коффи, здоровый мужчина, который оказался здесь по ложному обвинению. Он боится темноты и разумом напоминает ребенка. Как такой человек мог совершить ужасное преступление? В истории нет сверхъестественного ужаса, но книга держит в напряжении за счет психологических портретов героев. Книга даже не о преступлении и наказании, она поднимает моральные и этические вопросы развития личности. Еще один герой книги — охранник блока смертников — Пол Эджком делает непростой выбор. Мне все же интересно, как сложилась бы его судьба, если бы Джон Коффи сам не устал от жизни. В книге много эмоциональных моментов, но финал «Зеленой мили» оставляет в эмоциональном оцепенении из-за несправедливости.
Double Black, 24 апреля 2022 г.
Очень непросто, наверное, выбирать лучшее из того, что написал Стивен Кинг. Я бы поставил на эту книгу. Хотя первые тома из «Темной башни», «Сердца в Атлантиде» и еще пара вещей тоже выше среднего даже его, Стивена Ужастиковича великолепного уровня.
Пересказывать нельзя, не пересказывать бессмысленно. Но, если попытаться пройти по грани и не создать эффекта слона в посудной лавке, то это книга о душе. О совести, о том, что выбирают люди, когда зажаты в такие дикие тиски обстоятельств, что сделать ничего нельзя, а не делать — невозможно. Стивен Кинг вообще мастер слова, и то, за что я люблю его больше всего — это потрясающее умение несколькими штрихами создать атмосферу. Чаще ужаса или безысходности, но и надежды и веры в то, что будет лучше — тоже. Просто наши мозги так странно устроены, что плохое мы воспринимаем эффективнее, чем хорошее. Наверное, это рудимент, доставшийся нам в наследство от пещерных людей, поскольку плохое часто предупреждает об опасности.
Здесь, в «Зеленой миле» Кинг использует свой привычный холст ужаса только как фон. Как полотно, на котором люди проявляются, выявляют свои лучшие качества. Или же просто становятся людьми из безликих фигур и скопления букв на страницах. Там, где смерть стоит так близко, что ее блевотное дыхание ощущается с каждым вдохом вдруг оказывается, что можно жить. Можно успевать творить добро и менять этот мир к лучшему. Оставаться человеком там, где это не кажется обязательным. Да и не видит никто кроме тебя самого. Но ведь все равно, платим-то мы по тому счету, который предъявляем к себе сами.
Мах Асаматман, 22 декабря 2018 г.
«Коффи — как напиток, только пишется по-другому.»
Можно бесконечно ругать Стивена Кинга за излишнее бытоописательство, за нелицеприятных героев, за нецензурную лексику и не слишком «красивые» эпизоды, ибо далеко не каждому хочется листать «кирпичи», набитые названиями марок сигарет, автобусных компаний, авторучек, сексуальными сценами разного характера и дежурными ругательствами. Да, это присуще ему, это — если хотите — характерная черта американской литературы со второй половины прошлого века. Ну, по большей части.
Однако нельзя отнять у этих книг, даже у худших из них, оригинальные и необычные идеи, атмосферу и глубоко проработанных персонажей.
Так вот, «Миля» лишена большей части «недостатков», зато насколько отшлифованы в ней «достоинства«! Этот граненый алмаз на выставке камней и самоцветов имени Кинга, пожалуй, самый яркий и прекрасный. В силу формата написания, роман лишен излишних подробностей — он весьма скромен в объеме, в нем сравнительно немного того, что клеймят «16+«, а персонажи... фактически, откровенных «поганцев» тут раз, два, и обчелся, остальные же — что не очень типично для автора — имеют явный уклон «на светлую сторону». Вообще, построение «Мили» близко к идеалу — тут хватает флешбэков и отступлений, но их ровно столько, сколько нужно для полноты картины, никакой затянутости нет и в помине.
Говорить что-то о сюжете сложно, с ним не знаком только ленивый, а за все спасибо блестящей экранизации (о которой позже). Отмечу только, что настолько трогательных вещей у Кинга, наверное, и нет больше, хотя я знаком далеко не со всеми его творениями.
Персонажи. Эджкомб располагает с первых страниц, да и как может быть иначе. Его подчиненные, они же напарники имеют свои характерные черты, они интересны, хоть и несколько вторичны. Впрочем, последнее не касается Брута-Зверюги, вот уж кто радовал на протяжении всей книги. Где по какой-то причине не мог или не успевал Пол — всегда выручал Брут, а уж казнь сами-знаете-кого лучше него точно никто не провел бы. Перси — что только о нем не пишут: и мерзавец-негодяй, и затравленный коллективом невинный агнец... Нет, он действительно заслужил такое отношение коллег, хотя последний «дар» Коффи ему кажется мне слишком жестоким. Заключенные тоже хороши, от старика Два Зуба и Крошки Билли (вот уж кто настоящая сволочь, хотя там наверняка сказалось воспитание) до забитого Делакруа и Вождя.
Коффи. Рассуждать об этом человеке — дело неблагодарное, тут же и религиозные отсылки можно приплести, и не забывать, что с головой у него не все в порядке. Очень интересный персонаж, история которого (вернее малая часть ее) раскрывается по ходу повествования. Но лично меня интересовал один вопрос
Идем далее, тут кто-то предполагал, что
Пара слов о фильме. Если найдутся те, кто не видел — смело беритесь, это редкий пример, когда экранизация не хуже. Не знаю, что было бы, познакомься я сначала с книгой, но в моем случае при прочтении представали образы из картины. Не то чтобы это хорошо, но они нисколько не портили удовольствие от прочтения.
Джон Коффи, неизвестно откуда появившийся, но примерно понятно куда ушедший (насколько мы можем судить об этом) не умел завязывать шнурки бантиком. Но он мог помогать другим. Возможно, для этого он и появился на свете. Думаю, Стивен Кинг же появился для того, чтобы познакомить нас с историей «Зеленой Мили». Возможно, я ошибаюсь, и в творчестве Короля есть что-то «важнее». Я же продолжу знакомство с ним и — свои поиски.
«В кино спасения достичь легко. Как и подтвердить свою невиновность. Ты платишь четверть доллара за билет и получаешь правды ровно на эту сумму. В настоящей жизни все дороже, и на те же вопросы даются совсем другие ответы.»
Petr_Ivanov, 25 июня 2023 г.
Роман можно отнести к шедеврам мировой литературы. Роман не отпускает до последней страницы, хотя перечитывался он не раз, но все же кажется вдруг произойдёт чудо и Джон Коффи избежит своей участи. Человек в руках которого заключена чудесная сила исцеления не может сам спасти себя. В конце книги мы понимаем почему — он устал от несправедливости мира, устал брести в одиночестве, устал брать на себя чужую боль. Завершая земной путь он проходит свою Зеленую милю.
AshenLight, 17 ноября 2021 г.
Вторая шедевральная история Мастера на «тюремную» тематику. Честно говоря, сейчас, по прошествии лет, не вызывает сюжет уже тех, что раньше, восторгов, помню экранизацию, получившуюся отлично. Всё-таки это нетленка. Не смотря на трагический исход, роман не кажется мрачным, как раз наоборот: мышонок жив — порядок. Умеет Кинг порадовать читателя, что ни говори. За что ему огромное спасибо.
Siberia, 13 февраля 2021 г.
Гениальное, глубоко трогательное произведение.
Для меня «Зеленая миля» — один из лучших романов, написанных Стивеном Кингом. Многим его вещам можно с чистой совестью поставить от 8-ки до 10-ки. В случае с «Зеленой милей» оценка 10+, «наидесятнейшая» десятка, без сомнений!
Думаю, нет необходимости рассказывать о содержании этого произведения — кто не читал, наверняка хоть раз посмотрел фильм «Зеленая миля», точно отражающий суть. Тот случай, когда и роман (состоящий из новелл, опубликованных в 6 приемов), и фильм — удача, нечто весьма стоящее.
В Кинговских героях поражает искренность переживаний и мыслей, хороших и отвратительных — весь спектр. Приковывает внимание реалистичность образа действий, во всем ее несовершенстве, весьма жизненном. Именно такие детали мы неосознанно подмечаем. Их не сочинишь, не высосешь из пальца, можно только углядеть в каждодневном быту, если смотреть на мир внимательно, вдумчиво и неравнодушно. У Кинга есть умение видеть подобные вещи и воплощать в слова. За это ему спасибо!
Когда психологически точные зарисовки, реалистичные детальки переплетаются с чем-то фантастическим, мистическим, они обретают яркую оправу, дополнительный контраст. Будь то кровососущее зло из «Жребия» или чудесный Джон Коффи и удивительная мышь.
На рассуждение, что «Дракулу бы кровью поили, умей он так излечивать», как Коффи, напрашиваются две мысли, которые хочу высказать. «Зеленая миля», на мой взгляд, о том, как мы закрываем глаза на удивительное. Не можем разглядеть или сохранить нечто поистине ценное из-за предрассудков, страхов, жизненных обстоятельств, которые считаем определяющими. «Удивительное» у каждого свое, а Коффи — обобщающий пример. С другой стороны, возможность использовать Коффи, как «чудо-лекарственную лабораторную мышь» для экспериментов и постоянного проглатывания боли, в случае огласки и принятия на веру его способностей — практично, конечно, но у меня вызывает дрожь (думаю, как и у тюремщиков).
На точку зрения, что мыши уделено слишком много внимания, в сравнении с тем же злодеем Уэртоном, хочется возразить. Целью автора, как мне кажется, не являлось раскрытие мерзости во всей красе. Чудо, которое может быть разным по размерам, характеристикам и значительности, будь то исцеляющий человек или занятный зверек — гораздо важнее. Мистер Джинглес расширяет границы необычного и, как и Коффи, исцеляет по-своему — через симпатию, смех, положительные эмоции. Он не может избавить от рака, но делает существование нескольких персонажей светлее. Мистер Джинглес своим наличием в повествовании, выявляет градации плохого и хорошего в плохих и хороших людях, своеобразный мышиный камертон.
Меня удивила в послесловии автора фраза Стивена Кинга о том, что критики из-за издания романа в 6-ти частях глумились над ним 6 раз. Закралась мысль о бездушности этих людей. Остается лишь посочувствовать.
«Зеленая миля» — великолепное произведение. Читать! Однозначно, читать!
Iriya, 29 декабря 2020 г.
«Я видел Бога и знаю, как его зовут.»
С чего же начать? Этот вопрос всегда кажется неразрешимым, когда душа, переполненная желанием поделиться со всем человечеством эмоциями от прочитанного шедевра, мечется в горячем бреду. Поэтому начну необычно, но с банального...с финала. Финал года, финал книги, финал жизни — магические понятия. Это время, когда перед лицом приближающейся фатальной неизбежности невольно приходит итоговое осознание всего самого важного, сакрального и дорогого. Жизнь полна неожиданностей, но не случайностей. Поэтому не просто так книга с черным лицом, черным мышонком и летним названием на черной обложке оказалась на моих книжных полках. Именно она неожиданно вошла в созвучие с моим философским настроением и согрела собой руки в конце холодного декабря странного 2020 года. «Причем здесь Зеленая Миля»? — заинтриговано думала я. Ведь речь в романе шла о приговоренных к смерти подонках, переступивших всевозможные человеческие и Божьи законы. Я чувствовала, что в этом произведении должно произойти что-то особенное, какое-то Чудо. И моя интуиция меня не подвела. Чтобы получить ответы на множество судьбоносных вопросов, главным героям предстояло пройти страшный путь по зеленому коридору в кирпичном блоке смертников. Вместе с ними шаг за шагом я постаралась тоже преодолеть этот путь, параллельно наблюдая отображение вечной борьбы тьмы и света в той области нравственности каждого из нас, издревле именуемой сердцем. Итак, эта история случилась в 1932 году, когда тюрьма некоего штата располагалась в местечке под названием Холодная гора, а одной из ее достопримечательностей являлся электрический стул.
«Время вбирает в себя все, время уносит прошлое все дальше, и наконец остается только темнота. Тьма. Иногда мы кого-то находим во тьме, иногда снова теряем. Вот все, что я знаю...»
Великое всегда уникально и прекрасно в своей неповторимости. Мысль эта справедлива и по отношению к творчеству Кинга. Мое знакомство с ним еще в самом начале, но снова его произведение поразило меня своей необычностью и неожиданным раскрытием всяческих тайн жизни — смешных и печальных, трагических и прекрасных, обыденных и мистических. Всегда снисходительно относилась к повествованию от первого лица, коим характеризуется сие творение. Однако Кинг доверил рассказ своей истории одному из самых выигрышных героев, максимально точно раскрывая образ самого персонажа и его устами высказывая очень смелые собственные мысли. Также благодаря этому у автора была отличная возможность усилить и обострить интригу за счет того, что читатель получал ограниченные сведения о происходящем, транслируемом через призму субъективности рассказчика. Возможно именно поэтому у меня произошла небольшая осечка в предугадывании событий. К примеру, исход детективной составляющей этого романа для меня оказался неожиданным. Хотя на фоне ужасающих событий из жизни «живых мертвецов» упомянутой тюрьмы и тревожной авантюры по спасению жизни упустить нить расследования убийства было не сложно. Несмотря на то, что повествование в буквальном смысле слова привязывало автора к своему рассказчику, Кинг не был ограничен в описании знаковых точек развития романа. Я бы даже сказала, что он блестяще использовал возможности выбранного стиля письма и сумел достаточно правдоподобно завершить тему «зеленого» пути каждого героя, показывая их судьбы в перспективе пережитых лет.
«Я видела тебя во сне. Я видела, ты блуждал во тьме, как и я. Мы нашли друг друга.»
О ком этот роман? Чтобы ответить на этот вопрос, мне потребовалось со жгучей тоской в сердце погрузиться в текст еще раз. Несомненно, все действующие лица этого произведения вызвали во мне особый восторг. Каждый герой был отлично продуман автором и играл свою маленькую роль в этой мрачной мистерии. По причине того, что бразды управления сюжетом принадлежали одному герою, остальных — мы вынуждены были видеть глазами рассказчика. Тем не менее автор постарался приложить максимум усилий, разбрасывая по страницам очень меткие, яркие и глубокие мазки, описывающие каждого персонажа. Поэтому мысленно дорисовывать в голове их образы было невероятно интересно. Поразительную, на мой взгляд, вещь изображал Кинг в рамках этого романа. На протяжении всего чтения у меня возникало чувство постоянного узнавания в действующих лицах тех или иных окружающих меня людей. Парад бесчисленных двойников с отлично прописанными психологическими портретами, на фоне которых особняком выделялся один-единственный. Лишь вышеупомянутый образ с первых страниц занял особое место в моем читательском сердце. Спокойный взгляд влажных глаз странного убийцы, казалось, смотрел в самую душу читателя. Обшарпанная временем окружающая меня действительность переставала существовать, уступая свое место тому пространству, в которое уносил водопад непрекращающихся размышлений, связанных с этим необычным человеком. Усталость от бесконечного одиночества, ощущение страшной боли за других, человеческая ненависть, пугающая тьма смерти и вселенская скорбь от осознания собственного бессилия...Он плакал, глядя на людей обыкновенных, и я захлебывалась слезами вместе с ним. И мне не стыдно в этом признаваться.
«Он убил их вместе с их любовью… И так каждый день. По всему миру.»
Очень увлекательный сюжет был многослойным и задевал большое количество интересных вопросов, среди которых звучали даже философские и теологические рассуждения. Не обошлось и без краеугольной для многих произведений темы — финала жизни. О, смерть! Злобная тварь, кара божья, любовь безнадежных, благодетельница обреченных, сладкий вздох отчаявшихся или дорога в сверкающие небесные врата, которые так долго ждут безгрешных. Ее лики были такими разными на страницах этой истории. Возможно, я даже по-новому осмыслила что-то в жизни. На фоне этой мистерии все, чем обычно живет человек, становилось незначительным и неважным. Столкнув героев лицом к лицу в сумасшедшей кутерьме человеческих отношений, Кинг продемонстрировал, как можно на высшем уровне духовного общения прочувствовать глубину окружающих тебя людей. Глядя на все это, я не могла не задуматься над извечным вопросом о безусловной любви — того редкого, всеобъемлющего и светлого чувства, которое позволило плюнуть в лицо неизбежного, превратив с неожиданной нежностью боль и смерть в черно-белых мотыльков. Ночь финальных страниц далась мне невероятно тяжело. Не гремел гром и не бушевала гроза, но свет миллионов звезд падал на скорбные страницы. Под этим сиянием вместе с героями я совершала последнее шествие по коридору цвета перезрелого лайма. Мы — апостолы 20 века — шли и беззвучно плакали, бессильные что-либо сделать, как и подобные нам люди 2000 лет назад. Поэтому послевкусием от прочтения были мысли о вечном. Жизнь прекрасна! И это важно понимать задолго до того, как каждый из нас начнет делать свои первые шаги по уготованной для него Зеленой Миле. Такие простые и такие проникновенные слова. Они — почти молитва.
«Дитя Иисус, кроткий и добрый, помолись за меня, сиротку. Будь моей силой, будь моим другом, будь со мной до конца. Амен.»
SeverianX, 27 сентября 2019 г.
Хотелось бы поделиться впечатлениями об этом замечательном произведении. Книга сильная, но читать её тяжело. Роман был впервые опубликован в 1996 году. Это был своеобразный эксперимент – выпускался в виде брошюр небольшими частями.
Главный герой и одновременно рассказчик – обитатель дома престарелых Пол Эджкомб, который в молодости был надзирателем тюрьмы «Холодная гора» в блоке Е. Там ожидали своей участи преступники, приговоренные к казни на электрическом стуле. Как-то раз в блок Е приводят огромного чернокожего по имени Джон Коффи («совсем как напиток, только буквы другие» ©). Его поймали с поличным после изнасилования и зверского убийства двух маленьких девочек. Суд единогласно решил, что этот монстр должен умереть, чтобы мирным людям жилось спокойнее. К тому же интеллект этого громилы очень слаб.
Появление Джона Коффи вызывает череду необъяснимых и необычных происшествий, которые Пол уже не в состоянии забыть. Теперь же бывший надзиратель пишет книгу, которую даёт прочесть своей пожилой подруге. Читая книгу, нам придется найти ответы на многие вопросы. Кто же самый настоящий монстр? Всегда ли зло кажется таковым? Имеет ли человек право лишать жизни другое живое создание? Так ли справедливо правосудие? Вот лишь самые очевидные из них.
К прочтению романа меня подтолкнул просмотр достаточно известной экранизации. То есть, происходящее на страницах книги, для меня интригой уже не являлось. Тем не менее, это обстоятельство не помешало мне получить удовольствие от прочтения книги. И роман и фильм находятся на очень высоком уровне.
Как и всегда, особенно удались Кингу персонажи. Они настолько красочны и достоверны, что как будто списаны с реально существующих людей. Просто наблюдая за происходящими событиями глазами главного героя, понимаешь, кто достойный человек, а кто отпетый негодяй. Этому не в малой степени способствуют выбранные автором декорации блока смертников. Близость смерти неизменно открывает самую суть, срывая всё наносное. И это правило относится не только к заключенным, но и к надзирателям. Все они как бы обнажаются душевно и предстают перед читателем в своем первозданном виде. Если человек порядочный, то это сразу видно. Если же подонок, то именно так себя и проявит. Всё это приправлено мистикой, и по итогу мы получаем замечательную вещь.
Трагичность описываемых событий очень сильна, поэтому читать книгу сложно эмоционально. Не смотря на это, книга всё равно очень хороша. Она немного загадочна, немного фантастична и очень драматична. Кинг просто и понятно показывает, что такое хорошо, а что такое плохо. Читать не советую лишь излишне впечатлительным людям. Остальных же приглашаю взглянуть на блок смертников тюрьмы «Холодная гора» глазами её обитателей. Поверьте, им есть чем вас удивить.
elektronik, 21 апреля 2019 г.
Жизнь сейчас очень насыщенная. Времени на чтение не хватает. Поэтому с книгами я знакомлюсь через аудиоформат. «Зелёная миля» стала для меня одним из таких.
Фильм смотрел — очень хороший. Тем не менее, я с осторожностью начал слушать произведение. Предыдущие знакомства с автором меня не сильно впечатлили.
В детстве — невразумительный «Газонокосильщик» и весьма впечатливший «Бегущий человек». Уже относительно недавно — пара книг из «Темной башни», которые мне показались невразумительным и очень нудными.
Так что я «Зелёную милю» не торопился оценивать. Поначалу меня напрягало перескакивание повествования. Но такова задумка автора — у героя романа, пишущего мемуары, проблемы с датами, ему сложно их вспомнить. Но он точно знал их порядок, и пытался восстановить его.
Первая треть повествования меня держала в настороже. Вторая меня расслабила и я с интересом слушал развитие сюжета. Последнюю треть я слушал взахлёб. И это не смотря на то, что я смотрел фильм.
Подводя итог, скажу — книгу нужно читать всем и каждому.
artem-sailer, 29 ноября 2022 г.
А мог ли Джон Коффи быть другим? Каким вы представляете себе человека, который с самого рождения каждый день видит граничащее с убогостью несовершенство нашего мира, который чувствует боль, словно иглы впивающиеся в его мозг? В рассказе «Все грехи мира» Айзек Азимов изображает великий Мультивак в виде машины, единственное желание которой — умереть. Ибо взвалить и нести на себе все грехи мира — это слишком много даже для могущественного суперкомпьютера. А чего же мы хотим от простого смертного, коему бог по одному ему понятной причине пожаловал такой дар?
Вот и получается, что никакой это не дар, а самое настоящее проклятие. Джон Коффи снимает с себя проклятие через жертву искупления — через поход по Зелёной миле к возведённому в ранг алтаря электрическому стулу. Но по всей видимости, здесь работает некий закон, подобный закону сохранения энергии: нельзя просто нейтрализовать дар-проклятие через казнь-искупление. Дар-проклятие должен остаться на земле, вероятно, и Джон Коффи когда-то давно принял его у какого-то другого бродячего философа. Поэтому перед своим последним путешествием, путешествием по Зелёной миле, Джон Коффи передаёт своё проклятие другому человеку, надо полагать, он давно уже подбирал для этой цели праведника и нашёл его, разумеется, в учреждении не столь отдалённом.
Ничего удивительного здесь нет, Кинг не скупится на символы и отсылки: человек, инициалы которого совпадают с его более известным предшественником, передаёт дар-проклятие своему преемнику, имя и профессия которого напоминают о знаменитом прокураторе, и происходит это в блоке Е (Ершалаим) тюрьмы Холодная гора — Голгофа. Здесь есть свои Гестас и Дисмас, казнённые до Джона Коффи, есть здесь и избежавший смертной казни Варавва-Фландерс.
Так что есть все основания считать, что мрачная эстафета передачи дара-проклятия длится уже не первую тысячу лет.