Октябрьский номер 1997 года (88-й «Новой Фантастыки» и 181-й, если считать ab ovo), а это НОМЕР ЮБИЛЕЙНЫЙ – знаменующий 15 ЛЕТ ИЗДАНИЯ --редактируют: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki (художественно-оформительский отдел), Дорота Малиновская/Dorota Malinowska (отдел иностранной литературы), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Тереза Пайдиньская/Teresa Pajdińska (корректура), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, главный редактор), Ганна Сосиньская-Бальцер/Hanna Sosińska-Balcer (технический отдел), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Кшиштоф Липка/Krzysztof Lipka, Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński, Доминика Матерская/Dominika Materska, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Ева Попëлек/Ewa Popiolek, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Войтек Седенько/Wojtek Sedeńko, Яцек Собота/Jacek Sobota, а также Anihilator, Inkwizitor, Karburator, Kunktator, Negocjator, Obserwator; Predator; Reanimator, и Terminator. Тираж меньше тиража предыдущего номера – 64 700 экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа знаменитого польского художника ЗДЗИСЛАВА БЕКСИНЬСКОГО/Zdzisław Beksiński. Другие его работы представлены в «Галерее» (стр. 17-24). В этой же рубрике напечатано интервью, взятое у художника Мацеем Паровским. На внутренней стороне передней обложки размещена реклама НФ-книг издательства “Prószyński i S-ka”. На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама книг Дж. Р.Р. Толкина, выпущенных издательством “Amber”, на внешней стороне задней обложки размещена реклама научно-популярных книг издательства “Prószyński i S-ka”. Цена журнального экземпляра – 4,00 злотых.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadania zagraniczne
Gene Wolfe Ile jest kotów w Zanzibarze? 3
Kir Bulyczow Wspólna wola narodu radzieckiego 11
Powieść
Iain M. Banks Qpa strahu (6) 25
Z polskiej fantastyki
Feliks W. Kres AKASA. FATANH. AMARE 42
Film i fantastyka
Krzysztof LipkaKomiks Bessona 57
Maciej ParowskiZ Forda… Willis! 58
Andrzej KołodyńskiCzułki do gory! 60
Nauka I SF
Konrad T. LewandowskiZapomniana magia – nowe wyzwania 62
6. В рубрике «Кино и НФ» Марцин Шимуля/Marcin Szymula в статье “Zaginiony świat/Затерянный мир” рассказывает о втором фильме режиссера Стивена Спилберга про «парк юрского периода» -- “The Lost World – Jurassic Park” (США, 1997) (стр. 57-59), а Мацей Паровский в статье “Obcy wśród nas/Чужие среди нас” рецензирует фильм “Robo Warriors” (режиссер Йен Бэрри, США, 1996) (стр. 60-61).
7. В рубрике «Среди фэнов» Анна Кубик/Anna Kubik (сотрудница редакции издательства “superNOWA”) описывает свои впечатления от посещения 7-го литовского «кона» -- "Lituanicon’97”, состоявшегося в г. Каунасе 26-29 июля 1997 года (стр. 62).
8. В рубрике критики Ева Попëлек/Ewa Popiołek и Доминика Матерская/Dominika Materska в статье “Strach przed czytaniem/Страх перед чтением” сетуют на то, что настоящая литература НФ чем дальше тем больше заменяется ее суррогатом, привычным любителям компьютерных игр (стр. 65).
9. В этой же рубрике размещено окончание статьи Яцека Дукая/Jacek Dukaj “Filozofia fantasy/Философия фэнтези” (стр. 66-67).
10. В подрубрике «Рецензии» Ян Була/Jan Buła и Эварист Гвиздек/Ewaryst Gwizdek в общем положительно оценивают первый том саги «Война миров» американского писателя Гарри Тертлдава – роман «Война миров: в равновесии. Альтернативная история Второй мировой войны» (Harry Turtledove “Wojna światów: w równowadze. Alternatywna historia II wojny światowej” – это “Worldwar: In the Balance”, 1994. Tłum. Antoni S. Kowal. “Amber”, 1997. Серия “Mistrzowie SF i Fantasy”), в котором гитлеровский вермахт и советская Красная армия объединяются, чтобы оказать сопротивление прилетевшим из космоса захватчикам. (Здесь, пожалуй, стоит отметить, что остальные три тома тетралогии на польский язык не переводились. W.);
Рафал Галецкий/Rafał Galecki знакомит читателей журнала с довольно-таки специфическим литературным произведением – описанием системы ролевой игры «Дикие поля. Речь Посполитая в огне. Шляхетская ролевая игра» (Jacek L. Komuda, Maciej Jurewicz, Marcin Baryłka “Dzikie Pola. Rzeczpospolita w ogniu. Szlachecka gra fabularna”. “Mag”, 1997);
Марек Орамус анализирует книгу американского писателя Курта Воннегута «Вампетеры, фома и гранфалоны» (Kurt Vonnegut. WaMPETERY, FOMa i GRaNFaLONY” – это ‘Wampeters, Foma & Granfallons, 1974). Tłum. Danuta Dowjat. “Da Capo”, 1997. Серия “Dzieła Wybrane”); где-то раз в 10 лет Воннегут предлагает читателям том-собрание самых разных текстов: эссе, интервью, рецензий, заметок по поводи и без повода, публицистических статей, вступлений к книгам, речей и высказываний и т.п. Вот этот том – первый из уже изданных трех. «Здесь хватает замечаний о научной фантастике, оброненных то тут, то там, но хотя с ними стоит ознакомиться при оказии, не они в томе главное. Дурачество, парадокс, впадение в изумление, кое-где крохи мудрости – вот содержание этой книги»;
а Ева Попëлек и Доминика Матерская не слишком высоко оценивают авторский сборник рассказов американской писательницы Урсулы Ле Гуин «Четыре дороги к прощению» (Ursula K. Le Guin “Cztery drogi ku przebaczeniu” – это “Four Ways to Forgivenes, 1955. Tłum. Paweł Lipszyc. “Prószyński i S-ka”, 1997), который им кажется не более чем идеологическим конспектом романа; «писательница описывает вместо того, чтобы рассказывать – тут мало литературы» (стр. 68-69).
Далее некто Anihilator хвалит новый авторский сборник произведений польского писателя Марцина Вольского «Ночь беззакония и другие сумасшедшие рассказы» (Marcin Wolski “Noc Bezprawia oraz inne szalone opowieści”. “superNOWA”, 1997); «это странная компиляция Маклина, Фоллетта, Хэммета, Чандлера, Сапковского и Ладлема, обогащенная аллюзиями на катастрофическую НФ 50-х годов, комиксы и детективные сериалы»;
и он же, Anihilator, приветствует издание в Польше нового тома из серии «Плоский мир» английского писателя Терри Пратчетта «Чародительство» (Terry Pratchett “Czarodzicielstwo” – это “Sourcery”, 1988. Tłum. Piotr W. Cholewa. “Prószyński i S-ka”, 1997) – типичную для писателя книгу, демонстрирующую все его сильные стороны и помогающую хотя бы отчасти понять, в чем кроется секрет его феноменальной популярности;
некто Kunktator рекомендует читателям журнала очень интересную и безусловно полезную книгу британских исследователей Джона и Кэйтлин Мэттьюз «Мифология Британских островов» (John i Caitlin Matthews “Mitologia Wysp Brytyjskich”. Tłum. Zofia Ziółkowska. “Rebis”, 1997. Серия “Mity i legendy świata”);
некто Predator описывает неплохую, по его мнению, новеллизацию известного фильма, выполненную самим сценаристом, американским писателем Джонатаном Гемсом «Марсиане атакуют!» (Jonathan Gems “Marsjanie atakują!”. Tłum. Zofia Grudzińska. “Da Capo”, 1997);
а некто Reanimator пытается понять, почему роман бразильского писателя Паоло Куэльо «Алхимик» (Paolo Coelho “Alchemik” – это “O Alquimista”, 1988. Tłum. Basia Stępień, Andrzej Kowalski. “Drzewo Babiel”, 1996) пользуется столь ошеломляющим международным успехом (стр. 70).
11. В рубрике «Наука и НФ» Марек Орамус/Marek Oramus советует обратить внимание на книгу польских ученых Збигнева Дворака (астрономия), Збигнева Папротного (технология межзвездных связей, проблема поисков внеземных цивилизаций) и Збигнева Солтыса (биология) «Молчание Вселенной» (Zbigniew Dworak, Zbigniew Paprotny, Zbigniew Sołtys “Milczenie Wszechświata”. “Wiedza Powszechna”, 1997), где предпринята попытка объяснить обозначенный феномен;
а Яцек Дукай рассказывает о весьма интересной книге американского ученого Лоуренса Краусса «Физика межзвездных путешествий» (Lawrence M. Krauss “Fizyka podróży międzygwiezdnych”. Tłum. Ewa L. Łokas, Bogumił Bieniok. “Prószyński i S-ka”), тематика которой вообще-то не совсем правильно отражена в польском названии книги, что становится понятным, если сравнить его с оригинальным названием книги: “The Physics of Star Trek”). Иными словами, ученый-физик пытается дать в этой книге научное объяснение тем фантастическим технологиям, которые используются в указанном знаменитом сериале.
12. В этой же рубрике Збигнев Солтыс/Zbigniew Sołtys в статье “Życie poza Marsem/Жизнь кроме как на Марсе” рассказывает о современных научных взглядах на возможность жизни не только на Марсе (где предполагают ее найти в первую очередь), но и на других планетах Солнечной системы и их спутниках (стр. 72-73).
13. В рубрике «Felietony» Рафал Земкевич/Rafał Ziemkiewicz в статье “Frajerzy/Фраеры” вспоминает о собратьях по увлечению, сущих, в общем-то «ботаниках», собиравшихся в Клубах любителей фантастики и готовых терпеть любую нужду и мириться с любыми лишениями ради радости общения с такими же «фраерами», жаждавшими неведомо чего и устремленными неведомо куда, твердо зная лишь одно: фантастика – это дверь в другой, лучший мир (стр. 74); Лех Енчмык/Lech Jęczmyk в статье “Homo historicus” приходит к выводу, что западная цивилизация в нынешнее время кончает жизнь самоубийством на виду у просыпающихся из многовекового маразма конфуцианской и мусульманской цивилизаций (стр. 74); а Адам Холлянек/Adam Hollanek в статье “Być fantastycznym?/Быть фантастическим?” пытается ответить на поставленный вопрос – «Что это значит – быть фантастическим?» (стр. 75).
14. Здесь же в рубрике «На книжном рынке» Войтек Седенько в статье “Litewska pogoń za książką/Литовская гонка за книжкой” сравнивает отношение к книге в Литве (где он побывал на Литуаниконе) и в Польше (не в пользу поляков) и рассказывает об июньских новинках книжного рынка (стр. 75).
15. В рубрике «НФ в мире» Анна Дорота Каминьская/Anna Dorota Kamińska рассказывает о мартовском 1997 года номере чешского журнала ”Ikarie”, некто (anak) знакомит с содержанием мартовского 1997 года номера журнала “Locus”, а Кшиштоф Цыркот/Krzysztof Cyrkot рассказывает о февральском 1997 года номере журнала “Analog ” (стр. 76).
16. В рубрике «Komiks» размещен короткий комикс “Biokopia/Биокопия” (текст и рисунки РОБЕРТА СОБОТЫ/Robert Sobota) (стр. 77-78).
17. Под шильдочкой «Встреча с писателем» и заголовком «Głos entuziasty/Глас энтузиаста» напечатаны фрагменты интервью, взятого Фредом Гутерлем/Fred Guterl у английского писателя Артура Кларка/Arthur C. Clarke и напечатанного в ежемесячнике “Discover” в мае 1997 года (стр. 79). Выбор и перевод КШИШТОФА ЦЫРКОТА/Krzysztof Cyrkot.
18. В «Списке бестселлеров» фигурирует единственная книга польского автора: переизданный роман “Limes inferior”Януша Зайделя (стр. 80).
4. В рубрике «Из польской фантастики» напечатан рассказ Мешко Заганьчика/Mieszko Zagańczyk “Fleisch/Мясо (нем.)” (стр. 40-45). Тексту
предпослан эпиграф из Генриха Гейне: “Es gibt zwei Sorten Ratten: die hungrigen und die satten/Крысы бывают двух видов: голодные и сытые”. Юные герои рассказа, живущие в dark future, пресытившись поеданием крыс (их мясо единственное, доступное простым людям), совершают дерзкий налет (при поддержке авиации) на тщательно охраняемый транспорт мяса для элиты… Захватывающий, должен сказать, сюжет с не самым очевидным концом. Иллюстрации АНДЖЕЯ ГЖЕХНИКА/Andrzej Grzechnik.
И это вторая встреча с писателем на страницах нашего журнала (первую см. “Nowa Fantastyka” № 8/1996). Карточка рассказа (он, кстати, позже нигде не перепечатывался) находится здесь (правда, название рассказа занесено на карточку с ошибкой). Биобиблиографии его автора на сайте нет, но кое-что о нем можно узнать, заглянув в описание указанного номера журнала в этом блоге или пройдя (здесь же) по тэгу «Заганьчик М.».
В этой же рубрике опубликовано окончание новеллы Адама Висьневского-Снерга/Adam Wiśniewski-Snerg “Dzikus/Дикарь” (стр. 46-56). Иллюстрации ЯКУБА ЩЕНСНОГО/Jakub Szczęsny.
Мэри Сун Ли/Mary Soon Lee (род. 1965) – американская писательница НФ и фэнтези, поэтесса, программист.
Родилась в г. Дублине, в юности жила в г. Лондоне. Окончила Тринити-колледж Кембриджского университета по специальности математика и компьютерное программирование. Работала в компании “Harlequin” в качестве программиста. Переселилась в 1990 году и в настоящее время живет в США (однако все еще скучает по Лондону). Писать начала в 1991 году – поначалу сценарии телефильмов, но затем переключилась на короткую прозу и уже в 1992 году дебютировала рассказом в журнале “Strange Days”. C тех пор опубликовала более 70 рассказов в жанровых журналах (“Analog”, “Interzone”, “Realms of Fantasy”, “Amazing Stories”, “Magazine of Fantasy and Science Fiction” и др.), жанровых антологиях (“The Years Best Fantasy #4”; “Sword and Sorceress XIV”; “Sword an Sorceress XX” и др.), семипрозинах и фэнзинах (“Tales of Unancipated”, “Space and Time”, “Dark Regions”, ”Visions SF” и др.). Часть этих рассказов вошла в авторские сборники писательницы: “Ebb Tides and Other Tales/Отливы и другие рассказы” (2002) и “Winter Shadows and Other Tales/Зимние тени и другие рассказы” (2002).
Некоторые из рассказов переводились на немецкий, французский, итальянский, голландский, чешский, польский, испанский, японский языки. На русский язык не переводились. Мэри Сун Ли известна также своими стихами – их к настоящему времени опубликовано более 300, пятнадцать из них номинировались на получение “Rhysling Award”, одно принесло ей звание лауреата (2014). Часть этих стихотворений вошла в авторский сборник “Crowned: The Sign of the Dragon. Book 1/Коронованный: Знак дракона. Книга 1” (2015).
1. В рубрике иностранной фантастики напечатаны два рассказа американской писательницы Мэри Сун Ли/Mary Soon Lee.
Первый рассказ, который называется в оригинале “Silent in the Cities” (1996, “Aboriginal SF”, Fall; 2002, авт. сб. “Ebb Tides and Other Tales”) перевела на польский язык под названием “Cisza w miastach/Тишина в городах” МАГДА ГАВЛИК/Magda Gawlik (стр. 3-5). Иллюстрации МОНИКИ СВЕТЛИК/Monika Świetlik.
Второй рассказ, который называется в оригинале “Assembly Line” (1995, “Interzone”, Aug.; 2002, авт. сб. “Ebb Tides and Other Tales”), перевел на польский язык под названием “Linia montaźowa/Линия сборки” АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik (стр. 6-11). Иллюстрации МАРЕКА АДАМИКА/Marek Adamik.
В этих рассказах «молодая писательница вписывает девчачьи тревоги в поэтику классической научной фантастики» (Мацей Паровский).
На русский язык эти рассказы не переводились. Их карточек на сайте ФАНТЛАБ нет.
Биобиблиографии писательницы на сайте ФАНТЛАБ нет.
2. И новая встреча с американским писателем Филипом Диком. Рассказ, который называется в оригинале “The Short Happy Life of the Brown Oxford” (1954, “The Magazine of Fantasy and Science Fiction”, Jan.; 1954, “The Magazine of Fantasy and Science Fiction” [UK], № 9; 1985, авт. сб. “I Hope i Shall Arrive Soon”), перевела на польский язык под названием “Krótki szczęśliwy żywot brązowego oxforda/Короткая счастливая жизнь коричневого оксфорда” АННА КЕЙНА/Anna Kejna (12-16). Иллюстрации ПЕТРА ПУЦЕКА/Piotr Pucek.
Рассказ переводился на французский, итальянский, немецкий языки. На русский язык его перевел под названием «Короткая счастливая жизнь коричневого тапка» А. ЖАВОРОНКОВ в 1992 году. И это уже восьмая встреча с писателем на страницах нашего журнала (см. ”Fantastyka” №№ 2/1983, 9/1987; “Nowa Fantastyka” №№ 1/1990, 5/1992, 10/1993-1/1994, 3/1997, 6/1997; 8/1997). Карточка рассказа находится здесь А почитать об авторе можно тут
3. Роман британского (шотландского) писателя Иена Бэнкса/Iain M. Banks, который называется в оригинале “Feersum Endjinn” (1994), перевел на польский язык под названием “Qpa strahu” АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik. Иллюстрации ТОМАША ЛЕНЧИНЬСКОГО/Tomasz Lęczyński.
В номере публикуется пятая часть перевода (стр. 25-40). Роман переводился на итальянский, немецкий, французский языки. На русский язык его перевел в 2007 году Г.КРЫЛОВ под названием «Безаткатнае арудие». Карточка романа находится тут А почитать об его авторе можно здесь