В 1988 году издание книг стало производиться по новым экономическим правилам. У издательства “Iskry” недоставало фондов на продолжение издания книг некоторых начатых циклов (например, “Dune”). Дало о себе знать падение интереса к фантастике. Мирославу Ковальскому удалось наконец добиться позитивного изменения графического оформления серийных книг. В объявленном конкурсе победил МАРЕК ЗАЛЕЙСКИЙ, и ему поручили разработку проекта нового оформления. Обрели возможность показать себя новые переводчики (ПЕТР ХОЛЕВА, ДАНУТА ГУРСКАЯ, БЛАНКА КУЧЕРБСКАЯ), в серии появились романы фэнтези. Решение о приватизации издательства “Iskry” привело к важным внутренним изменениям. Ковальский перебрался в издательство «Nowa», когда оно вышло из подполья. Диктат экономических условий сказался на планах издания: была приостановлена подготовка новых книг Роджера Желязного, на которые у издательства уже куплены были права, оказался вычеркнутым из плана сборник рассказов Армера“Pustynny blues/Пустынный блюз”.
Тем не менее, часть закупок Ковальского была реализована. Вышли из печати романы фэнтези Роджера Желязного«Dziewięciu książat Amberu. Karabiny Avalonu/Девять принцев Амбера. Ружья Авалона» (1989), роман фэнтези Майка Резника «Na tropach jednorożca/По следам единорога» (1991),
а также романы А. и Б. Стругацких «Fale tlumią wiatr/Волны гасят ветер» (1989) и Брайана Олдисса «Wiosna Helikonii/Весна Геликонии» (1989).
Конкуренция со стороны новых издательств и сокращение рынка фантастики повлияли на ограничение количества издававшихся в серии книг. В 1991 году еще переиздали старые бестселлеры (Азимов, Уиндем),
а в следующем году завершили издание трилогии Брайана Олдисса ( «Lato Helikonii/Лето Геликонии», «Zima Helikonii/Зима Геликонии») и напечатали роман Джона Кристофера «Śmierć trawy/Смерть травы».
Как таковой серии «Fantastyka -- Przygoda» в издательстве “Iskry” уже нет, ее сменили издательские циклы. В 1994 году в издательстве “Iskry” планируют издать 11 фантастических книг в трех циклах произведений: Лоухида, Вулфа и Желязного. Старое название сочтено устаревшим, однако на книгах будет фигурировать модифицированный значок серии.
Итоги
За более чем четвертьвековое существование серии «Fantastyka -- Przygoda» в ней вышли в свет несколько десятков великолепных книг, оказавших влияние на характер и восприятие литературы этого жанра в Польше. Трудно переоценить новаторское значение серии и ее передовую роль в 60-х и 70-х годах. В серии были опубликованы интереснейшие книги зрелых польских фантастов и молодых авторов, зачастую дебютантов. Серии меньше повезло с художниками, сильное раздражение вызывала у фэнов также частая смена формата. Особый отпечаток на серию наложили ее очередные редакторы – от Зажецкого, Зелëнко и Енчмыка до Ковальского. Серия пережила ряд «смертельных» кризисов, чтобы в эпоху возвращения к нормальности пасть жертвой механизмов издательской рентабельности. Вопреки ожиданиям, рынок фантастической книги рухнул, сильная конкуренция со стороны новых издательств, высокие производственные расходы, низкие тиражи и нерентабельность инвестирования в фантастику привели к закрытию этой заслуженной серии.
В качестве приложения представлен полный список книг, изданных в серии «Fantastyka-Przygoda» в 1982 -1987 годах в четвертом варианте графического оформления.
1. Konrad Fiałkowski «Kosmodrom» (t.1и t.2) (1982);
2. Siergiej Abramow «Wszystko dozwolone» (1982);
3. Peter Zsoldos/Петер Жолдош «Zadanie/Задание» (1982);
4. Janusz A. Zajdel «Limes inferior» (1982);
5. Peter Lengyel/Петер Лендьел «Druga planeta słońca Ogg/Вторая планета звезды Огг» (1982);
6. Kirył Bułyczow «Retrogenetyka i inne opowiadania» (1983);
7. Bohdan Petecki «Strefy zerowe» (1983);
8. Kirył Bułyczow «Miasto na Górze» (1983);
9. Brian W. Aldiss «Cieplarnia» (1983);
10. Bob Shaw «Kosmiczny kalejdoskop» (1983);
11. Arkadij Strugacki, Borys Strugacki «Żuk w mrowisku» (1983);
12. Bohdan Petecki «Pierwszy Ziemianin» (1983);
13. Arkadij Strugacki, Borys Strugacki «Miliard lat przed końcem świata» (1984);
14. Constantin Cublesan/Константин Кублесан «Trawa/Трава» (1984);
15. Janusz A. Zajdel «Paradyzja» (1984);
16. Andrzej Ziemiański «Daimonion» (1985);
17. Frank Herbert «Diuna» (tom 1) (1985);
18. Frank Herbert «Diuna» (tom 2) (1985);
19. Marek Oramus «Arsenał» (1985);
20. Brian W. Aldiss «Kto zastąpi człowieka?/Кто заменит человека?» (1985);
21. Krzysztof Boruń, Andrzej Trepka «Zagubiona przyszłość» (1986);
22. Jerzy Grundkowski «Labirynt wyobraźni» (1986);
23. Bohdan Petecki «Tylko cisza» (1986);
24. Emma Popik «Tylko Ziemia» (1986);
25. Ray Bradbury «Kroniki marsjańskie» (wyd. 2) (1986);
26. Frederik Pohl «Człowiek Plus» (1986);
27. Krzysztof Boruń, Andrzej Trepka «Proxima» (1986;)
Разрозненные ранее любители научной фантастики сплотились в рядах организационно оформленного клубного движения в начале 80-х годов. Интерес к фантастике был огромен. Читатели требовали новых книг, а на фоне известной политико-экономической ситуации в стране наибольшей популярностью пользовались НФ-романы социологического и политического характера. Из гущи фэнов выдвинулась вскоре группа молодых мятежных творцов, изменивших облик польской фантастики 80-х годов. Издатели, в том числе те, которые вели в «Iskry» серию «Fantastyka – Przygoda», ощущали давление читательских требований, что не могло не сказаться на облике серии.
Перемены III
В 1982 году в серии в очередной раз изменился формат книг и их графическое оформление. Автором проекта был все тот же «бессмертный» ХАЛАЙКЕВИЧ. Читатели приняли эти перемены в штыки. Рыхлый обложечный картон и неинтересная графика снижали эстетическую ценность книг. Важной преградой в выполнении издательских замыслов были перманентные трудности с бумагой. Авторы годами ожидали публикации своих книг.
В апреле 1984 года редактировать серию поручили Мирославу Ковальскому, инженеру по образованию, журналисту по призванию. Ковальский был связан с подпольем, и работа в издательстве «Iskry» служила ему прикрытием для развертывания издательской деятельности в издательстве «Nowa». Время не больно-то способствовало развитию в Польше творческой деятельности. Нападки на польских писателей (доклад Молька в 1984 году), сокращение валютного фонда, проблемы с бумагой и типографской печатью вынуждали издателей искать обходные пути (издание брошюр с НФ-рассказами, использование плодов творчества писателей, не защищенных авторскими правами).
Апогей
Несмотря на указанные трудности, серия продолжала издаваться. Попытки уравновесить давление групп натиска (фэнов НФ и верховного начальства) отразились на составе (довольно-таки пестром) серии и ценности (весьма различной) издаваемых в ней книг.
Особой разнородностью отличалось тематическое представление творчества отечественных авторов – от классики до протеста и эксперимента. Романы Януша Зайделя«Limes inferior» (1982) и «Paradyzja/Парадизия» (1984) встретили у читателей восторженный прием.
Литературные произведения Зайделя мастерски обнажали коварство системы тоталитарной лжи, используя для этого атрибуты НФ. Развивавшаяся им social и political fiction вскоре нашла себе поддержку среди писателей НФ более молодого поколения: Марека Орамуса (романы “Arsenal/Арсенал”, 1985); «Dzień drogi do Meorii/День пути до Меории»,1990)
и Эдмунда Внук-Липиньского ( «Mord zalożycielski/Учредительное убийство», 1989).
Среди авторов серии в общем-то хватало и дебютантов, и молодых людей, таких как Анджей Земяньский ( «Daimonion/Деймонион», 1985; «Wojny urojone/Воображаемые войны», 1987),
Мирослав П. Яблоньский ( «Trzy dni Tygrysa/Три дня Тигра», 1987; «Czas Wodnika/Эпоха Водолея», 1990),
Гжегож Бабуля ( «A to mistyka!/Вот это мистика! (вообще-то каламбур, намек на который возникает, если соединить три польских слова. W.)», 1988), Анджей Зимняк ( «Opus na trzy pociski/Опус на три пули», 1988).
Они внесли в польскую фантастику свежесть и юмор (Бабуля), поэтичность (Попик), высокое писательское мастерство и интересные идеи (Яблоньский, Зимняк).
В сравнении с достижениями молодежи плоды творчества классиков жанра выглядят гораздо более блеклыми. Переизданные и новые книги Богдана Петецкого свидетельствуют о том, что этот автор закостенел в своей старой манере ( «Strefy zerowe», 1983; «Pierwszy ziemianin/Первый землянин», 1983; «Tylko cisza», 1986) и эпохальные изменения не смогли изменить писателя.
Переизданная под натиском фэнов знаменитая трилогия Анджея Трепки и Кшиштофа Боруня ( «Zagubiona przyszlość/Загубленное будущее», 1986; «Proxima», 1987; «Kosmiczni bracia», 1988) в новой, изменившейся действительности воспринимается лишь как курьез.
Тем более приятной неожиданностью оказался для читателей новый роман Кшиштофа Боруня«Jasnowidzenia inżynera Szarka/Ясновидения инженера Шарека» (1990).
Изданные в серии произведения писателей социалистических стран обнажили убожество фантастики в Венгрии (Петер Жолдош и Петер Лендьел),
Болгарии (Любен Дилов) и Румынии (Константин Кублесан).
Интересным и аллюзивным оказался роман Кира Булычева«Miasto na Górze/Город на Верху» (1983), неплохо показали себя братья Стругацкие в романах «Żuk w mrowisku/Жук в муравейнике» (1983) и «Miliard lat przed końcem świata/За миллиард лет до конца света» (1984),
не дал себя в обиду двухтомник произведений советских авторов «Galaktyka» (1987).
Скромный набор рассказов и романов англо-американских авторов был доброжелательно принят читателями. Среди этих книг были два «хита»: «Cieplarnia/Теплица» (1983) Брайана Олдисса (1983) и первая часть легендарного цикла Фрэнка Герберта «Dune/Дюна» (1985).
Высокие оценки получили романы Фредерика Пола «Czlowiek plus/Человек плюс» (1986) и Джеймса Ганна «Słuchacze/Слушающие небо» (1987), а также сборник рассказов Боба Шоу «Milion nowych dni/Миллион новых дней» (1987).
В качестве приложения представлен полный список книг, изданных в серии «Fantastyka-Przygoda» в 1979 -1982 годах в третьем варианте графического оформления.
1. Czesław Białczyński «Próba inwazji» (1979);
2. Aleksander Kröger/Александр Крëгер «Ekspedycja mikro/Экспедиция „микро”» (1979);
3. Konrad Fiałkowski «Homo divisus» (1979);
4. Stanisław Lem «Powtórka» (1979);
5. Jewgienij Gulakowski «Planeta 412 bis» (1979);
6. Jacek Sawaszkiewicz «Katharsis» (1980);
7. Stanisław Lem «Opowieści o pilocie Pirxie» (1980);
8. Adam Hollanek «Jeszcze trochę pożyć» (1980);
9. Ursula K. Le Guin «Wszystkie strony świata» (1980);
Во второй половине 70-х годов в издательстве «Iskry» объединили независимо до тех пор существовавшие редакционные отделы польской литературы и переводов. В этих новых условиях Лех Енчмык не мог уже продолжать выпускать «Kroki w nieznane», столь органично сочетавшиеся с серией, и, ощутив усиление натиска, перешел из издательства «Iskry» в издательство «Czytelnik». В 1976 году в Познани прошел «Еврокон» – это было первое такого рода собрание писателей, издателей и любителей фантастики, состоявшееся в коммунистической стране. Представители польских книжных издательств, в том числе и издательства «Iskry», заявили на этом собрании о своем намерении активизировать в дальнейшем издательскую деятельность. К сожалению, намерение таковым и осталось. Однако «Еврокон» выявил существование организованного, хоть и малочисленного пока, фэн-движения в Польше (Варшава, Щецин, Познань).
В конце 70-х годов вновь, уже в третий раз, изменилось графическое оформление обложек серийных книг. «Яйцо» на обложке сменили страшноватые выкрутасы на грязновато-коричневом или темно-синем (разной глубины и оттенка) фоне. Автор тот же – КАЗИМЕЖ ХАЛАЙКЕВИЧ.
Восьмидесятые годы
В таком новом варианте оформления в 1979 – 1982 годах вышли из печати 14 книг. Лишь три из них представляли читателям литературу западных авторов: том рассказов Урсулы Ле Гуин«Wszystkie strony świata/Все стороны света» (1980), роман Пьера Буля«Planeta malp/Планета обезьян» (1980) и роман А.Э. Ван Вогта«Wyprawa do gwiazd/Экспедиция к звездам» (1981).
В серии плохо выглядела отечественная фантастика, можно отметить лишь удачный дебютный роман Чеслава Бялчиньского«Proba inwazii/Попытка вторжения» (1979).
Остальные позиции – это сборник много раз издававшихся рассказов Станислава Лема«Powtórka/Повторение» (1979), сборник «Opowieści o pilocie Pirxie»,
а также переиздания его романов «Solaris/Солярис» и «Niezwyciężony/Непобедимый»
-- и плохие книжки Конрада Фиалковского ( «Homo divisius», Раймунда Ханке «Wielkie dni lotrów/Праздники мошенников»,
Яцека Савашкевича «Katarsis/Катарсис», и Адама Холлянека «Jeszcze troche pożyć/Еще немного пожить».
Под нажимом «сверху» издавались также плохие книги мало известных писателей социалистических стран -- ради, как выразилась Янина Зелëнко, «укрепления дружбы между странами восточного блока».
В эти годы «Iskry» уже лишились монополии на отечественном рынке фантастики. Появились конкурирующие серии НФ в издательствах «Wydawnictwo Poznańskie» (1975), «KAW» (1978) и «Czytelnik» (1978). Еще в начале 80-х годов «Fantastyka – Przygoda» была самой популярной отечественной НФ-серией, но на исходе десятилетия у Леха Енчмыка в серии «Z kosmonautą» стали появляться гораздо более интересные книги.