| |
| Статья написана 19 мая 2018 г. 19:51 |
Лобан М.Г., Койдан М.П. На пути к научной фантастике: изучение категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении // Актуальные научные исследования в современном мире (Переяслав-Хмельницкий), 2018, №1-7(33), с. 78-82. цитата В данной статье авторы рассматривают историю изучения категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении. Предлагается «широкое» и «узкое» толкование фантастических способов претворения художественного материала в произведениях различных авторов. Определяется функциональная роль фантастики в поэтических произведениях. Ключевые слова: категория фантастического, научная фантастика, жанровые особенности, художественная форма-образ. с. 78: цитата Категория фантастического возникла тогда, когда человек впервые попытался дать целостное объяснение событиям и явлениям вокруг себя. Это произошло на стадии первобытного мышления, когда фантастические образы еще не осознавались как таковые, но органично вписывались в общую картину мира, заполняя пробелы, появившиеся от недостатка информации, полученной опытным путем. с. 80: цитата Термин «научная фантастика» возводят к английскому словосочетанию «science fiction» – «научная беллетристика» и датируют концом 1920-х годов [ Roberts A. The History of Science Fiction. N.Y.: Macmillan, 2006, с. 2]. Таким образом, в первой половине XX века наметились два основных подхода к фантастике: 1) «узкое» понимание – фантастика как литература, занимающаяся прогнозированием последствий технического прогресса; 2) «широкое» – фантастика как способ «иновидения» действительности. Первое понятно и потому удобно, последнее вносит определенную путаницу, позволяющую относить одно произведение к различным литературным направлениям. с. 81: цитата Научная фантастика возникает в эпоху преобладания научного мышления, это дитя ХХ века (хотя зародилась она в ХIХ веке, основоположниками считаются Ж. Верн, Г. Уэллс и Э.А. По). Именно ХХ век – эпоха примата науки над остальными формами познания и осознания действительности. Сопряжение науки и научной фантастики может происходить на нескольких уровнях: 1) функциональном (общими являются функции научно-технического и социального прогноза и популяризации знаний); 2) сюжетном (в классической научной фантастике основу сюжета составляет описание реакции общества / отдельного человека на некий научный или псевдонаучный, но гипотетически возможный факт или открытие); 3) мировоззренческом (научное мироощущение – это характерный для современного сознания тип восприятия мира). с. 81-82: цитата Таким образом, фантастика преимущественно представляет собой эксперимент интеллектуально-художественного рода, который не исключает научно-философское осмысление материала. Сюжетно-содержательные компоненты, выделяемые Т.А. Балашовой как характерные для научной фантастики (открытие, приключение, преступление, исследование, катастрофа, путешествие [Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики (На материале научно-фантастического романа Великобритании). 2003, с. 16]), с нашей точки зрения, не являются специфичными для научной фантастики и могут быть использованы в иных художественных системах. с. 82: цитата Таким образом, восприятие, а значит, и изучение фантастического прошли долгий путь – от чисто психологических подходов (условия появления, точки соприкосновения с реальностью, реакция на вторжение необычного, правдоподобие, вера в происходящее) до формулирования эстетико-литературоведческого взгляда на проблему. Сегодня необходимо различать фантастическое как эстетическую категорию и фантастику как вид литературы о необычайном со всеми ее жанровыми и тематическими разновидностями. Лобан Марина Геннадьевна — старший преподаватель кафедры белорусской и русской филологии Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия), автор около ста работ по методике преподавания русской литературы, истории русской литературы и литературной критики. Койдан Мария Петровна — студентка Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия).
|
| | |
| Статья написана 13 мая 2018 г. 19:46 |
Екатерина Рождественская. Частная коллекция. Как создавался фотопроект [Рождественская Екатерина. Книга о Роберте Рождественском и нашей семье] М.: Э, 2018. 320 с. Пер. 2000 экз. 5-699-99149-5 цитата Фотографы, как астрономы, наблюдают за звездами. Екатерина Рождественская двадцать лет смотрела, как восходят одни звезды, кометами пролетают другие, падают третьи. Артисты, музыканты, политики превращались в студии Кати совсем в других людей. Как ведут себя звезды перед объективом, как сделать ордена из бумаги, кого из Катиных моделей любят дальнобойщики, кто не против сняться обнаженным и много других подробностей проекта вы узнаете из книги "Частная коллекция. Как создавался фотопроект". — Предыстория, с. 5— Пожар, с. 10 — Как придумалась «Частная коллекция», с. 22 — Аллегрова и Нефертити, с. 27 — Съемки по блату, с. 33 — Родительские друзья, с. 40 — Переезд в студию, с. 53 — Арапчонок, с. 61 — Санина каптерка, с. 65 — Лидка и балетные истории, с. 69 — Характерец, с. 75 — «Директор Кати Рождественской», с. 77 — Любимые и не очень Климт и Муха, с. 81 — Гурченко, с. 91 — Рязанов, с. 106 — Начало винтажной коллекции, с. 111 — История белья, с. 115 — Оттенки студии, с. 131 — Старинная палитра, с. 136 — Орлова и Александров, с. 141 — Первая выставка, с. 149 — Великие Старики, с. 152 — Шаинский, с. 157 — Разговор с Галиной Волчек, с. 163 — Андрей Макаревич, с. 170 — Анна Нетребко, с. 175 — Ури Геллер, с. 178 — Алсу, с. 182 — Настоящие звезды и звездная пыль, с. 189 — Билан, с. 196 — Стас Михайлов, с. 198 — Ваенга, с. 199 — Илья Олейников, с. 200 — Маршальские ордена для Владимира Меньшова, с. 205 — Розыгрыш с Николаем Басковым, с. 207 — Кристина Орбакайте и «Дама с фуро», с. 213 — 11 сентября, с. 228 — Сюжеты, которые я сама никогда бы не предложила, с. 231 — Жириновский, с. 234 — Газманов, с. 236 — Образцова, с. 241 — Плисецкая, с. 246 — Алиса Фрейндлих, с. 250 — Алла Баянова, с. 254 — Римма Казакова и Фрида Кало, с. 264 — Аксенов, с. 267 — Николай Дроздов, с. 272 — Аверин, с. 275 — Наташа Королева и «Венера» Боттичелли, с. 280 — Тася и другие дети, с. 286 — Гости студии, с. 290 — Календарь, с. 293 — Немного пин-апа и фотошопа, с. 296 — Рисовальщики женских тел, с. 303 — Несчастные гении, с. 307 — Разговоры за кадром, с. 311 — Послесловие, с. 316 Мария Метлицкая. Такова жизнь [Негромкие люди Марии Метлицкой] М.: Э, 2018. 320 с. Пер. 8000 экз. 5-04-090901-8 цитата "Такова жизнь". Сколько раз каждый из нас слышал, да и сам повторял эти слова, сетуя на несправедливость судьбы, невозможность что-либо в ней изменить. Герои рассказов, собранных в этой книге, прекрасно знают, что такое потери, разочарования, предательство. Но знают они и другое: жизнь стоит того, чтобы ценить каждое ее мгновение. Невозможно прожить без трудностей и проблем. Но без дождя не бывает радуги, без осенней грязи не бывает белого чистого снега. Черная полоса обязательно сменяется белой. Такова жизнь. И ее надо любить такой, какая она есть. — На всю оставшуюся жизнь, с. 5— Такова жизнь, с. 33 — Ночной звонок, с. 48 — Закон природы, с. 68 — Зика, с. 73 — Параллельные жизни созвездия Близнецов, с. 80 — Шуба, с. 93 — Вторая натура, с. 101 — Хоть Бога к себе призови, с. 112 — Все как обычно, с. 121 — Женщина-отгадка, с. 138 — Мои университеты, с. 149 — Близкие люди, с. 164 — Дорогая Валерия, с. 191 — Негромкие люди, с. 201 — Проще не бывает, с. 217 — Победители, с. 260 — Прелесть. О странностях любви, с. 273 — Родная кровь, с. 289 — Уроки Музы, с. 304 — Честное слово, с. 308
|
| | |
| Статья написана 13 мая 2018 г. 16:38 |
Михаил Савеличев. Побег из гетто https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret... цитата Любопытно поразмышлять — почему у нас существует как бы две фантастики — та, что честно несет на себе клеймо серии (фантастической или фэнтезийной, отечественной или зарубежной), обложки, жанрового определителя, в конце концов, что выставляется под заголовком романа или повести; и вторая, на которой вы никаких подобных внешних атрибутов днем с огнем не сыщите, которая издается там, где издается так называемая серьезная, мейнстримовская, интеллектуальная и прочая, прочая литература, но при этом все содержание указанных произведений, художественные приемы недвусмысленно указуют — фантастика! Как есть — фантастика! Конечно, можно возразить, что подобная ледяная стена между этими двумя фантастиками имеются не только в нашем королевстве, но и там, на Западе, однако не все так просто. цитата Писатель должен получать отклик на то, что он пишет. И этот отклик должен быть как минимум квалифицирован, для чего читатель должен по большей части понимать то, о чем в книге написано. Почитайте ради развлечения отклики кондовых читателей фантастики на отнюдь не кондовые фантастические же книги. И обрящете. Можно смеяться, но по большей части хочется плакать. И ночью же взять тщательно заточенную ложку и приняться рыть подкоп из гетто наружу.
|
| | |
| Статья написана 12 мая 2018 г. 20:57 |
Узловая станция русской литературы // Литературная газета, 2018, №13 от 28 марта — 3 апреля, с. 8-11. http://www.lgz.ru/article/-13-6637-28-03-... цитата Максим Горький – настолько грандиозная фигура в отечественной словесности, что равнодушных среди современных писателей к ней нет. Это тот случай, когда «время рассудило» верно. Остались не только книги, но и дела Горького: Литературный институт им. А.М. Горького, ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, биографическая серия «ЖЗЛ», журнал «Роман-газета»... Да и наша «Литературка» была возобновлена в 1929 году именно Алексеем Максимовичем. Всего, сделанного этим подлинным титаном, не перечесть. Но зато можно перечитать его произведения, поговорить о том, насколько Горький интересен сегодняшним читателям. Мы начинаем, точнее, продолжаем давно начатый разговор о Горьком, который, конечно, не закончится и после празднования его 150-летия. В связи с этим задаём писателям и литературоведам два вопроса: 1. Как вы оцениваете значение Горького в мировом литературном контексте? 2. Что для вас лично главное в Горьком? Весьма примечательные ответы дали, в частности — Алексей Варламов (между прочим, ректор Литературного института имени А.М. Горького), Лев Данилкин, Захар Прилепин, Роман Сенчин...
|
| | |
| Статья написана 11 мая 2018 г. 19:10 |
На удивление примечателен оказался свежий выпуск журнала Наука и жизнь 5-2018: — Александр Мелихов. Бесплотный разум невозможен, с. 58-59. Эссе о превосходстве человека над искусственным интеллектом. — Павел Амнуэль. Вселенная Стивена Хокинга, с. 90-96. Очерк жизни и творчества выдающегося учёного Стивена Хокинга (1942-2018). — Елена Первушина. "Он решился"... но на что?, с. 98-102. Статья об опыте Михаила Юрьевича Лермонтова в фантастике — неоконченной повести "Штосс". Иллюстрирована рисунками Б.И. Лебедева (В.Г. Белинский посещает М.Ю. Лермонтова на гауптвахте в Ордонансгаузе. 1946 год) и В.Г. Бехтеева (Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Штосс". 1940 год). — Антон Первушин. Песнь самозверя. Фантастическая повесть из цикла "Интроспекция универсума", с. 112-118. Повесть иллюстрирована рисунком Майи Медведевой. Пока это только начало повести, продолжение следует...
|
|
|