Ни Игоря Бобкова, ни Артура Клинова никто не причисляет к писателям-фантастам. И всё же, скажем так, некоторое отношение имеют. Не в «реалисты» же их записывать, право слово.
Романы Игоря Бобкова «Адам Клакоцкі і ягоныя цені», «Хвілінка. Тры гісторыі», «Хвілінка. Другая кніга» литературные критики относят то к постмодернизму, то к магическому реализму. Сам автор говорит так: «Тое, што я раблю ў літаратуры й паэзіі, я для сябе часам называю «мэтафізычным рэалізмам». У адрозьненьне ад проста рэалізму ці «магічнага рэалізму», мэтафізычны рэалізм — у лёгкай дыстанцыі да наяўнага быцьця, да прамоўленага слова, т. б. слова не супадае са сваім слоўнікавым значэньнем, яно крышачку завісае, існуе наўзбоч яго. Зноў такі, як такое назваць — гэта задача літаратурных крытыкаў і гісторыкаў літаратуры.»
К роману Артура Клинова «Шалом» о том, как белорус, ни на минуту не снимая кайзеровскую каску-шлем, добирался из Бонна в Могилёв, лучше всего подходит определение роман-фантасмагория, впрочем, мало ли фантасмагоричного мы порой наблюдаем и в реальной жизни. Роман «Шклатара» делится на две части. В первой действие происходит в Минске в 2010 году, во второй – обедневший шляхтич Ян Завальня в 1881 году возвращается из Питера к себе на родину и попадает в мистический край с ведьмаками, волколаками и человеком-карпом. При написании этой части Клинов использовал написанный им, но не пошедший в работу, киносценарий по книге Яна Барщевского.
Сюжет последней книги автора, романа «Локісаў», как и знаменитая новелла Мериме завязан на легенде об оборотнях-локисах. Сам Артур Клинов так говорит об этом романе: «Гэтая антыўтопія спрабуе змадэляваць пэўную схему, напрыклад: а што было б, калі б у адным невялічкім пасёлку, які згубіўся ў лясах і балотах Беларусі, жылі пярэваратні? Гэтых пярэваратняў ніхто ня ведае, яны жывуць побач з намі, іх ніхто ня ведае, але час ад часу яны кагосьці зьядаюць. І ўвесь пасёлак жыве ў страху. Гэта адна мадэль. Ці іншая мадэль такой антыўтопіі: што было б, калі б у такім пасёлку нехта раптам вырашыў зрабіць Майдан? Збунтавацца супраць гэтага сацыяльнага ладу, гэтага страху, такога сабачага жыцьця — што было б, калі б такі Майдан рэальна адбыўся ў такім пасёлку? З «Локісавым», як ні дзіўна, атрымалася так, што гэтая антыўтопія — раман я пачаў пісаць у 2015-м — у 2020-м адзін у адзін спраўдзілася. Тое, што цяпер адбываецца ў Беларусі — гэта тая антыўтопія маленькага беларускага пасёлка, якая стала рэальнасьцю».
Игорь Бобков / Ігар Бабкоў
О романе «Адам Клакоцкі і ягоныя цені» активно заговорили не в год первого издания, а в 2009 году, когда он вошёл в список финалистов престижной премии Angelus, присуждаемой за лучшее произведение автора из Центральной Европы, опубликованное на польском языке. Его называли первым постмодернистским и постколониальным белорусским романом, первой белорусской книгой «не для всех», оценки критиков, впрочем, разошлись от «гениально» до «ни о чём».
Определённое представление о книге можно составить уже по авторскому предуведомлению:
«Раман у дзесяці гісторыях з жыцьця адважнага асьветніка й энцыкляпэдысты Яна Адама Марыі Клакоцкага і ягоных ценяў, з дадаткам зацемаў аўтара, двух эпіграфаў зь лістоў сусьветна вядомых творцаў ды пасьляслоўем Францішка Эн., у якім той упершыню ў беларускім літаратуразнаўстве скарыстоўвае пост-каляніяльны панятак галюцынагеннай прысутнасьці Сябе як Іншага, а таксама фрагмэнтаў двух ненапісаных раманаў, якія — з глыбокай мэтафізычнай пэрспэктывы – бачацца як адзін ненапісаны раман пад рознымі назвамі.
У гэтую кнігу можна ўвайсьці праз чатыры розныя дзьверы. Выйсьця зь яе няма аніякага. Вы ўваходзіце ў раман, калі ўпэўненыя, што ўсё ў сьвеце мусіць мець свой сэнс і сваё мейсца. Вы ўваходзіце ў кнігу гісторыяў, калі перакананыя, што ня варта склейваць у адно чарапкі ад розных вазонаў.
Вы ўваходзіце ў філязафічны трактат, калі вы ня ў чым не перакананыя й ня ўпэўненыя. Вы ўваходзіце ў практычны дапаможнік па кітайскай народнай гульні ў інь і ян, калі адчуваеце, што няма каму быць у чымсьці перакананым альбо ўпэўненым.»
Роман «Хвілінка. Тры гісторыі», удостоенный престижной белорусской премии Ежи Гедройца, написан в иной манере, это истории о трёх посетителях одного минского кафе.
Процитирую из него стихотворение, «написанное» одним из героев этого романа на русском:
«Утренний мир тонок
Как иней в зимнем саду
В нём страх, пушистый котенок
Живёт в хрустальном бреду
Милый небесный зверёныш
Откуда в тебе тепло?
Словно пушистым снегом
Меня тобой замело.»
Справочная информация:
Игорь Михайлович Бобков (белор. Ігар Міхайлавіч Бабкоў; род. 2 июня 1964, Гомель) — белорусский писатель, поэт и философ.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета в 1986 году. Окончил аспирантуру, проходил стажировку в Лондонской школе экономики. Кандидат философских наук.
Научный сотрудник Института философии НАН РБ, доцент кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ. Преподаёт в университетах Минска и Вильнюса.
В конце 80-х был участником литературных объединений «Бабілён» и «Тутэйшыя». Был одним из основателей Белорусского коллегиума, издавал и редактировал журнал «Фрагмэнты».
Артур Клинов – яркий представитель авангарда, неформального искусства. Свои идеи он реализует с помощью разнообразных техник — традиционная живопись, фотография, скульптура из соломы, перформанс, инсталляция, видео — используя различные материалы и реальные предметы. Клинов — участник около ста совместных и более тридцати персональных художественных выставок. С 2013 года живёт в деревне Каптаруны, расположенной на севере Беларуси на границе с Литвой, работая над превращением её в арт-деревню, место для проведения фестивалей, пленэров и арт-резиденций.
Главной книгой Артура Клинова, пожалуй, следует считать его дебютный автобиографический роман «Малая падарожная кніжка па Горадзе Сонца», своеобразное архитектурно-социологическое исследование, переведённый на немецкий (собственно впервые он был издан именно на немецком), русский, польский, венгерский и шведский языки. В романе и фотоальбоме «Горад СОНца» отражена сформулированная Клиновым урбанистическая концепция «Горад Сонца» об уникальности и необходимости сохранения центральной части Минска.
Справочная информация:
Артур Александрович Клинов (белор. Артур Аляксандравіч Клінаў ; род. 5 сентября 1965, Минск) — белорусский художник, писатель, издатель.
В 1982-1984 годах — участник молодёжного общественного движения «Беларуская Майстроўня».
В 1987 году закончил архитектурный факультет Белорусского государственного политехнического института. Создатель одной из первых в Беларуси неформальных арт-групп «Сообщество БЛО» (1987), основатель Белорусской ассоциации современного искусства (1998), с 2002 года издатель и главный редактор журнала о современной белорусской культуре «pARTisan». Составитель и издатель энциклопедической серии альбомов по современному белорусскому искусству «Коллекция pARTisan».
Лауреат премии «Гліняны Вялес» за книгу «Локісаў» (2021).
В 2019 году одновременно в Беларуси и в Украине вышел роман Наталки Бабиной «Бодай, Будка. Хтось тихий мовчить у темряві». Это стало своего рода знаковым событием, ведь он стал первым романом, написанным на украинском, белорусским автором, постоянно проживающим в Беларуси.
Наталка Бабина пишет на белорусском, русском и украинском языках, переводит с польского и украинского. Она является автором, составителем, редактором многих популярных изданий и энциклопедий по кулинарии, медицине, материнству и детству, ведению домашнего хозяйства, пчеловодству. На русском и белорусском вышло несколько сборников народных сказок в её литературной обработке.
В художественной литературе она выстрелила в 2007 году, когда вышел её сборник «Крыві не павідна быць відна» и роман «Рыбін горад», который привлёк внимание и читателей и литературной критики и был переведён на четыре языка, в том числе английский — что не так уж часто происходит с современной белорусской прозой, и вошёл в список финалистов премии Angelus, присуждаемой за лучшее произведение автора из Центральной Европы, опубликованное на польском языке.
Роман «Рыбін горад» сочетает в себе черты приключенческого, детективного, женского и социального романа. И без фантастики не обошлось – главная героиня обладает способностью, или скорее особенностью, проваливаться в норы во времени и подсматривать за своими земляками-предками.
Многоплановым вышел и второй роман, фантастический триллер с элементами исторического, политического и женского романа «Бодай, Будка. Хтось тихий мовчить у темряві», в котором действует та же главная героиня. По сюжету в один день над Беларусью образуется купол, который невозможно преодолеть. Жители страны оказываются отрезаны от мира и власть над ними получают ужасные антигомы: они выглядят как люди, но лишены эмоций и каких-либо проявлений человеческого. Никто не знает, откуда они и что им нужно. Многие опускают руки, но герои романа начинают бороться и искать путь к победе.
Справочная информация:
Наталья Васильевна Бабина (белор. Наталля (Наталка) Васільеўна Бабіна; род. 1966, дер. Заказанка Брестского района Брестской обл.) — белорусская писательница, переводчик, журналист украинского происхождения.
Первая книга автора. В голове сразу прорисовывается этакий юноша бледный со взором горящим. Молодой и талантливый — само собой. На деле — первая книга зачастую выходит, когда у автора уж седина белит висок. Кто-то не считает нужным и возможным "пробивать" издание своих произведений, кто-то вообще обращается к литературному творчеству уже в весьма зрелом возрасте.
В 2021 году вышел сборник фантастических рассказов Ловрена Юраги "Замак з люстраной залай". Это дебютная книга автора (если не брать в расчёт научные публикации), хотя первый его рассказ был опубликован ещё тридцать лет назад, в 1991 году. В начале девяностых была написана и его фэнтези-повесть "Меч Маладзіковага Промня", которая лишь в 2016 году была опубликована в журнале "Маладосць" .
Справочная информация:
Настоящее имя — Юрий Николаевич Лаврик (белор. Юрый Мікалаевіч Лаўрык, ; род. 30 ноября 1960; г. Минск) — белорусский библиограф, книговед, писатель. Окончил Минский институт культуры, библиотечный факультет. Изучал теологию и историю в Люблинском католическом университете. Работал в Национальной библиотеке Беларуси, Национальном историческом музее Республики Беларусь.
Далеко за пятьдесят было и Владимиру Можиловскому, когда вышел его дебютный сборник повестей "Праклён мітрапаліта Феафіла". Пока это единственная изданная книга писателя, хотя в республиканской периодике регулярно публикуются его историко-приключенческие повести.
Многие из них содержат элемены мистики и фантастики. Это относится и к повестям, вошедшим в сборник «Праклён мітрапаліта Феафіла», и к более поздним повестям «Тайна гіблай затокі» (опубликовано в журнале «Маладосць») и «Меч Агрыка» (опубликовано в журнале «Полымя»).
Справочная информация:
Владимир Борисович Можиловский (белор. Уладзімір Барысавіч Мажылоўскі ; род. 28 июля 1962, дер. Станиславово Дубровенского района Витебской области) — белорусский прозаик. Окончил физико-математический факультет Витебского педагогического университета. Работал директором восьмилетней школы в деревне Боруны Браславского района, начальником отделения в Браславском территориальном центре социального обслуживания населения.
А вот Людмила Хейдарова (она же Людмила Павликова и Людмила Павликова-Хейдарова) не новичок в литературе. Хотя она прежде всего известна как поэтесса. Впрочем, двадцать лет назад у неё выходил и сборник прозы. Но в этом году у неё тоже случился своеобразный дебют — был издан её перевый роман "Князёўна Дарута, або Чалавечая кроў ліпучая", написанный в жанре фэнтези.
В 2009 году в серии «Белорусская современная фантастика» вышло два авторских сборника научной фантастики на белорусском языке – «Дзiкiя кошкi Барсума» Геннадия Авласенко и «Дзеці зорак» Александра Алешкевича. Оба этих автора пишут и публикуются также и на русском — обычная практика для многих белорусских писателей, так же, как и собственный перевод изначально написанных на белорусском текстов на русский. У того же Алешкевича в этой же серии позже вышел сборник «Золотые апостолы Радзивилловские», у Авласенко – роман-фэнтези «Пленники Чёрного леса».
Оба автора пишут не только фантастику. Авласенко известен как автор детских книг – сказочных повестей про приключения Васи Лентяйкина, Ветерка из Вентилятора и многих других, тема последних книг Алешкевича – романа «Замкавая гара» и сборника «Крыж княжны Прадславы» — история Беларуси. Но всё же фантастика занимает, пожалуй, центральное место в их творчестве.
Первой книгой Алешкевича был изданный под псевдонимом Алесь Гара сборник научной фантастики «Д'яблава мора». Повести «Век Вадаліва» и «Даліна дзвух поўняў», опубликованные в журнале «Маладосць» и вошедшие затем в сборник «Дзеці зорак», рассказывают о контактах с иноземными цивилизациями.
Александр Александрович Алешкевич (белор. Аляксандр (Алесь) Аляксандравіч Аляшкевіч; псевдоним Алесь Гара; род. 14 июля 1958; дер. Вечеторево, Столбцовский район, Минская область) – белорусский писатель.
Окончил Лидское музыкальное училище (1981), факультет журналистики Белорусского государственного университета (1990). С 1981 года работает преподавателем музыки в Новоколосовской школе искусств.
Геннадий Петрович Авласенко (белор. Генадзь Пятровіч Аўласенка; род. 16 августа 1955; дер. Липовец, Ушачский района, Витебская область) – белорусский писатель и поэт.
Окончил биологический факультет Белорусского государственного университета (1985). Работает учителем биологии и химии в Войниловской базовой школе Червенского района Минской области.
Алексей Якимович хорошо известен в Беларуси как детский писатель. Только не следует путать его с Алесем (Александром) Якимовичем — одним из зачинателей детской литературы в Беларуси, в литературной обработке которого обычно издаются белорусские народные сказки. К слову сказать, на обложке сборника повестей «Залатая дзіда» из вышеупомянутой серии таки прописано — Алесь Якімовіч. Скорее всего по недосмотру издателей, поскольку на всех остальных и до и после изданных книгах писателя указано — Аляксей Якімовіч.
Из повестей, изданных в серии ПФ, непосредственно относятся к фантастике «Сакрэт Тунгускага метэарыта» (мальчишки встречают инопланетянина и в компании с учёным-изобретателем отправляются на его планету) и «Залатая дзіда» (юные герои помогают спасти охраняющий индейцев амулет от наркомафии и вампиров). Изданный в 2020 году сборник «Русалка» составили «фантастычна-містычныя апавяданні». К мистике можно отнести и повесть «Пан» из одноимённого сборника. В последнем сборнике автора «Белакрылая птушка» опубликована фантастично-детективная повесть «Жывое дрэва».
Справочная информация:
Алексей Николаевич Якимович (белор. Аляксей Мікалаевіч Якімовіч; род. 15 октября 1949; дер. Поречье, Слонимский район Гродненской области) – белорусский писатель, педагог.
Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1972). Преподавал на Слонимщине, работал учителем, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, директором школы. Автор и составитель ряда учебных школьных пособий.