| |
| Статья написана 9 декабря 2020 г. 19:06 |
Константин Фрумкин. Советская фантастика как ипостась коммунистической утопии // Историческая Экспертиза, 2020, №2(23), С. 239-256. цитата Статья на основе анализа творчества многих советских писателей выявляет особенности преломления коммунистической утопии в советской научно-фантастической литературе 1920–1960-х гг. Ключевые слова: советский коммунистический проект, коммунистическая утопия, советская художественная литература, научно-фантастическая литература, Иван Ефремов, братья Стругацкие, эпоха оттепели в СССР. ПРЕДИСЛОВИЕ: О ТРЕХ КОНТЕКСТАХ «ТУМАННОСТИ АНДРОМЕДЫ» 239 БЕЗ АКУЛ И ЗИМЫ 241 ДУРНАЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ 244 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНТЕРНАТЫ 248 НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО 250 ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 254 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 254 с. 254: Утопическое коммунистическое общество обещало создать условия, где все бы наслаждались своим творческим трудом, но более того: оно обещало вас научить получать наслаждение от творчества. Платоновская академия, аристотелевский Лицей — вот чем должна была стать утопия по Ефремову — Стругацким. Фрумкин Константин Григорьевич https://fantlab.ru/autor3517
|
| | |
| Статья написана 4 декабря 2020 г. 18:29 |
Игра народная. Русские писатели о футболе Сост. Сергей Князев, Алексей Портнов Художник Владимир Мачинский В оформлении переплёта использованы фотографии Николая Волкова (Мяч летит к зрителям, обложка) И сергея Куликова (оборот). Книга иллюстрирована фотографиями из архива семьи Набутовых [Русский рассказ] М.: АСТ, 2018. 416 с. Пер. 60X90/16 5000 экз. 5-17-108824-8 цитата В сборник короткой прозы о футболе — мемуарной и художественной — вошли тексты Александра Гениса, Евгения Водолазкина, Василия Уткина, Андрея Рубанова, Владимира Стогниенко, Кирилла Набутова, Александра Терехова, Дмитрия Данилова, Александра Нилина, Дениса Романцова, Виктора Шендеровича, Александра Секацкого, Ольги Брейнингер, Сергея Самсонова, Сергея Носова, Ираклия Квирикадзе и других. Александр Генис. Дзен футбола 9 — Заметки на полях Бразилии 16 — Метафизика футбола 25 — Футбол как религия 28 Андрей Рубанов. К нам едет Марадона 34 Ираклий Квирикадзе. Переделкино, чача, сомбреро 58 Александр Нилин. В ожидании Стрельцова 63 — Шостакович и футбол 79 Евгений Водолазкин. Моя футбольная биография 84 Кирилл Набутов. Пусть продолжают, или Святой Диего 89 Николай Александров. Миф о мяче 105 Вячеслав Божко. "В раю мы будем в мяч играть". Голкипер Владимир Набоков 109 Сергей Самсонов. ДЮСШ имени Горького 116 Денис Романцов. Спортивный журналист, ставший великим писателем. Памяти Юрия Трифонова 135 Василий Уткин. Как я был футболистом 153 Николай Заболоцкий. Футбол 168 Алексей Самойлов. Перед своим незапятнанным голом. Памяти Льва Яшина 171 Александр Секацкий. Футбольный мяч и его орбиты 181 Сергей Носов. По воротам 210 Осип Мандельштам. Второй футбол 214 Александр Терехов. За дармоедами 216 Геннадий Орлов. Как там Аршавин? О болельщике "Зенита" Кирилле Лаврове 248 — Путешествия в Грузию. Памяти Котэ Махарадзе 253 — Мой крестный отец на ТВ. О Николае Озерове 261 Виктор Шендерович. Как моя мама спасла советский футбол 272 Илья Казаков. Голландский Дамблдор: любовь и волшебство 282 Ольга Брейнингер. Правильные люди 287 Виктор Набутов. Питер-то живой, братцы! 316 Дмитрий Данилов. Граундхопинг 326 Андрей Вознесенский. Футбольное 366 Дмитрий Федоров. Полевое бессилие 369 Владимир Стогниенко, Семен Павлюк. Родина футбола 374 Об авторах 409 Александр Генис: цитата Как всё великое, футбол слишком прост, чтобы его можно было объяснить. Поэтому многие путают его с религией, или с жизнью… Но мне футбол кажется искусством. Вопиющая простота правил говорит о непреодолимом совершенстве этой игры. Как в сексе или шахматах, тут ничего нельзя изобрести или, тем более, улучшить. Однако простота еще не значит нетребовательность. Футбол признает только полное самозабвение. Он не позволяет от себя отвлекаться. Он напрочь исключает тебя из жизни, за что ты ему и благодарен. Футбол непредсказуем и тем прекрасен. В отличие от тех достижений, что определяются метрами и секундами, футбол лишен меры и последовательности. Гол может быть продолжением игры, но может и перечеркнуть всё, ею созданное. Несправедливый, как жизнь, футбол и логичен не больше, чем она. Проигрывают те, кто знает, как играть. Выигрывают те, кто об этом забыл. Пять причин купить: 1. Яркий, эмоциональный сборник о самой любимой игре миллионов. 2. Звездные авторы из мира литературы и спорта: Владимир Стогниенко, Кирилл Набутов, Василий Уткин, Александр Генис, Евгений Водолазкин, Александр Терехов, Андрей Рубанов, Дмитрий Данилов, Денис Романцов и другие... 3. Короткая проза, собранная специально к чемпионату мира по футболу 2018. 4. Признание в любви к народной игре и серьезные, забавные и совсем не футбольные истории. 5. Большинство текстов публикуется впервые.
|
| | |
| Статья написана 29 ноября 2020 г. 16:36 |
Юрий Поляков Быть русским в России. Сборник статей и эссе Портрет на обложке — Дмитрий Слепушкин Дизайн обложки — Роман Хапилин М.: : Аргументы недели, 2019. 496 с. Пер. 84X108/32 3000 экз. 5-6042364-7-5 цитата В книге со знаковым названием «Быть русским в России» собраны лучшие статьи и эссе известного прозаика и драматурга Юрия Полякова, постоянного автора «Аргументов недели». С 2001 под 2016 год он возглавлял «Литературную газету», ставшую в тот период кафедрой отечественной консервативно-патриотической мысли. В сборник вошли классические статьи «От империи лжи – к республике вранья», «Зачем вы, мастера культуры?», «Десовестизация», «Словоблуждание», «Лезгинка на Лобном месте», а также новые работы, в первую очередь цикл «Желание быть русским» (2018), вызвавший широкий резонанс и разноречивые оценки. В каждом слове автора — жесткая отповедь "либерафанам" и тревога за будущее Отечества. Публицистика Юрия Полякова, классика русской литературы, цепляет за живое каждого, не позволяя остаться равнодушным к судьбе Великой России и отличается эмоциональным накалом. Часто используя в спорах слова и выражения, мы даже не подозреваем, что попали они в современный русский язык из статей Юрия Полякова. Автор первым в самом начале девяностых назвал вещи своими именами и сказал, что на месте рухнувшей империи лжи "возникло не царство правды, а обыкновенная республика вранья", что демократический король голый и ущербный и что "ложь стала первой и пока единственной успешно приватизированной государственной собственностью. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: ДЕТЕКТОР ПАТРИОТИЗМА 3Почвенники и беспочвенники. Беседа Юрия Полякова и Андрея Угланова 5 Невольный дневник. Предисловие автора 15 Желание быть русским 20 Космос комсомола 120 Богу надо помогать! 124 Ё-мобиль и перелётная элита 138 Булгаков против электротеатра 160 Кустарь с монитором 180 Вольные бюджетники и немотствующий народ 190 Детектор патриотизма 197 Как я стал консерватором 202 Прикол века 205 Левиафан и Либерафан 208 Не люблю иллюзий! 214 Косяк на Камергерском 228 Назначить памятником! 230 На Украине началась гражданская война 233 Где проспект Ивана Калиты? 238 Бузите и обрящете! 255 "Непонимание по всем фронтам..." 259 ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: БИТВА ЗА ПАМЯТЬ 263 От империи лжи — к республике вранья 265 Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция! 270 Россия накануне патриотического бума 275 Зрелище 281 Грешно плевать в Чудское озеро 287 Наши гостомыслы 293 Человек перед урной 303 Словоблуждание 308 Зачем человеку одна голова, а орлу две? 319 Десовестизация 326 Фабрика гроз 336 Просто комсомол 347 Слово — не птеродактиль. Вместо манифеста 353 Триста лет вместе. Юбилейная инвектива 358 Россия в откате 362 Государственная недостаточность 377 Писатели и ПИП 388 Зачем вы, мастера культуры? 403 Битва за память 437 Шолохов и "шелуховеды" 443 Песней — по жизни 447 Два кризиса в одной стране 468 Лезгинка на Лобном месте 471 День суверенных одуванчиков 490
|
| | |
| Статья написана 25 ноября 2020 г. 16:59 |
Александр Ширвиндт В промежутках между Фото автора на обложке — Юрий Рост Иллюстрации — Наталья Колпакова М.: КоЛибри, 2017. 192 с. Пер. 10000 экз.5-389-13616-8 18+ Содержит нецензурную брань цитата Вся наша жизнь — это существование в промежутках между. Между юбилеями и панихидами, между удачами и провалами, между болезнями и здоровьем, между днем и ночью, вообще, между рождением и смертью возникает пространство, когда человек вынужден подумать. А когда начинаешь думать, то рефлекторно хочется поделиться чем-нибудь с кем-нибудь, кроме самого себя... Между прочим 3 Между нами 5 — Юз Алешковский 5 — Аркадий Арканов 8 — Светлана Безродная 10 Между тем 12 Между нами 18 — Владимир Васильев 18 — Александр Ширвиндт. Рисунок Владимира Васильева 19 — Вера Васильева 20 Между тем 22 Между нами 28 — Владимир Винокур 28 — Галина Волчек 30 — Максим Галкин 32 — Валентин Гафт 34 Между тем 37 Между нами 41 — Татьяна Правдина-Гердт 41 Между тем 44 Между нами 52 — Станислав Говорухин 52 — Станислав Говорухин. Рисунок Станислава Говорухина 53 Между тем 54 Между нами 56 — Лариса Голубкина 56 Между тем 58 Между нами 63 — Георгий Гречко 63 — Дмитрий Губерниев 65 Между тем 67 Между нами 69 — Михаил и Юлий Гусманы 69 — Михаил Державин 72 — Армен Джигарханян 74 — Лев Дуров 76 — Наина Ельцина 78 Между тем 79 Между нами 82 — Михаил Жванецкий 82 Между тем 85 Между нами 88 — Марк Захаров 88 — Владимир Зельдин 90 Между тем 92 Между нами 94 — Александр Калягин 94 Между тем 97 Между нами 100 — Филипп Киркоров 100 — Иосиф Кобзон 102 — Сергей Лавров 105 — Виктор Лошак 107 Между тем 110 Между нами 114 — Владимир Меньшов 114 — Юрий Норштейн 116 — Елена Образцова 118 — Ольга Арцимович-Окуджава 120 — Константин Райкин 123 — Юрий Рост 125 — Снова Юрий Рост 126 — Эльдар Рязанов 129 Между тем 130 Между нами 133 — Олег табаков 133 — Тата, жена 135 — Владилав Третьяк 137 — Леонид Трушкин 139 Между тем 141 Между нами 143 — Иван Ургант 143 — Сергей Урсуляк 145 Между тем 146 Между нами 149 — Геннадий Хазановов 149 — Елена Чайковская 152 Между тем 154 Между нами 156 — Михаил Швыдкой 156 — Миша Ширвиндт 160 Между тем 164 Между нами 169 — Георгий Юнгвальд-Хилькевич 169 — Леонид Ярмольник 171 Между тем 173 Между небом и землей 180 (с) Лена М., содержание
|
| | |
| Статья написана 14 ноября 2020 г. 20:19 |
Хоруженко Т.И. Принудительное счастье космической колонизации: советский проект в научной фантастике // Quaestio Rossica (Издательство Уральского университета), 2019, том 7, №3, с. 761-775. цитата Советская научная фантастика, будучи связана с идеями обновления, затрагивала тему космоса и контакта землян с иными цивилизациями. К 1960-м гг. в ней зародилась идея о помощи землян иным цивилизациям в достижении нового уровня жизни. В советской фантастике формируется модель принудительного счастья, которая хорошо вписывается в утопические векторы советской культуры. Внимание исследователя обращено на популярный в свое время, но малоизученный роман уральского писателя Исая Давыдова «Я вернусь через 1000 лет» (1969) как авторское проектирование способов осчастливить человека. Идея «принудительного счастья» проверяется в романе дважды: через построение идеального общества молодых людей на Земле и функционирование подобного общества на другой планете, а также через попытку контакта с дикарями. В итоге выясняется, что идеальное общество построить сложно, а дикари не нуждаются в дополнительной помощи со стороны землян. Роман Исая Давыдова рассматривается в контексте советских научно-фантастических романов, повествующих о контактах землян с иными цивилизациями, начиная с «Аэлиты» А. Толстого и заканчивая «прогрессорским» циклом А. и Б. Стругацких. Утопизм идеи прогрессорства, развенчиваемый в романах и повестях Стругацких, у Исая Давыдова восхваляется и доводится до логического завершения в продолжении романа (2013), где автор показывает, как дикари оказываются успешно цивилизованными. Автор статьи приходит к выводу, что идея прогрессорства важна для советской фантастики в целом, а не только для творчества Стругацких, в контексте которого она чаще всего рассматривается. В романе Давыдова герои ощущают себя в статусе богов для дикарей, но не тяготятся этим, в отличие от героев Стругацких. В этом кроется одна из особенностей советского научно-фантастического романа: «обычные» герои становятся равны богам и вступают в борьбу с самим временем, чтобы организовать всей Галактике светлое будущее. Ключевые слова: советская научная фантастика, Исай Давыдов, Алексей Толстой, братья Стругацкие, модели принудительного счастья, эксперимент над историей. с. 772: Тип прогрессора оказался чрезвычайно востребован отечественной культурой. И И. Кукулин, и М. Липовецкий приходят к выводу, что можно говорить о колоссальном влиянии этой модели на сегодняшнее общество: «прогрессор никуда не исчезал, давно превратившись в других областях культуры из литературного персонажа в доминантную модель самосознания позднесоветской и постсоветской интеллигенции» [Липовецкий М. Еще раз о комплексе прогрессора // Неприкосновенный запас, 2015, №1(99)]. И если Стругацкие в конце концов в идее насильственного счастья, несомого землянином-коммунистом людям, разочаровались, то их коллеги по перу продолжали (или продолжают, как показывает пример И. Давыдова) верить в возможность подобного сценария. За всей деятельностью землян, таким образом, стоит идея того, что они приносят счастье, а также культуру, защиту и знания другим цивилизациям. Однако этот глобальный опыт далеко не всегда оказывается безболезненным, что и доказывает роман уральского писателя. Хоруженко Татьяна Игоревна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Уральский федеральный университет, Екатеринбург
|
|
|