Безумие Яна Шванкмайера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > "Безумие" Яна Шванкмайера, Эдгара По и маркиза де Сада: "философский фильм ужасов"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Безумие» Яна Шванкмайера, Эдгара По и маркиза де Сада: «философский фильм ужасов»

Статья написана 13 марта 2011 г. 19:38

Безумие (Sílení) (Чехия, Словакия, Япония, 2005, реж. Ян Шванкмайер, сценарий Ян Шванкмайер по мотивам произведений Эдгара Аллана По и Маркиза де Сада, 123 мин.)

В главных ролях: Павел Лишка, Ян Тришка, Анна Гейслерова, Ярослав Душек, Мартин Губа, Павел Новы

оф. сайт http://www.ceskatelevize.cz/specialy/sileni/


постер

постер

Давно собирался написать об этом фильме, но не получалось, видимо, внутреннее состояние было недостаточно «безумным» для разговора об этой замечательной картине. И вот решился. Гениальность Яна Шванкмайера бесспорна, этот чешский режиссёр прославился своими анимационными картинами, он поднял мировую анимацию на совершенной иной уровень, его работами восхищаются Тим Бёртон и Терри Гиллиам. К полнометражным фильмам Шванкмайер перешёл только в конце 80-х и каждый его фильм становится редким подарком кинолюбителям, не только благодаря неизменно высокому качеству, но и потому что фильмы «от Шванкмайера» в самом деле выходят редко: «Безумие» вышел в 2005, а следующий (пока последний) фильм режиссёра «Пережить самого себя: Теория и практика» — только осенью прошлого года.

Фильм «Безумие»  снят по произведениям Эдгара По и маркиза Де Сада (дьявольская смесь!). Основой сценария послужил рассказ По, но не «Преждевременные похороны», как почти повсеместно  пишут в интернете (хотя образы из этого произведения По тоже используются в фильме), а «Система доктора Смоля и профессора Перро», и уже в эту основную сюжетную линию искусно вплетены второстепенные, но не менее интересные —  линия «Преждевременных похорон» и «де-садовские» философствования и забавы. Экранизацию де Сада Шванкмайер задумывал ещё в начале 70-е, но в ЧССР реализовать эти идеи было затруднительно. Что касается Эдгара По, то это один из любимых писателей режиссёра и Шванкмайер уже обращался к его творчеству (короткометражки — «Падение дома Ашеров, «Маятник, колодец и надежда»). Работа над «Безумием» началась в конце 1999 года и продолжалась несколько лет, хотя непосредственно сами съёмки заняли около полугода.


Жан (Павел Лишка) и Шарлота (Анна Гейслерова)

Картина начинается с небольшого вступления: Ян Шванкмайер появляется перед зрителями и объясняет, что его фильм «это — хоррор» и «произведением искусства он не является, ибо искусство почти мертво, оно — рекламная наклейка», фильм — это «посвящение Эдгару По и маркизу де Саду, предлагающий философскую дискуссию о методах управления сумасшедшим домом».  Шванкмайер говорит, что «существует два основных метода — абсолютная свобода или метод контроля и наказания; но есть ещё и третий метод объединяющий самое худшее из первых двух. Вот в таком сумасшедшем доме мы с вами сегодня и живём». С этими словами под бодрую мелодию на основе «Марсельезы» появляются вступительные титры на фоне игральных карт с изображениями жестоких пыток.

Конечно, Шванкмайер умышленно немного путает зрителя: по внешним признакам фильм совсем не похож на традиционный «хоррор» и  пугает здесь не то, что на поверхности, пугают выводы к которым приходит  режиссёр, пугает открытая им картина мира. По форме же фильм — это  скорее приключения с немалой долей сюрреализма и «чёрного юмора», злая и беспощадная сатира. Шванкмайер не мог обойтись без анимации — события фильма  чередуются с  традиционными для режиссёра шокирующими анимационными мини-заставками, цинично комментирующими происходящее: ползают тут и там похотливые и голодные говяжие языки; куски мяса радуются жизни, бегают, прыгают, играют на сцене, совокупляются и гибнут в мясорубке.


мясо-марионетки

Немного о сюжете картины: главный герой Жан Берло (актёр Павел Лишка) — молодой человек страдающий лунатизмом и ночными кошмарами (кстати, более точный перевод названия Sílení — «Лунатизм»), он панически боится провести всю жизнь в сумасшедшем доме, как это случилось с его несчастной матерью. Возвращаясь домой с похорон матери, Жан застигнут очередным приступом  в придорожной гостинице; экстравагантный Маркиз (Ян Тришка) оказывает ему помощь, а потом предлагает свою карету и своё гостеприимство.


Маркиз — самый обаятельный  из всех де Садов

В аннотации к фильму сказано, что действие происходит во Франции XIX века. Это не  так — в начале картины мы замечаем современные автомобили и автострады, но герой (истинный романтик) выбрав карету Маркиза, а не пассажирский автобус, фактически отказывается от своей  эпохи, современность промелькнёт за окном, а на смену придут костюмы, декорации, антураж романтического позапрошлого столетия.

Очень скоро добропорядочный Жан с ужасом обнаруживает, что его новый друг Маркиз (очевидный намёк на де Сада) — развратник и богохульник, организующий в своём замке кощунственные обряды и  разнузданные оргии. Вот на этой многообещающей фразе можно и закончить . Дальнейший рассказ будет сопровождаться суровыми  спойлерами.


Свобода!

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

После тщетных попыток обратить Жана в  свою антигуманную, но свободолюбивую  веру, Маркиз организует жестокую шутку с собственным мнимым погребением, а потом объясняет ошеломлённому Жану, что это необходимая терапия от страха, преследовавшего Маркиза — «клин клином вышибают». Маркиз предлагает Жану руководствоваться тем же принципом, лучший способ перебороть страх перед дурдомом — это самому туда отправиться. Добровольно. У Маркиза есть знакомый доктор, который руководит очень необычной психиатрической клиникой — пациентам здесь предоставлена абсолютная свобода и клинику они могут покинуть в любой момент. Жан ложится в больницу (символ всего нашего мира), но вскоре узнаёт от медсестры Шарлоты (в которую, конечно, влюбляется. Не будем забывать, Жан — романтик), что весь настоящий персонал клиники (кроме неё) заперт в клетках в подвале, а больницей управляют взбунтовавшиеся психи, Маркиз также сумасшедший. (Собственно, вот эта идея о сумасшедших, управляющих психушкой и взята из рассказа Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро», являющегося острой сатирой на тогдашнюю американскую демократию). Находиться среди психов становится всё опаснее, но Жану удаётся освободить медперсонал. Вернувшийся к власти настоящий главврач сторонник жёстких мер и зловещей системы «тринадцати терапий» ( в зависимости от степени болезни): Маркиза и его сподручных (для их же блага) подвергают жесточайшим, чудовищным наказаниям. Тоталитаризм не лучше полного хаоса; девушка — аллегория Свободы оказывается продажной шлюшкой, всегда готовой услужить тому, кто у власти; а страшный сон Берло о смирительной рубашке становится явью.

Куски мяса расфасованы, снабжены этикетками и разложены на полках супермаркета.

Есть ли иной способ управления нашим всемирным «сумасшедшим домом» кроме перечисленных?

Фильм удостоен двух высших ежегодных национальных кинонаград — «Чешских львов» — «лучший режиссёр»- Шванкмайер и «лучший актёр» — Ян Тришка.  Знаменитый чешский актёр Тришка (немало поработавший и в Голливуде) превосходно сыграл Маркиза — безумного, циничного но невероятно обаятельного грешника-философа, провозвестника и апостола «абсолютной свободы», «порочного наставника». Отмечу также известную чешскую актрису Анну Гейслерову в роли Шарлоты (я уже упоминал о ней в статье о фильме «Букет») и  постоянно снимающегося в фильмах Шванкмайера Павла Новы («Конспираторы наслаждений», «Полено») в роли немого слуги Маркиза. В целом все занятые в фильме актёры выглядят  убедительно.

Резюме: Шедевр от одного из лучших режиссёров современности. Умная социальная сатира с интересным сюжетом (это выгодно отличает Шванкмайера от многих «мастеров большого кино», фильмы которых порой просто скучны). Правда, надо заметить, что «Безумие», несмотря на название,  не столь «безумен» и   сюрреалистичен, как предыдущие работы режиссёра, но в данном случае на качестве это не сказалось.


«фирменные фишки» Шванкмайера


санитары «психушки» — самый страшный кошмар Жана





1442
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 20:02
Нехилую Вы рекламку фильму сделали. Интересно.
Спасибо
Пошёл смотреть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 20:13
Спасибо :-)
Мне фильм очень понравился, тем более, что к нему причастны два очень любимых мной персонажа — Шванкмайер и По. На мой взгляд — это вообще лучшая работа Шванкмайера, хотя и не все со мной согласятся. Здесь нет такой безудержной фантазии визуальных решений, как в некоторых других фильмах, но содержание сильное.


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 20:06
Заинтересовали! Спасибо. Скачиваю. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 20:18
:-)
Конечно, не могу гарантировать, что фильм понравиться, но время зря, думаю, не потеряете: где ещё найдёшь такое интересное сочетание — де Сад и Эдгар По
 


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 20:33
Да это очень интересно. Спасибо.


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 23:32
Давно присматривался к творчеству Шванкмайера, но только после сегодняшнего обзора решил скачать все основные работы и полное собрание короткометражек.
Осталось выбрать с чего начать знакомство.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 00:12
Я смотрел все произведения Шванкмайера (включая видеоклипы и заставки для MTV), кроме последнего полнометражного фильма, вышедшего осенью прошлого года. Хотя была возможность его посмотреть — он демонстрировался в Москве.
Я начинал как раз с Безумия, возможно поэтому оно столь сильное впечатление и произвело. ;-)
Хочешь начать с полнометражных фильмов? Лучше всего , наверное, с «Полена» , самого любимого народом фильма . Из короткометражек :Еда; Тьма-свет-тьма; Вниз, в винный погребок, знаменитый Возможности диалога, Квартира...
Все работы у Шванкмайера очень разные, ибо великий экспериментатор.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 00:24
Начну, пожалуй, с названных короткометражек. А потом посмотрю «Полено» либо «Безумие». Но скорее последнее. Потому что нахожусь еще под впечатлением от «Черного лебедя» Аронофски. Но это уже другая история :)


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 00:14
Спасибо! Суперский фильм! :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 07:10
:beer: Теперь можно переходить к другим фильмам режиссёра.


⇑ Наверх