Безумие (Sílení) (Чехия, Словакия, Япония, 2005, реж. Ян Шванкмайер, сценарий Ян Шванкмайер по мотивам произведений Эдгара Аллана По и Маркиза де Сада, 123 мин.)
В главных ролях: Павел Лишка, Ян Тришка, Анна Гейслерова, Ярослав Душек, Мартин Губа, Павел Новы
оф. сайт http://www.ceskatelevize.cz/specialy/sileni/
постер |
постер |
Давно собирался написать об этом фильме, но не получалось, видимо, внутреннее состояние было недостаточно «безумным» для разговора об этой замечательной картине. И вот решился. Гениальность Яна Шванкмайера бесспорна, этот чешский режиссёр прославился своими анимационными картинами, он поднял мировую анимацию на совершенной иной уровень, его работами восхищаются Тим Бёртон и Терри Гиллиам. К полнометражным фильмам Шванкмайер перешёл только в конце 80-х и каждый его фильм становится редким подарком кинолюбителям, не только благодаря неизменно высокому качеству, но и потому что фильмы «от Шванкмайера» в самом деле выходят редко: «Безумие» вышел в 2005, а следующий (пока последний) фильм режиссёра «Пережить самого себя: Теория и практика» — только осенью прошлого года.
Фильм «Безумие» снят по произведениям Эдгара По и маркиза Де Сада (дьявольская смесь!). Основой сценария послужил рассказ По, но не «Преждевременные похороны», как почти повсеместно пишут в интернете (хотя образы из этого произведения По тоже используются в фильме), а «Система доктора Смоля и профессора Перро», и уже в эту основную сюжетную линию искусно вплетены второстепенные, но не менее интересные — линия «Преждевременных похорон» и «де-садовские» философствования и забавы. Экранизацию де Сада Шванкмайер задумывал ещё в начале 70-е, но в ЧССР реализовать эти идеи было затруднительно. Что касается Эдгара По, то это один из любимых писателей режиссёра и Шванкмайер уже обращался к его творчеству (короткометражки — «Падение дома Ашеров, «Маятник, колодец и надежда»). Работа над «Безумием» началась в конце 1999 года и продолжалась несколько лет, хотя непосредственно сами съёмки заняли около полугода.
Жан (Павел Лишка) и Шарлота (Анна Гейслерова) |
Картина начинается с небольшого вступления: Ян Шванкмайер появляется перед зрителями и объясняет, что его фильм «это — хоррор» и «произведением искусства он не является, ибо искусство почти мертво, оно — рекламная наклейка», фильм — это «посвящение Эдгару По и маркизу де Саду, предлагающий философскую дискуссию о методах управления сумасшедшим домом». Шванкмайер говорит, что «существует два основных метода — абсолютная свобода или метод контроля и наказания; но есть ещё и третий метод объединяющий самое худшее из первых двух. Вот в таком сумасшедшем доме мы с вами сегодня и живём». С этими словами под бодрую мелодию на основе «Марсельезы» появляются вступительные титры на фоне игральных карт с изображениями жестоких пыток.
Конечно, Шванкмайер умышленно немного путает зрителя: по внешним признакам фильм совсем не похож на традиционный «хоррор» и пугает здесь не то, что на поверхности, пугают выводы к которым приходит режиссёр, пугает открытая им картина мира. По форме же фильм — это скорее приключения с немалой долей сюрреализма и «чёрного юмора», злая и беспощадная сатира. Шванкмайер не мог обойтись без анимации — события фильма чередуются с традиционными для режиссёра шокирующими анимационными мини-заставками, цинично комментирующими происходящее: ползают тут и там похотливые и голодные говяжие языки; куски мяса радуются жизни, бегают, прыгают, играют на сцене, совокупляются и гибнут в мясорубке.
мясо-марионетки |
Немного о сюжете картины: главный герой Жан Берло (актёр Павел Лишка) — молодой человек страдающий лунатизмом и ночными кошмарами (кстати, более точный перевод названия Sílení — «Лунатизм»), он панически боится провести всю жизнь в сумасшедшем доме, как это случилось с его несчастной матерью. Возвращаясь домой с похорон матери, Жан застигнут очередным приступом в придорожной гостинице; экстравагантный Маркиз (Ян Тришка) оказывает ему помощь, а потом предлагает свою карету и своё гостеприимство.
Маркиз — самый обаятельный из всех де Садов |
В аннотации к фильму сказано, что действие происходит во Франции XIX века. Это не так — в начале картины мы замечаем современные автомобили и автострады, но герой (истинный романтик) выбрав карету Маркиза, а не пассажирский автобус, фактически отказывается от своей эпохи, современность промелькнёт за окном, а на смену придут костюмы, декорации, антураж романтического позапрошлого столетия.
Очень скоро добропорядочный Жан с ужасом обнаруживает, что его новый друг Маркиз (очевидный намёк на де Сада) — развратник и богохульник, организующий в своём замке кощунственные обряды и разнузданные оргии. Вот на этой многообещающей фразе можно и закончить . Дальнейший рассказ будет сопровождаться суровыми спойлерами.
Свобода! |
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Куски мяса расфасованы, снабжены этикетками и разложены на полках супермаркета.
Есть ли иной способ управления нашим всемирным «сумасшедшим домом» кроме перечисленных?
Фильм удостоен двух высших ежегодных национальных кинонаград — «Чешских львов» — «лучший режиссёр»- Шванкмайер и «лучший актёр» — Ян Тришка. Знаменитый чешский актёр Тришка (немало поработавший и в Голливуде) превосходно сыграл Маркиза — безумного, циничного но невероятно обаятельного грешника-философа, провозвестника и апостола «абсолютной свободы», «порочного наставника». Отмечу также известную чешскую актрису Анну Гейслерову в роли Шарлоты (я уже упоминал о ней в статье о фильме «Букет») и постоянно снимающегося в фильмах Шванкмайера Павла Новы («Конспираторы наслаждений», «Полено») в роли немого слуги Маркиза. В целом все занятые в фильме актёры выглядят убедительно.
Резюме: Шедевр от одного из лучших режиссёров современности. Умная социальная сатира с интересным сюжетом (это выгодно отличает Шванкмайера от многих «мастеров большого кино», фильмы которых порой просто скучны). Правда, надо заметить, что «Безумие», несмотря на название, не столь «безумен» и сюрреалистичен, как предыдущие работы режиссёра, но в данном случае на качестве это не сказалось.
«фирменные фишки» Шванкмайера |
санитары «психушки» — самый страшный кошмар Жана |