Андрей Хуснутдинов «Гугенот»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Психоделика
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Становление/взросление героя | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Абсурдистская фантастика. Главный герой романа Василий Подорогин преуспевающий бизнесмен. Он владелец супермаркета в Москве, который завещал ему друг. Но внезапно у него начинаются неприятности и связано это с таинственными записками, в которых указываются события, которые должны произойти с определённой вероятностью. Постепенно Подорогин выходит на центр планирования будущего, в котором и начинает работать. Но какова цель работы ему предстоит узнать.
В журнале «Полдень, XXI век» опубликован журнальный вариант романа
Входит в:
— журнал «Полдень ХХI век, декабрь 2007», 2007 г.
— журнал «Полдень, ХХI век'01», 2008 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 262
Активный словарный запас: очень высокий (3351 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 29 декабря 2022 г.
Владелец универмага Василий Подорогин постоянно влипает в весьма грязные истории: по его вине закрывают подпольное казино, где он нарабатывал свой капитал, его покровителя убивают, от него уходит жена, а на него самого кто-то устраивает покушение. Впрочем, покушавшиеся неожиданно сами оказываются в роли жертв. И тогда Василий понимает, что в игру включилась третья сторона, которой известно не только его прошлое, но и будущее...
Очередная версия успевшей уже поднадоесть истории о научном предсказании будущего. В принципе, истории неплохой, если б не... К сожалению, современные фантасты слишком уж увлекаются заумными рассуждениями, которых мало кто понимает, и премудрым слогом, который понимают еще меньше. Если б не эти недостатки, роману вполне можно было б ставить «восьмерку». Но автор явно переусердствовал с модернистским стилем и желанием поразить своего читателя. Честно скажу, довольно странно слышать чрезвычайно умные фразы от каких-то сантехников и доморощенных прачек, рассуждающих на тему футурологии и прогнозирования. Сами рассуждения настолько туманны и запутаны, что выделить из них зерно истины сможет далеко не каждый из читателей. Я понял только общую канву и главную идею подобного прогнозирования, а вот детали (т.е. тонкости теории предсказаний) от меня явно ускользнули. Иногда даже кажется, что и сам автор их полностью не понимает, оттого и темнит с разъяснениями. Сама идея некой организации, которая «исчисляет» будущее методами математики, далеко не нова и совсем не оригинальна — прочтите хотя бы роман «В стране слепых» Майкла Флинна. Там гораздо более увлекательный сюжет, а интрига сохраняется вплоть до последних строк. У Хуснутдинова же интрига держится недолго — где-то до трети произведения, после чего начинаются авторские игры в загадочность. Роман Флинна по сути является детективом и потому разгадка приходит ближе к финалу, что вполне логично. А «Гугенот» детективом не является — скорее, постмодерновой мистикой. Отсюда все его недостатки — слабость сюжета, заумность слога и бессмысленность происходящего с главным героем. По этой причине падает интерес и пропадает желание досконально разбираться в произошедшем. Финал протекает ровно, без кульминации и неожиданных поворотов сюжета — как будто издатель потерял самую последнюю часть произведения. Поскольку автор не создал в голове у читающего понятной идеи, такое резкое завершение создает впечатление недосказанности, что явно не прибавляет роману читательских симпатий. К тому же, как это принято у «пятой волны», героем произведения является не просто очередной нувориш, а самый настоящий преступник, не гнушающийся убийствами. Как такому можно сопереживать?!
Короче говоря, идея хороша, а вот реализация — не очень. Если б по тексту не были разбросаны интересные находки (например, альтернативное Политбюро КПСС), я бы вообще порекомендовал бы данный роман не читать. А так — читайте, только не пытайтесь понять все заумные размышления «деповцев», поскольку в большинстве случаев они представляют собой простую игру слов.
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о некой секретной организации, пытающейся управлять событиями в России на основе прогнозирования будущего. Написано слишком уж скучновато и запутанно.
mastino, 15 июня 2011 г.
Прочитав некоторое количествол произведений автора, перед тем как приступать к «Гугеноту» я примерно мог уже представить, чего я ожидаю от этого романа. Как выяснилось — книга оказалась несколько лучше, нежели ожидалось.
Прежде всего, Хуснутдинов подтвердил, что он автор непростой, и его произведения требуют неспешного, вдумчивого прочтения. И соглашусь с предыдущим оратором, что действительно — «пелевинщины» в книге немало. Но лично для меня это скорее стало достоинством нежели недостатком.
Роман получился очень атмосферным. Но атмосфера эта — темная, попахивающая какой то безысходностью, понравится далеко не каждому. Метания героя, все происходящее с ним, вызывает целую гамму совершенно противоречивых чувств — порой героя хочется пожалеть, порой — просто убить. Но это говорит только в пользу книги. Значит может она задеть какие то струнки.
Как и в других мной прочитанных произведениях автора, порой, на какое то мгновение, вдруг теряется нить повествования. Вдруг осознаешь, что события книги проходят как то параллельно с тобой и мимо тебя. Тогда приходится брать паузу, немного переводить дух, осмысливать прочитанное. И тогда все становится на свои места, и можно снова продолжать получать удовольствие от книги.
Текст действительно непростой, требующий внимания и концентрации. Но именно после таких книг, еще несколько дней ощущаешь определенное послевкусие, и время от времени возвращаешься мысленно к прочитанному. В этом то и ценность таких книг — они заставляют думать.
Можно долго говорить про эту книгу, но это ни на йоту не поможет понять в чем же прелесть этого романа. До тех пор, пока не прочесть его самому.
Итог. Крайне атмосферное (пусть и с достаточно темно — тягучей мрачной атмосферой) произведение. Категорически противопоказано любителям рафинированного позитива и любителям простых и понятных текстов.
Всем, кто любит непростые, требующие концентрации и внимания книги, всем кто не боится недосказанностей и недоговоренностей — читать обязательно.
Напоследок замечу — Хуснутдинов теперь относится к числу авторов, за творчеством которых я слежу особенно тщательно.
ДИР, 14 мая 2011 г.
Вот такое слово я придумал, читая книгу. «Пелевинщина». Причем, это не о последних работах, а о временах «Поколения...» и «Омона-Ра». В таком же примерно стиле написано. Что-то мутное, медленно проявляющеееся, с массой мелких подробностей, которые узнаваемы, которые фотографичны. Детали узнаются на раз. Общий фон постепенно, как в лотке с проявителем, выползает из красного сумрака, и даже кажется порой, что начинаешь понимать, о чем эта книга. Но вот идет время, листаются дальше страницы, а все по-прежнему в тумане, и видишь только на вытянутую руку от себя. Какие-то кошмары с исчезновением из жизни, когда и убийства, и покушения, и сожженный магазин — все это как-будто совсем не с тобой и не по-настоящему. Все — бумажно. Вот так написали — так и случилось. А видишь только ты, потому что ты читаешь, а не кто иной. Вот взорвался самолет — а кто об этом говорит? Да никто и не знает! Только ты знаешь. Вот четыре трупа на скотомогильнике... А один из них, оказывается — ты. И похороны тебя, собой любимого. И квартиры нет, и жены — давно. И живешь по гостиницам, в которых селят тебя почему-то в ВИП-номере, а деньги все не кончаются и не кончаются. Может, водочки? А еще? Легчает голова? Две бутылки в день — это же нормально? Больше нельзя, с большей дозы станешь алкоголиком. И причем здесь какие-то древние съемки казни Николая Романова и его семьи? Да вообще — что происходит? Хотя, что-то все-таки происходит, какое-то движение есть, сводящее с ума движение в непонятном направлении.
И вдруг — конец. Нет, все же — это о чем? Ни о чем опять? Просто стильная книга в «пелевинском» духе?
Хотя, стиль и язык... Коробит иногда. Не чищенная книга. Сигарету всегда «подкуривают» и «поджигают». Никогда и ни разу за книгу не прикуривают и не зажигают. Хотя, возможно, это стиль такой. Как и использование отдельных слов и эпитетов не по назначению. Вот говорит автор, что лифтер в гостинице был в мундирчике и в ...капоре. В капоре? Проверяю словарь — ну, врет ведь! Не может быть! Хотя, может, он так обзывает эти вот жесткие высокие кепи? Ну, так ведь неправильно. Слово-то — оно в словарях. И таких зацепок для глаза много.
Но настроение, общее ощущение грязи, тумана вокруг и тумана в голове — просто отлично выписано.
А больше там и нет ничего. Стиль, туман, мрак, грязь, тухлые запахи...
elsolo, 5 мая 2011 г.
Черт его знает что сказать об этом романе. Об этом небольшом романе. Сложном для чтения романе. По мне это противоположность какого то сборника «Инопланетяне против России». И то и другое одинаково и неудобоваримо. Есть кусок хлеба грустно. Так же грустно будет есть кусок хлеба из которого вырезали треугольник и помазали сотней соусов. Кусок хлеба остался куском хлеба. Да в романе есть идеи, но автор так их замаскировал, что нужно приложить очень много усилий что бы понять о чем он. Можно говорить, о будущем, о жертвенности, о власти, о связи всего сущего, о том что мир наполнен текстами. Но зачем так сложно? Нет, я абсолютно не критикую. Как и любой автор он имеет право на свой стиль, на свой метод, на свою концепцию. Сколько угодно. Просто не всегда нагромождение деталей и действий, равно интеллекту. И уж точно не равно интересной книге.
danihnoff, 25 ноября 2010 г.
Пара слов о Хуснутдиновском «Гугеноте».
Это отличная книга.
Абсурдистская... фантастика?
Может быть.
Это отличная книга, но у нее есть один небольшой недостаток: в причудливом мире книги долго не получается найти оправданий творящимся безобразиям. Не за что зацепиться.
Я далеко не литературовед и совершенно не критик, но попробую объяснить. В «Столовой горе» того же автора сам городок, где происходят события, служит зацепкой. Это странный город, мрачный и жутковатый, и, читая книгу, ты понимаешь, что ничему обыденному здесь не место; ты заранее ожидаешь то ли страшной сказки, то ли необъяснимой мистики, то ли чего-угодно-но-только-не-соцреализма. Или вот «Замок» Кафки. Зацепка — сам Замок, возвышающийся над деревенькой; мы видим замок, видим людей с искореженными душами, которые обречены вечно жить в тени замка, и понимаем, что сам антураж настолько безумен, что сложно ожидать чего-то рационального.
В «Гугеноте» антураж слишком уж обычен (по крайней мере поначалу). Героя (чуть не написал — москвича) жрет быт; иногда случаются таинственные звонки и убийства. Но они настолько мелки, эти звонки и убийства, что за бытом их почти не замечаешь. Читаешь и не ждешь ничего иррационального; а когда оно случается — чувствуешь диссонанс.
И в этом проблема романа.
Небольшая — но проблема.
Резиновый Лев, 30 октября 2010 г.
Сплошные <нрзб> и <зтм>. Ни слова в простоте, всё завуалировано, загримировано, закрыто на замок, и ключ под ковриком. Понимаю, что есть любители разгадывать кроссворды, да и нормально, когда хорошая книга не всё открывает с первого раза. Но что разгадывать, если половина клеток не заполнена, а вопросы ко второй половине задаются на бурундийском языке?
Нет-нет, я понимаю, что умные люди в редакции Полдня не могли подложить читателям заведомую некондицию. Они, умные люди, наверняка видят множество достоинств. Но нам, гагарам, эти достоинства недоступны. Отправимся мы, гагары, дальше, в те края, где оскорблённому есть чувству уголок. Карету нам, карету!
svarga, 20 октября 2011 г.
Мы видим мир таким, каким его себе воображаем. Границы мироздания определяются широтой нашего сознания. Люди с разным цветом глаз по разному видят радугу — в целом похоже, но есть нюансы (медицинский факт). Человек вписан в свой мир, равно как и мир вписан в него. Одно без другого невозможно. Убери одну составляющую — и устойчивая доселе пара исчезнет полностью. А если не убирать? А если подправить? Тут подрихтуем, тут подкрутим, подкрасим, отрежем, а то и добавим. Изменение одной составляющей ведет за собой неминуемое изменение второй. И тотчас же — снова первой. И так далее. Это как качели: туда, сюда... Лавиноподобный процесс.
Нелепая эсемеска — и маятник начал раскачиваться, круша все на своем пути. Личная жизнь, бизнес — хрусть! И обратным ходом по мозгам — хрясь! И вот у тебя ни семьи, ни бизнеса, ни отчества, ни прошлого. И будущего тоже нет. Круша игрушечные «ленинские комнаты» ГГ рвет те еще оставшиеся якоря, которые держали его с тем миром, который некогда был его собственным. А когда он входит в уже настоящуюю «ленинскую комнату», понятно, что недолго ему осталось, ибо судьба «ленинских комнат» в этом романе незавидна и до отвращения однообразна.
lerkas, 26 сентября 2010 г.
Есть авторы, которые не сюжет, не интрига, не герои, которые просто текст. Вот Хуснутдинов для меня текст.
Бесспорно, в его книге есть и сюжет, и интрига, и герои. Ведь если я не вижу ничего кроме героев, это же не значит, что там ничего и нет.
«Абсурдистская фантастика» как сказано в аннотации, нить событий, которая, вполне возможна, видна лишь автору, кусочки пазла, которые никогда не сложатся в общую картинку, потому что они неслагаемы и не важно, что они из одного набора.
Вязкий, поглощающий текст почти без диалогов, читать который жутко интересно и совершенно непонятно.
Абсолютно несимпатичный главный герой Подорогин, который совершает абсолютно несимпатичные поступки, которому совершенно не сопереживаешь. Читать заставляет интерес к самому тексту и надежда разглядеть общую идею, понять хоть что-то, а вовсе не мытарства главгероя.
/Что такое будущее? Формула, которая может быть решена лишь до того, как она состоится, потому что состоявшаяся формула будущего — это прошлое. По большому счёту, конечно, она вообще не может быть решена./
По большому счёту да, однако ж только по большому счёту. Надправительственые структуры, теневые правительства, «люди в чёрном», да как угодно на самом деле, вера в тайные корпорации, которые контролируют или могут контролировать всё и вся неистребима, а уж в фантастике и подавно. Вот и почему бы не существовать некому ДЕПО, которое эту формулу будущего вполне себе решает с вероятностью до 99%?
Вот наверное об этом книга, о тех, кто может решить формулу будущего и расплести все нити. А Подорогин.. при чём тут Подорогин? Он ничего не понимающая пешка, чьими глазами мы наблюдаем за теми, кто понимает всё и даже чуть больше.
Абсурдистская фантастика, не скажу, что понравилось, но читать Андрея Хуснутдинова я совершенно точно буду, ибо магия текста, а против этого ничего не сделаешь.