Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pickman» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 января 2010 г. 13:53
На последней позиции в десятке (см. первую часть поста) мог бы оказаться и любой из нижеследующих фильмов, каждый из которых я с определенными оговорками рекомендую к просмотру:
  1. Аватар (реж. Джеймс Кэмерон) — красивая и жутко переоцененная сказка, радующая глаз в обход мозга.
  2. Безумный спецназ (реж. Грант Хеслов) — необычайно позитивная комедия, примечательная убойным актерским составом (Джефф Бриджес, Юэн МакГрегор, Кевин Спейси и первая роль Джорджа Клуни, которая мне по-настоящему понравилась — оказывается, уморительный он мужик) и антивоенной направленностью. Как жаль, что мечты Билла Джанго — утопия! Кстати, этот фильм лучше смотреть ПОСЛЕ "Аватара", иначе полковник Кварич в исполнении Стивена Лэнга вызовет у вас такие же сложные (истерические) эмоции, как и у меня :-D
  3. Бесславные ублюдки (реж. Квентин Тарантино) — остроумный, но совершенно пустой фильм о том, как Квентин Тарантино любит вестерны и плохие фильмы о Второй мировой войне.
  4. Вальс с Баширом (реж. Ари Фольман) — мощная израильская анимационная лента, в непривычной и временами завораживающей форме повествующая об ужасах и последствиях войны. Особенно поражают финальные кадры — со стороны режиссера это, конечно, нечестный ход, но... так было.
  5. Вверх (реж. Пит Доктер, Боб Питерсон) — отправляясь на очередную полнометражку от PIXAR, я знаю, что ощущения зря потраченных денег не может быть в принципе: каждый их фильм располагается на шкале качества где-то между "хорошо" и "великолепно". "Вверх", несмотря на свою добротность и оригинальность (а также тот факт, что при просмотре редкий зритель не всплакнет), все-таки ближе к левой отметке. Впрочем, это не помешает мне с удовольствием его пересмотреть через год-полтора.
  6. Девять (реж. Шэйн Эккер) — еще один пример фильма (на сей раз — анимационного, хотя так ли велика разница?), в котором форма главенствует над содержанием. И если в визуальном плане мультик Эккера проигрывает полумультку Кэмерона (опять-таки, как посмотреть...), то сюжетных дыр в нем заметно меньше.
  7. Дорога перемен (реж. Сэм Мендес) — история об утраченных иллюзиях, от которой веет могильным холодом. Как всегда, блестящая игра Кейт Уинслет и хорошая — Леонардо Ди Каприо.
  8. Не оглядывайся (реж. Марина де Ван) — изысканный французский триллер, который наверняка понравился (бы) Рэмси Кэмпбеллу. Близок он и мне — тема утраты самоидентичности была и остается для меня одной из самых пугающих в искусстве. Увы, к европейской отточенности слишком ощутимо примешивается влияние Голливуда, давно выработавшего шаблонный набор приемов для каждого жанра и не в последнюю очередь — такого рода мистических триллеррв. В итоге талантам Софи Марсо и Моники Беллуччи не удается раскрыться в полной мере, а сюжет теряет линчевскую неоднозначность. И все же фильм серьезно недооценен.
  9. Переменная облачность (реж. Питер Сон) — если вы и воротите нос от главных фильмов PIXAR, то не любить их короткометражки решительно невозможно. Прелесть.
  10. Похороните меня за плинтусом (реж. Сергей Снежкин) — а вот эта история как раз их тех, после которых впору вешаться. Каждая несчастная семья несчастна по-своему, а этой досталось посильнее многих. Сильные актерские работы — в первую очередь, конечно, Светланы Крючковой, которую здесь решительно невозможно узнать.
  11. Рестлер (реж. Даррен Аронофски) — драма, художественная ценность которой во многом зависит от трактовки. Впрочем, уже сам факт, что смыслов у этой внешне простой истории может быть несколько, говорит как минимум о ее незаурядности. На сегодняшний день это самая традиционная из картин Аронофски, и только прежнее внимание к неприглядным сторонам жизни и неприкрытая искренность "Рестлера" позволяют надеяться, что одного из лучших режиссеров Америки таки не посадят на тот самый продюсерский поводок.
  12. Рок-волна (реж. Ричард Кёртис) — задорная утопия, основанная на реальных событиях, одна из самых необычных лент года. Любите рок-н-ролл и терпимы к грубым шуткам — добро пожаловать на борт!
  13. Семь жизней (реж. Габриель Муччино) — в новой драме с Уиллом Смитом не обошлось без типично голливудской гладкописи, однако подобному сюжету можно это простить. Трагическая повесть об искуплении.
  14. Чтец (реж. Стивен Долдри) — еще одна сильная роль Кейт Уинслет... и еще одна драма, которая могла бы бить больнее и жестче, если бы немецкие кинематографисты не ориентировались так явно на американские стандарты — как несколькими годами раньше их соотечественники, снявшие "Жизнь других".


Одной строкой — список фильмов рангом пониже, о просмотре которых я не пожалел (иногда неожиданно для себя):
Всегда говори «ДА», Гоморра, Дзифт (Гудрон), Дитя тьмы, Добро пожаловать в Zомбилэнд, Знамение, Ледниковый период 3: Эра динозавров, Подмена, Тело Дженнифер, Хатико: Самый верный друг, Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени, Шерлок Холмс


Для хоррора, с которым, как многие из вас знают, у меня самые тесные и дружеские отношения, 2009 год выдался неурожайным. за вычетом шведского шедевра "Впусти меня", по многим причинам стоящего особняком (хотя оспаривать его принадлежность к жанру ужасов глупо), ни одной знаковой или даже хитовой картины в прокате и на DVD не прогремело. Поэтому топ-15 лучших фильмов ужасов выглядит так:
1. Впусти меня
2. -
3. Райское озеро
4. -
5. Коралина в Стране Кошмаров (элемент хоррора в фильме Селика очень силен)
6. Антихрист
7. Добро пожаловать в Zомбилэнд
8. Не оглядывайся
9. -
10. Дитя тьмы
11. Тело Дженнифер
12. Конура
13. -
14. Паранормальное явление
15. Затащи меня в Ад


Немного о печальном.

Разочарования года
1. Загадочная история Бенджамина Баттона (реж. Дэвид Финчер) — печальный пример того, как культовый режиссер превратился в нечто бесполое, оскароносное.
2. Обитаемый остров (реж. Федор Бондарчук) — разумеется, никто не прочил этому человеку лавры Спилберга (за исключением, вероятно, самого Федора), но роль могильщика российской кинофантастики ему удалась чересчур хорошо... в отличие от роли Прокурора.
3. Рыбка Поньо на утесе (реж. Хайао Миядзаки) — когда-то мастер умел снимать мультфильмы для детей, очарованию которых поддавались все возрасты. Эту же историю, увы, оценят по достоинству только дошкольники — или те, для кого сюжет в сказках — дело десятое.
4. Паранормальное явление (реж. Орен Пели) — средний во всех отношениях фильм ужасов, на жанровом безрыбье взмывший к верхним строчкам кинорейтингов.
5. Луна 2112 (реж. Дункан Джонс) — то же самое, с поправкой на научную фантастику. Не более чем крепкая камерная история.
6. Район №9 (реж. Нил Бломкамп) — то же самое. Острая социальная сатира вряд ли искупает многочисленные ляпы и убогий финал.
7. Посылка (реж. Ричард Келли) — попытка сыграть в Линча. Увы, пока это удавалось только самому Линчу — не так-то легко соорудить из вороха мистических ситуаций единое повествование и не соскользнуть при этом в бессвязный бред.
8. Затащи меня в Ад (реж. Сэм Рэйми) — скучно, господа. Вместо ужасов — сказочка, вместо крови — сопли (не уверен, что из перечисленного приятнее).
9. Пандорум (реж. Кристиан Алварт)— типичный фантастический боевик вместо ожидаемого триллера. "Чужого 5" не получилось.
10. Миллионер из трущоб (реж. Дэнни Бойл) — для индийского фильма сюжет отменный. Для Дэнни Бойла — шажок то ли в сторону, то ли назад.
11. Тарас Бульба (реж. Владимир Бортко) — не думал, что автору "Собачьего сердца" по силам снять НАСТОЛЬКО плохой фильм. Отдельное "фи" Игорю Корнелюку, все старания которого мог бы свести на нет даже я, потратив день-другой на освоение синтезатора.

Лучшие саундтреки
1. Впусти меня (композитор Йохан Сёдерквист)
2. Вики Кристина Барселона (разные исполнители)
3. Миллионер из трущоб (композитор А. Р. Рахман + разные исполнители)
4. Пророк (композитор Александр Де(с)пла + разные исполнители)
5. Рок-волна (разные исполнители)
6. Хранители (разные исполнители)
7. Добро пожаловать в Zомбилэнд (разные исполнители)
8. Шерлок Холмс (Ханс Циммер)
9. Вальс с Баширом (композитор Макс Рихтер + разные исполнители)
10. Бесславные ублюдки (разные исполнители, а как иначе?)

Ну и напоследок...
Под катом — самый приятный и самый короткий топ




Статья написана 11 января 2010 г. 12:16
Лучше поздно, чем плохо
Инородная мудрость


Для меня как пленника страны грез 2009 год стал переломным — впервые за карьеру киномана отсмотрено и прочувствовано больше экранного материала, чем его способно влезть в черепную коробку за пару суток бессонного созерцания кинескопа. А значит, можно уже подводить итоги.
Сначала упомяну об общих тенденциях. Это ни в коем случае не серьезная аналитика, а лишь праздные размышления о подвижках в важнейшем из искусств, которые лично мне показались особенно интересными и важными.
Первое. Несмотря ни на что, кинематограф развивается и расширяет свой инструментарий.
Второе. Массового и жанрового кино (эти понятия не всегда синонимичны) это не касается — если только не говорить об отрицательном развитии, также известном как деградация. Властители Голливуда уже не первое десятилетие идут по пути наименьшего сопротивления и дают господину среднестатистическому зрителю то, чего требуют его стремительно упрощающиеся запросы (разумеется, на самом деле между двумя этими процессами существует прочная взаимосвязь, но рассматривать их можно и с какого-то одного направления — суть остается неизменной). Однако лишь в ушедшем году дал знать о себе новый феномен — высокобюджетная картинка, наполненная действием и спецэффектами, но начисто лишенная конкретного содержания. Подобно современным издательствам, экономящим на переводе и редактуре в пользу полиграфии, продюсеры нового века все чаще объявляют сценарий досадным излишеством. Актеры в таких условиях становятся дополнением к собственной внешности, прошедшей неоднократный рендеринг. К сожалению, на эту тенденцию работает даже прославленный "Аватар". Хотя в техническом плане это единственный эволюционный сдвиг за несколько лет (и теперь вся кинофантастика, намеченная к выходу в ближайшие годы, фактически обречена), даже солидный опыт и режиссерская мудрость не уберегли Джеймса Кэмерона от сомнительных ходов, достойных какого-нибудь Роланда Эммериха или Майкла Бэя. Впрочем, все может обстоять и с точностью до наоборот: если расчет автора оправдается, нехитрая, но ужжжасно красивая история о немаленьких синих человечках имеет все шансы побить в прокате "Титаник" — даже с учетом инфляции. Тогда в Голливуде выбросят белый флаг последние из могикан, и шар бессюжетного кино понесется по планете еще более ужасающими темпами. В каком-то смысле мы возвращаемся к экспериментам сюрреалистов первой половины XX века: кино окончательно рвет связи с литературой и приближается к живописи — увы, все еще отягощенной простенькой условной фабулой.
Третье. Раз и навсегда доказали свою несостоятельность кинорейтинги известных сайтов. Даже неискушенному зрителю (хотя… ему – прежде всего) не составит труда, окинув взглядом список грядущих премьер, определить шансы того или иного фильма на попадание в Топ 250 по версии Imdb или Кинопоиска (справедливости ради замечу, что первый рейтинг по многим показателям объективнее – сравните, забавы ради, показатели «Сумерек», «Новолуния», «Броска кобры», «2012», «Трансформеров 2» и других мертворожденных шыдевров). «Луна 2112», «Паранормальное явление», «Район №9», «Хатико: Самый верный друг», «Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Шерлок Холмса», тот же «Аватар» — все эти ленты обладают несомненными достоинствами, но их место в списке лучших картин всех времен и народов, между «Крестным отцом» и «Полетом над гнездом кукушки», я поставил бы под вопрос. В итоге приходится смириться с простой истиной: любой «народный» рейтинг отражает не художественную ценность фильмов, а всего-навсего их популярность. Вы не поверите, какие самородки попадаются иной раз под позорной биркой 6.27 или 5.78…
Четвертое. Воспитанный на ущербной идеологии устоявшегося режима, российский массовый зритель стал агрессивнее. Три ярких примера – реакция общественности на «Бесславных ублюдков» Тарантино, «Царя» Лунгина и «Хранителей» Снайдера. В первой картине всезнающая публика углядела чуть ли не прямое оскорбление советскому народу-победителю… самым бездарным образом прохлопав режиссерскую иронию: если хитрюга Квентин над кем и издевается, то исключительно над Голливудом, превратившим Вторую мировую в бенефис американских войск. «Ублютки», со смаком уделывающие нацистскую верхушку, доводят эту традицию до неизбежного абсурда – и вырывают у нее зубы. Создателей «Царя» критики от сохи с не меньшей – если не большей! — охотой обвиняют в искажении исторической правды, нисколько не считаясь с тем, что для Павла Лунгина и Алексея Иванова образы Ивана Грозного и митрополита Филиппа – прежде всего участники грандиозного философского и религиозного конфликта, обыгранного в шекспировском духе, а не застывшие монументы, которые для чего-то требуется перенести на экран с недостижимой и более того, нелепой документальной точностью. Что касается «Хранителей», то не по-голливудски смелую экранизацию Зака Снайдера некоторые категории россиян встретили с такой ненавистью, что не снилась и самим Хранителям. Впрочем, наши соотечественники не одиноки в своих чувствах — Ларс фон Триер со своим "Антихристом" стал парией года.
Пятое. Четко обозначилась маленькая, но гордая область киноискусства, которая не только не топчется на месте, но неуклонно расширяет собственные горизонты – и вопреки общим тенденциям, технологический прорыв ей только на пользу. Говорю я, разумеется, об анимации. «Мэри и Макс», «Вальс с Баширом», «Коралина в Стране Кошмаров», «Вверх», «Девять» — эти и другие мультфильмы ориентированы уже не столько на детей, сколько на взрослых (или взрослых детей, если угодно), и ставят зачастую отнюдь не детские проблемы.


Но довольно о тенденциях, перейдем к спискам. Я рассматривал лишь те ленты, РОССИЙСКАЯ премьера которых состоялась в 2009 году (и пару-тройку таких, которые официально на наших экранах не появятся вовсе). По этой причине такие заметные фильмы, как «Белая лента» Михаэля Ханеке, "Воображариум доктора Парнаса" Терри Гиллиама, «Жажда» Чхан-ук Пака и «Аквариум» Андреа Арнольд, имеют шансы попасть уже в мой рейтинг за наступивший 2010 год – их премьеры еще впереди.

Лучшие фильмы 2009 года


1. Впусти меня (реж. Томас Альфредсон) / Гран Торино (реж. Клинт Иствуд). Общего у этих фильмов немного — по сути, лишь то, что оба они без лишних сантиментов и модернистской возни рассказывают о преодолении одиночества, настигающего человека не в лучшее время и не в лучшем месте. Дружба мальчика и вампира, старика и мальчика — потянувшись к другому существу, в конце концов обретаешь себя, и отношения с прочим миром налаживаются сами собой... что бы это ни значило для каждого из геров. В остальном ленты Альфредсона и Иствуда почти антиподы: у одного — скандинавская отстраненность, чем-то похожая на космос, союз пронзительной музыки (Йохан Сёдерквист — запомните это имя) и бездонных долгих видов, от красоты которых хочется плакать; у другого — внешняя простота, за которой скрывается умелый режиссер-манипулятор, управляющий зрительскими эмоциями по заветам старой американской школы. Однако несхожие средства не мешают фильмам достичь одного и того же эффекта — странной тишины в сердце и слез на глазах. Настоящее кино.
2. Пророк (реж. Жак Одиар). Время благородных гангстеров ушло в прошлое — даже Фрэнк Костелло из "Отступников" с его своеобразным, но все же реальным кодексом чести кажется уступкой кинематографической традиции. "Я Тони Монтана, Тони Монтана!" — вопит великовозрастная шваль в "Гоморре" Маттео Гарроне, размахивая пистолетом; между этим недочеловеком и доном Корлеоне (да хотя бы Монтаной!) — пропасть, в которую с приходом нового циничного века дружно ухнули столпы криминального жанра. "Пророк" Жака Одиара, без сопротивления вырвавший Гран-при из рук судей Каннского фестиваля, представляет ту же волну, что и "Гоморра" (удостоенная, кстати, того же приза, но годом раньше), но заметно удачнее сочетает художественное с псевдокументальным, философское с тошнотворно реалистическим. Фильм Одиара непривычно лишен недостатков (от шокирующей игры Тахара Рахима до безукоризненной сюжетной логики и саундтрека), если не считать за таковой сам его предмет — человек и тюрьма. "Стать крестным отцом, чтобы выжить..." Трилогию Копполы еще рано списывать со счетов, но в сравнении с "Пророком" она приобретает подозрительное сходство с музейным экспонатом...
P. S. Потрясает работа, проделанная российскими переводчиками и группой дубляжа. Как справедливо заметил один из рецензентов на Кинопоиске, в сравнении с этим подвигом любительские потуги Гоблина, при всем к нему уважении, выглядят жалкими.
3. Хранители (реж. Зак Снайдер). Кто бы мог подумать, что автор цветастой агитки о мускулистых спартанцах возьмет да и поставит свою репутацию вверх тормашками! Не убоявшись сарафанной цензуры, Снайдер бережно перенес на экран величайший из графических романов, полностью сохранив его пессимизм и антиамериканский пафос. Результат: кислые кассовые сборы (103 миллиона в США против "спартанских" 210), непонимание широкой публики (жаждущей экшена, а получившей пищу для ума) и мгновенный культовый статус. Достаточно, чтобы закрыть глаза на хилого Озиамандиса (с тем же успехом можно было пригласить на роль Стива "Заткнись, Донни" Бушеми), затянутую потасовку в финале и невнятные сексуальные сцены.
4. 500 дней Саммер (реж. Марк Уэбб). Фильмов о любви много. Хороших уже меньше. Хороших и притом похожих на правду — единицы. Полнометражный дебют Марка Уэбба как раз из таких, и добавить здесь нечего. Глоток лета и надежды, полная противоположность фальшивым сумеркам Стефани Майер.
5. Мэри и Макс (реж Адам Бенжамин Эллиот). Унылый пластилиновый мир, в котором живут уродливые человечки с тараканьими питомниками в голове и на кухне. Чего, казалось бы, интересно? Ан нет — вглядишься повнимательнее, и в уродцах узнаешь людей, а в сером пластилине — окружающую действительность. И почему-то после этой трогательной истории тянет не повеситься, а жить и быть счастливым... забавная штука — человек.
6. Райское озеро (реж. Джеймс Уоткинс). В последние годы тема подростковой жестокости всплывает в кино с показательной частотой — "Класс", "Гарри Браун", те же "Впусти меня" и "Гран Торино"... "Райское озеро" завершает эту последовательность: дальше идти уже некуда. И дело даже не в художественных достоинствах ленты (хотя они, безусловно, высоки — разницу между британским и голливудским кино легко определить на глаз) — просто Уоткинс отказывается от последних условностей и показывает столкновение поколений как войну — увы, не в переносном смысле. Пророчества Голдинга сбылись — подданство повелителя мух высадилось на большой земле и готово к действию. Говоря по совести, перед нами идеальный фильм ужасов: с самого начала зрителя лишают привычного со времен Бориса Карлоффа убежища — блаженной мантры "Это всё неправда, это всего лишь кино". Малолетние дебилы из лубочных американских слэшеров отращивают клыки (осторожно, метафора!) и из жертв превращаются в охотников — и как же не приятно осознавать их полную идентичность с подростками, осадивших аллеи и подъезды вашего города. Несмотря на все сказанное, "Райское озеро" так и осталось бы шокирующим эпизодом в истории кино, от которого нетрудно отмахнуться... если бы не множество тонких штрихов, придающих сюжету социальную глубину (профессия главной героини, собака, мобильный телефон) — и ужасающий финал, в символическое значение которого не хочется вдумываться. И еще долго после просмотра звенит в ушах, словно приговор: "Они ведь всего лишь дети!..."
7. Царь (реж. Павел Лунгин). Как бы ни хотелось иного, но трудно назвать Лунгина режиссером мирового уровня — слишком заметны порой в его картинах технические и эстетические просчеты, свойственные скорее телепостановкам средней руки, чем большому кино. И всё же главное — душа — в этом фильме есть. И непостижимые глаза Янковского...
8. Коралина в Стране Кошмаров (реж. Генри Селик). Тима Бертона в народе часто называют "безумным", но спустя десять минут погружения в "Коралину" неслышно подкрадывается хульная мысль, что безумие маэстро Тима — это в лучшем случае такса, которую студийные боссы давно приручили и держат на коротком поводке, а вот Генри Селик... извините, но встречаться с ЕГО зверюгой на узкой дорожке я не стал бы ни за какие кредитки. Потрясающая фантасмагория, которая понравится взрослым даже больше, чем детям — и отличная экранизация (пожалуй, превосходящая свою основу). Изумительно.
9. Антихрист (реж. Ларс фон Триер). Хитроумный датчанин, похоже, вознамерился настроить против себя весь мир, и пока весьма преуспевает в этом. Трудно сказать, с кем он ведет диалог — с самим собой или немногочисленными зрителями, способными отличить порнографию от эротики, а бесшабашный эпатаж — от скрупулезно продуманного шокового эффекта. Главное, равнодушных после просмотра не осталось, а в мире стало на одну символистскую загадку больше.
10. Вики Кристина Барселона (реж. Вуди Аллен). Мистер Аллен высказался о своем фильме примерно в таком духе: "Кажется, в этом фильме я сказал о любви что-то такое, чего не говорил до меня никто — но хоть убей, не пойму, что именно". Поразительно, но мэтр не лукавит (наверное, возраст уже не тот): манящего своеобразия у этой очаровательной истории не отнимешь. Блестящий актерский ансамбль (Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, даже Скарлет Йохансон, которая здесь больше обычного похожа на актрису), пьянящая музыка, атмосфера праздника и молодости — и бесплатная киноэкскурсия по одному из красивейших городов Испании. Ей-ей, запасы пороха у магистра Вуди не иссякли.



(продолжение следует)


Статья написана 31 декабря 2009 г. 13:18
Увы, для каждого из жанров уходящий год выдался неурожайным на достойные книги, поэтому в моем списке смешались в кучу кони, люди романы, авторские сборники и антологии — как отечественные, так и зарубежные.

1. Алан Мур, Дэйв Гиббонс. Хранители — из литературы, изданной на русском языке в 2009 году и прочитанной мной, только этот графический роман я могу назвать шедевром, не покривив душой... и затаив дыхание. Нечасто бывает, чтобы литературная основа полностью перебила эффект от удачной экранизации. Фильм Зака Снайдера неплох и в целом верен сюжету Мура, но все же остается в рамках массового искусства, в то время как творение Мура и Гиббонса в равной степени пригодно для восторженного чтения — и изучения в университетах на курсах современной литературы. И благодарен я этой книге не только за то, что обрел в ней источник интеллектуального, эмоционального и эстетического удовольствия, но и за то, что она изменила мое отношение к комиксам — и я открыл для себя обширную область искусства, от которой прежде открещивался. Трудно в это поверить, но картинкам не обязательно быть веселыми...
Подробнее в моем отзыве.



2. Йон Айвиде Линдквист. Впусти меня. А вот здесь я откровенно кривлю душой, потому что иду против собственных ощущений, которые подсказывают мне, что у этого шведского романа масса недостатков — сюжетных, идейных, стилистических... Но что поделаешь — я до сих пор ослеплен удивительным фильмом, который поставил по книге Линдквиста его соотечественник Томас Альфредссон. Фильмом, исполненным какой-то неисповедимой красоты, проникнутым, несмотря на скандинавский холод, скрытым теплом и вполне человеческой горечью... Но как бы ни разнились между собой дерево и семя, одно могу сказать с уверенностью: человечество стало богаче еще на одну вечную историю, и за это я Линдквисту благодарен — как и за то, что в поток сопливой вампирятины, заполонившей российский рынок в уходящем году, "Впусти меня" внес нотку подлинного психологического хоррора.
Более подробную рецензию на роман вы можете прочесть в новом выпуске журнала "Тьма", который не далее как сегодня будет доступен для скачивания.



3. Нежить: Антология. Первоначальный восторг от антологий Стивена Джонса, вызванный затянувшимся литературным голодом, начинает понемногу спадать, и все очевидней становится, что в подходе прославленного британца к составительскому искусству немало изъянов. Слишком много кумовства, слишком мало хоррора... С изданием "Нежити" Джона Джозефа Адамса монополия Джонса закончилась... и слава Азатоту, потому что по общему впечатлению к этой зомби-антологии подбираются разве что "Вампиры". Зомби страшные и смешные, трогательные и отвратительные, зомби-манекенщицы и зомби-дирижеры... В такой компании не заскучаешь... и это прекрасно, потому скука усыпляет бдительность, а в наше нелегкое время без нее никуда — особенно если чьи-то гнилые зубы жаждут вашей плоти.
Подробнее см. в моей рецензии и обзоре, охватывающем первую половину рассказов.



4. Мария Галина. Малая Глуша. Не роман, а чудовище о двух спинах. Слева — зверь неопределенного пола, желающий быть одновременно "Вендиго", "Ночным дозором" и "Понедельником", начинается который в субботу. Справа — философское путешествие в глубины человеческой психики, загробной жизни и Йог-Соттот еще знает каких чудовищных далей. Атмосфера в книге Галиной не просто завораживает — нет, текст обволакивает читателя клейким удушающим коконом, как паук муху, и вырываться не хочется — хочется вдыхать галлюциногенный яд этих видений еще глубже, заполнять легкие до отказа... чтобы в финале распахнуть глаза и глотнуть воздуха жестокой реальности. В умении создать такой одуряющий эффект Галина может сравниться лишь с Анной Старобинец, и если "Убежище 3/9" в моем рейтинге стоит выше, то это вопрос исключительно личных предпочтений... и дозы, ведь роман бьет сильнее повести.
Подробнее см. в моей рецензии.



5. Джон Маркс. Страна клыков и когтей. Книга осталась у нас незамеченной (думаю, во многом благодаря бездарной и неверной аннотации) — и очень жаль, потому что в кои-то веки в одном романе встретились а) сильное смысловое наполнение и актуальная тематика (фактически перед нами скрытая сатира); б) пригоршня по-настоящему жутких (и волнующе эротических) эпизодов; в) нетривиальный взгляд на проблему вампиризма и вообще природу зла. Отдаленно схожие по сюжету "Дети ночи" Симмонса нервно покусывают запястья... Мотивы "Дракулы" используются здесь настолько умело, так радикально переосмысливаются, что разглядеть их в сюжете не так-то просто.Несмотря на странноватый финал и слабый перевод А. Комаринец, впечатления от "Страны клыков и когтей" остаются яркие: хотя я читал книгу весной, практически все ключевые сцены и сейчас стоят перед глазами — а для меня это верный признак хорошей литературы.


6. Андрей Хуснутдинов. Столовая гора. Для многих этот роман обернулся разочарованием, и я могу понять таких людей: Хуснутдинов написал крайне специфическую книгу, с которой нужно оказаться на одной волне — или вояж закончится морской болезнью и неразборчивой бранью. Чтобы получить от "Столовой горы" наслаждение, необходимо а) создать в себе настрой, с каким принято смотреть фильмы Дэвида Линча (то есть отключить по возможности сознательную часть психики и приготовиться к продолжительному сновидению); б) отказаться от традиционного отношения к героям — сочувствия, ненависти и прочего; в) дать волю фантазии; г) перечитать роман по меньшей мере один раз и уж тогда поразмыслить как следует. И если столь жесткий набор ограничений говорит не в пользу шедевральности "Столовой горы" (а это, конечно же, не шедевр), то отказать книге Хуснутдинова в литературном качестве я не могу, не в последнюю очередь из-за великолепного стиля, привлекательного именно своей простотой и отсутствием видимой иронии.


7. Место вакантно — здесь мог бы красоваться и Брайан Ламли с его экскурсией по лавкрафтовским местам ("Мифы Ктулху"), и классик У. Х. Ходжсон со спорным циклом о Карнакки (в новом выпуске "Тьмы" читайте мою рецензию), и Джонатан Барнс с издевательски-викторианским романом "Сомнамбулист". Но, к сожалению, каждую из этих книг можно назвать скорее неплохой, чем хорошей.

Если говорить о литературе НЕфантастической, то здесь лучшей книгой 2009 года для меня был и остается роман



Статья написана 7 декабря 2009 г. 15:00
Мэтью Макдональд "Научи свой мозг работать"
Эксмо, серия Открытия, которые потрясли мир, 2009 г.

Будь моя воля, я бы наградил Мэтью Макдональда какой-нибудь премией, но за неимением власти и миллионного счета в банке ограничился тем, что купил еще несколько экземпляров этой книги и раздарил друзьям. Когда привлекательная форма изложения сочетается с приличным объемом вложенных в текст знаний — это прекрасно. Но когда к вышеперечисленному добавляются конкретные практические советы, которым сразу же хочется (и можется) следовать, ценность книги возрастает троекратно.
В самом деле, не странно ли, что мы вплотную подобрались к разгадке тайн Вселенной (см.), но на долгом пути к знаниям менее всего обращали внимание на наш главный рабочий инструмент — мозг? Конечно, я немного кривлю душой: в последнее столетие нейробиология и связанные дисциплины развивались не менее интенсивно, чем физика... и все же в центре общественного внимания неизбежно оставалось учение о далеких звездах и неразличимых глазом атомах, а не о содержимом нашей черепной коробки. Думается, пришло время исправить эту несправедливость.
Мэтью Макдональд ловко жонглирует фактами анатомии, психологии и других антропологических наук, сдабривая поток знаний щедрой дозой юмора и бытовых рекомендаций. Книга четко структурирована и толково оформлена (блоки, сноски, таблицы, рисунки, диаграммы и т. п.), так что ничто не мешает интереснейшим сведениям перетекать с бумажной страницы все в тот же мозг. Избрав стратегию доступности, автор вместе с тем не скатывается до примитива, что, увы, далеко не редкость в переводной (прежде всего американской) научно-популярной литературе.
Теперь немного о практических советах, в которых, как я уже сказал, и заключается главное преимущество книги. Ознакомившись с ней, вы узнаете, как:
  1. подобрать режим питания, наиболее благоприятный для эффективной работы мозга;
  2. справиться с бессонницей (и вообще, отдыхает ли мозг во время сна!) и наладить внутренние часы организма;
  3. не дать себя обмануть мошенникам, полагающимся на изъяны человеческого восприятия;
  4. сосредоточиться на скучной и трудной работе, не отвлекаясь на раздражающие шумы;
  5. успешно тренировать память;
  6. не пасть жертвой собственных эмоций;
  7. отличить влюбленность от любви;
  8. ...и множество других интересных и полезных вещей.

Еще одна любопытная деталь. К чтению я приступал с некоторой опаской: очень не хотелось, оказавшись во власти чисто материалистических взглядов на мозг и его деятельность, утратить ощущение неисповедимости, связанное с человеческой душой (поясню свою мысль: если мы препарируем бабочку, то узнаем всё о ее внутренней организации, но перестанем видеть ее красоту). К счастью, этого не произошло. Когда завеса тайны была приподнята, я лишь с новой силой убедился: постичь устройство мозга, разобраться в механике его процессов можно и нужно, но самого чуда разума (чувства, памяти...) наука объяснить не в силах — и место для поэзии остается даже в нашем осведомленном веке.
Высшие рекомендации. Прекрасный подарок для любознательных и готовых к переменам людей.
Имеется в Лабиринте и на Озоне.

P. S. Отличным дополнением к НСМР станет книжечка Тома Вьюжека "Pumping Ions" (у нас вышла как "Логические игры, тесты, упражнения"), с которой я не расстаюсь вот уже несколько лет.

Статья написана 7 декабря 2009 г. 13:51
Митио Каку "Физика невозможного"
Альпина нон-фикшн, 2009

Эта книга должна быть в библиотеке каждого, кого интересует будущее человека и человечества (в научно-техническом смысле). Чтобы понять и оценить ее, хватит остаточных школьных знаний о строении материи. Для гуманитария, желающего быстро и эффективно обновить свод естественно-научных знаний, "Физика невозможного" — настоящий клад. Почему? Дело в том, что автор не только рассказывает об интереснейших научных разработках, изобретениях и гипотезах последних лет, но и выстраивает главы в порядке таким образом, чтобы рассказать о Вселенной "снизу вверх" — от элементарных частиц до общего мироустройства. И это глубоко верно, потому что в нашу эпоху разница между теоретической и практической физикой стремится к нулю: нередко даже те концепции, которые на первый взгляд кажутся отвлеченно-философскими, дают мощный толчок развитию техники.
Признаюсь, раньше я и не думал, что научно-популярную литературу можно читать как увлекательный роман. От откровений Митио Каку захватывает дух. Догадки фантастов сбываются буквально на глазах. Конечно, не многие изобретения воплощаются именно в том виде, как представлялось беллетристам, но просто диву даешься, насколько близко мы подошли к открытию невидимости, телекинеза, межзвездных полетов... В финальных же главах, где автор с едва ли не поэтическим пылом вещает о понятиях масштаба Вселенной (и даже больше!), читателя и вовсе охватывает священный трепет... Благодаря всему этому книга дает мощный заряд оптимизма.
Единственное, что насторожило — это неопределенная моральная позиция автора. Рассказывая о возможности появления планетарного оружия или бластеров (фазеров), о водородных и прочих бомбах, Каку с чисто научной отстраненностью избегает говорить о том, зачем, собственно, вся эта машинерия смерти нужна. Прогнозов относительно социально-политического пути человечества он не дает, словно техника может развиваться в отрыве от общественных тенденций. Очевидно, что на самом деле это не так: если люди не откажутся от оружия массового поражения и варварских социальных институтов в ближайшие десятилетия, само существование Земли становится для нас, перефразируя автора, "невозможностью нулевого класса".
В остальном же здесь комар носу не подточит. Захватывающее повествование о возможности невозможного, изложенное доступным языком и полезное для любого мыслящего человека. Отрицательный эффект лишь один: после "Физики невозможного" читать с легким сердцем о гудящих силовых полях и героях, скачущих из эпохи в эпоху, вы уже вряд ли сможете.

Книгу можно купить в Лабиринте и на Озоне.




  Подписка

Количество подписчиков: 153

⇑ Наверх