Снова в Питере. С бронхитом и температурой, как и следовало ожидать -- но это все фигня.
Искренне и нелицеприятно: это был самый провальный "Зилант" по подготовке площадки фантастиковедения. За все годы, которые я на фестивале работаю, то есть то ли за шесть, то ли за семь. Надеюсь, в следующем году удастся избежать нынешних косяков.
Тем не менее традиционное спасибо Казани за гамму непривычных ощущений и чувств, размягчение внешней раковины и неожиданные сны. А равно за то, что помогла определиться с приоритетами и планами и наметить новые жизненные цели. А Лину Лобареву -- за полезный доклад и вредные советы в частном порядке, которые я принял к исполнению. Теперь ломайте голову, что это были за советы.
Под катом -- некоторые фотки коллеги Дарксида, оперативно выложенные вКонтакте. Игорь, выздоравливай!
С барышней-дьяволицей
На сцене со Скирюком, Логиновым и Вадимом Казаковым
Плакатик с ошибкой: на самом деле доклад читали Л. и А.Белаш
С барышней
С Анастасией Мирсановой, PR-служба "Зиланта"
С представителем комендантской службы (не дельфин )
Вот такие у нас в России модные молодые поэты. Прям жалею, что не имею поэтического слуха, обладаю вульгарным вкусом и не слежу за этой частью литературного процесса.
На сайте Петербургской Книжной ярмарки ДК им. Крупской вывешено очередное видеоинтервью из цикла "Литературная гостиная". На сей раз -- с писательницей Анной Гуровой.
Следующий гость -- писатель, переводчик, критик и редактор Андрей Балабуха. Задавайте вопросы!
Бегло набросал краткие тезисы доклада, который планирую прочитать на "Зилантконе-2011" на площадке фантастиковедения. Буду признателен за дополнения/замечания, пока еще не поздно их в окончательный вариант внести.
От Остапа Бендера до Грегори Хауса: уроки телесериалов
Краткие тезисы доклада Василия Владимирского на фестивале «Зилнаткон-2011»
Как ни обидно это признавать, главная функция массовой («сюжетной», «фабульной») литературы, в том числе фантастики — развлекать скучающих балбесов. Опыт показывает: фантастические книги, которые недостаточно хорошо развлекают, в лучшем случае получат приличную прессу, несколько премий (без финансовой составляющей) и останутся достоянием «узкого круга ограниченных лиц». В худшем случае — окажется в сливе, на лотке «все по 30 рублей». Но развлекать не так-то просто. Начиная с середины нулевых все большую часть аудитории у фантастики откусывают западные телесериалы, в изобилии представленные на ТВ и торрентах. Причем сериалы давно претендуют на внимание не столько подростков и домохозяек, сколько продвинутой, интеллектуальной, не обделенной вкусом публики. Публики, которая любит, когда развлекают ее без зауми, но изобретательно, с фантазией. И тут отечественному массолиту, если сохранится тенденция, ловить нечего.
Сюжет «фабульной» литературы и «фабульного» телесериала держится на герое. Докладчик взял на себя смелость выделить некоторые общие черты, роднящие центральных персонажей популярных американских телесериалов нулевых годов, от «Доктора Хауса» и «Костей» до «Грани» и «Кукольного дома». Возможно, этот опыт пригодится писателям, если те не хотят продуть матч всухую, и читателям, которые не прочь узнать, что за герой их ждет в ближайшем будущем — ибо заимствование этого образа неизбежно.
1. Приключения профессионалов
Главгерой современного телесериала — человек, владеющий некими уникальными знаниями. Это не суровый воин, скачущий по условной прерии, наносящий пользу и причиняющий добро, как в восьмидесятых и первой половине девяностых. Новый герой — интеллектуал, профессионал, добивающийся своего благодаря уму и навыкам, а не накачанной мускулатуре и развитым рефлексам. Ученый, эксперт, знаток: математик, врач-диагност, психолог, антрополог, неуловимый серийный убийца, феноменально наблюдательный самоучка, и т.д., и т.п., et cetera. Даже писатель-детективист затесался в эту кампанию. Тупо отрывать негодяям головы уже не круто: круто знать то, чего не знает обыватель, и умело применять эти знания на практике. Зрителей такой персонаж зачаровывает — наверняка зачарует и читателей.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Кости», «Обмани меня», «Декстер», «Числа», «Менталист», «Касл», «Ясновидец», «Эврика», «Мыслить, как преступник», «Грань», «Ангар 13», «Сверхъестественное»
2. Гуртом и батька легше бити
Времена героев, выступающих против всего мира в одиночку, прошли. В нынешнем телесериале действует как правило группа, команда. У каждого члена команды своя специализация, свой темперамент, своя история, свои тараканы. Группа не только решает задачи, поступающие извне, внутри нее тоже постоянно происходят большие и малые события, что добавляет динамики сюжету. К сожалению, среди наших фантастов очень мало авторов, разбирающихся в психологии и знающих человеческую натуру на таком уровне, чтобы вести сразу нескольких ярких, непохожих героев.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Герои», «Кости», «Обмани меня», «NCIS», «Мыслить, как преступник», «Числа»
3. Все лгут
Едва ли не самый востребованный персонаж в современном сериале — манипулятор. Тот, кто не силой «принуждает к миру», а при помощи сложных манипуляций заставляет окружающих действовать в его интересах. Манипулятор умен, харизматичен, изобретателен, артистичен, горазд на импровизации — в общем, лучшего претендента на роль главного героя не придумаешь. В советской литературе могу вспомнить одного такого персонажа: Остапа Бендера. Производители западных телешоу намастрячились придумывать таких героев пачками. Даже в тех сериалах, где нет четкой фигуры манипулятора, манипуляция как таковая играет важную роль. К сожалению, в нашей стране человек, который может написать об этом со знанием дела, вряд ли подастся в беллетристы: в России для него найдутся более привлекательные области для самореализации.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Обмани меня», «Менталист», «Ясновидец», «Декстер», «Касл», «Кукольный дом», «Звездный крейсер «Галактика», «Каприка», «Остаться в живых»
Граждане фантасты, конечно, вправе пропустить все вышесказанное мимо ушей. И даже возмутиться: нашел что приводить нам, гениальным творцам и независимым мыслителям, в пример — какие-то телесериалы! Ну, колхоз дело добровольное: хочешь — вступай, не хочешь — расстреляем. Однако если вы не возражаете против того, чтобы просто рассказывать читателям истории, истории по-настоящему увлекательные и затягивающие, надеюсь, мое краткое сообщение пойдет вам на пользу.