Над франшизой видна тень всех консерваторов мира — как все переменить и ничего не менять?
Как сделать что-то каноничное, традиционное, привычное, стандартное, стереотипное, шаблонное, но так, чтобы этот проклятый зритель увидел в кино свежий взгляд, креативный подход и молодость жанра? Чтобы занес монету?
Надо иначе прочесть канон, порвать шаблон, сломать стандарт и т.п. — сохраняя внутреннюю логику событий.
Ничего похожего сделано не было. Копировали все, и даже компьютерными средствами была воссоздана голова капитана из самого первого фильма: будто бы тот же актер (ныне покойный Иэн Холм) руководит некоей станцией. В ролях группы жертв чужого — условные подростки из шахтерского поселения на другой планете. Они, естественно, делают все канонические глупости из американских ужастиков.
Создатели могут похвастаться только новым спецэффектом: коридор станции, невесомость, висящие в воздухе капли/потоки крови чужого, между которыми скользит героиня. Ну и умственно неполноценный чернокожий робот сопровождает героиню...
Фильм можно прямо сейчас на машине времени отправлять в 1980-й.
А смысл?
Никакого.
Если вам надо потратить полтора часа времени на ностальгию о кино 1980-х — прошу.
Причем даже слезодавилка там вполне "спилберговская" — шахтеры прут в шахты живых канареек, и героиня, колеблясь перед опасным решением "пойти на дело", видит эту канарейку и понимает, что она — как эта птичка в клетке, и жизнь её в этом шахтерском поселении пройдет так же быстротечно (всхлип на заднем плане, где они взяли канареек на этой планете, причем в большом количестве???).
Ряд печальных эпитетов заслуживает этот фильм.
Но давайте отодвинем эмоции в сторонку и три минуты подумаем, а что можно было бы смастерить ужасного? Без всего интернетного киберпанка, который в мире "Чужого" как бы не наступает.
Да, новая планета, новые болезни (хотя откуда?), шахтеры мрут, как мухи, все очень печально.
Земля действительно прислала серьезный корабль — пусть и только один раз.
В колонии есть несколько автономных систем, которые чинят и воссоздают технику (потому не заканчиваются двигатели, генераторы, проволока и т.п.)
И такие же автономные системы клепают и клепают новых колонистов из ограниченного набора генетического материала.
То есть "дети" до биологического возраста 14-15-ти лет живут в виртуальности, в капсулах. В реальности это занимает 3-5 лет, организм довольно бодро выращивается, и они все видят стандартные воспитательно-образовательные сны. Причем программы-то написали на Земле-матушке, все они очень политкорректные, правильные, отцензурированные. А потом детишечки вылупляются в реальность, в шахтерское поселение. И им объясняют, что перспективы мрачные, потому как к сороковнику все вы стариками будете выглядеть. И ваших детей, если рожать надумаете, мы отнимем и тоже положим в капсулы, да вы и сами положите, потому что на работе почти круглые сутки и детская смертность зашкаливает. Просто нормальные установки для терраформирования не завезли, а естественным путем бактерии и лишайники улучшат тут ситуацию через полтораста лет.
Словом, если вы показываете очередную метафору на американские пригороды, то доводите её до упора.
Группа подростков — точно понимает, что с планеты надо выбираться, пока не стали отработкой. Каждый видит на стенах своего жилья фотографии с лицами своих предшественников, и это точно такие же лица, как у них самих. И когда эти же подростки ходят по биолаборатории с "чужими", они понимают куда больше и боятся куда меньше, потому как всё привычно. И ужас в том, что идет не битва человека с монстром, а драка двух биосоциальных машин. И подросток готов живьем жрать чужого, потому что "американскую мечту" ему показали в капсуле, в детстве, но штатными средствами достичь её невозможно...
Кстати, настоящие боевые роботы — быстрые, точные, которые будут вертеть инопланетных тварей на больших манипуляторах, покрытых для защиты от кислоты тонкой блестящей пленкой — уже созданы и вполне присутствуют на планете. Но они охраняют рефабрикатор с капсулами и автоматизированными конвейерами.
Кошмар?
И западный кинематограф вполне с подобными кошмарами играет: в короткометражках можно найти образы, где шахтеры раскапывает очередной артефакт, тот перерабатывает их тела в многоножку, а последний из них, уже ослепший, говорит помощнице, что она не клон, и дешевле покупать детей, чем выращивать клонов для работы в шахтах — "Zygote" Н. Бломкампа.
Увы, такого в заштамованной франшизе никогда не покажут...