Страна лентяев (1567 года)- одна из любимых моих картин гениального Питера Брейгеля Старшего. В утопической Стране лентяев на берегу молочного моря наслаждаются ничегонеделанием представители четырёх сословий — крестьянин, солдат, учёный и рыцарь. Причём рыцарь даже здесь расположился в более привилегированном положении — не просто под деревом, на котором произрастают всякие вкусности (как поступили все остальные персонажи), но под навесом с пирогами; и теперь раскрыв рот, ждёт, когда ему в глотку залетит жареный цыплёнок.Тут и там расхаживают продукты питания: варёное яйцо с ложечкой, печёный поросёнок-зомби , уже слегка поеденный и с ножом в боку; жареный цыплёнок сам укладывается на блюдо. В правом верхнем углу картины видна ещё одна фигура, которая пробирается в Страну лентяев единственным доступным способом — проедая себе путь в горе гречневой каши.
Искусствовед Александр Павлович Иванов (1876-1940) автор нескольких биографических книг о знаменитых художниках (Врубеле, Репине, Рерихе) написал всего одно художественное произведение — рассказ "Стереоскоп" (с подзаголовком "сумеречный рассказ"), который тем не менее стал шедевром русской готической, "сумеречной" прозы. Прежде всего нужно сказать несколько слов о самом писателе, ибо современному читателю он почти не известен. Иванов окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил счетоводом, но самым большим увлечением в его жизни стало искусство — музыка, литература и — особенно — живопись. Долгие годы Иванов работал над биографией М. Врубеля, собирая информацию о художнике с помощью его родных и близких. Семья Ивановых дружила с А. А. Блоком. Родной брат Александра Павловича — писатель Евгений Иванов входил в число ближайших друзей поэта, а о самом Александре Блок написал: "А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как и вся семья Ивановых. Оттого только, что есть такие люди, жить легче; в них — опора". После Революции А. П. Иванов работал в Государственном Русском музее (помощник хранителя отдела нового искусства), организовывал выставки, публиковал статьи и брошюры о художниках, читал лекции.
Рассказ "Стереоскоп" http://www.fantlab.ru/work96378 был написан в 1905 году, опубликован в 1909. Произведение, несущее в себе черты классического "готического рассказа" и "мягкой" (по классификатору Фантлаба) научной фантастики, вызвало немалый интерес в литературных кругах: рассказ высоко оценил А. Блок, похвальной статьёй отметился В. Брюсов. Главный герой рассказа, рассказчик, по случаю покупает в магазинчике старинный стереоскоп, предназначенный для просмотра одной-единственной стерефотографии — изображения одного из залов Эрмитажа. Пользуясь стереоскопом, герой вдруг обнаруживает, что может проникать в странный монохромный мир, изображённый на старинной фотографии. Дальше сюжет пересказывать не буду, дабы не спойлерить. Рассказ отличается шикарной тревожно-таинственной атмосферой. Повествование убедительное, достоверное со многими важными деталями: здесь автору помогает отличное знакомство с Эрмитажем и его художествееной коллекцией. В рассказе также присутствуют черты сразу нескольких популярных в современной фантастике сюжетных ходов.
Моя оценка весьма высока. Приятно, что произведение написано с хорошим знанием предмета, а также включает в себя автобиографические впечатления автора, усиливающие эффект присутствия.
На недавнем "Нон-фикшне" было представлено новое 3-х томное собрание сочинений Даниила Хармса, выпущенное "Азбукой" к 105-летию писателя в двух вариантах оформления. Как я понял, варианты отличаются только суперобложкой и тиражом : "массовый" тираж (3000 экз.) вышел в чёрных суперобложках (честно говоря, они неплохие, но совершенно "нехармсовские"); малый вариант оформления (1000 экз.) смотрится куда интереснее. Это вариант Киры Василевски / С. Прошак, победителя специального конкурса молодых художников на оформление с/с Хармса ( http://www.moscowbooks.ru/news/view.asp?i... — сам бы с удовольствием поучаствовал, будь немного моложе) — коричневатые супера стилизованы под оберточную бумагу "крафт" и несут на себе контуры ленинградских подворотен, чернильные пятна, рисунки тушью. На задней стороне каждой суперобложки фотография Хармса с пририсованной дымящей трубкой. Стильно. Формат изданий уменьшенный — 70х108 1/32. Первый том (самый толстый — раза в полтора толще двух других) — "взрослая поэзия", переводы, драматические произведения. Второй — проза ("Старуха", "Случаи", множество характерных для Хармса маленьких рассказиков. Третий том — детские произведения и приложения (документы уголовного дела, протоколы допросов Хармса, Введенского...). Все книги снабжены обширными примечаниями. Бумага и печать неплохие, хотя могли бы быть и получше. Иллюстраций (если не считать одного рисунка-схемы) — нет, что досадно: хотелось бы видеть рисунки самого Хармса, они у него весьма оригинальные. В целом — оценка собранию, скорее, положительная.