Тезисы доклада на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Тезисы доклада на "Зилантконе-2011"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тезисы доклада на «Зилантконе-2011»

Статья написана 20 октября 2011 г. 18:18

Бегло набросал краткие тезисы доклада, который планирую прочитать на «Зилантконе-2011» на площадке фантастиковедения. Буду признателен за дополнения/замечания, пока еще не поздно их в окончательный вариант внести.

От Остапа Бендера до Грегори Хауса: уроки телесериалов

Краткие тезисы доклада Василия Владимирского на фестивале «Зилнаткон-2011»

Как ни обидно это признавать, главная функция массовой («сюжетной», «фабульной») литературы, в том числе фантастики — развлекать скучающих балбесов. Опыт показывает: фантастические книги, которые недостаточно хорошо развлекают, в лучшем случае получат приличную прессу, несколько премий (без финансовой составляющей) и останутся достоянием «узкого круга ограниченных лиц». В худшем случае — окажется в сливе, на лотке «все по 30 рублей». Но развлекать не так-то просто. Начиная с середины нулевых все большую часть аудитории у фантастики откусывают западные телесериалы, в изобилии представленные на ТВ и торрентах. Причем сериалы давно претендуют на внимание не столько подростков и домохозяек, сколько продвинутой, интеллектуальной, не обделенной вкусом публики. Публики, которая любит, когда развлекают ее без зауми, но изобретательно, с фантазией. И тут отечественному массолиту, если сохранится тенденция, ловить нечего.

Сюжет «фабульной» литературы и «фабульного» телесериала держится на герое. Докладчик взял на себя смелость выделить некоторые общие черты, роднящие центральных персонажей популярных американских телесериалов нулевых годов, от «Доктора Хауса» и «Костей» до «Грани» и «Кукольного дома». Возможно, этот опыт пригодится писателям, если те не хотят продуть матч всухую, и читателям, которые не прочь узнать, что за герой их ждет в ближайшем будущем — ибо заимствование этого образа неизбежно.

1. Приключения профессионалов

Главгерой современного телесериала — человек, владеющий некими уникальными знаниями. Это не суровый воин, скачущий по условной прерии, наносящий пользу и причиняющий добро, как в восьмидесятых и первой половине девяностых. Новый герой — интеллектуал, профессионал, добивающийся своего благодаря уму и навыкам, а не накачанной мускулатуре и развитым рефлексам. Ученый, эксперт, знаток: математик, врач-диагност, психолог, антрополог, неуловимый серийный убийца, феноменально наблюдательный самоучка, и т.д., и т.п., et cetera. Даже писатель-детективист затесался в эту кампанию. Тупо отрывать негодяям головы уже не круто: круто знать то, чего не знает обыватель, и умело применять эти знания на практике. Зрителей такой персонаж зачаровывает — наверняка зачарует и читателей.

Что смотреть: «Доктор Хаус», «Кости», «Обмани меня», «Декстер», «Числа», «Менталист», «Касл», «Ясновидец», «Эврика», «Мыслить, как преступник», «Грань», «Ангар 13», «Сверхъестественное»

2. Гуртом и батька легше бити

Времена героев, выступающих против всего мира в одиночку, прошли. В нынешнем телесериале действует как правило группа, команда. У каждого члена команды своя специализация, свой темперамент, своя история, свои тараканы. Группа не только решает задачи, поступающие извне, внутри нее тоже постоянно происходят большие и малые события, что добавляет динамики сюжету. К сожалению, среди наших фантастов очень мало авторов, разбирающихся в психологии и знающих человеческую натуру на таком уровне, чтобы вести сразу нескольких ярких, непохожих героев.

Что смотреть: «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Герои», «Кости», «Обмани меня», «NCIS», «Мыслить, как преступник», «Числа»

3. Все лгут

Едва ли не самый востребованный персонаж в современном сериале — манипулятор. Тот, кто не силой «принуждает к миру», а при помощи сложных манипуляций заставляет окружающих действовать в его интересах. Манипулятор умен, харизматичен, изобретателен, артистичен, горазд на импровизации — в общем, лучшего претендента на роль главного героя не придумаешь. В советской литературе могу вспомнить одного такого персонажа: Остапа Бендера. Производители западных телешоу намастрячились придумывать таких героев пачками. Даже в тех сериалах, где нет четкой фигуры манипулятора, манипуляция как таковая играет важную роль. К сожалению, в нашей стране человек, который может написать об этом со знанием дела, вряд ли подастся в беллетристы: в России для него найдутся более привлекательные области для самореализации.

Что смотреть: «Доктор Хаус», «Обмани меня», «Менталист», «Ясновидец», «Декстер», «Касл», «Кукольный дом», «Звездный крейсер «Галактика», «Каприка», «Остаться в живых»

Граждане фантасты, конечно, вправе пропустить все вышесказанное мимо ушей. И даже возмутиться: нашел что приводить нам, гениальным творцам и независимым мыслителям, в пример — какие-то телесериалы! Ну, колхоз дело добровольное: хочешь — вступай, не хочешь — расстреляем. Однако если вы не возражаете против того, чтобы просто рассказывать читателям истории, истории по-настоящему увлекательные и затягивающие, надеюсь, мое краткое сообщение пойдет вам на пользу.





69
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 18:58
Хехе. Ну я пишу про манипуляторов. Люблю :-))) Еще к ним можно приплюсовать харизматичных социопатов, как в «Декстере». А если вообще о сериалах, рулит библейская тематика («Карнавал», «Лост», «Супернатуралы» и куча х-ни поменьше). Но это уже не к героям, а к обстоятельствам, видимо ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:02

цитата kypislona

Еще к ним можно приплюсовать харизматичных социопатов, как в «Декстере».


Я, в общем, так и сделал.

цитата kypislona

рулит библейская тематика


Она везде рулит, даже у Фрейда и в «Семнадцати мгновениях весны». На специфическую сериальную особенность не тянет.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:29

цитата kypislona

Еще к ним можно приплюсовать харизматичных социопатов
как Василий Владимирский....:-)))


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:01
ах да, вот как можно присобачить библейскую тему — сверхспособности героев рулят нынче. начиная с одноименного сериала :-))) и кончая фигурками из серебристого металла, такими родными :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:05
Сверхспособности остались только в «Героях», в остальном это вчерашний день. Рулят чрезвычайно развитые естественные способности. Ну, там число Пи до сотого знака после запятой или диагноз по фотокарточке.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:08
это мы просто разные сериалы смотрим. в моих еще и герои периодически то вампиры, то оборотни :-)))
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:14
А, это я тоже посмотрел -- «Настоящую кровь», да. Но тут спасибо Стефани Майер надо сказать. Уидоновская линейка иссякла как раз в начале нулевых, а потом «Лост» с «Хаусом» задали новый сериальный уровень.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:19
да ладно, не одной Стефани вампиры живы :) вон «Вампирские дневники», «Быть человеком», и это только то, что сейчас идет.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:20
Мистические сериалы, к сожалению, до нового уровня редко дотягивают, в основном пережевывают то, что было сделано в 1990-х.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:24
кагбе да. с другой стороны, тот же «Лост» — сплошная мистика. но я «Доктора Хауса» и Ко не смотрю, так что не вполне ориентируюсь в вопросе :-)))
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:27

цитата kypislona

с другой стороны, тот же «Лост» — сплошная мистика.


Я-то немного о другом: об качестве сценариев, о композиции, об операторской и актерской работе... Бог-то с ним, с жанром.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 19:30
тут согласна. в сериалах с этим все отлично нам бы так :-)))
легкая проблема заключается в одноразовости. люди обычно не пересматривают сериалы. поколение, подрощенное на сериалах, и к книжкам так же будет относиться. но это уже совсем оффтоп


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 20:06
Не вижу «Доктора Ху» и «Firefly», то есть, считай, главного не вижу 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 21:28
«Доктор» соответствует пункту 1, а Одиннадцатый — и пункту 3. А вот с командами не сложилось, слава богу (появляются они редко и, как правило, малоэффективны).
 


Ссылка на сообщение21 октября 2011 г. 01:07
Помойму, в «Докторе» (не бей больно, я только один сезон посмотрел) слишком силен традиционализм, он вообще в линейку сериалов нулевых не вписывается. А «Светлячок» оборвали на полуслове, что хотел сказать Уидон (кроме привычного: «Смерть корпорациям!») не очень понятно. Тем не менее, действует там именно команда, и элемент манипулирования задействован в полный рост. «Firefly» добавлю в список, спасибо за напоминание.
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 12:31

цитата vvladimirsky

Смерть корпорациям!
В докладе не помешал бы список базовых тем. Т.е. по-хорошему — типовые герои, паттерны сюжета, базовые темы. Была бы картина полная, МТА ходили бы хвостом и конспектировали, конспектировали... А метры бы брюзгливо вытягивали нижнюю губу, одновременно лихорадочно щелкая в кармане кнопкой диктофона...
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 12:33
МТА потому и МТА, что «всё и так знают». Так что не будет хвостов... :-D
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 12:59

цитата swgold

Т.е. по-хорошему — типовые герои, паттерны сюжета, базовые темы.


Про паттерны сюжетов и базовые темы -- это еще работа на два доклада. Кто же все яйца в одну корзинку кладет? :-D
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 13:18
А кто будет ждать по году между? Ну и не все ж мыслить докладами. Надо быть масштабнее. Курсы мастерства от ВВ. Школа самоделов Владимирского. Новые Сдиратели. «Как сбацать актуальный бренд из фамилии Вошебойников? Хотите узнать больше? Запись на курсы по телефону. Расчет карточками яндекс-деньги. Предъявителю купона скидка...» Ладно, бизнес-план я скидаю не сегодня-завтра, а пока нужно удалить из сети все намеки на тезисы доклада, иначе идею сопрут.:-[
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 13:30
Хе, у меня эти бизнес-планов целая пачка. А следующий ролевой конвент у нас через месяц после «Зиланта».
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 13:36
А итоговая-то статья будет? Со всеми тремя пунктами. Это ж готовый карманный справочник «Как писать актуальные книги». Я бы почитал.
 


Ссылка на сообщение23 октября 2011 г. 14:27

цитата swgold

А итоговая-то статья будет?


Посмотрим, посмотрим...


Ссылка на сообщение21 октября 2011 г. 09:23
Практически все сериалы из перечисленных смотрел, удовольсвия не получил.
В принципе, вижу приблизительно одинаковый для многих из них шаблон, который просто отличается от шаблона нашенской фантастики (и, вероятно, начинает набивать оскомину зрителю).
Имеет ли смысл шило на мыло менять?
Вместо Чорного Властелина писать о Великом Манипуляторе?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2011 г. 09:26

цитата Dimson

Вместо Чорного Властелина писать о Великом Манипуляторе?


Действительно не видите разницы? Любопытный случай.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2011 г. 09:30
Особо принципиальной не вижу. :-)
Те же яйца, только вид сбоку.

Ну и незабвенный прохфессор Мориарти сразу вспоминается.;-)
 


Ссылка на сообщение21 октября 2011 г. 09:39

цитата Dimson

Особо принципиальной не вижу.


С пониманием.


Ссылка на сообщение22 октября 2011 г. 13:40
Сейчас по понедельникам «Первый» гонит «Городских пижонов» — мне нравится и вполне соответствует усмотренному Вами шаблону.


⇑ Наверх