Дон Манчини хотел сделать ремейк, но по ряду причин получился сиквел, хотя и возвращающий к истокам.
Молодая женщина Ника прикована к инвалидному креслу после некой аварии. Она живет в одиноко стоящем доме вместе с деспотичной матерью. Однажды посыльный доставляет большой ящик с куклой – тем самым Чаки.
Вскоре после этого мать девушки нашли мертвой – официальная версия самоубийство.
На похороны приезжает старшая сестра Барбара с дочерью, мужем и нянькой, которая по совместительству является ее (Барбары то есть) любовницей.
Конечно, всем предполагаемым наследникам предстоит встреча с демонической куклой-убийцей. Тем более, что Чаки оказался в этом доме не случайно.
Это снова фильм ужасов, а не дурацкая черная комедия, что радует.
Чаки по-прежнему подл и изобретателен. Поэтому, поклонники всего сериала удовольствие получат. Обязательно стоит досмотреть фильм до конца – после финальных титров будет еще один занятный эпизод (помнишь, как все начиналось?).
В последние 15 лет в Голливуде стало модно снимать продолжения и предыстории к фильмам, популярным в прошлом веке. Эта тенденция уже стала такой же нормой, как и ремейки.
В 2017 году нам представили фильм "Бегущий по лезвию 2049", и 12 октября того года я посмотрел его в кинотеатре "Художественный", расположенном в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не знает или забыл – этот фильм является продолжением кинокартины "Бегущий по лезвию" 1982 года. И если режиссёром старого фильма был Ридли Скотт, то новый снял Дени Вильнёв, а Скотт поучаствовал в качестве продюсера.
Давайте рассмотрим фильм "Бегущий по лезвию 2049", учитывая, что не сравнивать его с оригиналом невозможно.
"Для успехов у современников мало украшений, которых требует сюжет. Нужны ещё украшения, которые требуют читатели". Жозеф Жубер
Как известно, фильм "Бегущий по лезвию" был снят по мотивам романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Если вы не читали его, ознакомьтесь ради любопытства, потому как «электрический пастырь» Филип Дик – один из лучших фантастов XX века. У первого фильма была отличная сюжетная основа, адаптированная к воспроизведению на экранах.
В "Бегущем по лезвию 2049" сюжет придуман сценаристом Хэмптоном Фэнчером, работавшим и над сценарием к оригиналу. То ли поэтому, то ли из-за участия Ридли Скотта, мне непонятно… Но начало фильма (эпизод на ферме) мне напомнило один из вариантов начала документального фильма "Опасные дни". Дальше больше! Главный герой, Бегущий по лезвию Кей, расследуя дело, проходит по маршруту, известному нам по фильму 1982 года.
Постепенно усложняя историю, сценарист использует всё те же приёмы, что были в "Бегущем по лезвию". В новом фильме Бегущий по лезвию Кей, охотящийся на беглых репликантов, задаётся вопросами "Кто я такой? Человек или репликант?", "Откуда у меня воспоминания?", "В чём разница между людьми и последними моделями репликантов?" Также неспешно расследуя дело, как это делал Рик Декард, Кей попадает в аналогичные сюжету первого фильма ситуации.
На протяжении 2,5 часов зрителю рассказывают расжёванную как жевачка историю, которая во многом копирует первоисточник, и это плохо для продолжения, но нормально для ремейка. Чем-то по-настоящему новым стала идея о том, что репликанты способны размножаться подобно людям, но вот логично и интересно обосновать эту идею сценарист не захотел. Зато в сюжете есть необычная любовная линия с трагическим концом.
Теперь перейдём к важной составляющей любого современного фильма – визуальному ряду, спецэффектам и музыке.
"Фильм пишут камерой, а не пером". Кинг Видор
В фильме "Бегущий по лезвию 2049" много интересных декораций, проработанных до мелочей, и красивых пейзажей. Диалоги, ведущиеся на фоне ночного Лос-Анджелеса, в здании корпорации "Тайрел", в квартире оставляют приятные впечатления. А покинутый, неживой Лас-Вегас завораживает настолько, что на пару минут можно забыть о том, что ты сидишь в кинотеатре.
Но все эти мастерски снятые эпизоды режутся завываниями синтезатора от Ханса Циммера, возвращая зрителя к скачущему по барханам сюжету.
Графика и спецэффекты – это здорово, но для фильма со смыслом важна работа актёров. О ней и поговорим далее.
"Что бы ни случилось – делай вид, что так и должно было быть".
Разница между задачами, поставленными перед актёрами в фильмах о репликантах 1982 года и 2017 года очевидна. Ридли Скотт снимал обычный фантастический фильм с некоторым количество экшена, смысловыми диалогами в мрачном окружении. Дени Вильнёв очень хотел снять драму, используя приёмы из первого фильма.
В "Бегущем по лезвию 2049" зрителю, словно считая его тупицей, объясняют на пальцах, кто из персонажей репликант, а кто человек. Бегущий по лезвию Кей по уши влюблён в голографическую девушку (Ана де Армас), и, глядя на их отношения, я сопереживал. Президент корпорации (Джаред Лето) корчит из себя Бога, и от этого становится тошно к концу фильма. Мадам в исполнении Робин Райт напоминает сутенёршу из борделя. Из актёрских работ стоит отметить доктора Ану Стелин в исполнении Карлы Юри.
Новому фильму катастрофически не хватает актёрского мастерства Дэрил Ханны и Рутгера Хауэра. Появление Харрисона Форда в роли детектива Рика Декарда получилось смешным и грустным, за исключением пары эпизодов, смешных по сценарию.
Что же мы имеем в сухом остатке?
"Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя". Альфред Хичкок
Фильм "Бегущий по лезвию 2049" собрал вместе бюджет в 200 миллионов долларов, группу популярных актёров, сценариста и талантливого оператора, известного композитора, номинанта "Оскара" в качестве режиссёра и режиссёра первого фильма в качестве продюсера.
Но как они не старались, насытив фильм библейскими намёками и отсылками к оригиналу 1982 года, смысла в продолжении так и не появилось. А всё потому что "Бегущий по лезвию" был самодостаточен и продолжения не требовал. Ответы на вопросы, заданные в старом фильме, самостоятельно находили зрители.
После просмотра фильма 1982 года оставался вопрос, является ли Рик Декард репликантом или нет? В новом фильме уже не возникает вопросов, кто из персонажей человек, а кто репликант. Во многом это обусловлено слабой актёрской игрой. И когда на экране появляется Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, то кажется, что это первый живой человек за весь фильм в этом обречённом мире будущего, который скоро накроет волной очередное восстание репликантов.
Фильм "Бегущий по лезвию 2049" – это продукт ослиной самоуверенности и жажды денег группы людей, которые умеют снимать хорошие фильмы. Но назвать этот фильм хорошим у меня язык не повернётся.
Журналисты изданий "Новый взгляд", "Коммерсант", "Российской газеты" и "Интерфакса" хвалят визуальный ряд, спецэффекты и музыку. Похоже, авторы обзоров не смотрели фильм "Бегущий по лезвию" 1982 года и не читали книгу.
Над франшизой видна тень всех консерваторов мира — как все переменить и ничего не менять?
Как сделать что-то каноничное, традиционное, привычное, стандартное, стереотипное, шаблонное, но так, чтобы этот проклятый зритель увидел в кино свежий взгляд, креативный подход и молодость жанра? Чтобы занес монету?
Надо иначе прочесть канон, порвать шаблон, сломать стандарт и т.п. — сохраняя внутреннюю логику событий.
Ничего похожего сделано не было. Копировали все, и даже компьютерными средствами была воссоздана голова капитана из самого первого фильма: будто бы тот же актер (ныне покойный Иэн Холм) руководит некоей станцией. В ролях группы жертв чужого — условные подростки из шахтерского поселения на другой планете. Они, естественно, делают все канонические глупости из американских ужастиков.
Создатели могут похвастаться только новым спецэффектом: коридор станции, невесомость, висящие в воздухе капли/потоки крови чужого, между которыми скользит героиня. Ну и умственно неполноценный чернокожий робот сопровождает героиню...
Фильм можно прямо сейчас на машине времени отправлять в 1980-й.
А смысл?
Никакого.
Если вам надо потратить полтора часа времени на ностальгию о кино 1980-х — прошу.
Причем даже слезодавилка там вполне "спилберговская" — шахтеры прут в шахты живых канареек, и героиня, колеблясь перед опасным решением "пойти на дело", видит эту канарейку и понимает, что она — как эта птичка в клетке, и жизнь её в этом шахтерском поселении пройдет так же быстротечно (всхлип на заднем плане, где они взяли канареек на этой планете, причем в большом количестве???).
Ряд печальных эпитетов заслуживает этот фильм.
Но давайте отодвинем эмоции в сторонку и три минуты подумаем, а что можно было бы смастерить ужасного? Без всего интернетного киберпанка, который в мире "Чужого" как бы не наступает.
Да, новая планета, новые болезни (хотя откуда?), шахтеры мрут, как мухи, все очень печально.
Земля действительно прислала серьезный корабль — пусть и только один раз.
В колонии есть несколько автономных систем, которые чинят и воссоздают технику (потому не заканчиваются двигатели, генераторы, проволока и т.п.)
И такие же автономные системы клепают и клепают новых колонистов из ограниченного набора генетического материала.
То есть "дети" до биологического возраста 14-15-ти лет живут в виртуальности, в капсулах. В реальности это занимает 3-5 лет, организм довольно бодро выращивается, и они все видят стандартные воспитательно-образовательные сны. Причем программы-то написали на Земле-матушке, все они очень политкорректные, правильные, отцензурированные. А потом детишечки вылупляются в реальность, в шахтерское поселение. И им объясняют, что перспективы мрачные, потому как к сороковнику все вы стариками будете выглядеть. И ваших детей, если рожать надумаете, мы отнимем и тоже положим в капсулы, да вы и сами положите, потому что на работе почти круглые сутки и детская смертность зашкаливает. Просто нормальные установки для терраформирования не завезли, а естественным путем бактерии и лишайники улучшат тут ситуацию через полтораста лет.
Словом, если вы показываете очередную метафору на американские пригороды, то доводите её до упора.
Группа подростков — точно понимает, что с планеты надо выбираться, пока не стали отработкой. Каждый видит на стенах своего жилья фотографии с лицами своих предшественников, и это точно такие же лица, как у них самих. И когда эти же подростки ходят по биолаборатории с "чужими", они понимают куда больше и боятся куда меньше, потому как всё привычно. И ужас в том, что идет не битва человека с монстром, а драка двух биосоциальных машин. И подросток готов живьем жрать чужого, потому что "американскую мечту" ему показали в капсуле, в детстве, но штатными средствами достичь её невозможно...
Кстати, настоящие боевые роботы — быстрые, точные, которые будут вертеть инопланетных тварей на больших манипуляторах, покрытых для защиты от кислоты тонкой блестящей пленкой — уже созданы и вполне присутствуют на планете. Но они охраняют рефабрикатор с капсулами и автоматизированными конвейерами.
Кошмар?
И западный кинематограф вполне с подобными кошмарами играет: в короткометражках можно найти образы, где шахтеры раскапывает очередной артефакт, тот перерабатывает их тела в многоножку, а последний из них, уже ослепший, говорит помощнице, что она не клон, и дешевле покупать детей, чем выращивать клонов для работы в шахтах — "Zygote" Н. Бломкампа.
Увы, такого в заштамованной франшизе никогда не покажут...
После трех фильмов Дон Манчини стал искать новый подход и попытался перезапустить франшизу. По-другому вышло, лучше — вряд ли.
Похождения куклы с душой убийцы и ее охота за пареньком из оригинала стали надоедать зрителю.
Паренька убрали, а у Чаки появилась вторая половина.
Фильм стал откровенной комедией, причем самопародийной с кучей отсылок к классике триллеров. Даже официальный постер — пародия на постеры франшизы "Крик".
Актеры хорошие. Бред Дуриф по-прежнему голос Чаки (он назвал "Невесту" своей любимой частью франшизы).
В фильме снялись Дженнифер Тилли, Кэтрин Хейгл, такой странный персонаж (играющий такого странного персонажа как Дэмиен) как Алексис Аркетт
Фильм у Ронни Ю получился довольно динамичным, и существенно отличающимся от первичной трилогии.
Взяв за основу знаменитую "Невесту Франкенштейна", он продолжил франшизу. На мой взгляд, не слишком удачно. Хотя многие считают, что это лучшая часть франшизы (за исключением оригинала).
Актер сошел с ума и устроил бойню на съемках. Прошло много лет, а жуть так и не закончилась.
Фильм, ставший страшной городской легендой.
Актер, сошедший с ума и ставший жутким маньяком (как и его герой в фильме).
Подростки, отправившиеся в кинотеатр на "ночь ужасов", где покажут тот самый фильм.
И оживет та самая жуткая городская легенда.
Это единственная режиссерская работа известного оператора.
Камерный слэшер (почти все действие — в кинотеатре), наверное один из лучших образцов жанра конца 2010-х Но что значит быть лучшим в мертвом жанре (даже давно мертвом)?
Фильм жесток и местами мерзок (слэшеру положено таким быть).
Действие развивается бодро, есть несколько неожиданных поворотов. Хотя в общем и целом авторы стараются не отходить от традиций и использования штампов.