Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 апреля 2023 г. 22:21

(ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ… — продолжение1)

Пробуждение

Не спеша, подобно тувимовскому локомотиву, раскручивался кинорынок, и вместе с ним в польском обществе оживала жажда переживания контролированного страха отечественной продукции. Наконец очнулись от спячки авторы, хотя окончательное пробуждение заняло у них еще несколько последующих лет. В 2001 году заслужили на внимание “Дети ночи” Витольда Яблоньского (Witold Jabloński “Dzieci nocy”) – нетипичный роман, который отложился в памяти образом польского президента, пьющего кровь жертвы,

а также «Ад и шпага» Феликса Креса (Feliks W. Kres “Piekło I szpada”)– мрачная приключенческая история. Следующие месяцы породили тренд, который не ослабевает и ныне – неустанный рост публикаций и столь же неустанное повышение их качества. Ибо оказалось, что авторы, которые годами напролет шлифовали свое мастерство в журналах, в конце концов получили шанс на существование в книжных публикациях.

Год 2002 решительно принадлежит коротким формам, среди которых нужно особо выделить рассказы Лукаша Орбитовского (Lukasz Orbitowski), собранные в томе “Широкий, глубокий, все покрасить” (“Szeroki, głęboki, wymalować wszystko”), а также те, что вошли в антологию “Область Тьмы” (“Strefa Mroku”).

Стоит также обратить внимание на такую, как гласит реклама, «литературу для умных людей», как роман “Ожидая во тьме” Павла Седляра (Paweł Siedlar “Czekając w ciemności”).

Несмотря на хвастовство издателей, книга действительно знаменует собой некий перелом. В осторожном поклоне в сторону horror-а склоняются также Яцек Комуда в романе “Волчье гнездо” (Jacek Komuda “Wilcze gniazdo”)

и будущий лауреат премии «Нике» Войцех Кучок в романе “Szkieleciarki” (Wojciech Kuczok “Szkieleciarki”).


Ренессанс

Если бы нас попросили указать ту книгу, изданием которой следует датировать начало ренессанса польской литературы ужасов, наш выбор, вне всякого сомнения, пал бы на “Книгу осенних демонов” Ярослава Гжендовича (Jarosław Grzędowicz “Księga jesiennych demonów”).

Этот сборник, состоящий из четырех длинных новелл, являет собой прекрасный пример того, как следует писать horror, не попадая в капкан повторов и схем. Он вернул веру в польский horror не только читателям, но и издателям тоже.

В 2003 году дала о себе знать Майя Лидия Коссаковская. Ее “Защитники королевства” (Maja Lidia Kossakowska “Obrońcy Królestwa”) – может быть и не horror, но книга не без соответствующей атмосферы.

Вот таковой атмосферы и не хватает переработанному в роман сценарию, под которым подписались Мирослав Яблоньский и Анджей Моль.

Речь здесь идет о “Тайне четвертого апокрифа” (Mirosław P. Jabłoński, Andrzej Mol “Tajemnica czwartego apokryfu”) – неудавшейся попытке обраться к традициям предвоенной литературы. К сожалению, им не хватило полета, к которому приучил нас хотя бы Грабиньский.

То, что поляки умеют пугать также и произведениями большой формы, доказал в 2004 году Петр Заремба своим романом “Пятно на потолке” (Piotr Zaremba “Plama na suficie”),

хотя несколькими месяцами ранее отнюдь не худшим показал себя роман “Сеятель ветра” Майи Лидии Коссаковской (Maja Lidia Kossakowska “Siewca wiatru”).

Петр Заремба погрузил нас в мрачную и таинственную ауру, окружающую варшавскую виллу. Его роман, обогащенный раздумьями на тему неизбежности судьбы и ужаса бренности жития, был тем, которого фэны давно уже дожидались. При этой оказии нельзя не вспомнить также роман “Одержимость” Изабели Шольц (Izabela Szolc “Opętanie”), хотя тут явственно заметен шаг в другую сторону.

Писательница испытала свои силы в соперничестве с классическими horror-ами “Омен”, “Экзорцист” и “Ребенок Розмари” и вышла из этого испытания победителем. Другой литературной парафразой является “Покровитель” Гжегожа Гортата (Grzegorz Gortat “Patron”),

в котором содержатся отсылки к «Фаусту». Гортат получил известность благодаря двум романам фэнтези, и жаль, что он не продолжает своего флирта с «ужасами».

Следует упомянуть также сборники рассказов: “Демоны” (“Demony”) и “Добра-не-Жди” (“Malodobry”)

– эти подготовленные издательством “Fabryka Słów” антологии были очень хорошо приняты рынком, что позволило строить планы на следующие антологии, хотя ранее подобные тематические собрания в Польше не издавались. Сборник “Пикник в преисподней” Давида Каина и Казимежа Кирча (Dawid Kain, Kazimierz Kyrcz “Piknik w Pieklie”) дает читателям возможность увидеть другое обличие польского horror-а.

Книга содержит и хорошие рассказы и рассказы похуже, но в основном достойна прочтения.

(Продолжение следует)


Статья написана 4 апреля 2023 г. 22:25

10. Статью, размещенную на стр. 8—10, написали Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański и Рафал Хойнацкий/Rafał Chojnacki, и называется она:

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

(Polska literature grozy nowego milenium)

Имея такую замечательную традицию «ужасов» (потому что произведения, которые мы ныне называем horror-ом, писали наши народные пророки и лауреаты Нобелевской премии), мы десятками лет не заглядывали в прошлое. «Рукопись, найденная в Сарагоссе» Яна Потоцкого (Jan Potocki “Rękopis znaleziony w Saragossie”),

«Дзяды» Адама Мицкевича (Adam Mickiewicz “Dziady”),

«Вампир» Владислава Реймонта (Władysław Reymont “Wampir”)

и, наконец, тексты доподлинного надвислянского певца «ужасов» — Стефана Грабиньского (Stefan Grabiński),

маячили на околицах памяти соотечественников, не провоцируя, однако, массового движения. Бывали, правда, попытки преломить инерцию в виде коротких литературных форм, однако они не добавляли оптимизма. В журналах “Nowa Fantastyka” и “Feniks” время от времени появлялись некие мрачные истории, но это было скорее исключением, чем правилом. Несмотря на номинацию на получение премии имени Януша Зайделя роман Тадеуша Ошубского “Sfora” (Tadeusz Oszybski “Sfora”, 1992), который считается ныне нашим первым современным романом ужасов, не был встречен всеобщим энтузиазмом.

Не удалась также попытка издания журнала “Kruk” (1997), целиком посвященного horror-у. Казалось бы, пустота и маразм навсегда поглотят отечественный horror, что подтверждал еще 2000-й год.

Но затем поляки начали бояться.

(Продолжение следует)


Статья написана 4 апреля 2023 г. 10:11

1. Открывает журнал рубрика «Галактический гонец» — короткие сообщения на разные темы, так или иначе касающиеся фантастики (стр. 2–-3). Стивен Кинг собирается приехать в Лондон, посещение Польши вроде бы не планируется, но кто ж их, американцев, знает. Начались сьемки фильма “A Scanner Darkly” по роману Филипа Дика. Японские ученые открыли на плато Наска сотню новых рисунков, а Sci Fi Channel собирается снять шестисерийный фильм по одной из книг Эриха фон Дэникена. Лауреаты очередной премии “Nebula”. Странный артефакт на склоне горы Арарат, замеченный со спутника.

2. В рубрике “Publicystyka” напечатана статья Иоанны Кулаковской/Joanna Kułakowska “Demony, dżinny I dybiki/Демоны, джинны и дыбики” c подзаголовком “Opiętanie poza światem chrześcijańskim /Одержимость вне христианского мира” (стр. 4—7). Большая и весьма информативная статья, где всем сестрам роздано по серьге. Шаманизм северных народов, индейский шаманизм, шаманизм Северной и Средней Азии, обеих Америк, Кореи, Индокитая и Японии. Культ бон (бон-по), ламаизм, тибетский тантрический буддизм, индуизм, черные церкви Европы и Америки, иудаизм, хасидизм, демонология ислама… Список далеко не полон.

3. Статья “Polska literaturа grozy nowego millennium/Польская литература «ужасов» нового тысячелетия” Пшемыслава Романьского/Przemysław Romański и Рафала Хойнацкого/Rafał Chojnacki нашла себе место на стр. 8—10. К ней мы вскоре вернемся.

4. Комикс «Пастыри» (стр. 37—39) – шестая часть. Продолжение

следует…

5. Новую статью из цикла «Из чулана» под названием “Groza z lamusa czyli jest coś w tych starych domach niezawodne/Ужасы из чулана, или Нксомненно есть нечто в этих старых домах” печатают Агнешка Хаска/Agnieszka Haska и Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz (стр. 42—43). К ней мы тоже вернемся.

6. В рубрике «Рецензии фильмов». Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski рецензирует замечательный фильм “Silent Hill” (реж. Кристоф Ганс, США-Япония-Франция, 2006) (стр. 40),


а ниже, в статье “Mitologia Cichego Wzgórza/Мифология Тихого Холма” Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański рассказывает, откуда взялся сюжет этого фильма – как ни странно (для меня во всяком случае) – из японской компьютерной игры под тем же названием, которая впервые появилась в 1999 году на консоли Playstation… (стр. 41).

7. В этой же рубрике /Maciej Parowski представляет читателям журнала замечательный мультипликационный фильм “Ice Age 2: The Meltdown” (реж. Карлос Салдана, США, 2006),


а Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk откровенно забавляется, описывая перипетии героев комедии “Scary Movie 4” (реж. Крейг Мазин и др., США, 2006).

8. Ну и в заключение – три рецензии на комиксы (стр. 72–-73). К ним мы тоже вернемся позже.

(Продолжение следует)


Тэги: кино
Статья написана 2 апреля 2023 г. 22:09

Июньский номер 2006 года (192-й «Новой Фантастыки» и 285-й, если считать ab ovo) редактируют: Мацей Маковский/Maciej Makowski (главный редактор); Павел Матушек/Paweł Matuszek (исполнительный редактор), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы), Катажина Соснович/Katarzyna Sosnowicz (секретарь редакции), Иоанна Коньчак/Joanna Kończak (корректура).

В списке постоянных сотрудников числятся: Блажей Дзиковский/Błażej Dzikowski, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski, Адам Сыновец/Adam Synowiec, Якуб Винярский/Jakub Winarski, Роберт Зембиньский/Robert Zębiński.

И что ж мы видим? Стабилизацию в составе как собственно редакции, так и коллектива постоянных сотрудников журнала – ни там, ни там нет никаких изменений.

Тема номера – horror в широком его понимании.

«Галереи» в этом номере все еще нет (вообще давненько таковой не было). Цветные страницы в середине журнала занимают продолжение комикса и рекламы.

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа норвежского художника-иллюстратора ХЕННИНГА ЛЮДВИГСЕНА/Henning Ludvigsen. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама первого тома серии книг американского писателя Тэда Уильямса, которую начинает издавать “Rebis”.

На внутренней стороне задней обложки размещена реклама очередного номера журнала “Fantastyka. Wydanie specjalne”, на внешней стороне задней обложки – реклама четвертого тома серии «Приключения Артемиса Фаула” ирландского писателя Йона Колфера.

Тираж номера – 27 тыс. экземпляров (снизился на 4 000 экземпляров). Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

PUBLICYSTYKA – ARTYKUŁY

Joanna Kułakowska DEMONY, DŻINNY I DYBUKI 4

Przemysław Romański, Rafał Chojnacki

POLSKA LITERATURA GROZY NOWEGO MILENIUM 8

Przemysław Romański MITOLOGIA CICHEGO WZGÓRZA 41

Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz GROZA Z LAMUSA 42


OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Terry Bisson SUPER 8 13

Edward Morris WILKI MIĘDZY OWCE 22

Vaughan Stanger STRATEGIE PRZETRWANIA 26

Michael A. Burstein STATKI 31


OPOWIADANIA POLSKIE

Cezary Zbierzchowski BESTIARIUSZ 45

Łukasz Orbitowski NIE UMIERAJ PRZEDE MNĄ 50

KOMIKS

DUSZPASTERZE odc. 6 37


PUBLICYSTYKA

GALAKTYCZNY GONIEC 2

KINOWE PREMIERY 44

Konrad T. Lewandowski W ŁAWICY MINOGÓW 76

Łukasz Orbitowski ŚMIERĆ PRZEZ ZAPATRZENIE 78


LISTY CZYTELNIKÓW 79


RECENZJE

KSIĄŻKI 69

KOMIKSY 72

FILMY 74

LISTA BESTSELLERÓW 79

Kwiecień 2006

KSIĄŻKI NADESŁANE 79


Статья написана 1 апреля 2023 г. 22:38

10. В рубрике «Рецензии»:

Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz задается вопросом выдержал ли испытание временем роман (на минуточку, первый роман, награжденный премией “Hugo”) американского писателя Альфреда Бестера «Человек на переработку» (Alfred Bester “Człowiek do Przeróbki” – это “The Demoliszed Man”, 1953. Tłum. Andrzej Sawicki. "Solaris”, 2006), и находит, что да, выдержал;

Мацей Паровский довольно сурово критикует монографию польской исследовательницы Катажины Качор «Геральт, колдуньи и вампир. Культурный рециклинг Анджея Сапковского” (Katarzyna Kaczor “Geralt, czarownice I wampir. Recykling kulturowy Andrzeja Sapkowskiego”. “Slowo/obraz/terytoria”, 2006); «исследовательница импонирует эрудицией и начитанностью, но она явно недооценивает художественный и эмоциональный вклад Сапковского в цикл о ведьмаке»;

Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska советует обратить внимание на новый НФ-роман американского писателя Ричарда Моргана «Силы рынка» (Richard Morgan “Sily rynku”. Tłum. Marek Pawelec. “ISA”, 2006); «не побоюсь сказать — роман выдающийся, великолепно написанный и использующий прекрасно сконструированный сюжет с постановкой вопросов о границе человечности и смысле жизни»;

Агнешка Хаска/Agnieszka Haska в общем хвалит роман польского писателя Петра Патыкевича «Злой берег» (Piotr Patykiewicz “Zły brzeg ”. “superNOWA”, 2006), «писателю удалось рассказать связную интересную и интригующую историю»;

Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz называет странной, но интересной книгой роман американского писателя Брета Истона Эллиса «Лунапарк» (Bret Easton Ellis “Księżycowy park”. Tłum. Maciej Szymańcki. "Rebis”, 2006), в которой автор описывает собственную жизнь, начиная со школьных годов по настоящее время;

Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk представляет читателям журнала седьмой том сериала «Темная башня» американского писателя Стивена Кинга «Темная башня» (Stephen King “Mroczna Wieża. Cykł Mroczna Wieża, tom VII”. Tłum. Zbigniew A. Królicki. “Albatros”, 2006);

Иоанна Коньчак/Joanna Kończak иронично проходится по историко-приключенческому роману польского писателя Рафала Дембского «Слезы Немезиды» (Rafał Dębski “Łzy Nemezis”. “Copernicus Corporanion”, 2005); «герои ведут полные пафоса споры, сюжет стоит на месте, а главное послание состоит в том, что война это плохо, месть тоже, да и плохих людей в мире хватает»;

Павел Матушек/Paweł Matuszek в общем хвалит второй роман из четырехтомного цикла фэнтези «Проклятие Империи» (вариации на тему альтернативной истории Древнего Рима) Томаса Харлана «Врата огня» (Thomas Harlan “Brama ognia”. Tłum. Janusz Ochab. “Prószyński I S-ka”, 2006); «в сумме это хорошая развлекательная фэнтези, и, хотя ее довольно сложный сюжет спотыкается о схематизм, целое радует динамикой и красочными сценами»;

Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski представляет читателям очередной роман из цикла «Плоский мир» британского писателя Терри Пратчетта «Последний континент» (Terry Pratchett “Ostatni kontynent”. Tłum. Piotr W. Cholewa. “Prószyński I S-ka”, 2006);

Якуб Винярский/Jakub Winarski рекомендует к прочтению сборник статей торуньских литературоведов «Польская фантастическая литература. Интерпретация» (“Polska literatura fantastyczna. Interpretacje”. Pod. red. Andrzeja Stoffa I Dariusza Brzostka. “Wydawnictwo Uniwersytetu Mikolaja Kopernika”. Toruń, 2005) (стр. 69—71).


11. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Szanujcie łańcuszki/Уважайте цепочки”, в которой Конрад Левандовский рассуждает об активности «глобального мозга», рождающегося в мировой сети Интернета (стр. 76--77).


12. В этой же рубрике “Felieton” Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski в статье “Przyjąć Dick na klatę czyli Teledysk SF” из цикла /“gabinet luster”/ рецензирует спектакль “Trzy stygmaty Palmera Eldritcha/Три стигмата Пальмера Элдритча”, поставленный режиссером Яном Клята в Старом театре г. Кракова (стр. 78).


13. В списках бестселлеров за март 2006 года из книг польских авторов находятся книги “Zabawki diabła” Анны Каньтох, “Smokobójca” Томаша Пациньского, “Nocarz” Магдалены Козак и из книг российских авторов “Dzienny Patrol” Сергея Лукьяненко (стр. 79).


14. В рубрике «Присланные книги» перечислены 23 наименования. Интересен разброс по издательствам: “Amber” – 2; “Belonna” – 1; “Egmont” – 3; “Fabryka Słów” – 5; “Księżka I Wiedza” – 1; “MAG” – 1; “PIW” – 1; “Rebis” – 4; “SuperNOWA” – 1; “Taurus Media” – 2; “W.A.B” – 2.





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх