Буду предельно краток. Как и в случае с фильмами, все списки — иллюстрация моих вкусов, а не объективного литературного процесса.
Под "книгами 2010 года" понимаются романы, антологии и сборники, впервые изданные на русском языке и в книжном формате в 2010 году. Все места условны.
Лучшие книги 2010 года 1. Кормак Маккарти. Дорога — роман, о котором не писал только ленивый... то есть я. И если говорить о не-ленивых, то лучше всего на мои мысли накладываются мысли kira raiven. 2. Дэн Симмонс. Друд — параноидальная жуть, прекрасная в своей восьмисотстраничной болезненности. Если справедливость существует, то когда-нибудь такой роман напишут и о Симмонсе. И поделом. 3. Михаил Елизаров. Мультики — примерно то же самое, что и п. 2, но гораздо лаконичнее... и ближе к нам, рожденным в СССР. 4. Нил Гейман. The Sandman. Песочный человек. Книга 1. Прелюдии и ноктюрны — зачем лить воду, когда есть эксперты. 5. Андрей Хуснутдинов. Гугенот — если абсурд состоит из молока, то этот роман — сгущенка. Вареная, самого темного оттенка и самого тягучего вкуса. 6. Чарльз Бёрнс. Черная дыра — странный и грустный графический роман, черно-белый психоделический сон об одном из потерянных поколений. Но если они потерялись, то что же тогда творится с нами?.. 7. Марина Галина. Красные волки, красные гуси — если хорошие рассказы похожи на сосны, то сборник Галиной — лучшее на свете место для всех чахоточных. Вот только на самом деле здесь лечат не легкие, а душу. 8. Келли Линк. Милые чудовища — книга, после которой меня посетила как минимум одна мысль (а это немало, поверьте): либо я был прежде несправедлив к миссис Линк, либо в последние годы она выросла как писатель. Сойдемся на том, что исправились оба. 9. Джо Хилл. Рога — неожиданно смелая и жестокая притча, после которой говорить о Хилле как "сыне Кинга" как минимум невежливо: в первых двух третях романа с нами говорит сильный молодой писатель, который не только обрел свой голос, но и умеет им распоряжаться. И пускай развязка разочаровывает — что-что, а это мы простить сумеем. 10. Конни Уиллис. Вихри Мраморной арки — очаровательная подборка рассказов и повестей, созданных остроумной, да и вообще неглупой женщиной. Ну да, фантастика может быть уютной.
С интересом (а то и с удовольствием) прочитал и такие книги:
Анна Старобинец. Первый отряд. Истина — из какого только сора не вырастают неплохие книги!
Кэтрин О'Флинн. Что пропало — того не вернуть. Зато есть поэзия, которую можно найти и в каменных джунглях. А еще есть чье-то печальное детство, мягкий юмор и прекрасный перевод В. Голышева.
Одри Ниффенеггер. Соразмерный образ мой — то, что начинается как благообразная лондонская готика, понемногу переходит в тягостный финал — роман-удушье, в котором живет смерть.
Майкл Флинн. Эйфельхайм — о нем вы и без меня знаете.
Кори Доктороу. Младший брат — краткий учебник свободы. Не адаптированный, к сожалению.
Зомби (антология) — вот таких примерно антологий мы и ждем от Стивена Джонса.
Апокалипсис (антология) — да и Джон Джозеф Адамс не лыком шит.
Владимир Сорокин. Метель — о самом русском из погодных явлений, как его видит самый лукавый из российских писателей. Или о чем-то совсем другом.
Феликс Крес. Громбелардская легенда — при всех своих недостатках, роман врезался в память и настойчиво напоминает о себе. Поздравляю с призом за упорство
Роман Канушкин. Дети Робинзона Крузо — Виктор Пелевин + Стивен Кинг. Неподъемный, нечитаемый, вязкий, претенциозный, наглый, едкий и совершенно незабываемый роман.
Марина и Сергей Дяченко. Мигрант — знакомство с Дяченко состоялось успешно.
Уильям Хоуп Ходжсон. Дом в Порубежье — пожалуй, сказанное об опусе Романа Канушкина применимо и к творению Ходжсона, но по совсем иным причинам. Другое дело — потрясающие рассказы, также вошедшие в этот томик...
Владимир Данихнов. Девочка и мертвецы — "Груз 200", помноженный на всё ту же русскую пургу. То мерзко, то смешно, то тоскливо — так и разорваться недолго. А то и вырваться.
Андрей Тепляков. Пустошь — приятный фантастический дебют. Место действия, как ни странно, его не портит.
Разочарования года: 1. Клайв Баркер. Книга демона 2. Карина Шаинян. Долгий путь на Бимини 3. Мистика (антология, составитель Стивен Джонс) 4. Пол Мелкоу. Десять сигм 5. Москва Нуар (антология)
Худшее из прочитанного: Джозеф Д'Лейси. Мясо. И мое отношение к веганам тут ни при чем.
А вот книги, которые были изданы до 2010 года, но пришли ко мне с большим опозданием — и очаровали всерьез и надолго:
Клайв Баркер. Имаджика — лучшее, что создано Баркером под знаком фэнтези.
Святослав Логинов. Закат на планете Земля — с удивлением обнаружил, что в России есть по крайней мере один фантаст мирового уровня (Б.С. не в счет, сами понимаете)
Уильям Хоуп Ходжсон. Ночная Земля — к таким бы чертежам да золотые руки...
Томас Оуэн. Дагиды — обаятельный сборник мистических рассказов
Чарльз Диккенс. Тайна Эдвина Друда — самый красивый и мрачный роман великого англичанина
Михаил Успенский. Райская машина — печальная феерия, после которой хочется... а ведь и не скажешь сразу, чего...
Упущенные книги перечислять слишком долго (увы, по этой ведомости проходит и весь нон-фикшн). А значит, пора возвращаться в настоящее, чего и вам желаю.
Ну вот и я наконец созрел. Точнее — посмотрел почти все фильмы, какие запланировал. По некоторым причинам не могу сейчас набирать большие тексты, поэтому ограничусь списками — без полагающихся комментариев, увы.
Под "фильмами 2010 года" понимаются картины, которые демонстрировались в российских кинотеатрах в 2010 году (за исключением двух или трех, которые не выходили у нас в прокат и уже не выйдут). Все места условны и отражают не значимость фильмов для мирового кинематографа (хотя хотелось бы надеяться и на это), а всего лишь мое отношение к ним.
Лучшие фильмы 2010 года 1-3. Начало(США, Великобритания, реж. Кристофер Нолан) — в рекламе и адвокатах уже не нуждается. Кино о профессионалах, снятое профессионалом. 1-3. Господин Никто(Германия, Канада, Франция, Бельгия, реж. Жако Ван Дормель) — фильм-колосс, который по не связанным с искусством причинам остался почти незамеченным — в сравнении с тем же "Началом", по крайней мере. 1-3. Вход в пустоту(Германия, Франция, Италия, реж. Гаспар Ноэ) — на наших глазах рождается новое кино, у которого очень мало общего с нашими представлениями о дозволенном, недозволенном и технически возможном на экране. +++ Вальгалла (Дания, Великобритания, реж. Николас Виндинг Рёфн) -см. ниже. 4. Социальная сеть(США, реж. Дэвид Финчер) — большой и толстый гвоздь в пустые черепушки тех, кто начал хоронить Финчера раньше времени. В том числе и в мою, каюсь... 5. Поэзия(Южная Корея, реж. Чан Дон Ли) — тонкая, трагичная и нежная работа, по смысловой насыщенности каждой отдельной сцены (не говоря уже о целом) сравнимая с каждой отдельной строфой в стихотворениях Бродского, Йейтса, Шекспира... 6. Лурд(Германия, Франция, Австрия, реж. Джессика Хауснер) — удивительный фильм, отрицающий законы киномаркетинга: составить о нем представление по трейлеру, отдельным сценам или кадрам невозможно — в лучшем случае видишь приятно снятый репортаж о жизни сирых и убогих, в худшем — набор статичных картинок, в которых отсутствует и намек на действие или приличествующий случаю пафос. А между тем это не кино — это голый нерв. И пытка не заканчивается даже на титрах... 7. Остров проклятых(США, реж. Мартин Скорсезе) — еще одно доказательство того, что Леонардо Ди Каприо обладает безупречным актерским вкусом, а Мартин Скорсезе как не покрывался пылью, так и не собирается. Мгновенная классика — и единственное, пожалуй, чем 2010-й год отметился в золотом фонде хоррора (в самом широком смысле). 8. Клык(Греция, реж. Гиоргос Латимос) — простая и страшная история о реальных характерах, помещенных в бредовые, но совершенно правдоподобные условия. Девяносточетырехминутный шок. Не верьте жанровым тегам — комедийного тут не больше, чем в биографиях Наташи Кампуш или Элизабет Фрицль. 9. Стоун (США, реж. Джон Кёрран) — фильм-сон. О нем я уже писал. 10. Белая лента(Германия, Франция, Италия, Австрия, реж. Михаэль Ханеке) — скучное кино о рождении зла. Когда личинки копошатся в гнилом мясе, скука неизбежна. Весело становится потом, когда мушиное потомство вырывается на божий свет. 11. Мать (Южная Корея, реж. Джун-хо Бон) — кажется, настолько неожиданных развязок не было в кино уже несколько лет. И достоинства фильма этим не исчерпываются. 12. Американец (США, реж. Антон Корбайн) — первый, по-моему, фильм, где Джордж Клуни ни разу не улыбается. И правильно делает. Умное кино, снятое на затаенном дыхании. 13. Серьезный человек(США, Франция, Великобритания, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн) — еврейский ответ "Большому Лебовскому". Фирменный юмор братьев Коэн, на этот раз — повышенной добродушности. 14. Толстяки (Испания, реж. Дэниэл Санчез Аревало) — несколько людских судеб, красиво и остроумно зарисованных на фоне жировых складок. Впрочем, сказать так — заведомое упрощение. Всё намного, намного интереснее... 15. Как я провел этим летом (Россия, реж. Алексей Попогребский) — пример того, как на двух персонажах, невыдуманном психологизме и величественных природных декорациях можно построить отличный фильм. Даже в России.
Отдельно хочется отметить:
Океаны(Франция, Испания, Швейцария, реж. Жак Перрен, Жак Клюзо) — шедевр документального кино, прекрасный до слез.
О чем говорят мужчины(Россия, реж. Дмитрий Дьяченко) — не фильм, строго говоря, а полуторачасовой аттракцион из четырех долей смеха и одной доли грусти. Смотрел три раза, но все еще не насытился)
Разочарования В порядке убывания коэффициента "ожидания — результат": 1. Алиса в стране чудес(США, реж. Тим Бёртон) 2. Жажда(Южная Корея, реж. Пак Чхан-ук) 3. Утомленные солнцем 2: Предстояние(Мордор, реж. Никита Сергеевич) 4. Человек-волк(США, реж. Джо Джонстон) 5. Повелитель стихий(США, реж. М. Найт Шьямалан) 6. Где-то(США, реж. София Коппола) 7. Город воров(США, реж. Бен Аффлек)
Худшее из просмотренного: Кошмар на улице Вязов
Жанры Боевик: Начало Документальный фильм: Океаны Драма: Поэзия Комедия: О чем говорят мужчины Мультфильм: Иллюзионист — заочно, потому что мне негде было его посмотреть. теперь уже не заочно Семейное кино: Как приручить дракона Триллер: Остров проклятых Ужасы: нет таких Фантастика: Начало / Господин Никто
Создатели Режиссер: Дэвид Финчер (Социальная сеть) / Кристофер Нолан (Начало) Мужская роль: Джесси Айзенберг (Социальная сеть) Женская роль: Ен Хи Чон (Поэзия) Мужская роль второго плана: трудно кого-либо выделить Женская роль второго плана: Сара Полли (Господин Никто) Сценарий: Аарон Соркин, Бен Мезрич (Социальная сеть) / Кристофер Нолан (Начало) Оператор: Бенуа Деби (Вход в пустоту) / Павел Костомаров (Как я провел этим летом) Монтаж: Вход в пустоту Монтаж звука: Вход в пустоту и Начало, насколько могу судить :) Композитор: Ханс Циммер (Начало) Спецэффекты: Начало Мистер Обаяние: Том Харди, Джозеф Гордон-Левитт (Начало) Мисс Обаяние: Сильви Тестю(Лурд) Ну просто красавица:Летисия Херреро(Толстяки) Кинохулиганство года: Джим Керри, Юэн Макгрегор (Я люблю тебя, Филлип Моррис) Актер года: Леонардо Ди Каприо (Остров проклятых, Начало) Революционер от кино: Гаспар Ноэ(Вход в пустоту)
Лучший саундтрек: 1. Остров проклятых(всевозможные композиторы-авангардисты) — пожалуй, такой удушливой и тревожной звуковой дорожки не было в кино со времен кубриковского "Сияния". 2. Начало (Ханс Циммер) — я хотел бы, чтобы под эту музыку строились и рушились мои сны. 3. Трон(Daft Punk) — случай, когда саундтрек оправдывает существование фильма 4. Господин Никто(Пьер Ван Дормель + разные исполнители) — каждая песня или мелодия идеально сидит на своем месте, добавляя фильму пронзительности. 5. Социальная сеть(Трент Резнор, Аттикус Росс) — музыка зарождающейся жизни. Украсила бы любую документалку об эволюции органических форм, но и с социальными формами сочетается неплохо. 6. Железный человек 2 (AC/DC) — это рок-н-ролл, детка. 7. Океаны(Бруно Куле) — лейтесь, слёзы...
И на этом, пожалуй, завершу. P.S. За наводку на некоторые из фильмов спасибо моим друзьям — baroni и некоему мистеру D.
Upd 20.02.2011. В список добавляется британо-датская "Вальгалла" — предельно жесткая и натуралистичная притча, оживший символ. Впрочем, это всё банальности, посмотрите лучше фильм.
С праздником, который уже вовсю бушует на востоке страны, связано много ритуалов. Конечно же, легче и приятнее всего — желать людям всевозможных благ. Обещать (даже если и себе самому) уже труднее. И хлопотнее всего — дарить.
Так вот, друзья и коллеги. ЖЕЛАЮ вам, чтобы в следующем году вы почаще обращались к этой колонке, в которой ОБЕЩАЮ делать вам неосязаемые, но всё же приятные ПОДАРКИ. Какие — покажет время :)
Спокойствия вам и гармонии в грядущем году! Всё остальное — лишь ростки от этих корней.
И спасибо всем, кто дарил мне радость в году уходящем!
Открыл для себя нового автора — Евгения Бузни. И неважно, что ни одной его книги я в руках не держал — не для того даны мне руки, да и вообще, причем тут мои конечности, когда сама Вселенная дышит в лицо фиалковым одеколоном, а старуха-энтропия пляшет мамбо на собственных костях? Вчитайтесь в эти слова. Вживитесь в них. Возрадуйтесь. [Выделять ничего не стал — глаза разбежались]
Евгений Бузни "Первомайские мальчики" В романе описываются события нашего времени, главным героем которого является молодой ученый Науков. Роман не является научной фантастикой в прямом смысле, хотя открытия, сделанного ученым, на самом деле не было. Действия в романе разворачиваются так, как если бы это открытие имело место в реальной жизни. Суть его заключалась в том, что придуманное ученым вещество оказало воздействие на миллионы женщин и мужчин, заставившее их первомайской ночью полюбить друг друга и предаться любви, в результате которой все женщины, попавшие под влияние этой любви, независимо от возраста и способности к деторождению, забеременели и должны были родить мальчиков-близнецов. Неоднозначное отношение общества к возможности неожиданного демографического взрыва вызвало и разные диаметрально противоположные действия в отношении ученого. Одни его боготворили, другим он стал поперек горла. Поэтому в романе действуют и правительственные чиновники с силами безопасности, и журналисты, и иностранный агент и представители вооруженных сил. В остро сюжетном романе рассматриваются в художественной форме сложные социологические проблемы общества. В нем есть и любовь, и ненависть, лирические картины и политические конфликты. Для читателя все, что происходит в книге, всегда непредсказуемо, как не предсказуем до последних страниц и финал произведения. Роман рассчитан на широкого читателя.
Евгений Бузни "Зивелеос"
Роман Евгения Бузни (его перу принадлежит несколько книг) — это реальность и фантастика одновременно. Герой книги соединяет в себе черты Робин Гуда — романтического заступника бедного люда и Павла Корчагина — героя нашей Революции и Гражданской войны, преданного борьбе за всеобщее счастье и социальную справедливость. Оснащенный специально изготовленным костюмом, делающим его практически не уязвимым для нападения, молодой журналист начинает борьбу с современными олигархами, отнимая у них нечестно добытое и отдавая все средства для обустройства беспризорных детей, для которых устраивает специальную детскую республику. Остросюжетная книга с обаятельным молодым героем, включающая и напряженную любовную интригу, заставляет читателя поглощать страницу за страницей с неослабевающим интересом. Словом, каждого, кто откроет "Зивелеоса", ждет увлекательное чтение, пробуждающее в человеке самые добрые помыслы.
Евгений Бузни "Зивелеос. Книга 2. Поляны Лысой Горы"
К герою романа журналисту Николаю Самолетову, который, благодаря необычному костюму, является практически неуязвимым для своих преследователей, присоединяется его любимая — Татьяна Иволгина, также получившая возможность быть сильной и защищенной от любого насилия. Она дважды спасает своего друга, когда тот попадает в сети, расставляемые ему силовыми структурами страны. Вместе им удается создать в одном регионе новое общественное устройство, названное страной социальной справедливости работников. О драматичной борьбе двух ставших известными всему миру личностей против власти денег, о том, какими средствами сильные мира сего пользовались для уничтожения Зивелеоса и Соелевиз, рассказывается в романе. Читатель находится в напряженном ожидании развязки от первой до последней страницы.
Изначально выход номера планировался на первые дни января, но с задержкой 12-го (надеюсь, мы-таки выложим его до конца декабря) это малореально. Но обещаем, что на этот раз ожидание будет недолгим.
"Тьма" №1(13)-2011
Интервью
с Кристофером Голденом, автором неплохих романов "Обманный лес", "Лесная дорога", "Вот мы и встретились", "Охотники за мифами" и др.
с Андреем Тепляковым, автором романа "Пустошь" и цикла "Черные небеса", начатого романом "Заповедник" (по-моему, беседа получилась более интересной, чем недавнее фантлабовское интервью)
Статьи
о снежном человеке
о прошлом, настоящем и будущем 3D-ужасов
о лучших фильмах ужасов на тему Нового года и Рождества
о лучшем, что было в литературе и кино ужасов в 2010 году
о том, какие фильмы и книги стоит ждать в 2011 году
Рецензии
на книги (романы Дэна Симмонса, Джо Шрайбера, Анны Чилверс, Владимира Данихнова, антологии "Зомби в СССР", "Мифы Ктулху", "Москва Нуар" и др.)
на западные новинки, ожидающие перевода ("Under the Dome" и "Full Dark, No Stars" Стивена Кинга)
на цикл С.П. Сомтоу о Тимми Валентайне, ставший эталоном вампирского хоррора
на фильмы (новинки)
на комиксы ("Locke & Key" Джо Хилла, "Черная дыра" Чарльза Бернса, "Песочный человек" Нила Геймана)
на новые музыкальные альбомы
Рассказы
Андрей Тепляков "Тимбилдинг" (новогодний триллер, специально для "Тьмы"!)
Дмитрий Тихонов "Ряженый" (атмосферная, жуткая вещь, от души рекомендую)
Кусчуй Непома "Глаза живых и мертвых" (очень холодный и пробирающий рассказ от талантливого питерского атвора)
переводной сюрприз
Традиционные рубрики
Состав не окончательный, но больше половины упомянутых материалов уже есть у редакции на руках, так что ощутимых потерь не предвидится. А вот добавиться кое-что может...