29 и 30 марта 2024 года в Институте классического Востока и античности ФГН НИУ ВШЭ состоится IХ Международная конференция «Мир комиксов».
Конференция пройдет в ауд. Л-209 в корпусе на Старой Басманной в смешанном формате, часть докладов прозвучит онлайн. Начало в 10:00.
Для участия в конференции, просим слушателей заполнить форму регистрации до 25 марта (включительно) с указанием необходимого формата участия – онлайн или оффлайн:
Для зарегистрировавшихся в онлайн-формате ссылка на трансляцию конференции в Youtube будет разослана слушателям в день мероприятия. Для участников очного формата будет возможность прохода в ИКВИА ФГН НИУ ВШЭ по спискам.
Адрес: Москва, ул. Старая Басманная 21/4 с. 3, ауд. Л-209 (2 этаж).
***
ПРОГРАММА:
29 марта. 10:00 – 12:00. СВЯЗЬ КОМИКСА, КИНО И АНИМАЦИИ
Ведущая – Ю.А. Магера
Эвалльё Виолетта Дмитриевна (ГИИ, РГГУ). Интервенция сказочного в городскую обыденность, и наоборот. На материале «супергеройского» славянского фэнтези.
Фокейчева Анастасия Александровна (СПбГИК). Стилистические приёмы комикса в американской анимации: особенности воплощения. Online
Теплоухова Дарья Андреевна, Кощеева Дарья Артемовна (УрГАХУ). Глубина кадра, как авторская форма графико-символического языка для изображения внутренних феноменов персонажа в современных вебтунах. Online
Тарапацкий Сергей Алексеевич (РГГУ). Взаимосвязь современных комиксов и кинематографа: анализ манги и стилизованного кино.
Игонин Александр Сергеевич (РГГУ). Исследование общего происхождения комиксов и рисованной анимации.
***
29 марта. 13:00 – 14:30. КОМИКС В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЯЗЫКОЗНАНИИ
Ведущая – О.А. Кузнецова
Васильева Эльмира Викторовна (ИМЛИ РАН). Виктор Франкенштейн в зеркале рецептивных искажений (на материале серии комиксов «Хроники доктора Герберта Уэста»).
Воронцова Злата Максимовна (МГПУ). Языковые особенности авторской речи комикса (на материале комикса "Champignac").
Дебренн Мишель (НГУ). «Фрусский» язык как смесь французского и русского языков в графических романах о «Крампоне негниющем».
Винокурова Татьяна Михайловна (ДВФУ). Лингвосоциокультурные особенности южнокорейских и англоязычных веб-комиксов. Online
Ашкинази Леонид Александрович (независим. исследователь). Комикс как метод преподавания, в частности – физики. Online
Белов Владислав Игоревич (МГПУ). Характеристика читателя русских комиксов. Online
Тонковидова Анна Викторовна (КГУФКСТ). Философия комиксов: обзор. Online
***
29 марта. 16:30 – 18:00. САТИРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ПЕРВ. ПОЛ. ХХ
Ведущая – В.Д. Эвалльё
Антанасиевич Ирина (Белградский ун-т). Роль журнала «Шут» (1879-1914) в развитии комикса в России. Online
Мартынова Дарья Олеговна (СПбГУ). Журнал “Modern sketch” в 1920-1930-е гг.: специфика и оформление. Online
Петрова Елизавета Андреевна (СПбГУ). Буддистские мотивы в маньхуа периода Китайской Республики. Online
***
ВТОРОЙ ДЕНЬ
30 марта. 10:00 – 12:00. ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ В КОМИКСЕ
Ведущая – М. Дебренн
Плеханов Артемий Александрович (The George Washington University). Надькин(ы): к уточнению генезиса и картографии пути первого советского трансмедийного персонажа. Online
Кузнецова Ольга Александровна (МГУ). Эмоция как компонент визуального нарратива.
Дударова Ульяна Романовна (РГПУ). Комикс «Великий князь» и путешествие Алексея Александровича по Соединенным Штатам: особенности репрезентации американской истории во франко-бельгийской серии комиксов «Счастливчик Люк».
Ступницкая Алсу Евгеньевна (НГУ). Способы представления модуса в креолизованном тексте (на материале графического романа «Бестужевки»). Online
Симанчук Арина Алексеевна (СПбГУ). Древность в графике: Заратуштра и современные комиксы. Online
Яковлева Ксения Валерьевна (СПбГУ). Ковидный и постковидный комикс в разных странах. Online
***
30 марта. 13:00 – 15:30. ТЕРМИНОЛОГИЯ МАНГИ И АНИМЕ
Ведущая – Т.В. Киселева
Тарасюк Юлия Борисовна (ЦМК СПб). Проблема определения термина «сёдзё» в ранних отечественных веб-источниках по аниме и манге.
Магера Юлия Александровна (ИКВИА ВШЭ). Понятие моэ-персонажа в концепции Адзума Хироки.
Адильбаева Милена Сергеевна (Seika University). «Быть матерью: гендер в японской эссе-манге». Online
Пинаев Андрей Романович (НГПУ). Аниме-сериал «Евангелион»: хайку современности. Online
Косоня Юлия Руслановна, Кузнецов Андрей Павлович (РГПУ). Роль мифо-религиозной культуры в манге: герои, художественные образы и персоналии. Online
Мелихов Алексей Германович (КФУ). О различных подходах к изучению истории манги.
***
30 марта. 16:00-18:00. АМЕРИКАНСКИЕ КОМИКСЫ ПРО СУПЕРГЕРОЕВ
Ведущий – А.Г. Мелихов
Казючиц Максим Федорович (ВГИК). Полиэкран и визуальная структура комиксов в массовой культуре США. Online
Спутницкая Нина Юрьевна (ВГИК, РГПУ). Президент как герой сериала: DC comics второй половины 1980-х гг. Online
Атаманенко Артемий Андреевич (ИНИОН РАН, РАНХиГС, МГУ). «Я даже не знаю, кто ты такой»: воображая другого в американском супергеройском комиксе.
Киселева Татьяна Васильевна (независим. исследователь). Маркетинг по Стэну Ли, или как легендарный сценарист Marvel следовал основным принципам маркетинга.
Цыркун Нина Александровна (РГГУ). Усталость от супергероев и стратегии обновления кинокомикса. Online
***
Список аббревиатур:
БелГУ – Белгородский государственный университет.
ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии.
ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
ГИИ – Государственный институт искусствознания.
ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет.
ИКВИА ВШЭ – Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ.
ИМЛИ РАН – Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.
ИНИОН РАН – Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук.
КГУФКСТ – Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
КФУ – Казанский федеральный университет.
МГПУ — Московский городской педагогический университет.
МГУ– Московский государственный университет им. Ломоносова.
МПГУ – Московский педагогический государственный университет.
НГПУ – Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.
НГУ – Новосибирский государственный университет.
РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Призеденте РФ.
РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет.
РГПУ – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
СПбГИК – Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет.
УрГАХУ – Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
ЦМК СПб – Центр манги и комиксов Санкт-Петербурга.
Эти замысловатые узоры выполнены в технике тазхиб. Много столетий назад в Средней Азии так украшали страницы рукописей. Тазхиб в переводе с арабского – «расписанный золотом».
В декабре прошлого года эту технику художественного декорирования внесли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Заявку подали пять стран – Таджикистан, Иран, Азербайджан, Узбекистан и Турция.
Махлуга Ханкишиева – одна из немногих художниц в Азербайджане, рисующих в технике тазхиб.
[Махлуга Ханкишиева, художница]:
«Тазхиб – арабское слово. Означает «золото». Древняя история этой техники восходит к эпохе тюрков. Искусство зародилось в Центральной Азии. Мы научились ему у турок».
Искусная роспись включает в себя изображения растений и геометрических фигур. Часто они символичны.
[Махлуга Ханкишиева, художница]:
«Тазхиб можно увидеть на Коране, на указах правителей и других документах. Чтобы подчеркнуть их важность, наносили узоры, а затем покрывали их золотом. И это называлось тазхиб».
Художница использует для красок сусальное золото и натуральные пигменты. Наносить рисунок на обычные листы нельзя, поскольку со временем они деформируются.
[Махлуга Ханкишиева, художница]:
«Тазхиб рисуют на специальных листах. Процесс состоит из различных этапов. Можно использовать не только золото, но и другие краски. Женщину-мастера тазхиба называют «музахиба», а мужчину – «музахиб»».
Сейчас тазхибом украшают не только книги, но и посуду. В этой технике пишут и картины.
Для многих художников это искусство – своего рода лекарство для души. Оно помогает успокоиться и стать терпеливее.
Эксперты считают, что новый статус тазхиба позволит сохранить старинную технику декорирования для будущих поколений.
Компания RockLove, специализирующаяся на ювелирных украшениях по популярным франшизам, представила два изделия, вдохновленные образами Кэла Кестиса и его верного спутника BD-1 из игры «Джедаи: Павший орден».
💎Первая новинка — кулон в форме кайбер-кристалла и рукояти светового меча Кэла, отлитый из латуни и покрытый блестящим черным родием и серебром. Цена новинки составляет 150 долларов США.
🤖Вторая новинка — подвеска в виде дроида BD-1 из стерлингового серебра, расписанная вручную красной эмалью и инструктированная голубым цирконом. Стоимость составляет 135 долларов США.
Предколумбовый рельеф , который называется археологическим сообществом "игроком в мяч"
***
Сегодня на «Научной станции»постскриптум доклада «От «Космической одиссеи» до «Трансформеров»: как Голливуд пиарил древних пришельцев».
Какой из сценариев встречи пришельцев наиболее реалистичный? Существуют ли археологические находки-анахронизмы, доказывающие палеоконтакт?
Чем вдохновляются создатели фильмов про палеоконтакт? Если пирамиды были всего лишь гробницами, а не служили для посадки космических кораблей, почему после великих пирамид подобного рода объекты больше не строились на постоянной основе?