Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Papyrus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 декабря 2010 г. 16:25

Оглядываясь на уходящий год, подвожу некоторые книжные итоги. Вначале о грустном.

Разочарованием года для меня стали "Американские боги" Нила Геймана и "Часовщик" Родриго Кортеса.

"Американские боги" – собственно, вполне неплохой роман, добротно написаннный с достаточно интересным сюжетом. Здесь сказались завышенные ожидания. От книги – лауреата престижных фантастических премий ждал большего.

А вот «Часовщик» мне совсем не пошёл. За хитроумными сюжетными конструкциями живых героев мне разглядеть не удалось.

Наихудшей книгой из прочитанного безоговорочно стал ещё один роман-лауреат — "Кубатура сферы" Сергея Слюсаренко. Разочарованием года он не стал по причине полярно аналогичной ситуации с Нилом Гейманом – зная мнение коллег-фантлабовцев, чего-то такого и ожидал.

Впечатления от книги вылились у меня в этот отзыв (или не отзыв), который я сегодня выложил на страничке произведения и дублирую здесь.

Хотел было я написать отзыв, да что-то не получается.

Я тогда информацией с вами поделюсь.

Говорят, создатели игры и издатели серии S.T.A.L.K.E.R. подготовили совместный проект — литературно-компьютерную игру "Стань супер-пупер сталкер-писателем". Игра очень сложная и расчитана на настоящих интеллектуалов и знатоков литературы. Игрокам нужно отвечать на разные заковыристые вопросы.

Например: "На ясной поляне встречаются наш боец и ихний. Кто кого покрошит?" Ну, это ещё не очень сложный вопрос — с первого уровня. А на десятом уровне уже такой вопросище: "В тёмном лесу, прячась за деревьями, пуляют друг в друга наш боец и десять ихних. Кто кого положит?"

А вот ещё каверзный вопрос: "Наши и ихние бойцы вооружены лазерами, мазерами, тазерами и квазерами. Чем будут сражаться в финальной схватке наш главный герой и ихний главный негодяй?" Ни за что не догадаетесь. Ладно, один раз не считается, один раз подскажу: кулаками.

Или вот такое хитроумное задание: Первый список: америкос, хохол, русак. Нужно правильно подобрать к этим словам пару из второго списка: дебильный урод, упёртый бандеровец, красава форева.

Тот, кто ответит правильно на все вопросы и выполнит все задания, получает на шестьсот шестьдесят шестом уровне ведро с радиацией, кормит ею разных зверюшек и аборигенов и получает мутантов — героев второго плана. Главные герои — мужественный боец, продвинутый технарь и забойная красотка — выдаются всем на первом уровне, этого добра на всех хватает. Потом игроку надо дать всем своим персонажам имена, программа добавит диалоги и описания — и можно номинироваться на премию "Золотое яблоко от Русского коня".

По отзывам — эта игра не менее увлекательное занятие, чем чтение книг серии S.T.A.L.K.E.R.

Оснований сомневаться в поведанной мне и мной информации нет. Во-первых, мой сосед Василий не пьёт, он уже неделю как завязал. Во-вторых, у его зятя компьютер подключен к сети и он все слухи и сплетни проверяет по их первоисточнику — Интернету.

Так что дерзайте, ищите, играйтесь, пишите, номинируйтесь.


Статья написана 27 декабря 2010 г. 16:16

Второй раз поучаствовал в конкурсе им. Варшавского на лучший фантастический рассказ. И удивительным образом достиг ровно того же результата, что и на первом конкурсе. Без особых проблем прошёл в финал, там после первых оценок нахально покрасовался на первом месте, но в итоге оказался ближе к концу первой десятки. Слегка озадачил разнобой в оценках жюри – от лучшего рассказа на конкурсе до худшего рассказа на конкурсе.

Хочу, кстати, поблагодарить фантлабовцев, которые помогали мне определиться с выбором рассказа — suhan_ilich и VuDu (советом которых я не воспользовался8:-0) и Сергея Соболева (который, стало быть, будет теперь делить со мной ответственность за неудачу:-)).


А сам рассказ – вот он:


Предостережение или пасквиль?

---

Материалы по роману Андрея Тёмного «Гибель Титана и Ко», опубликованному в журнале Ленинградской секции Союза писателей СССР «Красная Нева» в октябрьском номере за 2010 год, оформить в Красную папку по стандарту альфа-прим.

Из резолюции ***
адресованной к исполнению ***

---

Роман молодого писателя написан в жанре альтернативной истории. Невероятные события, развёртывающиеся в романе, безусловно не могли произойти на самом деле, являя собой плод фантазий автора на тему: как бы могла сложиться судьба нашего государства, если бы руководство нашей страны во главе с Коммунистической партией не проявляло бы постоянную политическую дальновидность и твёрдую волю.
Оперируя методом фантастического допущения, автор описывает распад Советского Союза и блока стран СЭВ, конец холодной войны, переориентацию советского общества с социалистического пути развития на капиталистический. Можно сказать, что мы имеем дело с романом-предостережением или с романом-антиутопией.
В заключительной части романа автор рисует яркие картины проявлений стяжательства и наживы у отринувших моральный кодекс строителя коммунизма граждан нашей страны. Фактически перед нами предстаёт злободневная и острая сатира на современное буржуазное общество.

Из анонса к публикации
в журнале «Красная Нева»

---

Хочется высказаться по самому факту появления подобного произведения в советской печати. Вопиющий факт безответственности и политической близорукости проявила редакция журнала, опубликовавшего сей пасквиль. Неуклюжими и беспомощными представляются нам попытки выдать этот опус за сатиру на буржуазное общество. А что же, спрашивается, помешало автору обличить пороки мира капитала, разместив действие в одной из стран блока НАТО или их холуйствующих приспешников, как это делают выдающиеся мастера современной прозы Степан Щелкачёв, Николай Бригачёв и многие другие, не занимаясь инсинуациями и не вымазывая грязью высокое звание Гражданина Советского Союза?

Из редакционной статьи
в газете «Трудовые известия»




Статья написана 1 ноября 2010 г. 23:34

Что такое фантастика? Что такое научная фантастика?

На эту тему много говорено, написано, прочитано. И копий в спорах на эту тему сломано немало.

Мне показалось любопытным собрать что-то вроде коллекции высказываний на эту тему писателей не чуждых фантастике. Конечно, не следует забывать, что цитаты, вырванные из контекста, не могут быть исчерпывающим ответом на поставленный вопрос, да и:
«Определений фантастики существует множество, и ни одно из них не в состоянии охватить весь спектр фантастических произведений.»
Сергей Бережной

Тем не менее, думаю, многие прочитают эту подборку с интересом. Надеюсь что с помощью фантлабовцев перечень цитат станет гораздо полнее и богаче. Так что — подключайтесь. Параллельно с АК открыта тема на форуме:
http://fantlab.ru/forum/forum1page1/topic...

А пока для начала — то, что я на скорую руку наскрёб гуглом по сусекам сети:

«Подавляющее большинство любителей и сторонников научной фантастики, равно как и сами писатели, соглашаются, что это литература мечты.»
Иван Ефремов / «Наука и научная фантастика»

«Фантастика – литература.»
Аркадий и Борис Стругацкие

«Фантастическим мы считаем любое произведение, где существенную роль играет элемент фантастического, необычайного.»
Борис Стругацкий

«Фантастика была всегда, начиная от мифа и сказки.»
Аркадий Стругацкий

«Фантастика — это волшебный сплав чуда, тайны и достоверности.
Фантастика — это судьбы людей и идей в мире, который изменен, искажен, преобразован небывалым, невиданным, невозможным.
Фантастика — это призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с воображением — и писательским, и читательским. Она одновременно и аккумулятор, и стимулятор, и усилитель воображения.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика...»
Борис Стругацкий / «Что такое фантастика?»

«Научная фантастика подобна прожектору, светящему вперед на корабле прогресса.»
Александр Казанцев

«Фантаст — человек смелого, нестандартного решения, допускающий невероятнейшие возможности, и это неизбежно возбуждает и раскрепощает воображение читателя.»
Генрих Альтов

«Фантастика — художественная литература, ее цель не прогнозы, а человековедение (я бы сказал — мироведение).»
Генрих Альтов / Ответы на вопросы «Литературной газеты» 2002 г.

«Научная фантастика — это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации.»
Сергей Павлов / «Пора договориться о терминах»

«Фантастика – это литература, где существенную роль играет необыкновенное, несуществующее, неведомое, явно придуманное. Научная же фантастика — это такая область, где необыкновенное создается материальными силами — природой или человеком с помощью науки и техники.»
Георгий Гуревич / «Беседы о научной фантастике»

«Фантастика для меня — это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами.»
Вадим Шефнер / Библиотека современной фантастики. Том 19. Нефантасты в фантастике

«Окружающий нас мир становится все сложнее и огромнее и все труднее охватить его и обобщить с помощью трезвых реалий. И порой только фантастика — как это ни парадоксально — может взять на себя роль нашего поводыря, толмача и экскурсовода в этом все усложняющемся, все расширяющемся и разбегающемся мире.»
Вадим Шефнер / "Обыденное в сказочном и необычайное в будничном"

«Что такое фантастика, как не правда, доведенная до абсурда.»
Михаил Анчаров / «Сода-Солнце»

«Научная фантастика — это есть не что иное, как непрерывное познание.»
Анатолий Днепров

«Я пишу фантастику, потому что ничего другого в России не напишешь.»
Евгений Лукин / «Последнее слово автора»

«Фантастика — это враньё, которое не притворяется правдой. Фантаст по сути иллюзионист, который, в отличие от наперсточника, говорит публике: Дамы и господа, сейчас я за ваши деньги буду дурить вам головы.»
Александр Громов / «Ушибленные стремительным домкратом»

«Я бы хотел громогласно заявить, что [фантастика] — это единственный род литературы, вобравший в себя идеи, наиболее полно отвечающие духу нынешнего дня, единственный род литературы, основанный на строго научной мысли.»
Айзек Азимов / «Фантастика — живая ветвь искусства»»

«Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда!..»
Рэй Брэдбери

«Научная фантастика — самый важный жанр нашего времени!»
Рэй Брэдбери

«Фантастика... — это эсперанто литературы.»
Йозеф Несвадба

«По моему мнению, научная фантастика более, чем какой-либо другой вид литературы, есть литература сегодняшнего дня. В этом-то и таится секрет ее притягательности — она описывает то, что происходит с миром сегодня.»
Брайан Олдисс / «У истоков будущего»

«Для меня фантастическое — это всего лишь указание на то, что где-то вне аристотелевских единств и трезвости нашего рационального мышления существует слаженно действующий механизм, который не поддается логическому осмыслению, но иногда, врываясь в нашу жизнь, даёт себя почувствовать…»
Хулио Кортасар

«Фантастика – это всё, что издаётся с надписью «SF» на корешке книги.»
Деймон Найт (?)

«Во всей научной фантастике есть только одна наука – история.»
Уильям Тенн

«Научная фантастика — это особый способ отношения к миру. Писатели-фантасты имеют дело с людьми, вещами и событиями, взятыми в их перспективе, рассмотренными с точки зрения ближайших последствий. Думаю, в Средние Века все мы были бы теологами — и вероятно, в конце концов, всех бы нас ждал костер за ересь. Потому что по истечении некоторого времени уже просто невозможен иной взгляд на вещи, кроме еретического: на вещи сами по себе и на тень, которую они оставят, двигаясь по искривленному ландшафту… Но вообще-то заниматься этим одно удовольствие, а когда за подобные упражнения еще и платят, вполне сойдет за профессию. Я профессионал, и мне больше повезло, чем моим «коллегам» в Средние Века (хотя меня никогда не ловили на ложных предсказаниях): начать хотя бы с того, что наши сегодняшние общественные туалеты не идут ни в какое сравнение с древними. Интересно, кто-нибудь из предсказателей в старину предвидел такие?»
Роджер Желязны — это высказывание автора приводит В. Гаков в своей статье "Жук в янтаре"

«Видите ли, научная фантастика совсем не пророческая литература, как иные ошибочно думают. Предсказания научных и технических достижений неминуемо обречены на поражение. Даже Жюль Верн кажется нам сейчас очень архаичным. Что же тогда говорить о сегодняшнем дне, когда невозможно предвосхитить все вероятные качественно-новые скачки, которые совершаются в жизни человечества благодаря успехам науки! Фантастика, скорее, похожа на гигантскую и могущественную лупу, в которую мы рассматриваем тенденции развития — социальные, моральные, философские, — которые мы усматриваем в нашем сегодняшнем дне.»
Станислав Лем — цитата взята из статьи Кирилла Андреева «Четыре будущих Станислава Лема»

«Фантастика — это дитя культуры, её шаловливое жизнерадостное дитя»
Александр Силецкий


И немножко отвлекаясь в сторону:

«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное — не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить...»
Хорхе Луис Борхес / «Детектив»


«Почему Вы избрали в своем творчестве жанр научной фантастики?» — с таким вопросом к писателям-фантастам разных стран обратилась в своё время редакция журнала «Иностранная литература». Полученные ответы были опубликованы в первом номере журнала за 1967 год . Цитирую, разумеется выборочно:




Статья написана 16 октября 2010 г. 14:09

Только сейчас понял почему мой пёс не всегда меня понимает.

Он же у меня – куртцхаар, дер хунд, немецкая легавая.

А я с ним всё по-русски, да по-русски.


Статья написана 7 октября 2010 г. 20:47

(Давно уже я хотел написать хоть что-нибудь о замечательном перуанском писателе, ну а теперь – после присвоения ему Нобелевской премии – какой славный повод выдался!)

Из латиноамериканской прозы больше на слуху представители магического реализма – Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес. Проза Марио Варгаса Льосы обычно лишена формальных признаков, позволяющих отнести его произведения к магреализму. Там редко встретишь описания сверхъестественных, чудесных, волшебных, необъяснимых событий. Это сознательная позиция автора, в своё время публично полемизировавшего с Маркесом о необязательности введения таких элементов в повествование.

«Я всегда предпочитаю романы, изображающие реальное, хотя некоторые предпочитают книги, рисующие фантастическое. Мне же всегда нереальное смертельно скучно.»

Что же, происходящее в Латинской Америке зачастую достаточно фантасмагорично само по себе (а разве у нас не так?), и для создания мистического, фантастического настроения в книге бывает достаточно правдиво отобразить действительность. Льоса приводил пример, как в одной из латиноамериканских стран приняли декрет, предписывавший какой-то эпидемии немедленно прекратиться. Его оппонент Гарсиа Маркес упоминал, как некий латиноамериканский диктатор проверял, не отравлена ли его пища, с помощью механизма с маятником. Совокупность реалистичных по отдельности эпизодов, персонажей, судеб в книгах писателя выливается в необычную картину и производит впечатление какой-то совершенно иной реальности ( в то время как во многих фантастических романах, живописующих далёкое будущее или иные миры, герои словно вышли из соседнего двора, а их поступки и мотивы ничем не отличаются от наших с вами).

Романы Льосы очень эмоциональны, хотя и каждый по-своему. От жёсткого, даже жестокого «Город и псы» до саркастичного «Капитан Паталеон и рота добрых услуг», от многопланового, масштабного «Зелёный дом» до пронзительного, беспощадного «Война конца света». Все они написаны в присущей ему и часто встречающейся у современных латиноамериканских авторов мозаичной манере, когда эпизоды с участием разных героев и происходящие в разное время перемежаются между собой без разделения в тексте. Возможно, это и затрудняет несколько чтение, но к этому достаточно быстро привыкаешь и в итоге всё складывается в очень цельную картинку. Хотя, помнится, читая «Город и псы», я не всегда мог сообразить, о детстве которого из кадетов сейчас пишет автор. (Кстати, рекомендую прочитать эту книгу тем, кто думает, что дедовщина присуща лишь российской или советской армии. Те же "Сто дней до приказа" — сусальная открытка по сравнению с романом Льосы.)

Несколько более в классической манере написан роман «Война конца света» — главное произведение писателя.

«Всё, что я делал прежде, было подготовкой к этой книге».

На меня роман призвёл очень сильное впечатление, особенно сравнивая с неким усреднённым чтением. Вот как если бы вы узнали о тяжёлой болезни вашего хорошего знакомого, а после/до посмотрели очередную серию из доктора Хауса – примерно такая разница. Роман о событиях в Бразилии конца XIX века ещё и необыкновенно актуален, по-моему. У жителей Канудоса – религиозной коммуны, противостоящей государственной всесокрушающей машине, удивительным образом уживаются благородство и бескорыстность, отчаянное самопожертвование и беззаветная преданность с невежеством, бездумным фанатизмом, жестокостью к чужакам. Не знаю, насколько современных исламских фундаменталистов можно сравнивать по духу, вере, нравственности, уровню образованности с героями книги Варгаса Льосы, но думаю — многие современные конфликты в мире обусловлены в том числе и тем, что разные по воспитанию, образованию, происхождению, мировоззрению люди недостаточно прилагают усилий, чтобы понять стремления друг друга.





  Подписка

Количество подписчиков: 130

⇑ Наверх