28 февраля в Музее истории ГУЛАГа при поддержке Фонда Памяти открылся Центр документации – пространство, где каждый сможет изучить архивные документы, тематическую литературу и артефакты, а также узнать, как и где можно найти информацию о репрессированных родственниках.
В открытии центра приняли участие Советник Президента РФ, Председатель Попечительского Совета Фонда Памяти Михаил Федотов, директор Музея истории ГУЛАГа и руководитель Фонда Памяти Роман Романов, а также музыкант Андрей Макаревич.
О функциях, особенностях и возможностях Центра документации подробно рассказал Роман Романов. «К счастью, запрос на поиск информации о репрессированных родственниках становится все популярнее. Это и логично – ведь из маленьких, правдивых историй отдельных людей складывается большая достоверная история страны. В Центре документации мы будем помогать людям правильно составлять запросы в архивы, расскажем, в каких базах данных уже может содержаться информация о родственниках», — пояснилРоман Романов.
По словам руководителя Музея, на базе центра регулярно будут проводиться мастер-классы по работе с источниками, поиску информации и архивным исследованиям. Для всех посетителей будет открыт свободный доступ к электронному каталогу библиотеки Музея, включающей в себя обширную коллекцию книг, посвященных истории репрессий. Помимо этого в планах центра – укрепление сотрудничества с другими музеями, архивами, фондами для расширения массива доступных посетителям данных по истории ГУЛАГа.
Личным опытом восстановления семейной истории поделился музыкант Андрей Макаревич, который обратился в Центр документации с просьбой найти его родственников. Копию следственного дела деда Андрея Макаревича передали музыканту во время мероприятия.
В Центре документации представлен масштабный проект Музея – Интерактивная карта ГУЛАГа. Карта – простой и наглядный формат работы со сложнеи?шим комплексом данных, который позволит получить целостное представление о масштабах и географии ГУЛАГа, проследить во времени и пространстве развитие системы и жизнь отдельно взятых лагереи?. Благодаря современным технологиям карта будет иметь несколько уровней, в каждом из которых представлены типы лагерей — исправительно-трудовые, особые, спецлагеря на территории ГДР, проверочно-фильтрационные и другие, рассказывающие о структуре советской карательной системы. К настоящему времени карта насчитывает порядка 550 лагерных образований на территории СССР и за его пределами.
«Создание благоприятных условий для социокультурной, научно- исследовательской и просветительской деятельности, а также проведение научно-исследовательских работ, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий – это основные направления деятельности в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. До настоящего момента в нашей стране не было организованной помощи по поиску информации о репрессированных, а также пространства для проведения исследований на эту тему. Теперь в Музее истории ГУЛАГа будет работать специализированная библиотека и Центр документации», — отметил Михаил Федотов.
Центр документации будет работать бесплатно, в часы работы Музея истории ГУЛАГа.
На сайте ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАНв свободный доступ выложены33 тома серийного научного издания "Русский фольклор", выходившие в 1956-2008 гг.
Сборники представлены в формате pdf и доступны для чтения и скачивания любому желающему.
Том 1 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, М. О. Скрипиля. М.; Л., 1956 (pdf 45 mb)
Том 2 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, М. О. Скрипиля, Н. В. Новикова. М.; Л., 1957 (pdf 45 mb) (djvu 26 mb)
Том 3 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, М. О. Скрипиля, Н. В. Новикова. М.; Л., 1958 (pdf 52 mb)
Том 4 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, Н. В. Новикова. М.; Л., 1959 (pdf 62 mb)
Том 5 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, Н. В. Новикова. М.; Л., 1960 (pdf 58 mb)
Том 6 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, О. Б. Алексеевой. М.; Л., 1961 (pdf 48 mb)
Том 7 / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, О. Б. Алексеевой. М.; Л., 1962 (pdf 46 mb)
Том 8: Народная поэзия славян / Под ред. С. Н. Азбелева, А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова. М.; Л., 1963 (pdf 52 mb)
Том 9: Проблемы современного народного творчества / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, С. Н. Азбелева. М.; Л., 1964 (pdf 40 mb)
Том 10: Специфика фольклорных жанров / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, С. Н. Азбелева. М.; Л., 1966 (pdf 42 mb)
Том 11: Исторические связи в славянском фольклоре / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, С. Н. Азбелева. М.; Л., 1968 (pdf 45 mb)
Том 12: Из истории русской народной поэзии / Под ред. А. М. Астаховой, С. Н. Азбелева, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, В. В. Митрофановой. М.; Л., 1971 (pdf 37 mb)
Том 13: Народная проза / Под ред. А. М. Астаховой, В. Г. Базанова, В. Е. Гусева, А. Д. Соймонова, С. Н. Азбелева. М.; Л., 1972 (djvu 7 mb)
Том 14: Проблемы художественной формы / Под ред. А. А. Горелова. Л., 1974 (pdf 44 mb)
Том 15: Социальный протест в народной поэзии / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1975 (pdf 37 mb)
Том 16: Историческая жизнь народной поэзии / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1976 (pdf 41 mb)
Том 17: Проблемы "Свода русского фольклора" / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1977 (pdf 28 mb)
Том 18: Славянские литературы и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1978 (pdf 29 mb)
Том 19: Вопросы теории фольклора / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1979 (pdf 31 mb)
Том 20: Фольклор и историческая действительность / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1981 (pdf 27 mb)
Том 21: Поэтика русского фольклора / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1981 (pdf 27 mb)
Том 22: Полевые исследования / Под ред. П. С. Выходцева (отв. ред.) и др. Л., 1984 (pdf 30 mb)
Том 23: Полевые исследования / Под ред. П. С. Выходцева (отв. ред.) и др. Л., 1985 (pdf 29 mb)
Том 24: Этнографические истоки фольклорных явлений / Под ред. В. И. Ереминой (отв. ред.) и др. Л., 1987 (pdf 30 mb)
Том 25 / Под ред. А. Ф. Некрыловой (отв. ред.) и др. Л., 1989 (pdf 31 mb)
Том 26: Проблемы текстологии фольклора / Под ред. Т. Г. Ивановой (отв. ред.) и др. Л., 1991 (pdf 38 mb)
Том 27: Межэтнические фольклорные связи / Под ред. С. Н. Азберева и др. СПб., 1993 (pdf 43 mb)
Том 28: Эпические традиции / Под ред. С. Н. Азбелева, А. А. Горелова, В. И. Ереминой, Т. Г. Ивановой, В. В. Коргузалова, А. Ф. Некрыловой, Т. А. Новичковой. СПб., 1995 (pdf 54 mb) (djvu 23 mb)
Том 29 / Под ред. С. Н. Азбелева, А. А. Горелова, В. И. Ереминой, Т. Г. Ивановой, В. В. Коргузалова, А. Ф. Некрыловой. СПб., 1996 (pdf 33 mb) (djvu 15 mb)
Том 30 / Отв. ред. А. Н. Розов. СПб., 1999 (pdf 62 mb)
Том 31 / Отв. ред. Ю. И. Марченко. СПб., 2001 (pdf 49 mb)
Том 32 / Под ред. В. И. Жекулиной (отв. ред.) и др. СПб., 2004 (pdf 72 mb)
Том 33 / Отв. ред. А. Ю. Кастров. СПб., 2008 (pdf 61 mb)
"Атос, как всегда избегая лишних слов, только вопросительно взглянул на д'Артаньяна. — Планше, — сказал д'Артаньян, обращаясь к своему слуге, который, приоткрыв дверь, просунул в щель голову, надеясь уловить хоть отрывки разговора, — спуститесь вниз к владельцу этого дома, господину Бонасье, и попросите прислать нам полдюжины бутылок вина Божанси. Я предпочитаю его всем другим." (с) Три мушкетера
Здесь врет не Дюма, да и врет не столько нам, сколько Атосу, и если быть точным то не столько врет, сколько просто бахвалится, наш прекрасный и юный д'Артаньян.
Юноша, как мы помним, был уроженцем Тарба, маленького городишки, который в 1600-1620 годах с огромным трудом приходил в себя после Религиозных войн, в ходе которых он был серьезно выжжен и вырезан. Семья его была не просто бедна, а очень бедна — единственный сын своего отца д'Артаньян получил в дорогу 15 экю, отцовскую шпагу и желтую клячу. Помните, да?
А теперь давайте посмотрим, что же такое Божанси? Это небольшая коммуна, лежащая неподалеку от Менг-сюр-Луар (где нашему герою досталась ссора с "незнакомцем"), не так далеко от Орлеана. Дорога между Божанси и Тарбом лежит через Бордо или через Тулузу и Каор, и составляет без малого 700 километров. И в том и в другом случае — через крупные винодельческие области. Верите ли вы в то, что наш герой мог пристраститься к луарским винам в своей глуши? Если верите — то зря: путь "бочкам с Севера" сюда был заказан, это выглядит фактически смешнее попытки возить на продажу самовары из Петербурга в Тулу.
Откуда же у д'Артаньяна эта фраза? Дело в том, что Божанси — это в некотором смысле знаковое место: место одной из первых побед французских войск под предводительством Жанны д'Арк над англичанами (1429, битва при Божанси), одно из мест воинской славы французской армии.
Не удивительно, что д'Артаньян выбрал для себя именно такой маршрут в Париж, пусть не кратчайший, но притягательнейший. И попробовав один раз, проездом, местное вино, конечно же не мог не "блеснуть" своей "искушенностью" перед графом де ла Фер. Не зря, ох не зря Рошфор сетовал на гасконское бахвальство и заносчивость! :)
Автор блога: Денис Руденко, винный эксперт, член Союза Сомелье и Экспертов России, винный критик, судья национальных и международных винных конкурсов, основатель и ведущий крупнейшего дегустационного винного клуба в России "750ml", автор постоянной колонки в издании "Симпл Вайн Ньюс". Независимый винный журналист, пишущий для различных журналов и интернет-порталов, преподаватель в школах сомелье Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина приступил к формированию коллекции медиаискусства в рамках программы «Пушкинский XXI». Об этом журналистам сообщила директор музея Марина Лошак.
«За последние четыре года, мы интенсивно делали наш музей еще более живым, мы думаем о том, как оставить его таким же любимым местом, оставить его нашему зрителю, который тоже меняется. Мы планируем собрать коллекцию, связанную с кино- и медиаискусством во всем его многообразии», — сказала М.Лошак.
В свою очередь, заведующая отделом кино- и медиа искусства ГМИИ им. А.Пушкина Ольга Шишко сообщила, что уже составлен лист возможных закупок произведений, которые будут осуществляться за счет партнеров-спонсоров. Первые работы появятся музее уже в этом году.
«В коллекцию войдут работы классиков и художников последнего поколения в области медиаарта и перформативного искусства. Среди первых планируемых приобретений — видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» — «Отчаяние», «Воодушевление» и «Вечность», — сказала О.Шишко.
Новая коллекция «Пушкинского XXI» будет представлена на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, которая пройдет в Гостином дворе 6-9 сентября 2018 г.
27 февраля 2018 г. в 18-00 в отделе теории литературы ИМЛИ РАН (г. Москва, ул. Поварская, д. 25а, комната 13) состоится очередное заседание семинара отдела теории "Фэнтези: литература, игра и реальность". Иеромонах Димитрий (Першин) сделает доклад на тему: "Сказочное христианство: почему Иешуа-Га-Ноцри, выдуманному Мастером в романе Булгакова, не удалось в отличие от Дон Кихота и Санчо Панса в романе "Исчадия разума" Клиффорда Саймака уберечь от диавола нуждающихся в этом людей?" (Более точное название и аннотация доклада воспоследует).
В декабре 2018 года в ИМЛИ пройдет конференция "Парадигмы переходности и феномен детства" (отв. с.н.с. отдела теории Мария Федоровна Надъярных). Одна из секций конференции будет посвящена феномену фэнтези. Семинары "Фэнтези: литература, игра и реальность" в этом году будут проводиться в рамках подготовки декабрьской конференции.
Для прохода в ИМЛИ на всякий случай лучше иметь с собой паспорт.