Предостережение или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Papyrus» > Предостережение или пасквиль?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Предостережение или пасквиль?

Статья написана 27 декабря 2010 г. 16:16

Второй раз поучаствовал в конкурсе им. Варшавского на лучший фантастический рассказ. И удивительным образом достиг ровно того же результата, что и на первом конкурсе. Без особых проблем прошёл в финал, там после первых оценок нахально покрасовался на первом месте, но в итоге оказался ближе к концу первой десятки. Слегка озадачил разнобой в оценках жюри – от лучшего рассказа на конкурсе до худшего рассказа на конкурсе.

Хочу, кстати, поблагодарить фантлабовцев, которые помогали мне определиться с выбором рассказа — suhan_ilich и VuDu (советом которых я не воспользовался8:-0) и Сергея Соболева  (который, стало быть, будет теперь делить со мной ответственность за неудачу:-)).

А сам рассказ – вот он:



                                                                                   Предостережение или пасквиль?

---

Материалы по роману Андрея Тёмного «Гибель Титана и Ко», опубликованному в журнале Ленинградской секции Союза писателей СССР «Красная Нева» в октябрьском номере за 2010 год, оформить в Красную папку по стандарту альфа-прим.

Из резолюции ***
адресованной к исполнению ***

---

Роман молодого писателя написан в жанре альтернативной истории. Невероятные события, развёртывающиеся в романе, безусловно не могли произойти на самом деле, являя собой плод фантазий автора на тему: как бы могла сложиться судьба нашего государства, если бы руководство нашей страны во главе с Коммунистической партией не проявляло бы постоянную политическую дальновидность и твёрдую волю.
Оперируя методом фантастического допущения, автор описывает распад Советского Союза и блока стран СЭВ, конец холодной войны, переориентацию советского общества с социалистического пути развития на капиталистический. Можно сказать, что мы имеем дело с романом-предостережением или с романом-антиутопией.
В заключительной части романа автор рисует яркие картины проявлений стяжательства и наживы у отринувших моральный кодекс строителя коммунизма граждан нашей страны. Фактически перед нами предстаёт злободневная и острая сатира на современное буржуазное общество.

Из анонса к публикации
в журнале «Красная Нева»

---

Хочется высказаться по самому факту появления подобного произведения в советской печати. Вопиющий факт безответственности и политической близорукости проявила редакция журнала, опубликовавшего сей пасквиль. Неуклюжими и беспомощными представляются нам попытки выдать этот опус за сатиру на буржуазное общество. А что же, спрашивается, помешало автору обличить пороки мира капитала, разместив действие в одной из стран блока НАТО или их холуйствующих приспешников, как это делают выдающиеся мастера современной прозы Степан Щелкачёв, Николай Бригачёв и многие другие, не занимаясь инсинуациями и не вымазывая грязью высокое звание Гражданина Советского Союза?

Из редакционной статьи
в газете «Трудовые известия»

---

Являются ли сами жанры альтернативной истории или антиутопии чуждыми нашей советской литературе?
После публикации романа доводилось слышать и такое мнение. Мы считаем такую постановку вопроса неправильной. Фантастическое допущение имеет право на жизнь.
Сравним данный роман с дилогией Артёма Бессмертного, опубликованной годом ранее. В ней описываются события, казалось бы, более страшные, нежели в романе Тёмного – поражение Советского Союза в Великой Отечественной войне в результате закулисного сговора правителей США и Великобритании с фашистской Германией. Некоторые критики и тогда высказывались подобным образом. Однако между этими произведениями имеется коренное отличие.
Да, предположение о возможности поражения СССР в войне на первый взгляд кажется кощунственным. Но история знает много примеров, когда честные и доблестные герои и даже целые народы терпели крушение в результате предательства двуличных соратников. И разве сегодняшнее поведение наших бывших союзников не делает эту гипотетическую ситуацию вполне правдоподобной?
Несмотря на весь трагизм предложенной Бессмертным версии мировой истории, каждая страница его дилогии дышит оптимистическим пафосом. Народ Советского Союза побежден, но дух его не сломлен. Партизанское движение в сельской местности и подпольное сопротивление в городах ширится и растёт. И во главе сопротивления как всегда находится передовой отряд нашего общества – коммунисты. И даже описанная в финале гибель главного героя дилогии  бывшего первого секретаря обкома Богдана Дубцова носит жизнеутверждающий характер. Его товарищи по партии клянутся отомстить за его смерть оккупантам, и мы верим, что при поддержке широких народных масс отмщение грядёт.
А какова роль Коммунистической партии в романе Андрея Тёмного? Едва ли не все творцы крушения СССР – выходцы из КПСС, и словно в пику своему старшему коллеге по перу начинающий писатель также изображает одного из них бывшим секретарём обкома. Блок коммунистов и беспартийных безропотно ратифицирует соглашение о развале Союза. Самое большее, на что отваживаются отдельные рядовые коммунисты, – это полемическая статья в прессе или безобидный пикет перед зданием областной администрации. Более того, Компартия участвует в так называемых выборах и работе Верховного Совета государства, переименованного писателем в Государственную Думу. Автор, будучи фантастом, даже не удосужился придумать более правдоподобное название для будущего верховного органа власти, нежели замшелый термин, использовавшийся в царской России.
Вот в чём главный вред этой книги, вот в чём состоял гнилой замысел автора: бросить тень на авангард нашего общества – Коммунистическую партию, заронить сомнение в мудрости и воле наших руководителей.

Из передовой статьи
в еженедельнике «Горизонты коммунизма»

---

Мы, пионеры и комсомольцы средней школы № 1, решительно осуждаем неумелую попытку злобного очернительства нашего великого Советского народа и его выдающихся свершений, достигнутых под руководством Коммунистической партии. Не понимаем, зачем и кому понадобились эти неправдоподобные выдумки? Знайте, автор, что все ученики нашей школы прочитали ваш роман без малейшего интереса!

Из коллективного письма учеников
СШ № 1 г. Алапаевска
в газету «Ильичёвец»

---

Считаем организацию обсуждения романа в средних школах непродуманной и преждевременной акцией. Безусловно, общий высокий уровень нравственного воспитания, обеспечиваемый комплексными педагогическими мерами, позволит организовать обсуждение в необходимом русле. Следует, однако, подходить к данному вопросу с максимальной осторожностью, учитывая, что в отдельных регионах у некоторых школьников иногда может возникать склонность к спонтанным противоречиям вследствие возникающих порой  протестных настроений в силу особенностей пубертатного периода. В любом случае, методологически верно было бы сперва дождаться решения об изъятии романа из торговой сети и библиотечной системы, каковое решение без сомнения будет принято, и лишь затем организовывать обсуждение.

Из методических указаний
в журнале «Педагогический вестник»

---

Нечестивая собака лает на мать –
У неё отваливается шерсть.
Нечестивая собака лает на хозяина –
У неё отваливается хвост.
Нечестивая собака лает на Родину –
У неё отваливается её глупая голова.
Пусть у этого безродного автора отвалится всё, что отваливается у нечестивой собаки.

Из интервью народного поэта Джакына Барсунбаева
журналу «Звезда Востока»

---

Его невнятная книга идеологически лжива и методологически неверна. Автор удивительным образом умудрился забыть об основополагающем принципе последовательности в эволюционном развитии – от низшего к высшему. Социализм является по отношению к капитализму более высокой ступенью развития человеческого общества, и сменить его может только более совершенная формация – коммунизм. Этот очевиднейший постулат бездумно проигнорирован автором. Надо полагать, следующий свой роман он напишет о том, как человек снова превратился в обезьяну.

Из статьи политолога Павла Глебовского
в журнале «Новые горизонты»

---

Мы, рабочие и заводская интеллигенция завода «Тяжпосуда», считаем выпуск этой безобразной книги провокацией против всего нашего трудового народа. Особенно после того, как мы наладили выпуск сковород с титановым покрытием для  нужд нашего населения...

Из выступления представителя завода «Тяжпосуда»
на ежегодной встрече творческих работников
и передовиков производства города Верхняя Пыжма

---

В то время, как все мы, труженики орденоносного флагмана нашей уникально тяжёлой промышленности, счастливы и горды тем, что родились и живём в Советском Союзе, а не страдаем от непосильного гнёта на задворках догнивающего Запада, этот умник дописался до того, что советские люди, у которых особенная гордость, только и мечтают, как бы очутиться в капитализме. Как только ему в голову могло такое прийти? Должно быть, очень ограниченный и весьма странный круг общения у этого писаки. Пусть возьмёт творческую командировку и приедет к нам на предприятие, мы ему покажем радость свободного труда.

Из письма тружеников п/я 127/А-1
в «***скую правду».

---

Всё ли позволено фантасту? Это не риторический вопрос, мы требуем ответа от автора инсинуаций, озаглавленных им с претензией на остроумие «Гибель Титана и Ко».
Без зазрения совести автор оболгал целый народ, выставив поляков в качестве застрельщиков распада СЭВ и блока Варшавского договора. Бывал ли автор в Польше? Это риторический вопрос. Мы уверены, что не бывал. Иначе он знал бы об искреннем чувстве уважения и добрососедской любви, которую польский народ испытывает к братскому русскому народу, ко всем народам, населяющим великий Советский Союз.

Из колонки главного редактора
в журнале «Советская Польша»

---

Мы далеки от того, чтобы утверждать, что в нашем обществе полностью изжиты иждивенчество и мещанство, что все граждане нашей страны в своей повседневной жизни и в труде руководствуются заветами Ленинской партии.
В нашем последнем романе мы вывели фигуру карьериста и приспособленца инженера Ковалёва, который втёрся в ряды партийцев, рассчитывая на некие личные блага, не понимая, что звание коммуниста – это не привилегии, а дополнительная ответственность, не право на поблажки, а право находиться в авангарде битвы за светлое будущее. Мы считаем важной задачей писателя вскрывать недостатки, которые ещё встречаются иногда в нашем обществе.
Но позвольте спросить: каким извращённым сознанием нужно обладать, чтобы представить, пусть даже в форме художественного, фантастического допущения, что всё общество без исключения состоит из меркантильных, озабоченных лишь собственным благополучием людишек?
Ведь у автора в его многостраничном романе мы вообще не видим положительных героев. Выкрасив представителей правящей Коммунистической партии в чёрный цвет, он даже их ниспровергателей (которых называет почему-то демократами, забывая ,что принцип демократического централизма – краеугольный камень мировоззрения не кого-нибудь, а именно коммунистов) изображает людьми суетными и стремящимися скорее к личной власти и выгоде, а не к общественному благу.
Автор, опомнитесь, выйдите на улицу из своей душной кельи, посмотрите на людей вокруг. Может, тогда из под вашего пера перестанут выходить столь чудовищно человеконенавистнические тексты.

Из заявления лауреатов Ленинской премии
писателей Ивана Лебедева и Сергея Кумача

---

Недаром мы используем термин «научная фантастика», а не просто «фантастика». Научная фантастика – это пласт литературы, широко использующий творческий метод фантазии и вымысла, но опирающийся при этом на вершинные достижения науки, и в первую очередь на учение Маркса, Энгельса и Ленина о фундаментальных законах развития человеческого общества. Автор сочинения, озаглавленного «Гибель Титана и Ко», вульгарно попрал эти законы.
А что такое альтернативная история, в жанре которой якобы написан этот роман? Это направление в научно-фантастической литературе, в котором описываются события, которые могли бы произойти в нашей истории при определённых условиях. Автор же изобретает свой собственный, особенный жанр, живописуя события, которые не могут произойти никогда.
Смехотворны его потуги испугать читателя картинами кровавых междоусобиц, вспыхивающих на территории нашего государства вследствие межнациональных конфликтов. Как получилось, что советский писатель не знаком с программными документами нашей партии, изложенными в Материалах XXXI Съезда КПСС? Все мы знаем, какой высочайшей стадии развития достигла сформировавшаяся в нашей стране новая общность людей – советский народ. Так о какой же межнациональной розни может идти речь?
Или взять эту в высшей степени неправдоподобную сцену, когда бывшие члены КПСС невесть с чего рядами выстраиваются в церквях со свечами в руках в ожидании благословения батюшки? Автору неизвестно, что Коммунистическая партия проводит у нас последовательный курс на непримиримую борьбу с религиозным фанатизмом и мракобесием в сочетании с мудрой терпимостью к исторически сложившимся предрассудкам отдельных наших граждан старшего поколения?
И это нагромождение несуразиц и нелепостей выдаётся за научную фантастику, за альтернативную историю. Нет, дорогие мои, это антинаучная фантастика, это высосанная из пальца история, это пустопорожнее и бессмысленное словоблудие.

Из выступления руководителя Секции
фантастической и приключенческой литературы
Евстафия Космогонова
на внеочередном пленуме Союза писателей СССР

---

Не важно, в каком жанре написано произведение, важно – какую цель при этом преследовал автор. В нашем случае цель очевидна: опорочить высокое звание гражданина СССР, принизить руководящую и направляющую роль КПСС, бросить тень на плетень нашего великого государства.

Из выступления Председателя СП СССР
Георгия Владимирова
на том же пленуме

---

— Не, ну, бред, конечно, но интересно написано.
— И всё-таки – вредный бред.
— Да ладно тебе, раскипятился. Ты, что ли, думаешь, такое в самом деле может случиться?  
— Да что вы, и в мыслях не было.
— То-то же. Книжку, само собой, запретим. За парнишкой пригляди, хотя не думаю, что ему в голову взбредёт ещё раз сунуться в эти, как их, альтернативные истории. А всё ж занятная история у него получилась, бойко стервец пишет, не то что эти наши орденоносные мухоморы.

Из разговора Генерального секретаря КПСС
с Первым заместителем по идеологии
в кулуарах Политбюро

---

— Саша, ну ты скажи, что они все на меня так ополчились? Я что – написал, что так непременно случится, или хотя бы, что такое весьма возможно? Там же большими буквами в подзаголовке: «научно-фантастический роман».
— Да ладно тебе, Андрюха, не дрейфь. Покаешься – простят. Напишешь что-нибудь не такое фантастичное. Про пятилетку в три года... Делов-то.
— Боюсь, не всё так просто будет. Мне тут один человек передал: книжку уже в Мюнхене издают, а ещё на французский переводят.
— Н-да?.. Слушай, извини, я вспомнил – мне же бежать надо.
— Сань, ты чего? Посидели бы ещё.
— Не, не могу. Человека одного встретить надо, чуть не забыл. Так что всё, пока-пока.
(Да, влип очкарик. И поделом, ишь умный выискался. Умный – так молчи в тряпочку. А я, кретин, тоже хорош: старый приятель, надо бы поддержать... Оно мне надо было? И что теперь? Самому звонить или, может, обойдётся? Ломай теперь голову... Нет, от этих фантастов точно один вред.)

Из беседы Александра Михайлова,
инженера-конструктора второй категории,
бывшего одноклассника А. Тёмного
с автором романа
в кафе «Красный мак»
на углу Карла Либкнехта и Долорес Ибаррури

Проведённое комплексное расследование не выявило фактов прорыва автора романа за пределы Кокона, равно как и передачи автору фактологической информации извне. С вероятностью 99,98 % можно утверждать о случайном совпадении текста романа с последовательностью событий, имевших место в Матрице А-678. Подобные случаи уже отмечались, в том числе в той же Матрице А-678 — с писателями-фантастами такое иногда случается.

Из отчета агента  ***
адресованного руководителю *** ***




463
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 декабря 2010 г. 17:01
А мне всё равно нравится. Изящный лаконизм. Сам себе пристраиваешь при чтении образы и события.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:16
Так и мне нравится.8-) Но некоторые восприняли как-то так: не, это не рассказ, рассказы такие не бывают...
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:29
У Лема половина рассказов именно такие, Борхес только так и писал. Пелевин половину рассказов тоже как статьи для газет пишет.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:34
Ну дык. А мне даже подробно разъяснили — про завязку/развязку, композицию, сюжет и т.п.:-)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:36
Так и в этом эссе все это есть.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:48
Вот отож. Ладно, когда напишут -что-то не понравилось, показалось не смешно, не зацепило, или ешё как-то так. Бывают и очень дельные замечания.
А иногда — просто анекдот. Как у меня было в прошлый раз на этом же конкурсе: ваш гг — жесток, отсюда следует — вы жестокий человек, значит оценка вам — «два». И толку потом спорить, когда оценка уже выставлена и засчитана.


Ссылка на сообщение27 декабря 2010 г. 18:54
И мне нравится. А можно где-нибудь посмотреть, из чего выбирали? Я бы почитала!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:18
Я ещё подумываю, не заслать ли второй рассказ на другой конкурс. Поэтому пока не выкладываю, разве что могу отправить в личку.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:21
Я подожду, конечно, :-((( только не забудьте потом выложить, ладно? Меня ваши рассказы очень радуют:-)


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 00:47

цитата

Из методических указаний
в журнале «Педагогический вестник»
— как методичку прочитала. Вспомнишь — вздрогнешь. И прав С.Соболев, образы, как живые перед глазами.
Александр Михайлович, выкладывайте остальные — интересно же! Пожааалуйста :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 22:19
Юля, тебе я уже другой рассказ показывал. Кстати, а ты какой бы выбрала?
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2010 г. 01:58
Интересный вопрос.
«И никаких доказательств» смешной. «Предостережение или пасквиль?» суровый. И оба правдивы, и написаны хорошим языком. Но мне, пожалуй, в «Предостережении...» нехватает концовки. Какого-то штриха-вывода. Может, комментария того, кто эти вырезки собирал или кто их запрашивал. Чего-то такого. И так как я человек смешливый — выбираю «И никаких доказательств».
Вообще-то, мучительный выбор. Мне, как и Винни-Пуху, «и того и другого, и можно без хлеба» :)


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 07:47

цитата Papyrus

Слегка озадачил разнобой в оценках жюри ...

Я искрене завидую вашей вере в то, что работа человека не из тусовки может быть оценена по достоинству.


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 11:25
Ну, не знаю. Конкурс, вообще-то анономный.???


⇑ Наверх