Один из самых известных фильмов в истории кино и один из самых дорогих.
Джеймс Кэмерон сказал, что посвящает картину погибшим пассажирам "Титаника" "Наш фильм — кинематографический венок этим людям".
В съемках участвовало российское научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш".
Находят картину, и оказывается, что 17-летняя девушка, запечатленная на картине обнаженной, жива до сих пор — ей уже 101 год, но она прилетела на "Келдыш" и рассказывает главе поисковой группы свою историю.
И старушка рассказывает о трогательной истории любви, которая началась и закончилась на борту "Титаника".
Актерский состав. Снял один из самых известных фильмов в истории мирового кинематографа мастер зрелищного кино Джеймс Кэмерон.
В фильме снялись суперзвезды, звезды и известные актеры Кэйт Уинслетт (Роза), Леонардо ди Каприо (Джек), Билли Зейн (Каледон Хокли, жених Розы), Френсис Фишер (мать Розы) ("Розовый кадиллак", "Крутые ребята не танцуют", "Стриптиз", "Соседка по комнате"), Глория Стюарт (100-летняя Роза), Билл Пэкстон (искатель сокровищ, участник экспедиции на затонувший "Титаник"), бывшая модель Сюзи Эмис (Лиззи, внучка Розы) ("Сметенные огнем", "Фанданго", "Обычные подозреваемые"), уроженец Австрии Дэнни Нуччи (Фабрицио, друг Джека) ("Живые". "Багровый прилив", "Скала", "Стиратель"), британец Дэвид Уорнер (телохранитель Каледона), ирландец Джейсон Барри (Томи Райан) ("Последний из великих королей", "Возвращение реаниматора", "Валькирия"), Кэти Бейтс ("Непотопляемая" Молли Браун), Бернард Хилл (капитан Смит)("Властелин колец. Возвращение короля"), канадец, сын евреев-эмигрантов из России Виктор Гарбер (Томас Эндрюс. один из создателей "Титаника") ("Блондтнка в законе", "Операция "Арго", "Шпионка", "Сказки с темной стороны"), австралиец Джонатан Хайд (представитель компании судовладельца, во многом ответственный за катастрофу)("Анаконда", "Джуманджи", "Караваджо"), немец Эрик Браден (Джон Астор Четвертый, богатейший пассажир "Титаника". Погиб) ("Молодые и дерзкие", "Бегство с планеты обезьян", "Пиранья"), Бернард Фокс (полковник Арчибальд Грейси четвертый, выживший в катастрофе и написавший книгу о "Титанике")("Гибель "Титаника" (1958), "Мумия" (1999)), Майкл Энсин (миллионер Бенджамин Гуггенхайм, погибший во время катастрофы)("Полуночный экспресс", "Супермен", "Поднять "Титаник"), британец Марк Линдсей Чепмен (старший офицер Генри Уайлд. Погиб в катастрофе) ("Глава 27", "Лангольеры", "Телохранитель по найму"), шотландец Юэн Стюарт (первый помощник Мердох) ("На Западном фронте без перемен" (1979), "Повар, вор, его жена и ее любовник"), валлиец Йоан Гриффит (офицер Лоу, спасся в катастрофе) ("Фантастическая четверка", "Тайна Мунакра", "Уайльд", "Король Артур", "Игры разумов"), один из самых плодовитых английских актеров Мартин Джервис (сэр Космо Дафф-Гордон, шотландский баронет, один из выживших в катастрофе)("Вкус крови Дракулы", "Девушка с татуировкой дракона"), Розалинд Эйрз (леди Дафф Гордон, ведущий британский дизайнер одежды того времени. Актеры сыгравшие супругов, супруги в реальной жизни)("Боги и монстры", "Убийства в Мидсоммере").
Самые трогательные прощальные слова в истории кинематографа "Ты должна оказать мне эту честь. Ты должна пообещать мне, что выживешь. Что не сдашься. Что бы ни случилось, как бы безнадежно это ни было. Пообещай мне сейчас, Роза, и никогда не отказывайся от этого обещания".
Джеймс Кэмерон о съемках фильма " Это был вызов. Снять фильм в самых экстремальных условиях, с самыми бескомпромиссными требованиями к нему. Я принял этот вызов, и мы проделали массу работы".
Великолепный фильм, заслуженно получивший 11 Оскаров. Первый фильм, собравший более миллиарда долларов в прокате
Это лучший учебный фильм, чтобы сценаристу перерасти "Тысячеликого героя".
Почему?
"Мятежная Луна" явно построена на этой схеме: герой в мирной локации пытается стать добрее, выход из равновесия из-за внешней агрессии, поиск сподвижников для борьбы, кульминационный удар злу по рогам, развязка.
Ну и, разумеется, поскольку это первая часть, то нравственного роста в персонажах не слишком заметно, и победа во многом случайна.
Во второй части героиня и злодей сойдутся для продолжении партии... По стандартной схеме должны сжечь ту самую мятежную Луну, восстание распространится на большие территории, после чего в третьей части — кульминационная битва со злом, в которой персонажи будут меряться твердостью своей морали.
Проблема в том, что декорации, лица персонажей, виды оружия — все это подобрано исходя строго из рекламно-маркетинговых соображений.
По зрительским отзывам на прошлые фильмы.
Грифоны популярны? Да. Заносим грифона.
Есть популярный актер на роль бандита. Приглашаем актера.
Требуется холодное оружие, а значит какое-то самоурайство. Ок, будут вам человек с мечами.
Лучше, чтобы с мечами была женщина.
Будет. И героя женщиной сделаем, то есть героиней. А главные злодеи и предатели — сплошь белые мужики.
Уже неплохо. Что еще можно притащить в норку?
Намек на Сибирь и байкальский лед? Будет сделано.
И аллюзии на "матрицу", пожалуйста, только вместе с аллюзиями на "Бегущего по лезвию..." Организуем.
/Там еще много/
Словом, если взять известную статью Сапковского "Пируг, или нет золота в серых горах" — то можно увидеть практически такую же "арку персонажа": почти принцессу выгоняют, она в Серых горах собирает армию и, скорее всего, вломит узурпатору (он, кстати, её отчим).
Нет, сказать, что вообще не держатся какого-то исторического прототипа, нельзя. Мне, например, показалась Византия — крах предыдущей цивилизации, сбереженные остатки старых технологий, греческий огонь, тяжелые доспехи в дефиците но есть, корабли, проблемы с политической устойчивостью центральной власти. Значительная часть военных действует, как нанятые по случаю викинги. Но другие увидели аллюзии на действие продотряда, и признаков скопидомного кулачества там тоже хватает :) А третьи увидят там свой сюжет и тоже будут правы, потому что в подобном винегрете каждый найдет интересную ему тему.
Мир произведения — это что-то среднее между муравьиной кучей и мусорной свалкой.
Ноль внутренней логики.
И все мотивы действий персонажей сводятся к их психологическому настрою и вчерашним обидам. Тиран с бензопилой плодит врагов, а те рады объединиться, потому что вместе выглядят командой.
Но разве в мире есть только тираны, их приспешники и повстанцы разной степени мотивированности? Ах да, нельзя забывать предателей и случайных жертв.
Похоже в этом мире — только такие персонажи.
Потому сюжет по уровню мотивации сваливается к разборкам в начальной школе.
И это в фильме, где собраны хорошие актеры, где со звездолетами и лошадьми явно поработали дизайнеры (и местами получилось), куда вложены серьезные деньги.
Такое впечатление, что из-за забастовки сценаристов продюсеры купили услуги нейронки, и она выдала окрошку из сюжетов и образов. Или кто-то выдал работу нейронки за свои труды :)
Что же нужно, чтобы перерасти простые схемы?
Отказаться от этой фразы Кемпбелла: "Следовательно, герой – это мужчина или женщина, которым удалось преодолеть свои личные и конкретные исторические ограничения и прийти к универсальным, присущим всему человечеству формам".
И вспомнить другую фразу "Каждый человек — сын своего времени".
Почему так выжигают варварские поселения вместо того, чтобы привезти им немного технологических товаров, каких-то имперских денежных знаков и медалей? Почему варвары пашут на лошадях, вместо того, чтобы переделать спасательную капсулу звездолета в трактор? Почему отвинтили голову предыдущему монарху, место того, чтобы под его властью коллективно практиковать половые излишества? Целая куча "почему". Написать ответы, вычеркнуть объяснения, которые не влезают в хронометраж, но переделать под них материальную культуру и поведение персонажей.
Совсем другой коленкор будет.
А так это не персонажи. Это солдатики в детских играх, когда "Мой пулеметчик против твоего динозавра погромче будет, — Зато мой динозавр с зубами!"
.
Итого: фильм порезать на картинки, тогда будет очень красиво. Сейчас первое ощущение — инфантильные штампы про галактическую войну.
Научная космическая кинофантастика (не фэнтези а-ля «Звездные войны», не супергероика, а именно что научная) — зверь редкий, потому каждый образчик заслуживает самого пристального внимания. Фильм Джеймса Грэя «К звездам» был заявлен именно так. После просмотра трейлера хотелось верить, что мы получили соперника кубриковской «2001 год: Космической одиссеи» или, на худой конец, нолановского «Интерстеллара». На деле же оказалось, что у нас тут, скорее, что-то в духе «Фонтана» Даррена Аронофски и «Пекла» Дэнни Бойла. То бишь перед нами фильм с большими философскими амбициями, которому не хватает глубины и метафизической тонкости. В общем, это лишний пример того, что, конечно, над стилем Андрея Тарковского легко потешаться, вот только снять второй «Солярис» вряд ли у кого-нибудь получится. Но если со временем и «Фонтан», и «Пекло» стали в некотором смысле культовыми (их постоянно суют во всякие списки фильмов, которые могут перевернуть ваше мировоззрение), то, возможно, и «К звездам» ждет та же судьба. Кстати, называется-то фильм на латыни: «Ad astra». Наверное, чтобы все сразу поняли, что будет серьезно, без всяких хихонек и хахонек.
Недалекое будущее. Колонизированы Луна и Марс. При этом на Луне уже давно идет война между зонами разных государств (короче говоря, у них там что-то в духе Дикого Запада), а на Марсе все живут под поверхностью. Человечество одержимо поиском внеземного разума, какой от этого будет толк никто не скажет, но эта цель стала основой идеологии. Именно с этой целью и был запущен проект «Лима»: к Нептуну отправили экспедицию, чтобы там ученые смогли-таки прощупать космос на предмет высокоразвитых цивилизаций, мол, чем ближе к Солнцу, тем это трудней сделать. Зачем тогда на Земле построили доходящую до верхних слоев атмосферы антенну для ловли сигналов разумной жизни из космоса, немножко непонятно. С «Лимой» все вышло не то чтоб очень, считается, что экспедиция погибла. А фильм начинается с того, что от Нептуна по Солнечной системе кто-то стал наносить энергетические удары, которые выводят из строя любую электронику. Возникла гипотеза, что все-таки на «Лиме» кто-то выжил. А решить эту проблему поручают майору Рою Макбрайду во многом потому, что «Лимой» руководил (или все еще руководит) его отец, легендарный Клиффорд Макбрайд.
Луна, Марс, таинственный импульс, поиск внеземных цивилизаций — все это неважно. Космос в данном случае нужен исключительно в качестве декорации. Ведь вся эта история исключительно об одном: о поиске отца. Рой Макбрайд — совершенный астронавт, он умеет быстро принимать решения, кажется не ведает страха, его пульс всегда в норме. Даже упав с той самой антенны, Рой умудрился не запаниковать. И, кстати, выжил. Наверное, антенна была нужна в фильме только для того, чтобы показать впечатляющее падение. И вот эта высокофункциональная машина с лицом человека при мыслях об отце начинает паниковать, переживать и вести себя предельно нерационально. Понятное дело, с самого начала ясно, что под всем этим спокойствием и дисциплинированностью скрывается мужчина с серьезными психологическими травмами. По мысли авторов фильма, единственный шанс исцелиться — это найти отца и поговорить с ним. Потому Рой и отправляется в самую натуральную одиссею: Луна — Марс — Нептун. Потому зря фильм называется «К звездам» (пусть и на латыни), ведь тут все про другое. Мол, отвернись от космоса, вернись на Землю, живи простой жизнью. Мысль в фантастике не новая. Другое дело, что Джеймс Грэй дает ее предельно прямолинейно, как говорится, прямо в лоб. А чтобы никто не усомнился в основной идее фильма, у нас есть еще и закадровая речь главного героя. В этом фильме нет большой разницы между тем, как на героя кидаются агрессивные обезьяны на пустынной космической станции, и тем, как он же алчет встречи с отцом. И то, и другое дается в привычном голливудском стиле: безжалостно и беспощадно.
Зная, что одним только космосом народ в кинотеатр не заманишь, создатели задействовали кучу известных актеров. Главную роль сыграл Брэд Питт. Из него получился удивительный стоик. Учитывая, что он присутствует на экране практически все время, остается удивляться тому, что он смог сыграть своего персонажа абсолютно не скучно. Диапазон у Брэда Питта в этом фильме сценарием определен чрезвычайно узкий, но он смог выжить из него все, что было возможно. В общем, «К звездам» можно показывать даже в киношколах, но только из-за феноменальной игры Брэда Питта. Все остальные актеры в кадре скорее присутствуют, чем играют. Хотя, повторимся, создатели собрали по-настоящему выдающийся каст. Томми Ли Джонс в роли отца главного героя. Дональд Сазерленд в роли друга отца главного героя. Лив Тайлер в роли жены главного героя. В микроскопической роли тут даже появилась Наташа Лионн, которая как раз в 2019 году прославилась сериалом «Жизни матрешки». Роль-то микроскопическая, но единственная проходящая по части шуток юмора. Актриса она все-таки колоритная, а персонаж вышел у нее зажигательный. Проблема в том, как уже говорилось, что все эти актеры в фильме представляют собой что-то в роде мебели. Брэд Питт, конечно, филигранно солирует, но ему, как и любой главной звезде, нужна подтанцовка. Знаем, знаем: короля играет свита. В данном случае свита не играет, а находится в жестоком недоумении, никто не объяснил, что же ей делать.
В общем, сплошные минусы с хорошо играющим Брэдом Питтом... Но, будем честными, у «К звездам» есть три положительных момента.
Во-первых, удивительная картинка. Так красиво, холодно и жутко космос в современном кинематографе может показать, пожалуй, только Хойте Ван Хойтема (Эммануэль Любецки, нижайше просим прощения, но против истины не попрешь), и именно он и выступил оператором в «К звездам». Каждый кадр совершенен. И это касается не только мирового пространства и всех этих планет с космолетами. Нет ничего удивительного, что после того, как швейцарец продемонстрировал свои умения в «Интерстелларе», его позвали и сюда. Падение Роя с антенны, гонки по лунной поверхности, тесные и заставляющие вспомнить о клаустрофобии тоннели под поверхностью Марса, уход на окраины Солнечной системы... От всего этого глаз не оторвать. Добавьте к этому постоянную игру со светом на шлемах скафандров и выверенную симметрию кадра (вот она бы точно порадовала Стенли Кубрика!). Так что, в «К звездам» точно есть, на что посмотреть. А если вам надоел закадровый голос и не самые изящные диалоги, то можно и звук выключить (хотя вряд ли захочется, см. "во-вторых"). Картинка все сама за себя скажет.
Во-вторых, в плюсах еще и отличный саундтрек. И, вообще, звуковой монтаж всяческих шумов. Макс Рихтер не самый раскрученный композитор в современном Голливуде, но, думается, работа над «Прибытием» Дени Вильнёва стала для него отличным карьерным трамплином. По крайней мере, если уж делать в 20-ых годах XXI века фильм про космос, то Рихтера точно стоит позвать. У него же форменная музыка сфер получается. Но при этом и лирично выходит. Если уж кто в «К звездам» по-настоящему глубоко поработал над главной темой фильма, так это он. Так как после «К звездам» Рихтер писал музыку лишь для недавнего сериала «Один из нас», остается только надеяться, что про него в Голливуде не забыли, и будут еще интересные работы.
В-третьих...
Стоп, сперва небольшое отступление.
Многие критики склонны оправдывать недоработки «К звездам» исключительно тем, что фильм мариновался целых два года на постпродакшне. Джеймсу Грэю откровенно не повезло: он запустился с «К звездам» как раз в тот момент, когда началась эпопея с поглощением «Диснеем» кинокомпании «20 век Фокс». Если для последний инвестиция в фильм Грэя суммы в почти девяносто миллионов долларов была существенным вложением, то вот «Дисней» вполне мог ею пренебречь. Тогда пострадала куча проектов. Конечно, легко сейчас сказать, что студия выкручивала даровитому режиссеру руки, мешала все сделать, как хотел именно он. Но можно быть уверенным, что определенные препоны имели место: в конце концов, в трейлере присутствовали моменты, которых не найдешь в финальном монтаже. Но вот, думается, что все вышеназванные минусы уже в фильме были, а продюсеры пытались хоть как-то их исправить, чтобы сохранить ленту для проката. Ведь, как мы помним, с «Диснея» станется... Но важно в этой истории вовсе не возможные причины художественной несостоятельности «К звездам», важен размер бюджета. Примерно девяносто миллионов долларов. Да, сумма внушительная. Но по меркам современных голливудских блокбастеров далеко не впечатляющая. Потому...
...«К звездам» является ярким примером того, что зрелищную космическую кинофантастику можно делать и за не самые большие деньги. Из этого следует, что таким фильмам будет проще окупиться в кинотеатрах. А в свою очередь из этого можно сделать вывод, что космическому буму в кинематографе мешают явно не гипотетические колоссальные бюджеты. Дальше, конечно, можно надумать кучу всяких обстоятельств. Например, что современному зрителю про космос смотреть не актуально, просто космос уже никому не нужен. И всякое в том же духе. Но подвести итоги хочется не вот этим всем пессимизмом, а одной простой мыслью. Просто истории хорошие надо рассказывать. Тогда и люди потянутся.
В ролях Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джулианна Мур, Стив Бушеми, Дэвид Хаддлстон, Филип Сеймур Хоффман, Тара Рид, Филип Мун, Марк Пеллегрино, Петер Стормаре
Производство Polygram Filmed Entertainment, Working Title Films
Премьера фильма 18 января 1998 на фестивале Санденс
Что вышло из того, что братья Коэн переосмыслили классику крутого детектива — роман "Глубокий сон" Реймонда Чандлера. Один из лучших фильмов 1990-х, лучший фильм в творчестве братьев Коэнов, Джеффа Бриджеса и Лдона Гудмена.
Это абсолютно раздолбайский фильм, от многих эпизодов которого просто срывает крышу.
Два бандита пришли вытрясти деньги из идейного лентяя Джефа Лебовски, и испортили его дизайнообразующий ковер. Выяснилось, что они пришли не к тому Лебовски — спутали любителя бойлинга и миллионера.
Понесший тяжелую моральную травму Лебовски решает получить возмещение ущерба с миллионера Лебовски.
Ничего страшного бы не случилось, но у Чувака есть друг польский ветеран Вьетнама Уолтер, считающий себя евреем (бесподобная роль Джона Гудмена). Он деятельный болван и в результате его бурной деятельности ситуация сильно усложнилась.
Гудмен заявил, что это его любимый фильм из тех, в которых он снимался.
Шедевральный шедевр. Почти два часа чистого и незамутненного восторга.
А еще есть люди, которые умеют снимать такое кино.
И это означает не просто подобрать актеров, сделать зрелищные сцены и волнующую музыку. Это, как, впрочем, про любое кино, сделать его живым. Ридли Скотт и Джерри Брукхаймер умеют.
“Черному ястребу” больше двадцати лет, но это абсолютно не замечаешь. Динамика такая, что уже задолго до первого выстрела сидишь, пытаясь подобрать челюсть. А потом вообще забываешь о ее существовании.
Сюжет, кстати, абсолютно реальный и снятый с почти документальной скрупулезностью и четкостью.
1993-й год. Сомали. Могадишо. Американские военные планируют рейд в центр города, чтобы захватить очень плохого парня. Короткая операция, все должно пойти, как по маслу, так оно и идет. Только масло — это то, которое Аннушка уже пролила.
И внезапно вместо молниеносного налета на штаб-квартиру полевого командира две сотни солдат оказываются в огненной ловушке в центре враждебного города, отрезанные от помощи. Но мы же планировали быстрый набег, через час на базе ужин. Поэтому боезапас не полон, приборов ночного видения нет, надо как-то вывозить раненых под огнем, а город превращается в кипящий и плюющийся свинцом адов котел.
Если этого мало, то, вдобавок ко всем прочим бедам, к раненым и убитым, к отрезанным путям отхода, местные партизаны сбивают эвакуационный вертолет. Собственно говоря, вертолет называется — “Черный ястреб”, отсюда и название фильма.
И начинается очень правдивое и очень безумное месиво из перестрелок, крови, умирающих солдат, которых невозможно вывезти и других солдат, которых убивают во время отчаянной попытки вырваться и вытащить раненых. Из полного хаоса, из сражения без фронта и тыла, где враг везде, иногда в двух шагах за спиной. Где надо принимать решения моментально, без размышлений и где люди делают шаг в вечность потому, что есть долг. И этого достаточно.
Я не буду ни пересказывать историю, она описана во множестве источников. Да и смысл ленты не в том, чтобы передать некий сюжет с началом, продолжением и финалом. Это просто окошко в войну. Как она есть. Без прикрас, без жалости к самим себе. Без пафоса. Кровь. Грязь. Смерть. Смотрится на одном дыхании. Потому, что правдиво. Потому, что великолепная игра и подбор актеров абсолютно сумасшедший. Потому, что жизнь — лучший постановщик и события этого дня неслись с головокружительной скоростью.
Американцы за сутки без малого потеряли девятнадцать человек. Сомалийцев было убито больше тысячи. Среди них, наверняка, мирные жители тоже, но кто считал, если все стреляют и если парень в шлепанцах и футболке, пока он с “Калашниковым” — солдат, а, когда у него дыра в голове, уже вроде как и обыватель. У него ж на лбу не написано. И про Женевские конвенции он не читал. Он вообще читать не умеет. Только стрелять.
С другой стороны, наверное, это и есть нормальное соотношение, когда даже недостаточно экипированная, но натасканная и умеющая воевать именно как команда армия сталкивается с партизанами лицом к лицу.
А в остальном — война. Помните мифы древней Греции: там у войны было два бога. Арес, кровожадный, жестокий, ненасытный. И Афина, мудрая, хладнокровная, расчетливая.