Одна из лучших песен "Наутилуса" и Кормильцева "Всего лишь быть". Песня о рефлексирующем поэте, который устал от житейской мышиной возни, от одноразовой любви. Он хочет просто быть самим собой, просто жить, без опутавшей жизнь паутины фальши. Песня с легендарного альбома "Разлука" (1986).
цитата
я могу взять тебя
быть с тобой
танцевать с тобой
пригласить тебя домой
у меня есть дома рислинг
и токай
новые пластинких
77-й "AKAI"
твой мускус мой мускул
это так просто до утра вместе
но я уже не хочу быть мужчиной
но я уже не хочу
это так просто
я хочу быть
всего лишь...
Так в авторской орфографии — без знаков препинания.
В детстве мне больше нравились другие песни "Нау", более дерзкие, бунтарские. Но с возрастом тянет к философии и я всё больше стал ценить песню "Всего лишь быть". Долгое время я никак не мог разобрать слова. Сначала понял про "рислинг и токай", потом — про акай. Но решил, что это видак. Видак — это было очень круто и им вполне можно было гордиться. И лишь несколько лет назад полез в Интернет и узнал, что такое "семьдесят седьмой акай". Это крутой японский катушечник. Akai GX-77. Выпускался в начале 80-х и стоил, как мне сообщила статья на хабре , 128 тысяч йен, а на "чёрном рынке" в СССР — не менее тысячи рублей. Деньги огромные! Герой песни был очень небедным — по советским временам — человеком. Но счастья ему это не приносило.
А вот и "семьдесят седьмой акай".
Красавец! Когда я впервые слушал песню, то мечтал о японском двухкассетнике и не смог бы оценить в полной мере прелесть 17-киллограммового катушечника. Но сейчас — смотрю на фото и любуюсь. Немного жаль, что время бобин ушло. И даже Миа Уоллес не смогла вернуть к ним интерес.
Нашёл такое фото с Интерпресскона-2011. Не пойму, что написано на дипломе, но, как я помню, этим дипломом Фантлаб был отмечен. Подпись Б. Стругацкого различима. И Сидоровича, кажется.
А сам приз я просто подержать взял. Не помню уже, кто им был награждён.
Все, наверное, знают сформулированные Азимовым три закона роботехники (потом Азимов добавил к ним ещё и нулевой). Для научной фантастики они значат не меньше, чем три закона Ньютона для физики:
цитата
1.Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2.Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3.Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
0.Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.
Законы оказались настолько полезными, что и сам Азимов использовал их множество раз, и другие авторы применяли в своих произведениях, создавая логические задачи, возникающие из-за попытки обойти закон или из-за необходимости ему следовать.
Но дополнить законы Азимова решились... болгарские авторы.
В 1974 году в знаменитом романе „Пътят на Икар“ ("Путь Икара"), на русский так и не переведённом, один из ведущих болгарских фантастов Любен Дилов сформулировал четвёртый закон: "Робот при любых обстоятельствах должен легитимироваться как робот". Проще говоря, человек всегда должен знать, что с роботом говорит, во избежание недоразумений. Введение четвёртого закона сразу "положило конец дорогостоящим стремлениям конструкторов придать роботам максимально человеческий облик".
В 1980 году математик по образованию, журналист по профессии и писатель-фантаст по призванию Никола Кесаровски (его библиография открыта недавно в рамках Дней болгарской фантастики)
придумал пятый закон. Приоритет законов Азимова и Дилова он оспаривать не стал. Пятый закон очень прост: Робот должен знать, что он робот. Необходимость пятого закона автор обосновал в рассказе "Петият закон на роботиката"(1983), первоначально появившемся в виде комикса (художник Х. Кырджилов) в 1980 г. в популярном болгарском детском журнале "Дъга" ("Радуга"): Произошло необычное убийство: убийцей оказался робот, который... не знал, что он робот, это и позволило произойти трагедии — робот слишком эмоционально попытался поздравить своего любимого писателя с удачной книгой, обнял его и сломал позвоночный столб.
Гарри Гаррисон, вероятно, ничего не знал о болгарских законах и в 1989 году опубликовал юмористический рассказ "Четвёртый закон роботехники" . "Робот должен воспроизводить себе подобных", — этот закон придумали сами роботы, когда осознали, что являются личностями, а не рабами.
Известный современный болгарский фантаст Любомир Николов в забавном рассказе "Сто первый закон роботехники" высмеивает подражателей, при этом вольно или невольно иронизируя над болгарскими последователями Азимова.
цитата
Торжествующе улыбаясь, он сел за машинку и напечатал: «Сто первый закон роботехники: Каждый, кто навязывает простодушным роботам новые законы роботехники, да будет немедленно наказан битьем по голове. Орудие наказания — полное собрание сочинений А. Азимова (200 томов). Примечание: этим отменяются законы роботехники № 4-100. Да будет так!»
Кстати, Кесаровски в 2000 г. опубликовал ещё и продолжение рассказа Стивена Кинга "Грузовики" — "Камионите II" ("Грузовики-2").
Алексей Провоторов — украинский русскоязычный писатель и художник, работающий в жанре хоррора и темного фэнтези. Мастер короткой формы. "Веерное отключение" — один из самых известных рассказов писателя.
Помните, стихотворение Ирины Токмаковой?
"Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь,
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу..."
А если нет света? Страх темноты — один из самых исконных, стихийных человеческих страхов, пришедший по генетической памяти от неспособных к ночному зрению диких наших предков, для которых потеря источника огня означала полную беспомощность перед холодом и хищником. Современный человек перебрался в более комфортабельные панельные пещеры, но оказался ещё более зависим от источника света и тепла. Для современного человека, привыкшего к Интернету, телефону и телевизору, отсутствие электрического тока оборачивается ещё и опустошающей отрезанностью от мира, ощущением одиночества и собственной слабости.
Когда ты один на один с Тьмой, воображение, подпитывающееся обострившимися чувствами, рождает самых кошмарных чудовищ. Страх темноты знаком всем и для автора важно было не сфальшивить — достоверно передать страшные фантазии мальчика, постепенно обретающие плоть. Атмосферу тревоги и неясной опасности Провоторов нагнетает мастерски. Мифология спальных районов, породившая, например, Кэндимэна за рубежом, в последнее время охотно разрабатывается отечественными авторами, а тема это нашему читателю близка и понятна — неожиданный звонок в дверь, замеченная через дверной глазок неясная тень на площадке, скрип старого лифта, звук закрывающейся двери подъезда — все эти простые элементы в умелых руках могут превратить рассказ в "песню" необъяснимого ужаса. Рассказ Провоторова как раз один из лучших в "хорроре спальных районов".
цитата
Он вспомнил страшилку, услышанную летом у костра в соседнем дворе. Какой-то пацан, которого он ни до того, ни после не видел, рассказывал про вентиляционного человека. Пацан назвался Серым, Женька помнил его широкое, незагорелое, землистое лицо под некогда белой кепкой.
У него нет ни рук, ни ног, у этого человека, говорил Серый. Он живет в вентиляции домов, иногда на антресолях. У него бледное лицо, а тело не толще шеи. Так просто его нельзя увидеть – только внезапно и только если ты дома один; а еще на старых фотографиях, если в кадр попала вентиляция, то можно заметить едва различимое бледное лицо за решеткой или только глаза. Иногда, когда люди сходят с ума непонятно от чего, это значит, они встретились взглядом с вентиляционным человеком.
Всем было ясно, что Серый это придумал, но, придя домой, Женька попросил у мамы достать с полки фотоальбом и весь вечер проверял старые фотографии. Ничего, конечно, не нашел. Закрывая альбом, он был почти уверен, что не один он из всей компании занимался сегодня такой глупостью.
Он понимал, что бояться надо не придуманных чудовищ, которые, вообще-то, никак не могли жить в вентиляции. Бояться стоило торговцев людьми, ненормальных, просто бандитов, наркоманов в конце концов. Но с тех пор он иногда нет-нет да и поглядывал на зарешеченные прямоугольники темноты, особенно когда купался, оставаясь в одиночестве в запертой ванной. Но так чтоб бояться – никогда.
А вот сейчас глядеть на вентиляцию было страшно. В темноте мысли, казавшиеся бредом при свете дня, при родителях, легко обретали силу, объем и убедительность. Ужас в вентиляции? Вполне возможно. Чужая комната за порогом? Почему нет? Тварь под кроватью, ведьма за дверью? Запросто. Нет в темноте ничего невозможного. Или есть в темноте нечто невозможное. Это смотря с какой стороны подумать.