Иван Ефремов «Наука и научная фантастика»
Какая фантастика является «научной», а какая нет? Какое место занимает наука в научной фантастике, а научная фантастика — в общем литературном потоке? На эти проблемные вопросы в данной статье отвечает один из выдающихся писателей-фантастов двадцатого столетия.
Первая публикация: Природа, 1961, № 12, с. 41-47.
Так же: Наука и техника (Рига), 1962, № 2, с. 38-39 (с сокращениями).
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1962 год», 1962 г.
— антологию «В мире фантастики», 1989 г.
— антологию «Румбы фантастики. 1989», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 4 марта 2018 г.
Статья показалась мне весьма интересной, хотя и не сказал бы, что узнал очень много нового. Впрочем, для 1962-го года материал был, вероятно, не то что актуальный, а во многом даже опережающий время.
В статье Иван Антонович рассуждает о тенденциях прежде всего англо-американской НФ, поскольку на тот момент именно эти страны были наиболее передовыми по части фантастической литературы. Проявляя отличную для советского человека осведомлённость, автор раскрывает извечную проблему противостояния «чистой» НФ и её «нерадивой» сестры фэнтези (дабы не раздражать поклонников того или иного жанра употребляю тут кавычки).
Однако больше внимания в статье уделено прогностической роли НФ как жанра: развивать самые смелые гипотезы, давать пищу для ума серьёзных учёных, заставлять не отнекиваться от какого-либо интересного, но не вписывающегося в текущую парадигму факта, а провоцировать на всестороннее его рассмотрение. Собственно, сам Иван Антонович (особенно — в рассказах) очень много сил положил именно на освещение именно таких моментов.
Статья очень любопытная, материал подан живо и доходчиво. Думается мне, что будет интересна самому широкому кругу читателей.
morbo, 21 сентября 2016 г.
В этой статье автор размышляет о фантастике, делит её на «чистую» и «не чистую». Отмечает спад интереса к «не чистой» фантастике о монстрах, безумных учёных и глобальных катастрофах за рубежом. Отмечает, что в Советском Союзе, благодаря строгому отношению к качеству литературы, практически вся фантастическая литература относится к «чистой» фантастике. Ефремов критикует как неограниченную тягу к свободе фантазии, так и излишнюю строгость к проверке научной составляющей. Первое порождает бесполезную беллетристику, а второе грозит лишением фантастики прогностической функции, т.к. в наш век узкой специализации трудно отделить действительно невозможное от того, что считается невозможным среди узких специалистов-практиков.
Несколько цитат для привлечения интереса к статье:
[q]Талантливый писатель Рэй Брэдбери отнесён к первому десятку американских научных фантастов. Однако все произведения этого писателя проникнуты ненавистью к науке и страхом перед ней, которые он даже не очень скрывает.[/q]
[q]Мечта о приложении научных достижений к человеку, к преобразованию природы, общества и самого человека составляет сущность настоящей научной фантастики.[/q]
[q]Не популяризация, а социально-психологическая действенность науки в жизни и психике людей — вот сущность научной фантастики настоящего времени.[/q]
[q]По мере всё большего распространения знаний и вторжения в жизнь общества всё сильнее будет становиться их роль в любом виде литературы. Тогда научная фантастика действительно умрёт, возродясь в едином потоке большой литературы, как одна из её разновидностей (даже не слишком чётко отграничиваемая), но не как особый жанр.[/q]
terrry, 26 октября 2010 г.
С годами приходишь к выводу, что выбор книги для чтения – довольно ответственная задача, иначе и читать не стоит! А достойные книги (в том числе НФ) требуют анализа, классификации и т.п. Такие работы как «Наука и научная фантастика» помогают читательской ориентации в мире книг, иногда, пожалуй, даже помогают лучше понять содержание какого-либо текста. Здесь нет той глубины анализа, какую можно найти, скажем, в литературоведческих работах С. Лема, или в трудах профессиональных критиков. Однако ценными могут быть работы разного уровня, не говоря уже о том, что интересно узнать мнение выдающегося писателя по концептуальному вопросу.