«Я шёл по дорожке с двумя друзьями — солнце садилось. Внезапно я ощутил приступ меланхолии. Небо вдруг стало кроваво-красным», — именно так Мунк описывает прогулку в парке Экеберг в Осло однажды вечером в конце 1800-х годов. Он облокотился на ограду, чувствуя себя «невыносимо уставшим», в то время как его друзья продолжили свой путь. Художник отстал от них, «дрожа от страха, — и почувствовал чудовищный бесконечный вопль в природе». Этот променад произвёл неизгладимое впечатление на живописца, и в итоге получилась картина «Крик».
Теперь, более ста лет спустя, Музей Мунка опубликовал на своём сайте ранее неизвестные эскизы и рисунки экспрессиониста. Все они собраны в единую базу данных и предоставлены всем желающим в неограниченное пользование.
Эдвард Мунк (1863 — 1944) завещал все работы, оставшиеся у него к концу жизни, муниципалитету Осло. Коллекция состояла из более чем 26-ти тысяч оригинальных произведений искусства, включая 1150 картин, 7500 рисунков и 18000 графических шедевров. По словам Стейна Олава Хенриксена, директора Музея Мунка, оцифровка собрания была давней мечтой учреждения. «Это то, над чем работают музеи по всей планете, и мы хотим, чтобы Мунк присутствовал в цифровом мире», — пояснил он.
Учреждение получило финансирование в 22 млн норвежских крон (2,85 млн долларов на сегодняшний день) от Фонда Бергезена. За четыре года 12 миллионов потрачено на оцифровку рисунков, оставшиеся деньги пойдут на обработку других произведений искусства, включая графику, фотографии, картины и скульптуры. Часть фондов будет отчислена на международную работу над новой биографией Мунка.
Рисунки показывают, что знаменитая картина «Крик» первоначально задумывалась совершенно иначе. Мунк изо всех сил пытался выразить на полотне свои ощущения от прогулки и заставить зрителей испытать те же чувства. Сначала художник изобразил человека у ограды Осло-фьорда и красные облака, но это его не удовлетворило. Экспрессионист посчитал, что люди будут обращать внимание лишь на небо, а не на тревогу.
«В какой-то момент он понял, что эскизы недостаточно сильны, вместо страха, который он испытывал, создаётся меланхолическая атмосфера. И для Мунка облака не были облаками, это была свернувшаяся кровь», — поясняет Магн Брутейг, старший куратор музея. Тогда Мунк стал менять зарисовки, постепенно разворачивая фигуру лицом к зрителю.
Все имеющиеся версии теперь можно просмотреть в базе данных. От чётко изображённого человека до антропоморфной фигуры на известной нам картине прошло несколько лет.
Помимо этого в электронной коллекции на сайте Музея Мунка можно найти работы, связанные с теми или иными произведениями. Например, к «Крику» относятся 32 из них. В частности, это тексты о событии, вдохновившем картину. Один из них написан разными цветами, с орфографическими ошибками. Искусствоведы утверждают, что Мунк всегда писал грамотно, а, значит, сделал их преднамеренно. Но вот зачем — остаётся загадкой.
Лишь 6800 рисунков и эскизов, опубликованных сейчас на сайте, принадлежат Музею Мунка. Остальные содержатся у частных коллекционеров, которые пожелали включить свои сокровища в электронную базу данных. По словам Стейна Олава Хенриксена, учреждение продолжает добавлять в систему зарисовки, которые поступают от приватных владельцев. «Так что, если у кого-то есть рисунок от Мунка, например, унаследованный от прадеда, можно принести и показать его нам», — добавил учёный.
Другие специалисты с большим одобрением отнеслись к инициативе Музея Мунка. Профессор-искусствовед Ойвинд Сторм Бьерке из Университета Осло говорит, что общее использование может, например, внезапно раскрыть в произведениях аспекты, о которых раньше никто не думал.
«Крик» Мунка стал символом современной экзистенциальной тревоги и мировой иконой поп-культуры. В 2012 году единственная копия картины, выполненная пастелью на картоне и остающаяся в частных руках, была продана за ошеломляющие 119,9 млн долларов.
На сайте Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (РАН) выложен в свободном доступе архив номеров журнала "Русская литература" за 1958-2017 годы. Номера журнала размещены в формате pdf и доступны для чтения и скачивания любому желающему. Регистрация на сайте для этого не требуется.
Журнал «Русская литература» — первое и единственное в стране периодическое издание, посвященное истории русской словесности на всех этапах ее развития. Его первый номер вышел весной 1958 г. Возглавил журнал В.Г. Базанов, человек разносторонних знаний, обширных интересов, всегда находившийся в центре научной жизни, умевший привлечь к сотрудничеству талантливых авторов. В состав редколлегии вошли Б.И. Бурсов, А.С. Бушмин, В.Е. Гусев, В.А. Десницкий, В.А. Ковалев, Д.С. Лихачев, Ф.Я. Прийма, В.А. Рождественский, В.В. Тимофеева. Тогда же была сформирована редакция. Ее ответственным секретарем был назначен Ю.А. Андреев. В середине 1962 г. его сменил А.А. Горелов. А с весны 1963 г. в течение более 40 лет на этом посту находился М.Д. Кондратьев.
С начальных дней жизни «Русская литература», учитывая практику предшествующей академической и исторической журналистики, опиралась на программу деятельности и научные традиции Пушкинского Дома, печатным органом которого являлась. Широта охвата русского литературного прошлого и современности, разнообразие направлений исследования, актуальность и масштабность проблематики печатавшихся в ней работ, состав авторского коллектива, представлявшего филологические учреждения и высшие учебные заведения страны, география распространения позволили журналу сразу обрести характер и значение общесоюзного.
Очень быстро пришло к изданию и международное признание: зарубежная подписка на него растет из года в год. Уже к началу семидесятых журнал поступает в университетские и частные библиотеки ученых-русистов 34-х стран мира.
Структура журнала сложилась в основном к 1963 г. К первоначально намеченным разделам — «Статьи», «Материалы и сообщения», «Хроника научной жизни» — добавились новые: «Заметки, уточнения», «Обзоры и рецензии»; рубрика «Полемика», подборки публикаций «Из научного наследия». Интерес к проблемам текстологии и атрибуции привел к появлению соответствующих им периодических подборок.
Хотя освещение главных проблем истории отечественной литературы связано в журнале, прежде всего, с его первым разделом — «Статьи», изучению литературного процесса во всей его сложности и полноте в большой степени способствуют материалы всех последующих рубрик. Так, в частности, общепризнанна первостепенная роль журнала в расширении источниковедческой основы нашей литературной науки (раздел «Материалы и сообщения», позднее озаглавленный «Публикации и сообщения»), в знакомстве читателя с обширным кругом проблем отечественной и зарубежной русистики (раздел «Обзоры и рецензии»). С момента основания журнала отрецензированы сотни книг, представляющих разные стороны литературной науки, ее разные направления. В рубрике «Хроника» дается информация о текущей научной жизни – заседаниях, конференциях, симпозиумах, в организации которых принимал участие Пушкинский Дом.
С конца 1968 года на протяжении двадцати лет бессменным главным редактором журнала была В.В. Тимофеева. С 1988 г. им становится Н.Н. Скатов – один из ведущих в стране исследователей русской классической литературы. Одновременно существенно обновляется редколлегия.
На страницах журнала читатель продолжает знакомство с работами, посвященными народному творчеству, литературам древнерусской и XVIII века, классическому наследию, литературе Новейшего периода (XX век). Теоретические и историко-литературные исследования по-прежнему соседствуют в нем с разысканиями биографическими и текстологическими, тематическими рубриками, связанными с юбилейными датами писателей-классиков, критическими обзорами, полемикой, атрибуциями, обширной информацией о текущей научной жизни по материалам многочисленных международных конференций.
История «Русской литературы» — это часть истории русской литературной науки XX века. На страницах журнала с момента его основания опубликовано свыше шести тысяч работ, ставших своеобразной энциклопедией отечественного литературоведения. Вместе с огромным трудом сотен ученых безмерен вклад в историю журнала и сотрудников редакции (Е.Г. Ивановой, А.Д. Копысовой, И.А. Лебедевой, Ю.К. Рыбникова), в течение десятилетий готовивших номера издания к выходу в свет.
Это первый ресурс, в котором собрали колоссальное количество обложек музыкальных альбомов с информацией об исполнителях в свободном доступе: от Эдит Пиаф и Фрэнка Синатры до группы «Ленинград»
Документальное свидетельство последних семи лет жизни и творчества композитора, написанное им самим. Музыкальный дневник Моцарта – 30 нотных страниц с черновыми записями – это уникально важный документ в истории классической музыки. Как отметили сотрудники Британской библиотеки, Моцарт вел музыкальный дневник с февраля 1784 по декабрь 1791 года. На страницах этой тетради Моцарт записал многие из своих самых известных произведений, включая пять опер, несколько сонат для пианино и три последние симфонии.
В репозитарий загрузили более 200 000 научных тексов, иллюстраций и таблиц. Репозитарий научной литературы по биоразнообразию природы – открытая база научной информации, которая дает доступ к специфическим научным исследованиям для любого исследователя из любой точки планеты. Организаторами проекта являются некоммерческая организация Plazi, чья деятельность направленна на поддержку и продвижение открытой научной литературы в области таксономии, и независимое научное издательство Pensoft.
Если же подобные курсы кажутся несколько специфическими, можно начать с «Введения в историю античной Греции» от Йеля ( онлайн видео – iTunes видео – iTunes аудио – материалы к курсу), потом перейти к обзору «Всемирная история до 1500 года», подготовленного Колумбийским университетом (онлайн видео – iTunes видео) или к курсу UVA «Современный мир: глобальная история с 1760 года» (бесплатный iTunes курс).
В открытом доступе имеются также видео уроки по истории Азии: курс от Массачусетского технологического института «Азия в современном мире» (онлайн видео уроки), «История аборигенов Австралии» университета Ла Троб ( iTunes аудио), «История Ирана в период Сафавид» ( iTunes Audio) Колумбийского университета или «Переосмысление освободительного движения афроамериканцев» (онлайн видео уроки) университета Иллинойс.
Свои лекции опубликовал и проект «Открытый город», посвященный экскурсиям по закрытым для свободного посещения особнякам и дворцам Санкт-Петербурга. У «Открытого города» есть свой канал на видеохостинге, где опубликованы 12 роликов. Среди лекторов — Александр Марголис, Никита Явейн, Маргарита Штиглиц и Борис Кириков. Они рассказывают об архитекторе Лишневском и доме с Мефистофелем, о старых промышленных комплексах города на Неве, русском классицизме, истории Обводного канала и многом другом.
Друзья, чуть больше года назад, отчаявшись дождаться официальной FullHD версии любимого мультфильма, я решил сделать небольшую реставрацию собственными руками. Делал в подарок своему сыну, ну и для себя тоже :)
В планах были еще небольшие изменения, но за прошедший год у меня так и не нашлось время, продолжить работу, поэтому, выкладываю как есть. К сожалению, из-за технических требований ВК, пришлось поджать видео до 2 ГБ. Тем не менее, на мой взгляд, это лучшее качество, доступное на сегодняшний день в сети.
Прошу репост. Не ради рекламы (она не нужна ни мне, ни этому мультфильму). Просто забирайте себе и делитесь с друзьями любимой фантастической историей в хорошем качестве.