— Среди писателей-фантастов, как ни странно, хватает людей, получивших профильное образование — то есть закончивших Литинститут имени Горького. Андрей Лазарчук, Леонид Кудрявцев, Дмитрий Федотов, и так далее, и тому подобное. Ну, и вы тоже там учились. Как вам кажется, такое образование помогает фантасту в работе — или наоборот, мешает?
— Я считаю, что поэту или прозаику необходимо учиться. Не обязательно в профильных заведениях, можно самостоятельно. Главное — наработать инструментарий. Жалок и смешон поэт, не отличающий ямба от хорея. Талант наибольшей величины не спасет прозаика, не знающего основ композиции.
А что до Литературного института... Это — классическое образование. Основы языкознания, литературоведение, латынь, обязательно — большой список чтения. Крайне полезно.
Но шансов стать хорошим писателем не прибавляет.
— Кстати, вы ведь и на литсеминарах писателей-фантастов бывали. Чем такая форма обучения отличается от принятой в Литинституте, что эти семинары способны дать человеку пишущему?
— Литсеминар литсеминару рознь.
Когда я первый раз попала на «Партенитовку», была шокирована тем фактом, что люди вообще пишут фантастику (в институте это считалось чем-то неприличным) и говорят о ней.
О единой форме преподавания, как и о преподавании вообще, на семинарах не приходится говорить. Все ведущие групп — разные. У каждого — свой подход. В институте тоже разбирали готовые тексты (кстати, примерно в принятом на семинарах формате), но пять лет — у одного и того же преподавателя. Вот это — вредно, я думаю. Это позволяет учителю вылепить из учеников свое подобие.
— Нина, сейчас выходит антология «Конец света отменяется!», который вы вместе с Антоном Фарбом составляли при участии Никиты Аверина. Насколько я понимаю, первоначально сборник должен был называться «Поваренная книга постапокалипсиса» или что-то в этом роде. Откуда взялась эта идея — взяться за составление антологий? И почему именно такая тема — не самая, скажем прямо, свежая и оригинальная?
— Никогда не хотела составлять сборники. Даже составить подборку собственных стихов — мука мученическая.
У этого сборника вообще трудная судьба (я — неопытный составитель, не знаю, может, всегда так). Изначально мы с Антоном хотели издать сборник рецептов «постапока»: больная тема для поработавших «в проЭктах» авторов, видимо, плюс — отдых в Крыму, в палаточном лагере. Питание в отпуске было настолько обильно, что печень несвежего зомби мы употребили бы с удовольствием. А если учесть, что в работе был текст соответствующей направленности... Мы задумали собрать рассказы на кулинарные темы, приложить рецепты, может быть — фотографии...
Когда начали поступать рассказы, мы поняли, что задуманное не удастся. Тем не менее, набралось достаточное количество хороших текстов. Их снабдили рецептами и отправили в издательство.
Увы, в последний момент начальство решило не просто изменить название, но и отказаться от всякого упоминания кулинарной темы на обложке. И обязательно поставить логотип «Свалкер».
Качество рассказов нас устраивало и устраивает. Все они достойны публикации. Поэтому — встречайте сборник «Конец света отменяется!»
Вау. Почти дочитал книгу "Антихрупкость" американского экономического поп-гуру Нассима Талеба, и только тут обнаружил, что переводил ее Коля Караев. Поздравляю, хорошая работа! В смысле, у Коли, а не у Талеба. У того как раз много откровенной чепухи и баянов в кустах. Но прочитать стоит -- зерно истины там тоже есть.
По традиции, подведу некоторые итоги уходящего года. Так сказать, персональные. Отчитаюсь в творческих успехах (личные успехи тоже были, но об этом как-нибудь в другой раз и в другом месте). Итак, что я сделал за 2013 год?
1. Выпустил сборник статей, эссе и интервью "Драконы и звездолеты" (спасибо Сергею Соболеву!);
2. Поучаствовал в организации литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон", конвента "Интерпресскон", "Петербургской фантастической ассамблеи" и фестиваля "Зиланткон";
3. Совместно с Сергеем Шикаревым запустил литературную премию "Новые горизонты" -- новости о втором сезоне, надеюсь, будут уже к концу января;
4. Поучаствовал в проведении очередного конкурса "Фанткритик" на базе Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской;
5. Составил четыре сборника, три из них совместно с Виктором Точиновым. Один сборник, "Конец света с вариациями", успел выйти, об остальных доложу позже.
6. Написал несколько предисловий -- в основном к малотиражным изданиям: сборнику публицистики Марии Галиной, прозы Кусчуя Непомы и пр.
7. Написал около 70 колонок, статей и рецензий для "Мира фантастики" и десяток для "Книжного обозрения". Плюс еще десятка полтора опубликовано под разными псевдонимами.
Ну и много писал для прессы, оффлайновой и онлайновой. Составил вот списочек опубликованных за год материалов, бесплатно и легально доступных в этих ваших интернетах.
Да, предупреждая нескромные вопросы: всего написал где-то 15-20 авторских листов, заработал около 360-400 тыс. рублей. Пираты не мешали. Если бы сидел в офисе, заработал бы вдвое больше. Но за все приходится платить... Зато прочитал около 200 книжек, из них треть того заслуживает. Недостатка в качественном чтении не испытываю.
— Литература для всех. (Рецензия на трехтомник Игоря Сухих «Русская литература для всех» и книгу Дмитрия Быкова «Советская литература. Краткий курс»);
— Хромая судьба. (К 80-летию писателя Бориса Стругацкого. Рецензия на книги «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1972-1977» и «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1978-1984»);
— Ритуал. (Рецензия на сборник Марии Галиной «Куриный бог»);
— Евенгелие от Беляева. (Рецензия на биографическую книгу Зеева Бар-Селлы «Александр Беляев»);