Что такое фантастика? Что такое научная фантастика?
На эту тему много говорено, написано, прочитано. И копий в спорах на эту тему сломано немало.
Мне показалось любопытным собрать что-то вроде коллекции высказываний на эту тему писателей не чуждых фантастике. Конечно, не следует забывать, что цитаты, вырванные из контекста, не могут быть исчерпывающим ответом на поставленный вопрос, да и:
«Определений фантастики существует множество, и ни одно из них не в состоянии охватить весь спектр фантастических произведений.»
Сергей Бережной
Тем не менее, думаю, многие прочитают эту подборку с интересом. Надеюсь что с помощью фантлабовцев перечень цитат станет гораздо полнее и богаче. Так что — подключайтесь. Параллельно с АК открыта тема на форуме:
http://fantlab.ru/forum/forum1page1/topic6177page1
А пока для начала — то, что я на скорую руку наскрёб гуглом по сусекам сети:
«Подавляющее большинство любителей и сторонников научной фантастики, равно как и сами писатели, соглашаются, что это литература мечты.»
Иван Ефремов / «Наука и научная фантастика»
«Фантастика – литература.»
Аркадий и Борис Стругацкие
«Фантастическим мы считаем любое произведение, где существенную роль играет элемент фантастического, необычайного.»
Борис Стругацкий
«Фантастика была всегда, начиная от мифа и сказки.»
Аркадий Стругацкий
«Фантастика — это волшебный сплав чуда, тайны и достоверности.
Фантастика — это судьбы людей и идей в мире, который изменен, искажен, преобразован небывалым, невиданным, невозможным.
Фантастика — это призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с воображением — и писательским, и читательским. Она одновременно и аккумулятор, и стимулятор, и усилитель воображения.
Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика...»
Борис Стругацкий / «Что такое фантастика?»
«Научная фантастика подобна прожектору, светящему вперед на корабле прогресса.»
Александр Казанцев
«Фантаст — человек смелого, нестандартного решения, допускающий невероятнейшие возможности, и это неизбежно возбуждает и раскрепощает воображение читателя.»
Генрих Альтов
«Фантастика — художественная литература, ее цель не прогнозы, а человековедение (я бы сказал — мироведение).»
Генрих Альтов / Ответы на вопросы «Литературной газеты» 2002 г.
«Научная фантастика — это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации.»
Сергей Павлов / «Пора договориться о терминах»
«Фантастика – это литература, где существенную роль играет необыкновенное, несуществующее, неведомое, явно придуманное. Научная же фантастика — это такая область, где необыкновенное создается материальными силами — природой или человеком с помощью науки и техники.»
Георгий Гуревич / «Беседы о научной фантастике»
«Фантастика для меня — это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами.»
Вадим Шефнер / Библиотека современной фантастики. Том 19. Нефантасты в фантастике
«Окружающий нас мир становится все сложнее и огромнее и все труднее охватить его и обобщить с помощью трезвых реалий. И порой только фантастика — как это ни парадоксально — может взять на себя роль нашего поводыря, толмача и экскурсовода в этом все усложняющемся, все расширяющемся и разбегающемся мире.»
Вадим Шефнер / «Обыденное в сказочном и необычайное в будничном»
«Что такое фантастика, как не правда, доведенная до абсурда.»
Михаил Анчаров / «Сода-Солнце»
«Научная фантастика — это есть не что иное, как непрерывное познание.»
Анатолий Днепров
«Я пишу фантастику, потому что ничего другого в России не напишешь.»
Евгений Лукин / «Последнее слово автора»
«Фантастика — это враньё, которое не притворяется правдой. Фантаст по сути иллюзионист, который, в отличие от наперсточника, говорит публике: Дамы и господа, сейчас я за ваши деньги буду дурить вам головы.»
Александр Громов / «Ушибленные стремительным домкратом»
«Я бы хотел громогласно заявить, что [фантастика] — это единственный род литературы, вобравший в себя идеи, наиболее полно отвечающие духу нынешнего дня, единственный род литературы, основанный на строго научной мысли.»
Айзек Азимов / «Фантастика — живая ветвь искусства»»
«Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда!..»
Рэй Брэдбери
«Научная фантастика — самый важный жанр нашего времени!»
Рэй Брэдбери
«Фантастика... — это эсперанто литературы.»
Йозеф Несвадба
«По моему мнению, научная фантастика более, чем какой-либо другой вид литературы, есть литература сегодняшнего дня. В этом-то и таится секрет ее притягательности — она описывает то, что происходит с миром сегодня.»
Брайан Олдисс / «У истоков будущего»
«Для меня фантастическое — это всего лишь указание на то, что где-то вне аристотелевских единств и трезвости нашего рационального мышления существует слаженно действующий механизм, который не поддается логическому осмыслению, но иногда, врываясь в нашу жизнь, даёт себя почувствовать…»
Хулио Кортасар
«Фантастика – это всё, что издаётся с надписью «SF» на корешке книги.»
Деймон Найт (?)
«Во всей научной фантастике есть только одна наука – история.»
Уильям Тенн
«Научная фантастика — это особый способ отношения к миру. Писатели-фантасты имеют дело с людьми, вещами и событиями, взятыми в их перспективе, рассмотренными с точки зрения ближайших последствий. Думаю, в Средние Века все мы были бы теологами — и вероятно, в конце концов, всех бы нас ждал костер за ересь. Потому что по истечении некоторого времени уже просто невозможен иной взгляд на вещи, кроме еретического: на вещи сами по себе и на тень, которую они оставят, двигаясь по искривленному ландшафту… Но вообще-то заниматься этим одно удовольствие, а когда за подобные упражнения еще и платят, вполне сойдет за профессию. Я профессионал, и мне больше повезло, чем моим «коллегам» в Средние Века (хотя меня никогда не ловили на ложных предсказаниях): начать хотя бы с того, что наши сегодняшние общественные туалеты не идут ни в какое сравнение с древними. Интересно, кто-нибудь из предсказателей в старину предвидел такие?»
Роджер Желязны — это высказывание автора приводит В. Гаков в своей статье «Жук в янтаре»
«Видите ли, научная фантастика совсем не пророческая литература, как иные ошибочно думают. Предсказания научных и технических достижений неминуемо обречены на поражение. Даже Жюль Верн кажется нам сейчас очень архаичным. Что же тогда говорить о сегодняшнем дне, когда невозможно предвосхитить все вероятные качественно-новые скачки, которые совершаются в жизни человечества благодаря успехам науки! Фантастика, скорее, похожа на гигантскую и могущественную лупу, в которую мы рассматриваем тенденции развития — социальные, моральные, философские, — которые мы усматриваем в нашем сегодняшнем дне.»
Станислав Лем — цитата взята из статьи Кирилла Андреева «Четыре будущих Станислава Лема»
«Фантастика — это дитя культуры, её шаловливое жизнерадостное дитя»
Александр Силецкий
И немножко отвлекаясь в сторону:
«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное — не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить...»
Хорхе Луис Борхес / «Детектив»
«Почему Вы избрали в своем творчестве жанр научной фантастики?» — с таким вопросом к писателям-фантастам разных стран обратилась в своё время редакция журнала «Иностранная литература». Полученные ответы были опубликованы в первом номере журнала за 1967 год . Цитирую, разумеется выборочно:
«Научная фантастика свободнее, чем любая другая область литературы...
любить научную фантастику — это значит так или иначе заботиться о будущем человечества; в какой-то степени это значит даже любить всех людей и желать им счастья в те далекие времена, когда сами мы уже давно завершим свой путь.»
Айзек Азимов
«[Фантастика] может сообщить читателю чувство необъятности, красоты и возбуждающей таинственности вселенной. Она способна придать человеческое значение любопытным умственным выкладкам, таким, например, как подробная характеристика какой-нибудь из непохожих на Землю планет. Создавая приемами литературы намеренно упрощенные социальные ситуации, она может выразить авторское понимание социального механизма и, быть может, предложить думающему читателю одну-две новые идеи.»
Пол Андерсон
«Научная фантастика позволяет описывать стоящие перед человеком проблемы и его переживания, так сказать, в почти чистом виде; в своих лучших образцах научная фантастика — это литература предельных ситуаций, причем ситуацию выдвигает не общество и не история, а сам автор, руководствуясь соображениями наиболее выразительной характеристики своих героев, не испытывая никаких ограничений, если не считать границ научно возможного.»
Джеймс Блиш
«Научная фантастика учит смелее, глубже, острее видеть и воспринимать предельные возможности развития явлений больших и малых, материальных и бестелесных, устоявшихся и едва пробивающихся, почти бесспорных и почти невозможных. Воображение используется в ней так, как оно и должно, по-моему, использоваться, — чтобы постигнуть все возможные и мыслимые последствия того или иного человеческого действия, исследовать все «потоки времени» и «варианты вселенной», какие можно себе представить. Для воображения нет ни одной запретной области, какой бы малопривлекательной или с первого взгляда бесполезной она ни казалась. Научная фантастика позволяет созерцать весь мир, больше того, всю вселенную. Она дает нам возможность освободиться от национальных и идеологических ограничений. Она обостряет интерес ко всем наукам и всем областям знания, ко всем людям и всем разумным существам, пусть это и не «люди», ко всему, что обладает если и не разумом, то способностью чувствовать. Да, научная фантастика не знает границ!»
Фриц Лейбер
«Научная фантастика — это революционное искусство в том смысле, что она учит читателей относиться скептически ко всем догмам, политическим, религиозным и даже научным. Она хранит и использует способность человека не останавливаться в познании. И главное, это литература, которая не поворачивается спиной к будущему.
...
Современный мир похож на летящий вперед экспресс, в котором нет машиниста, а все пассажиры сидят против хода поезда. Пожалуй, одни фантасты вот уже без малого век смотрят не назад, а вперед.»
Деймон Найт
«Часто указывают, сколь велика роль научных фантастов в растолковании достижений науки широким слоям публики. Действительно, это большое дело, но его лучше делают популяризаторы науки, которые строго придерживаются фактов, а не выворачивают их наизнанку, как обычно поступают научные фантасты.
...
Писатель-фантаст должен прежде всего видеть в себе художника, модель которого — всё человечество. Главная его обязанность та же, что и у прочих романистов: писать о людях.»
Брайан Олдисс
«Писатели-фантасты и их читатели знают то, что предстоит узнать всему миру: будущее — это не лавина, которая погребет нас; мы можем устроить будущее согласно нашим потребностям.»
Фредерик Пол
«Никакой плодотворной формулы, по которой пишется научная фантастика, да и вообще всякая литература, не существует.
...
фантастика дает хорошую возможность, пользуясь, подобно стенографии, символическими обозначениями, писать непосредственно о наших больших проблемах. Лондонские туманы, многополосные шоссе, автомобили, атомные бомбы — словом, очень многое, что отравляет людям жизнь, коренится в избытке машин и неумении широко мыслить при их использовании. Научная фантастика и учит мыслить, а значит, принимать решения, выявлять альтернативы и закладывать основы будущего прогресса.
...
для выражения запросов нашего века фантастика — лучшая из существующих литературных форм.»
Рэй Брэдбери
«Фантастика, если рассматривать лучшие ее образцы, обладает особой способностью заставить читателя и думать, и чувствовать.
...
Как литература рациональная, фантастика успешно вводит думающего читателя в круг самых общих, самых современных, самых глубоких проблем, сплошь и рядом таких, которые выпадают из поля зрения иных видов художественной литературы: место человека во вселенной, сущность и возможности разума, социальные и биологические перспективы человечества и так далее.
...
Как литература эмоциональная, фантастика обладает свойством с максимальной силой воздействовать на воображение читателя. Прием введения фантастического элемента, даже если фантастическое произведение трактует классическую литературную проблему, обостряет и концентрирует эмоции автора, а значит, и читателя. Фантастический элемент служит неким катализатором, в присутствии которого реакция читателя на читаемое протекает особенно бурно.»
Аркадий и Борис Стругацкие
«Я рассматриваю фантастику не как пророчество, а как изображение благоприятных и неблагоприятных возможностей, над которыми следует задуматься.»
Герберт В. Франке
«Я, сказать по правде, не сторонник привилегированных жанров в литературе. Безусловно, научная фантастика таит в себе множество новых возможностей и дает богатую пищу воображению, но лишь при условии, если не рассматривать ее как обособленное, изолированное от общего потока литературы течение, иначе произведения, зачисленные в жанр научной фантастики, постигнет печальная участь полицейских романов и романов о шпионах, они потеряют какую-либо художественную ценность и станут скучными и неинтересными.»
Пьер Буль
«По-видимому, жанр научной фантастики потому так притягателен, что в наше время — постоянно ускоряющейся научно-технической революции — он не только развлекает, но и информирует читателя. Кроме того, произведение этого жанра включает в себя приключенческие элементы, что отсутствует у «фотографической» и интроспективной современной прозы. Наконец, обращает на себя внимание сам научный факт, который приобрел общественное, социальное звучание, Мне припоминаются слова Роберта Оппенгеймера о том, что сейчас в мире столько ученых, сколько их не знала вся предшествующая история человечества.»
Йозеф Несвадба
«Современный писатель ясно себе представляет, что человек — существо не только бытовое и не только эмоционально-психологическое. Раскрывая человеческую сущность художественными средствами, нельзя забывать о том, что человек — прежде всего существо социально-этическое, но кроме того, и космическое тоже.
...
Научная фантастика в своих лучших, наиболее интеллектуальных проявлениях возникла из насущной потребности художественно осознать то новое, что принесла наука в современный мир, а также из неотложного стремления уничтожить разрыв между человеком, как существом эмоциональным и психологическим, и миром, космосом, вселенной. С этим новым художественным взглядом на человека и его задачи и возникла современная фантастика.
...
Умный и сложный оптимизм научной фантастики, ее духовное созвучие внутреннему миру современного человека и создает ее литературно-художественное и морально-интеллектуальное обаяние.
...
Научная фантастика — это передний край современного художественного мышления.»
Геннадий Гор
Цитаты из книги Константина Душенко «Большая книга афоризмов»:
Научная фантастика пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений.
Брайан Олдис
Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим родом как таковым, и даже с возможными видами разумных существ.
Станислав Лем
Научная фантастика — это комиксы без картинок.
Курт Воннегут
Некрасиво устраивать публичный конец света для устройства своих личных дел.
Станислав Лем о «литературе мировых катастроф»
Научная фантастика — метафизика для бедных.
Александр Генис
Фантасты — это люди, которым не хватает фантазии, чтобы понять реальность.
Габриэль Лауб
Фантастические рассказы о будущем по прошествии некоторого времени сохраняют лишь более или менее ясные черты прошлого.
Эдуард Бабаев
В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.
Илья Ильф