На пути к научной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > На пути к научной фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

На пути к научной фантастике

Статья написана 19 мая 2018 г. 19:51

Лобан М.Г., Койдан М.П. На пути к научной фантастике: изучение категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении // Актуальные научные исследования в современном мире (Переяслав-Хмельницкий), 2018, №1-7(33), с. 78-82.

цитата

В данной статье авторы рассматривают историю изучения категории фантастического в зарубежном и русском литературоведении. Предлагается «широкое» и «узкое» толкование фантастических способов претворения художественного материала в произведениях различных авторов. Определяется функциональная роль фантастики в поэтических произведениях.

Ключевые слова: категория фантастического, научная фантастика, жанровые особенности, художественная форма-образ.

с. 78:

цитата

Категория фантастического возникла тогда, когда человек впервые попытался дать целостное объяснение событиям и явлениям вокруг себя. Это произошло на стадии первобытного мышления, когда фантастические образы еще не осознавались как таковые, но органично вписывались в общую картину мира, заполняя пробелы, появившиеся от недостатка информации, полученной опытным путем.
с. 80:

цитата

Термин «научная фантастика» возводят к английскому словосочетанию «science fiction» – «научная беллетристика» и датируют концом 1920-х годов [Roberts A. The History of Science Fiction. N.Y.: Macmillan, 2006, с. 2]. Таким образом, в первой половине XX века наметились два основных подхода к фантастике:

1) «узкое» понимание – фантастика как литература, занимающаяся прогнозированием последствий технического прогресса;

2) «широкое» – фантастика как способ «иновидения» действительности.

Первое понятно и потому удобно, последнее вносит определенную путаницу, позволяющую относить одно произведение к различным литературным направлениям.

с. 81:

цитата

Научная фантастика возникает в эпоху преобладания научного мышления, это дитя ХХ века (хотя зародилась она в ХIХ веке, основоположниками считаются Ж. Верн, Г. Уэллс и Э.А. По). Именно ХХ век – эпоха примата науки над остальными формами познания и осознания действительности. Сопряжение науки и научной фантастики может происходить на нескольких уровнях:

1) функциональном (общими являются функции научно-технического и социального прогноза и популяризации знаний);

2) сюжетном (в классической научной фантастике основу сюжета составляет описание реакции общества / отдельного человека на некий научный или псевдонаучный, но гипотетически возможный факт или открытие);

3) мировоззренческом (научное мироощущение – это характерный для современного сознания тип восприятия мира).

с. 81-82:

цитата

Таким образом, фантастика преимущественно представляет собой эксперимент интеллектуально-художественного рода, который не исключает научно-философское осмысление материала. Сюжетно-содержательные компоненты, выделяемые Т.А. Балашовой как характерные для научной фантастики (открытие, приключение, преступление, исследование, катастрофа, путешествие [Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики (На материале научно-фантастического романа Великобритании). 2003, с. 16]), с нашей точки зрения, не являются специфичными для научной фантастики и могут быть использованы в иных художественных системах.
с. 82:

цитата

Таким образом, восприятие, а значит, и изучение фантастического прошли долгий путь – от чисто психологических подходов (условия появления, точки соприкосновения с реальностью, реакция на вторжение необычного, правдоподобие, вера в происходящее) до формулирования эстетико-литературоведческого взгляда на проблему. Сегодня необходимо различать фантастическое как эстетическую категорию и фантастику как вид литературы о необычайном со всеми ее жанровыми и тематическими разновидностями.

Лобан Марина Геннадьевна — старший преподаватель кафедры белорусской и русской филологии Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия), автор около ста работ по методике преподавания русской литературы, истории русской литературы и литературной критики.

Койдан Мария Петровна — студентка Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина (Мозырь, Белоруссия).





310
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 19:52
Текст у меня наличествует — при интересе обращайтесь в личку...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 23:12
Здравствуйте. Интерес безусловно имеется. Не то чтобы, я обо всём этом не догадывался, просто после прочтения некоторых ЙЕНов (Макдональда, Бенкса) мир мой перевернулся, никак не могу прийти в себя. Отсюда и все мои стенания в теме. Спасибо, что откликнулись.


⇑ Наверх