Искусствовед Александр Павлович Иванов (1876-1940) автор нескольких биографических книг о знаменитых художниках (Врубеле, Репине, Рерихе) написал всего одно художественное произведение — рассказ "Стереоскоп" (с подзаголовком "сумеречный рассказ"), который тем не менее стал шедевром русской готической, "сумеречной" прозы. Прежде всего нужно сказать несколько слов о самом писателе, ибо современному читателю он почти не известен. Иванов окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил счетоводом, но самым большим увлечением в его жизни стало искусство — музыка, литература и — особенно — живопись. Долгие годы Иванов работал над биографией М. Врубеля, собирая информацию о художнике с помощью его родных и близких. Семья Ивановых дружила с А. А. Блоком. Родной брат Александра Павловича — писатель Евгений Иванов входил в число ближайших друзей поэта, а о самом Александре Блок написал: "А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как и вся семья Ивановых. Оттого только, что есть такие люди, жить легче; в них — опора". После Революции А. П. Иванов работал в Государственном Русском музее (помощник хранителя отдела нового искусства), организовывал выставки, публиковал статьи и брошюры о художниках, читал лекции.
Рассказ "Стереоскоп" http://www.fantlab.ru/work96378 был написан в 1905 году, опубликован в 1909. Произведение, несущее в себе черты классического "готического рассказа" и "мягкой" (по классификатору Фантлаба) научной фантастики, вызвало немалый интерес в литературных кругах: рассказ высоко оценил А. Блок, похвальной статьёй отметился В. Брюсов. Главный герой рассказа, рассказчик, по случаю покупает в магазинчике старинный стереоскоп, предназначенный для просмотра одной-единственной стерефотографии — изображения одного из залов Эрмитажа. Пользуясь стереоскопом, герой вдруг обнаруживает, что может проникать в странный монохромный мир, изображённый на старинной фотографии. Дальше сюжет пересказывать не буду, дабы не спойлерить. Рассказ отличается шикарной тревожно-таинственной атмосферой. Повествование убедительное, достоверное со многими важными деталями: здесь автору помогает отличное знакомство с Эрмитажем и его художествееной коллекцией. В рассказе также присутствуют черты сразу нескольких популярных в современной фантастике сюжетных ходов.
Моя оценка весьма высока. Приятно, что произведение написано с хорошим знанием предмета, а также включает в себя автобиографические впечатления автора, усиливающие эффект присутствия.
На недавнем "Нон-фикшне" было представлено новое 3-х томное собрание сочинений Даниила Хармса, выпущенное "Азбукой" к 105-летию писателя в двух вариантах оформления. Как я понял, варианты отличаются только суперобложкой и тиражом : "массовый" тираж (3000 экз.) вышел в чёрных суперобложках (честно говоря, они неплохие, но совершенно "нехармсовские"); малый вариант оформления (1000 экз.) смотрится куда интереснее. Это вариант Киры Василевски / С. Прошак, победителя специального конкурса молодых художников на оформление с/с Хармса ( http://www.moscowbooks.ru/news/view.asp?i... — сам бы с удовольствием поучаствовал, будь немного моложе) — коричневатые супера стилизованы под оберточную бумагу "крафт" и несут на себе контуры ленинградских подворотен, чернильные пятна, рисунки тушью. На задней стороне каждой суперобложки фотография Хармса с пририсованной дымящей трубкой. Стильно. Формат изданий уменьшенный — 70х108 1/32. Первый том (самый толстый — раза в полтора толще двух других) — "взрослая поэзия", переводы, драматические произведения. Второй — проза ("Старуха", "Случаи", множество характерных для Хармса маленьких рассказиков. Третий том — детские произведения и приложения (документы уголовного дела, протоколы допросов Хармса, Введенского...). Все книги снабжены обширными примечаниями. Бумага и печать неплохие, хотя могли бы быть и получше. Иллюстраций (если не считать одного рисунка-схемы) — нет, что досадно: хотелось бы видеть рисунки самого Хармса, они у него весьма оригинальные. В целом — оценка собранию, скорее, положительная.
О поэте-экспериментаторе, лингвисте и журналисте Александре Кондратове (Сэнди Кондрате (Конраде)) (1937-1993) я уже упоминал в статье о Гиатусах (стихотворениях с преобладанием гласных звуков). Кондратов выпустил множество научно-популярных книг, посвящённых Атлантиде и другим исчезнувшим цивилизациям, реликтовым животным, математическим и лингвистическим "интересностям" и "необычностям". Немало написано Кондратовым в области экспериментальной поэзии. Одним из первых он стал активно использовать при работе со стихами ЭВМ. Говорят, что свой самиздатовский роман "Здравствуй, ад!" он отправил диктатору Португалии Салазару с сопроводительной запиской: "Господин генерал! Поскольку кроме Вас я в Португалии никого не знаю, то и адресую его Вам". Вот примеры фантастически разнообразной поэзии Александра Кондратова:
Элегия Ŧовского острова (иероглифические стихи)
цитата
100ю на острове Ŧовском совсем 1... Но торо+ь. Гу100ю ночью авгу100вской упьюсь — и в листьях уто+ь. Назначил мне Ŧовский остров неве100й в ½ночь свой журфx, И мой костяк, мой 100лп, мой о100в Ŧ означится в день x.
Ŧов оград узор чугунный фxирует стихов и100к. Ŧовский остров в ½нолунье мне — и ★ою, и Ŧом.
Финал XX 100летия 100ит, на100йчив, на дворе. † предвещает? Лихолетье? Или до100йной быть игре?
Ŧ — наŦ Ŧит † же100ко и будет далее Ŧить, — но мы хотим 3станом 100йким со † меч 100крат сŦить!
...К ½уночи Ŧовский остров стихает... Только ★опад ★ою, чи100ю и острой, ткнёт в авгу100вский ли100пад.
Ŧ читается — "крест", x — "икс", ★ — "звезда" (точнее — "звезд"), † — "смерть (косой крест с точкой, использованный Кондратовым, я не нашёл среди компьютерных символов), ½ — "пол", + — "плюс"
Степь-пейзаж (из категории "- Ь"-стихи)
цитата
Такая ясь! Какая небь! Родная лась — вступаю в степь.
Последний портрет Толстого ("цепочка"-монорим, т. е. стихотворение является цепочкой рифмующихся между собой слов)
цитата
Толстой. Простой. Босой. С косой.
Хокку-тавтограммы (хокку, в которых все слова начинаются с одной буквы)
цитата
Озерцо
Осень — отлична! Остья овса, озерцо око объемлет...
Облик осени
Охрой — осины. Облака оловянны. Облик осенний.
Оцепененье
Один остался... Осень опять обняла оцепененьем.
Тевкр (друдл — так Кондратов называл стихи, в которых нарочито даётся скопление согласных звуков. Стихотворение посвящену мифическому царю Трои Тевкру)
P. S. Если уж вспоминать слова с наибольшим количеством неразделённых согласных, то рекордсменом (9 согласных подряд) в русском языке является искусственно созданное и не совсем приличное слово, извините,
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
контрвзбзднул
.
Конспекты сказок (из цикла "Пушкиноты")
цитата
Бал да Балда. Дадон да Дон. Люд. Мила Людмила. При сказке присказки!
простой до гениальности Акростих
цитата
А К Р О С Т И Х
* * *
цитата
Предоставляем право муравьям глядеть газеты и клозеты строить! Планету оставляем муравьям - из нас не вышли громкие герои и мы уйдем с навязчивой земли чтоб никогда опять не повториться... Пускай придут худые муравьи в рабочих
неуклюжих рукавицах!
цитата
Везде настало воскресенье настойчиво мочился дождь и лопоухий мальчик Сеня сказал несмело: "Мир хорош."
Был мир, действительно, хорош. Сидели в камерах бандиты и колосилась в поле рожь и добывались апатиты.
В чащобах каменных трущоб хлобыстнул быстрый выстрел. Сказали люди, что еще одно самоубийство...
А мир смеялся. Кушал сыр. Коней вели на бойню. ... Покойник был кому-то сын. Спокоен был покойник.
Использованы материалы из журнала "Аврора" (12/90), интернет-ресурсов (в том числе сайта "Неофициальная поэзия" — http://www.rvb.ru/np/ )