Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 мая 2018 г. 19:51

Лобан М.Г., Койдан М.П. На пути к научной фантастике: изучение категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении // Актуальные научные исследования в современном мире (Переяслав-Хмельницкий), 2018, №1-7(33), с. 78-82.

цитата
В данной статье авторы рассматривают историю изучения категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении. Предлагается «широкое» и «узкое» толкование фантастических способов претворения художественного материала в произведениях различных авторов. Определяется функциональная роль фантастики в поэтических произведениях.

Ключевые слова: категория фантастического, научная фантастика, жанровые особенности, художественная форма-образ.

с. 78:
цитата
Категория фантастического возникла тогда, когда человек впервые попытался дать целостное объяснение событиям и явлениям вокруг себя. Это произошло на стадии первобытного мышления, когда фантастические образы еще не осознавались как таковые, но органично вписывались в общую картину мира, заполняя пробелы, появившиеся от недостатка информации, полученной опытным путем.
с. 80:
цитата
Термин «научная фантастика» возводят к английскому словосочетанию «science fiction» – «научная беллетристика» и датируют концом 1920-х годов [Roberts A. The History of Science Fiction. N.Y.: Macmillan, 2006, с. 2]. Таким образом, в первой половине XX века наметились два основных подхода к фантастике:

1) «узкое» понимание – фантастика как литература, занимающаяся прогнозированием последствий технического прогресса;

2) «широкое» – фантастика как способ «иновидения» действительности.

Первое понятно и потому удобно, последнее вносит определенную путаницу, позволяющую относить одно произведение к различным литературным направлениям.

с. 81:
цитата
Научная фантастика возникает в эпоху преобладания научного мышления, это дитя ХХ века (хотя зародилась она в ХIХ веке, основоположниками считаются Ж. Верн, Г. Уэллс и Э.А. По). Именно ХХ век – эпоха примата науки над остальными формами познания и осознания действительности. Сопряжение науки и научной фантастики может происходить на нескольких уровнях:

1) функциональном (общими являются функции научно-технического и социального прогноза и популяризации знаний);

2) сюжетном (в классической научной фантастике основу сюжета составляет описание реакции общества / отдельного человека на некий научный или псевдонаучный, но гипотетически возможный факт или открытие);

3) мировоззренческом (научное мироощущение – это характерный для современного сознания тип восприятия мира).

с. 81-82:
цитата
Таким образом, фантастика преимущественно представляет собой эксперимент интеллектуально-художественного рода, который не исключает научно-философское осмысление материала. Сюжетно-содержательные компоненты, выделяемые Т.А. Балашовой как характерные для научной фантастики (открытие, приключение, преступление, исследование, катастрофа, путешествие [Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики (На материале научно-фантастического романа Великобритании). 2003, с. 16]), с нашей точки зрения, не являются специфичными для научной фантастики и могут быть использованы в иных художественных системах.
с. 82:
цитата
Таким образом, восприятие, а значит, и изучение фантастического прошли долгий путь – от чисто психологических подходов (условия появления, точки соприкосновения с реальностью, реакция на вторжение необычного, правдоподобие, вера в происходящее) до формулирования эстетико-литературоведческого взгляда на проблему. Сегодня необходимо различать фантастическое как эстетическую категорию и фантастику как вид литературы о необычайном со всеми ее жанровыми и тематическими разновидностями.

Лобан Марина Геннадьевна — старший преподаватель кафедры белорусской и русской филологии Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия), автор около ста работ по методике преподавания русской литературы, истории русской литературы и литературной критики.

Койдан Мария Петровна — студентка Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия).


Статья написана 13 мая 2018 г. 19:46

Екатерина Рождественская. Частная коллекция. Как создавался фотопроект

[Рождественская Екатерина. Книга о Роберте Рождественском и нашей семье]

М.: Э, 2018.

320 с. Пер. 2000 экз. 5-699-99149-5

цитата
Фотографы, как астрономы, наблюдают за звездами. Екатерина Рождественская двадцать лет смотрела, как восходят одни звезды, кометами пролетают другие, падают третьи. Артисты, музыканты, политики превращались в студии Кати совсем в других людей. Как ведут себя звезды перед объективом, как сделать ордена из бумаги, кого из Катиных моделей любят дальнобойщики, кто не против сняться обнаженным и много других подробностей проекта вы узнаете из книги "Частная коллекция. Как создавался фотопроект".
— Предыстория, с. 5

— Пожар, с. 10

— Как придумалась «Частная коллекция», с. 22

— Аллегрова и Нефертити, с. 27

— Съемки по блату, с. 33

— Родительские друзья, с. 40

— Переезд в студию, с. 53

— Арапчонок, с. 61

— Санина каптерка, с. 65

— Лидка и балетные истории, с. 69

— Характерец, с. 75

— «Директор Кати Рождественской», с. 77

— Любимые и не очень Климт и Муха, с. 81

— Гурченко, с. 91

— Рязанов, с. 106

— Начало винтажной коллекции, с. 111

— История белья, с. 115

— Оттенки студии, с. 131

— Старинная палитра, с. 136

— Орлова и Александров, с. 141

— Первая выставка, с. 149

— Великие Старики, с. 152

— Шаинский, с. 157

— Разговор с Галиной Волчек, с. 163

— Андрей Макаревич, с. 170

— Анна Нетребко, с. 175

— Ури Геллер, с. 178

— Алсу, с. 182

— Настоящие звезды и звездная пыль, с. 189

— Билан, с. 196

— Стас Михайлов, с. 198

— Ваенга, с. 199

— Илья Олейников, с. 200

— Маршальские ордена для Владимира Меньшова, с. 205

— Розыгрыш с Николаем Басковым, с. 207

— Кристина Орбакайте и «Дама с фуро», с. 213

— 11 сентября, с. 228

— Сюжеты, которые я сама никогда бы не предложила, с. 231

— Жириновский, с. 234

— Газманов, с. 236

— Образцова, с. 241

— Плисецкая, с. 246

— Алиса Фрейндлих, с. 250

— Алла Баянова, с. 254

— Римма Казакова и Фрида Кало, с. 264

— Аксенов, с. 267

— Николай Дроздов, с. 272

— Аверин, с. 275

— Наташа Королева и «Венера» Боттичелли, с. 280

— Тася и другие дети, с. 286

— Гости студии, с. 290

— Календарь, с. 293

— Немного пин-апа и фотошопа, с. 296

— Рисовальщики женских тел, с. 303

— Несчастные гении, с. 307

— Разговоры за кадром, с. 311

— Послесловие, с. 316

Мария Метлицкая. Такова жизнь

[Негромкие люди Марии Метлицкой]

М.: Э, 2018.

320 с. Пер. 8000 экз. 5-04-090901-8

цитата
"Такова жизнь". Сколько раз каждый из нас слышал, да и сам повторял эти слова, сетуя на несправедливость судьбы, невозможность что-либо в ней изменить.

Герои рассказов, собранных в этой книге, прекрасно знают, что такое потери, разочарования, предательство. Но знают они и другое: жизнь стоит того, чтобы ценить каждое ее мгновение. Невозможно прожить без трудностей и проблем. Но без дождя не бывает радуги, без осенней грязи не бывает белого чистого снега.

Черная полоса обязательно сменяется белой. Такова жизнь. И ее надо любить такой, какая она есть.

— На всю оставшуюся жизнь, с. 5

— Такова жизнь, с. 33

— Ночной звонок, с. 48

— Закон природы, с. 68

— Зика, с. 73

— Параллельные жизни созвездия Близнецов, с. 80

— Шуба, с. 93

— Вторая натура, с. 101

— Хоть Бога к себе призови, с. 112

— Все как обычно, с. 121

— Женщина-отгадка, с. 138

— Мои университеты, с. 149

— Близкие люди, с. 164

— Дорогая Валерия, с. 191

— Негромкие люди, с. 201

— Проще не бывает, с. 217

— Победители, с. 260

— Прелесть. О странностях любви, с. 273

— Родная кровь, с. 289

— Уроки Музы, с. 304

— Честное слово, с. 308


Статья написана 13 мая 2018 г. 16:38

Михаил Савеличев. Побег из гетто

https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...

цитата
Любопытно поразмышлять — почему у нас существует как бы две фантастики — та, что честно несет на себе клеймо серии (фантастической или фэнтезийной, отечественной или зарубежной), обложки, жанрового определителя, в конце концов, что выставляется под заголовком романа или повести; и вторая, на которой вы никаких подобных внешних атрибутов днем с огнем не сыщите, которая издается там, где издается так называемая серьезная, мейнстримовская, интеллектуальная и прочая, прочая литература, но при этом все содержание указанных произведений, художественные приемы недвусмысленно указуют — фантастика! Как есть — фантастика! Конечно, можно возразить, что подобная ледяная стена между этими двумя фантастиками имеются не только в нашем королевстве, но и там, на Западе, однако не все так просто.
цитата
Писатель должен получать отклик на то, что он пишет. И этот отклик должен быть как минимум квалифицирован, для чего читатель должен по большей части понимать то, о чем в книге написано. Почитайте ради развлечения отклики кондовых читателей фантастики на отнюдь не кондовые фантастические же книги. И обрящете. Можно смеяться, но по большей части хочется плакать. И ночью же взять тщательно заточенную ложку и приняться рыть подкоп из гетто наружу.


Статья написана 12 мая 2018 г. 20:57

Узловая станция русской литературы // Литературная газета, 2018, №13 от 28 марта — 3 апреля, с. 8-11.

http://www.lgz.ru/article/-13-6637-28-03-...

цитата
Максим Горький – настолько грандиозная фигура в отечественной словесности, что равнодушных среди современных писателей к ней нет. Это тот случай, когда «время рассудило» верно. Остались не только книги, но и дела Горького: Литературный институт им. А.М. Горького, ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, биографическая серия «ЖЗЛ», журнал «Роман-газета»...

Да и наша «Литературка» была возобновлена в 1929 году именно Алексеем Максимовичем. Всего, сделанного этим подлинным титаном, не перечесть. Но зато можно перечитать его произведения, поговорить о том, насколько Горький интересен сегодняшним читателям.

Мы начинаем, точнее, продолжаем давно начатый разговор о Горьком, который, конечно, не закончится и после празднования его 150-летия. В связи с этим задаём писателям и литературоведам два вопроса:

1. Как вы оцениваете значение Горького в мировом литературном контексте?

2. Что для вас лично главное в Горьком?

Весьма примечательные ответы дали, в частности — Алексей Варламов (между прочим, ректор Литературного института имени А.М. Горького), Лев Данилкин, Захар Прилепин, Роман Сенчин...


Статья написана 11 мая 2018 г. 19:10

На удивление примечателен оказался свежий выпуск журнала Наука и жизнь 5-2018:

Александр Мелихов. Бесплотный разум невозможен, с. 58-59.

Эссе о превосходстве человека над искусственным интеллектом.

Павел Амнуэль. Вселенная Стивена Хокинга, с. 90-96.

Очерк жизни и творчества выдающегося учёного Стивена Хокинга (1942-2018).

Елена Первушина. "Он решился"... но на что?, с. 98-102.

Статья об опыте Михаила Юрьевича Лермонтова в фантастике — неоконченной повести "Штосс".

Иллюстрирована рисунками Б.И. Лебедева (В.Г. Белинский посещает М.Ю. Лермонтова на гауптвахте в Ордонансгаузе. 1946 год) и В.Г. Бехтеева (Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Штосс". 1940 год).

Антон Первушин. Песнь самозверя. Фантастическая повесть из цикла "Интроспекция универсума", с. 112-118.

Повесть иллюстрирована рисунком Майи Медведевой.

Пока это только начало повести, продолжение следует...





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх