Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 декабря 2011 г. 23:12

Давно мне хотелось составить большой список любимых "страшных" рассказов. Хотелось, чтобы число пунктов было интересным — например, 666. Мне казалось, что я справлюсь с этой задачей без особого труда. Но уже на четвёртой сотне подбирать рассказы стало трудновато. Остановился пока на 399 (число тоже симпатичное). К работе я подошёл творчески и весьма вольно трактовал словосочетание "тёмный рассказ", в основном здесь "хоррор", мистика, но присутствует и "дарк фэнтези" , мрачная НФ , CONTES CRUELS ("жестокие рассказы"), отдельные рассказы относятся к "тёмным" только косвенно, не отказал я себе в удовольствии включить в список несколько ироничных мистических произведений. Список предварительный, вероятно, он будет исправлен и доведён-таки до 666 произведений. Странно, конечно, называть "любимыми" столько рассказов — скорее, это рассказы, которые запомнились и произвели впечатление. Если кому-то будет интересно, то я могу со временем в колонке написать комментарий к каждому произведению.

Константин Аксаков — Вальтер Эйзенберг

Константин Аксаков — Облако

Рюноскэ Акутагава — Муки ада

Л. Андреев — Бездна

Л. Андреев — Елеазар

Л. Андреев — Красный смех

Л. Андреев — Он

Михаил Арцыбашев — Рассказ о великом знании

Дж. Г. Баллард — Зона ужаса

Дж. Г. Баллард — Мистер Ф. это мистер Ф.

Клайв Баркер — Рассказ Геккеля

Клайв Баркер — Страх

Клайв Баркер- Кожа отцов

Клайв Баркер — Холмы, города




Статья написана 15 декабря 2011 г. 19:34

В декабрьском номере онлайн-журнала DARKER опубликована моя небольшая статья, посвящённая Орасио Кироге, очень интересному уругвайскому (точнее — аргентино-уругвайском) писателю, классику латиноамериканской литературы, которого называют иногда ещё "южноамериканским Эдгаром По". Творчество Эдгара По оказало на Кирогу очень сильное влияние, хотя в "тёмных" рассказах южноамериканца намного меньше фантастического, их скорее можно отнести к так называемым contes cruels ("жестоким рассказам"). Жизненный путь писателя оказался подстать творчеству на редкость насыщен трагическими событиями. Кирогу иногда относят к предтечам "латиноамериканского магического реализма". В противовес "мрачной стороне" творчества Кирога известен также замечательным циклом детских сказок о животных "Сказки сельвы". Отсюда ещё одно прозвище писателя — "южноамериканский Киплинг".


Статья написана 4 декабря 2011 г. 21:45

АВИА — Всемъ! (1988)

Аквариум — Треугольник (1981)

Аквариум — Табу (1982)




Статья написана 28 ноября 2011 г. 19:46

Впечатления предвзятого зрителя.

...самые порядочные люди живут на Васильевском. (из повести "Счастливый неудачник")

Счастливый неудачник, Россия (Ленфильм, кинофирма "Бармалей"), 1993 г., 90 мин.

в ролях: Семен Мендельсон, Николай Макродченко, Михаил Кабатов, Анжелика Неволина, Юрий Могилевцев, Сергей Варчук, Зоя Буряк, Анна Матюхина, Мария Капицкая, Ольга Волкова, Герман Орлов

Шумейкин. «Упал я с карниза, такие дела! Зачем ты мне, Лиза, ту маску дала! Возможен, возможен летальный исход, а может быть, стану совсем идиот!»
Шумейкин. «Упал я с карниза, такие дела! Зачем ты мне, Лиза, ту маску дала! Возможен, возможен летальный исход, а может быть, стану совсем идиот!»

дядя Боба.
дядя Боба.

Я очень люблю произведения Вадима Шефнера, великого русского писателя и в частности потрясающего писателя-фантаста. Шефнеровские сюжеты так и просятся на киноэкран, но, увы, кинематографисты обходят книги Вадима Сергеевича стороной. Я отыскал лишь один фильм — "Счастливый неудачник", снятый по мотивам одноимённой повести — одного из лучших произведений писателя (вроде бы был ещё телефильм по этой повести, но найти его не удалось). Без сомнения, повесть во многом автобиографична. Это не фантастика, это просто "полувероятная" история об удивительных приключениях юного поэта Вити Шумейкина с Васильевского острова, время действия — вторая половина 20-х гг. прошлого века. Повесть в высшей степени замечательная, просто шикарная, наполненная поэзией, очень смешная и лиричная.

Маргарита.
Маргарита.
Маргарит а
Маргарит а

Фильм был снят в 1993 году — т.е. ещё в эру так называемого "перестроечного кино" и я побаивался, что из произведения Шефнера сделают "развесистую клюкву". Немного сумбурное начало меня уже встревожило. Затем Шумейкин идёт по карнизу, заглядывает в одно окно — там мужик пьёт горькую, в другое — там голая баба, в третье — там сотрудники НКВД ведут обыск. Весь набор штампов "перестроечного кино". Хотя это можно воспринимать даже как пародию на эти штампы. К счастью, в дальнейшем обошлось без явной "клюквы", лишь некоторые шутки выглядят немного пошловато. Конечно, фильм изначально был обречён на сравнение с великолепным первоисточником. И априори не имел никаких шансов в этом противостоянии. Минут двадцать ушло на привыкание к облику героев фильма — они не всегда похожи на своих литературных двойников. Совсем другой, хоть и весьма колоритный, поэт-графоман Иоанн Манящий (играет Юрий Могилевцев), немного другой дядя Боба (Герман Орлов). В роли Шумейкина — Семён Мендельсон, его друга "Шерлохомца" играет Николай Макродченко, Маргариту — Анна Матюхина (вот Маргариту я примерно такой и представлял), кстати, она до этого играла в "Третьей планете" Рогожкина. В других ролях довольно известные актёры — Анжелика Неволина, Зоя Буряк, Сергей Варчук. Добавлены новые персонажи, новые сюжетные ходы, но и, понятное дело, кое-что из книги в фильм не вошло, а время действия зачем-то перенесено в 30-е годы (упоминается сгоревший Рейхстаг), что сразу губит всю романтику позднего НЭПа, присутствующую в повести. Поначалу раздражала каждая мелочь — чуть-чуть изменённые стихи Дяди Бобы или стихи, которые в книге принадлежали другому персонажу. Но ближе к середине фильма я свыкся с новыми героями и новыми условиями. Тем более, что текст Шефнера настолько силён, что поможет вытянуть любой фильм. Да и актёры играют очень неплохо. Но хотелось бы ещё более вдохновенной актёрской игры, яркой импровизации. Жаль в фильме нет суперзвёзд советского кино, старых мастеров, которые могли бы "повести за собой", а молодёжи трудно ещё брать "высокие ноты" актёрского мастерства. Впрочем, возможно, здесь я излишне строг.

В эпизодической роли снялась известная певица Евгения Смольянинова: она поёт "В лунном сиянии...", что же ещё?

Расстраивает некоторая бедность декораций, но тут уж создателей фильма грех упрекать в чём-то. Для 1993 года она сделали всё, что могли. Да и виды Васильевского острова сами по себе — лучший антураж для съёмок, который только можно представить.

Но как всё же приятно услышать с экрана знакомые с детства строки: "Кто помойного ведра в срок свой не выносит, у того в башке мура, морда палки просит" или "Людям портит аппетит гарь от керосина. Если примус твой коптит, — значит, ты скотина".

пацаны с Васильевского острова
пацаны с Васильевского острова
Иоанн Манящий
Иоанн Манящий

Фильм собрал ряд премий на второстепенных кинофестивалях. Анжелика Неволина (тётя Шумейкина) получила премию имени Фёдора Никитина за лучшую актёрскую работу (конкурс профессиональных премий киностудии «Ленфильм» и Ленинградского отделения Союза кинематографистов).

Итог: Неплохой в целом фильм, который и на треть не передаёт прелести шефнеровского оригинала.

Карта Васильевского острова середины 20-х. Здесь всё и происходит. изображение с сайта old-map.narod.ru
Карта Васильевского острова середины 20-х. Здесь всё и происходит. изображение с сайта old-map.narod.ru

Основные герои книги и фильма и их различия

Книга Фильм

Виктор Шумейкин — главный герой

Шерлохомец — друг Шумейкина

В книге нет ----------------Лёва Шварц — друг Шумейкина

Лиза, соседка

тётя Аня

Иоанн Манящий------------------ в фильме значительно старше

в книге нет ----------------------физрук Чумовой

Толька ------------------------------в фильме нет

Маргарита

дядя Боба -----------------немного другой характер

Колька, брат Маргариты

"дочь МИКВУНДИПА"

красивая Муся ----------- в фильме нет

Татьяна Робинзоновна в фильме нет

В книге только упоминается Жгун

в книге нет --------------------------Нюра


P. S.

Ребята на работе повесили на дверь объявление:

"Дверь закрой, болван, дурак, темное созданье!

(Умный дверь закроет так, без напоминанья)".

Я спрашиваю: Вы хоть представляете, чьи это строки?

— Нет, в интернете скачали...


Статья написана 27 ноября 2011 г. 14:24
Одно время я предавался на Фантлабе порочной практике оставлять отзывы на любимые произведения в стихотворной форме. Вот некоторые из отзывов на рассказы Эдгара По. Писалось многое почти экспромтом и с иронией, но всё-таки...

Береника


В ночи, как и в душе, черно.
Не слышно крика.
Жизнь — просто мутное пятно.
Лишь Береника....


Она одна — как солнца луч,
Где мрак так жуток.
Её присутствие как ключ,
Хранит рассудок.


Между безумием и сном,
Мечтой и явью
Брожу я юным стариком,
Эстетом-рванью.


Хотя бы раз ещё припасть
К родному лику.
Моя единственная страсть.
О, Береника!


Лигейя


Пред смертью страха не имея,
Презрев трусливый «Nevermore»,
Возносит в полночи Лигейя
Себя на жертвенный костёр.


Она горит, не зная боли —
И не страшна любая боль
Для силы разума и воли,
Которую творит любовь.


Пусть локоны моей царицы
Чернее вороновых крыл,
Но герб её — иная птица;
То Феникс — вечной жизни пыл.


Человек, которого изрубили в куски.


Я изрублен на кусочки,
Ну и что, теперь возможно
Заменить мозги и почки
И покрыться новой кожей.


Я пожил уже немало,
Что бы точно убедиться -
Только сердце из титана
Не болит и не боится.

Дайте мозг из силикона -
В нём не будет мыслей лишних
Буду чистым, как икона,
Буду счастлив в жизни личной.


Заменю глаза и уши
На локаторы и фары.
И пластмассовую душу
Я поставлю вместо старой

Золотой жук


Страна придуманных чудес
И приключений,
Здесь полон кладов каждый лес.
Из увлечений
Здесь — дедуктивный
Иль другой подобный метод.
и каждый третий здесь Легран,
Дюпен иль Шерлок!

Маска Красной смерти

Я Вас приветствую опять
В красивой сказке,
Она залезет под кровать
В кровавой маске.

Она откроет Вашу дверь,
Пугая скрипом;
Она опасная, как зверь,
Схвативший бритву.

Протянет руку Вам она
В кровавых струпьях,
Весьма волшебная страна
Красивых трупов.

Но если станет не смешно -
Заприте двери.
Увидит в сказке каждый то,
Во что поверит.

Чёрный кот

От высшего не скрыться рока -
Я говорю начистоту -
Детали моего порока
Известны Чёрному коту.
Запомни же, читатель, фразу,
Что, без сомнения, верна:
«Я знаю, совесть одноглаза
И, как душа моя, черна».





  Подписка

Количество подписчиков: 298

⇑ Наверх