Вот такие у нас в России модные молодые поэты. Прям жалею, что не имею поэтического слуха, обладаю вульгарным вкусом и не слежу за этой частью литературного процесса.
На сайте Петербургской Книжной ярмарки ДК им. Крупской вывешено очередное видеоинтервью из цикла "Литературная гостиная". На сей раз -- с писательницей Анной Гуровой.
Следующий гость -- писатель, переводчик, критик и редактор Андрей Балабуха. Задавайте вопросы!
Бегло набросал краткие тезисы доклада, который планирую прочитать на "Зилантконе-2011" на площадке фантастиковедения. Буду признателен за дополнения/замечания, пока еще не поздно их в окончательный вариант внести.
От Остапа Бендера до Грегори Хауса: уроки телесериалов
Краткие тезисы доклада Василия Владимирского на фестивале «Зилнаткон-2011»
Как ни обидно это признавать, главная функция массовой («сюжетной», «фабульной») литературы, в том числе фантастики — развлекать скучающих балбесов. Опыт показывает: фантастические книги, которые недостаточно хорошо развлекают, в лучшем случае получат приличную прессу, несколько премий (без финансовой составляющей) и останутся достоянием «узкого круга ограниченных лиц». В худшем случае — окажется в сливе, на лотке «все по 30 рублей». Но развлекать не так-то просто. Начиная с середины нулевых все большую часть аудитории у фантастики откусывают западные телесериалы, в изобилии представленные на ТВ и торрентах. Причем сериалы давно претендуют на внимание не столько подростков и домохозяек, сколько продвинутой, интеллектуальной, не обделенной вкусом публики. Публики, которая любит, когда развлекают ее без зауми, но изобретательно, с фантазией. И тут отечественному массолиту, если сохранится тенденция, ловить нечего.
Сюжет «фабульной» литературы и «фабульного» телесериала держится на герое. Докладчик взял на себя смелость выделить некоторые общие черты, роднящие центральных персонажей популярных американских телесериалов нулевых годов, от «Доктора Хауса» и «Костей» до «Грани» и «Кукольного дома». Возможно, этот опыт пригодится писателям, если те не хотят продуть матч всухую, и читателям, которые не прочь узнать, что за герой их ждет в ближайшем будущем — ибо заимствование этого образа неизбежно.
1. Приключения профессионалов
Главгерой современного телесериала — человек, владеющий некими уникальными знаниями. Это не суровый воин, скачущий по условной прерии, наносящий пользу и причиняющий добро, как в восьмидесятых и первой половине девяностых. Новый герой — интеллектуал, профессионал, добивающийся своего благодаря уму и навыкам, а не накачанной мускулатуре и развитым рефлексам. Ученый, эксперт, знаток: математик, врач-диагност, психолог, антрополог, неуловимый серийный убийца, феноменально наблюдательный самоучка, и т.д., и т.п., et cetera. Даже писатель-детективист затесался в эту кампанию. Тупо отрывать негодяям головы уже не круто: круто знать то, чего не знает обыватель, и умело применять эти знания на практике. Зрителей такой персонаж зачаровывает — наверняка зачарует и читателей.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Кости», «Обмани меня», «Декстер», «Числа», «Менталист», «Касл», «Ясновидец», «Эврика», «Мыслить, как преступник», «Грань», «Ангар 13», «Сверхъестественное»
2. Гуртом и батька легше бити
Времена героев, выступающих против всего мира в одиночку, прошли. В нынешнем телесериале действует как правило группа, команда. У каждого члена команды своя специализация, свой темперамент, своя история, свои тараканы. Группа не только решает задачи, поступающие извне, внутри нее тоже постоянно происходят большие и малые события, что добавляет динамики сюжету. К сожалению, среди наших фантастов очень мало авторов, разбирающихся в психологии и знающих человеческую натуру на таком уровне, чтобы вести сразу нескольких ярких, непохожих героев.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Герои», «Кости», «Обмани меня», «NCIS», «Мыслить, как преступник», «Числа»
3. Все лгут
Едва ли не самый востребованный персонаж в современном сериале — манипулятор. Тот, кто не силой «принуждает к миру», а при помощи сложных манипуляций заставляет окружающих действовать в его интересах. Манипулятор умен, харизматичен, изобретателен, артистичен, горазд на импровизации — в общем, лучшего претендента на роль главного героя не придумаешь. В советской литературе могу вспомнить одного такого персонажа: Остапа Бендера. Производители западных телешоу намастрячились придумывать таких героев пачками. Даже в тех сериалах, где нет четкой фигуры манипулятора, манипуляция как таковая играет важную роль. К сожалению, в нашей стране человек, который может написать об этом со знанием дела, вряд ли подастся в беллетристы: в России для него найдутся более привлекательные области для самореализации.
Что смотреть: «Доктор Хаус», «Обмани меня», «Менталист», «Ясновидец», «Декстер», «Касл», «Кукольный дом», «Звездный крейсер «Галактика», «Каприка», «Остаться в живых»
Граждане фантасты, конечно, вправе пропустить все вышесказанное мимо ушей. И даже возмутиться: нашел что приводить нам, гениальным творцам и независимым мыслителям, в пример — какие-то телесериалы! Ну, колхоз дело добровольное: хочешь — вступай, не хочешь — расстреляем. Однако если вы не возражаете против того, чтобы просто рассказывать читателям истории, истории по-настоящему увлекательные и затягивающие, надеюсь, мое краткое сообщение пойдет вам на пользу.
Тут меня спрашивали, когда крайний срок подачи текстов на семинар и т.д. Вот, граждане:
Положение о литературном семинаре «Малеевка-Интерпресскон: новая волна»
1. Язык семинара — русский.
2. Для участия в семинаре необходимо представить:
— повесть, роман, сюжетно законченный фрагмент романа объемом от 5 до 15 авторских листов, либо
— подборку из 3 рассказов объемом от 0,5 до 1,5 авторских листов каждый.
К рассмотрению принимаются фантастические произведения, написанные в любом жанре, стиле, направлении, соответствующие приведенным требованиям.
3. Предпочтительны тексты, ранее не публиковавшиеся коммерческими тиражами. Если у вас сейчас нет нового текста, но вы хотите участвовать в семинаре, в каждом конкретном случае решение принимает ведущий.
4. К повестям, романам и фрагментам в обязательном порядке должен прилагаться синопсис (краткое описание сюжета) объемом от 1 до 2 тыс. знаков с пробелами.
5. Тексты присылать в формате Microsoft Word (*.doc, *.rtf) либо *.txt.
6. Заявки принимаются только по электронной почте. Адрес электронной почты для заявок и произведений: maleevka@interpresscon.ru. В письме нужно указать:
— ФИО автора;
— название произведения;
— контактный электронный адрес, если он не совпадает с тем, с которого пришло письмо;
— имя мастера, которому текст предлагается на рассмотрение.
Например:
— Иванов Иван Иванович.
— «Небо выше звезд».
— adress@adress.ru
— Мастер С. Логинов
7. Срок подачи заявок и произведений на Литературный семинар «Малеевка-Интерпресскон» заканчивается 20 декабря 2011 года.
8. Если произведение, присланное до 20 декабря включительно, отклоняется по техническим причинам (ввиду превышения объема, отсутствия контактного адреса и т.п.), координатор уведомляет автора об отказе с объяснением причин. Автору дается два дня на устранение технических неполадок.
9. Авторы, чьи произведения успешно пройдут отбор на Литературный семинар, будут извещены об этом по мере формирования групп, но не позже 5 января 2012 года.
10. Списки участников Литературного cеминара «Малеевка-Интерпресскон» будут публиковаться на сайте interpresscon.ru по мере формирования групп. Окончательные списки будут объявлены не позже 5 января 2012 года.
11. Если количество авторов, подавших заявки в ту или иную группу, превысит количество вакантных мест, или мастер сочтет, что ваше произведение больше подходит другому ведущему, оргкомитет может предложить автору участие в работе группы другого ведущего.
12. В традициях Малеевки, участникам в обязательном порядке следует ознакомиться с произведениями других авторов их группы. Соответствующие инструкции и индивидуальный код доступа мы вышлем по электропочте.
Проживание, стоимость
Сроки проведения: с 31 января по 5 февраля (6 дней, считая дни заезда и отъезда).
Место: Дом творчества кинематографистов (Санкт-Петербург, Курортный район, поселок Репино).
Стоимость участия: 7500 рублей (проживание в двухместных номерах с удобствами*, питание).
*Возможно размещение в одноместныхм номерах с удобствами. Стоимость в этом случае составит 9000 руб.
Поделюсь жизненным опытом: у тех, кто подаст заявку на Семинар перед самым дедлайном, шансы гораздо ниже, чем у тех, кто подаст за месяц или хотя бы за пару недель до. Учитывайте.
Замечательный сайт "Knigoved.ru". Как-то раньше я обходил его вниманием. Полбеды, что п.дят рецензии, статьи и интервью, откуда могут, мало того, что публикуют без согласия авторов, так еще и уродуют их как бог черепаху. Милые люди, фигли. Тоже подвижники, надо полагать.