Если уж я завёл речь о фантастической живописи, то никак не могу обойти вниманием картину англо-швейцарского художника Генри Фюзели (1741-1825) "Кошмар" ("Ночной кошмар"). Генри Фюзели (на немецкий манер — Иоганн Генрих Фюссли) родился в Цюрихе, но с 1764 г. жил и работал в Англии. Славу принесли ему мрачноватые фантастические картины, самая известная из которых — "Кошмар" (1781 г.). На волне популярности "Кошмара" художник создал ещё несколько его вариантов.
Оригинальный "Кошмар":
Одна из версий самого Фюзели:
Как и любое известное произведение, картина Фюзели вызвала множество реминисценций в живописи, литературе, кино.
Подражание Фюзели датского художника 18 века Абильдгаарда:
Эдгар По сравнивал в своём знаменитом рассказе живопись Родерика Ашера и Фюзели: "...странные отвлеченности, которые ухитрялся мой мрачный друг выразить на своих полотнах, пробуждали безмерный благоговейный ужас, даже слабого подобия его не испытывал я перед бесспорно поразительными, но все же слишком вещественными видениями Фюссли".
В фильме Кена Рассела "Готика" (1986) картина Фюзели оживает:
Многие знают, что я поклонник чешской культуры. С детства люблю произведения Яна Вайсса, Витезслава Незвала, Чапека, Гашека, Онджея Неффа (жаль, что не удалось пообщаться с этим классиком чешской фантастики летом в Праге, а ведь была возможность); рисунки Альфонса Мухи , гения модерна; "палеонтологическую живопись" Зденека Буриана — никто, наверно, не рисовал динозавров настолько достоверно. Интересны Кафка и Майринк, хоть они и не чехи, но их творчество неразрывно связано с Прагой. Обожаю фильмы и анимацию великого Яна Шванкмайера. В детстве очень любил чешские киносказки, особенно "Арабеллу" ))
Из чешских художников хотелось бы ещё упомянуть живописца, медиума и эзотерика Франтишека Купку (1871-1957). Он не относится к числу моих самых-самых любимых художников, но некоторые его работы в мой список " лучших фантастических картин, конечно, входят. Большую часть жизни Купка провёл во Франции, где и умер. Продвинутый был человек. Вегетарианец. Гимнастику каждый день делал на свежем воздухе... в обнажённом виде. За это "непристойное поведение" его один раз и посадили в Мюнхене. ))
Для ознакомления выкладываю пару работ мастера :
Работа из созданного в самом начале 20 века цикла "Путь безмолвия" (есть несколько вариантов — с идущей вдоль строя сфиксов маленькой человеческой фигурой и без, и с разных точек зрения)
И "Чёрный идол" (1903). Страшноватый.
В дальнейшем Купка тяготел к кубизму и абстракции. И его более поздние работы , на мой взгляд, не столь интересны.
Ещё одна моя любимая картина. Произведение швейцарского художника-романтика и символиста Арнольда Бёклина (1827-1801) пользовалось в конце XIX-начале XX вв. шумной славой. Говорят, редкая гостиная в Европе не была украшена репродукцией "Острова мёртвых" (Die Toteninsel))) Огромной популярностью пользовалась картина и в России (и это высмеяли даже Ильф с Петровом в одном из эпизодов "Двенадцати стульев"). Бёклин создал пять слегка различающихся вариантов картины — самый первый — в 1880, а последний — в 1886 (четвертый не сохранился и был утрачен в годы Второй Мировой). Интересно, что владельцем варианта №3 некоторое время был Адольф Гитлер, большой поклонник творчества художника. Возможно поэтому "любимого художника Гитлера" в СССР не слишком жаловали, а может быть не нравилась приверженность живописца мифологическим сюжетам. "Остров мёртвых" вдохновлял многих других художников: свои варианты картины создали Дали, скандально знаменитый Гигер, Денис Мезенцев... Впервые я увидел "Остров мёртвых" в югославском альбоме "Фантастическая живопись от Босха до Дали" (на французском языке), который принёс отец ещё в советское время. Собственно, этот шикарный альбом с репродукциями Босха, Брейгеля, Дали, Магритта, Блейка, Эшера, Танги, Ропса, Миро, Дельво и других полузапрещённых художников окончательно изменил моё неокрепшее сознание. Картина "Остров мёртвых" сыграла в этом немалую роль. На картинке — первая версия, именно та, что я увидел в альбоме. А вот третий вариант, который был у Гитлера
P.S. Добавил ещё фотографию "Острова мёртвых" из выборгского парка Монрепо, бывшей усадьбы семьи Николаи. На острове находится фамильный некрополь, созданный в начале 19 века. Хотя прямого отношения к картине не имеет, но такие вот печальные острова существовали , вероятно, и в других европейских имениях и это послужило для Бёклина поводом к написанию картины.