Май, (Máj), 2008 год, Чехия, 69 мин режиссер Франтишек Брабец сценарий Франтишек Брабец, Ивана Новакова на основе поэмы Карела Гинека Махи, оператор Франтишек Брабец композитор Жан Ирасек художник Индржих Гётц, Ярослава Печарова жанр мелодрама В главных ролях: Ян Тришка, Матей Стропницкий, Юрай Кукур, Сандра Лехнертова, Нина Дивишкова, Криштоф Гадек Владимир Яворски, Ивета Иржичкова музыка — группа "Support Lesbiens"
"Был поздний вечер — юный май, Вечерний май — томленья час. И горлинки влюблённой глас Звучал, тревожа тёмный гай..." (К. Г. Маха. Из поэмы "Май", перевод Д. Самойлова)
Франтишек Брабец, режиссёр и оператор блистательного и безумно красивого Букета, поставленного по мотивам баллад писателя 19 века Карела Яромина Эрбена, спустя несколько лет вновь обратился к чешской классике. В основу сценария "Мая" легла знаменитая одноимённая поэма зачинателя чешского романтизма Карела Гинека Махи; произведение, надо сказать, считавшееся в начале позапрошлого века весьма скандальным и откровенным. Поэтому и в фильме немного больше, чем в "Букете" раскрыта тема красивой эротики. Как я и думал, визуально фильм оказался превосходен, пожалуй, на уровне "Букета" — роскошные пейзажи, мастерская операторская работа, выразительные ракурсы, красивые костюмы, лица, тела, подчёркнуто эффектные сочетания цветов, Брабец по-прежнему верен своей манере кинематографического гиперреализма.
Сюжет фильма на фоне такого буйства красок выглядит немного простым: старик-палач (Ян Тришка), специалист по жесточайшей казни колесованием, которая на момент действия картины — начало 19 века- уже практически не применяется, возвращается в родные места, где до сих пор ещё стоит свидетельство его прежнего мастерства — шест с колесом и выбеленным временем черепом наверху. Существует легенда, что душа казнённого всё ещё бродит вокруг места пытки и ждёт новой казни, чтобы "сдать пост". Тем временем в посёлке возникает "любовный треугольник", в красавицу Ярмилу (Сандра Лехнертова) влюбляются сразу двое — отец, зажиточный мельник Шиффнер (Юрай Кукура), и его сын Вилем, главарь шайки молодых разбойников (его играет Матей Стропницкий, между прочим, не только актёр, но и один из лидеров чешской партии "зелёных"). Ярмила отвечает взаимностью обоим. А мы знаем, что в литературе романтизма "там где любовь, там всегда проливается кровь". Сюжет сугубо реалистичен (кстати, говорят, поэта Маху вдохновила реальная история), но постоянные странные видения, преследующие главного героя, загадочные аллегорические образы позволяют отнести картину к магическому реализму. Конечно, идея фильма не сводится только к любовной истории — философские размышления палача о сиюминутности земного существования, о тленности жизни и вечности смерти составляют отдельный интересный смысловой пласт. Палач сам выступает аллегорией смерти (даже бабочки, полетевшие к нему, — умирают), но в глубине души он продолжает надеяться, что есть сила сильнее — любовь. Жаль, что Ян Тришка в этом фильме не столь ярок, как в Безумии Шванкмайера, где я впервые с ним познакомился; в "Безумии" в роли очаровательного богохульника и развратника Маркиза (подразумевался — де Сад) Тришка просто блистал. В целом, актёры в фильме играют ровно, т.е. очень даже неплохо, но без особого блеска, хотя, возможно, раскрыться в полной мере им не дал акцент на изобразительном ряде, сделанный режиссёром. Нельзя не отметить хороший саундтрек известной чешской группы "Support Lesbiens". В картинах Брабеца всегда хорошая музыка. Фильм мне понравился, посмотрел с удовольствиям, хотя "Букету" (что поделать — теперь все работы Брабеца я сравниваю с "Букетом") он уступает. Увидел я в фильме и ссылки (возможно, случайные?) на некоторые другие произведения кино и живописи — даже на бунюэлевского "Андалузского пса" и "Остров мёртвых" Бёклина.
Не буду больше мучить людей. Ответы на вчерашние калмыцкие загадки. Загадки я выбрал попроще, не стал загадывать что-то совсем экзотическое или странное ( например, "Страны, которой не может достигнуть человек, достигла птица кюрюльдя" (Ключ от сундука); "Хромой ворон гложет курган" (Стричь волосы), но всё отгадать не удалось.
***
Годовалая шестиногая овца Рак
***
Не имеющий костей тушканчик
переправляется через океан Бабочка
***
Бежит вприпрыжку,
Выше верблюда,
Ниже собаки. Птица (отгадала Мона Сэниа)
***
В рот взял верблюда,
За пазуху спрятал лошадь,
За собой ведёт козу Заяц
***
Бежит вприпрыжку с мордой телёнка — с детства моя любимая Тушканчик
***
Кожа дохлой змеи,
Уши испуганного верблюда. Лисица
***
Холмистые дороги,
Непроходимые дороги,
много-много дорог,
Но нельзя найти дороги Желудок овцы
***
Взобрался на сундук и зовёт
своего дядю Адъяна Суслик
***
Бурый иноходец, на котором ездят дети Муравей
***
В глубоком колодце плетут путы Тонкие кишки лошади
***
Ковёр с шерстью и ковёр без шерсти земля и небо (отгадал TOTOIIIUr)
***
На белом бешмете из материи дарцак семьдесят тысяч пуговиц звёздное небо (фактически отгадал pitiriman )
После некоторого перерыва, связанного с полным отсутствием свободного времени, возвращаюсь к ведению колонки. И хочу предложить вниманию почтенной публики загадки одного из народов России. Эти загадки потрясли меня ещё в детстве иным взглядом на окружающий мир. Я выбрал загадки попроще — связанные с животными и природой (бытовые было бы отгадать ещё сложнее). Кто отгадает больше? Впрочем, сначала нужно догадаться о каком народе идёт речь.
***
Годовалая шестиногая овца
***
Не имеющий костей тушканчик
переправляется через океан
***
Бежит вприпрыжку,
Выше верблюда,
Ниже собаки.
***
В рот взял верблюда,
За пазуху спрятал лошадь,
За собой ведёт козу
***
Бежит вприпрыжку с мордой телёнка
***
Кожа дохлой змеи,
Уши испуганного верблюда.
***
Холмистые дороги,
Непроходимые дороги,
много-много дорог,
Но нельзя найти дороги
***
Взобрался на сундук и зовёт
своего дядю Адъяна
***
Бурый иноходец, на котором ездят дети
***
В глубоком колодце плетут путы
***
Ковёр с шерстью и ковёр без шерсти
***
На белом бешмете из материи дарцак семьдесят тысяч пуговиц