Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 июля 2015 г. 23:39

К Петербургской фантастической ассамблее 2015 года мы подготовили сюрприз для участников конвента: на нашей ярмарке вы сможете приобрести сувенирные кружки с символикой Фантассамблеи всего по 250 рублей! Специально для "визуалов" — фоточки кружек в разных ракурсах:



Статья написана 24 июля 2015 г. 23:04

Еще один отзыв на произведения, выдвинутые в 2015 году на премию "Новые Горизонты". Реплика Андрея Василевского (главного редактора журнала "Новый мир", председателя жюри) о повести Владимира Покровского "Чёртова дочка" (номинатор Сергей Соболев):

цитата
Написать отдельную повесть про Мартышку (Марию Шухарт — дочь Рэдрика Шухарта из «Пикника на обочине»), — идея сама по себе замечательная. Теоретически. А на практике автор не знает, что с ней, героиней, делать. Всё какое-то вымученное.

Больше отзывов на сайте премии "Новые Горизонты".


Статья написана 24 июля 2015 г. 14:22

Еще одна подборка книг, которые вы сможете приобрести на ярмарке Петербургской фантастической ассамблеи в 2015 году. На сей раз — разноплановые книги, посвященные творчеству писателей-фантастов, классиков и современников:

Виктор Язневич, "СТАНИСЛАВ ЛЕМ" — 510 рублей

Первая биография польского мыслителя и классика научной фантастики, изданная на русском языке, основанная на многочисленных цитатах — не только из книг самого Станислава Лема.

Лайон Спрэг де Камп, "ЛАВКРАФТ" — 150 рублей

Отличная, компетентная и взвешенная биография классика "литературы ужасов", написанная его коллегой и в некотором смысле учеником. Подробнее в рецензии: http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii.htm...

Стивен Браун, "ГАРРИ ПОТТЕР. ВОЛШЕБСТВО БРЕНДА" — 50 рублей

Американский специалист по маркетингу рассказывает, как к мальчику-волшебнику пришла всемирная слава.

Элеонора Шафранская, "СИНДРОМ ГОЛУБКИ. МИФОПОЭТИКА ПРОЗЫ ДИНЫ РУБИНОЙ" — 810 рублей

Как указано в аннотации, "мифологические мотивы, герой и пространство его обитания, а также локальный городской текст — вот те проблемы, которые рассмотрены в данной монографии".

Стрэдфорд Колдекот, "ТАЙНОЕ ПЛАМЯ. ДУХОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛКИНА" — 520 рублей

Автор пристально изучает религиозные мотивы в творчестве Джона Р.Р.Толкина, автора "Властелина колец" и истового католика.

Ирина Галинская, "ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА НОРМАНА МЕЙЛЕРА И МАГИЧЕСКИЙ МИР РОМАНОВ ДЖОАН РОУЛИНГ" — 299 рублей

Своеобразное исследование двух противоположных полюсов современной англоязычной литературы.

Ольга Богданова, Сергей Кибальник, Людмила Сафронова, "ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА" — 320 рублей

Несмотря на огромную популярность, Виктору Пелевину посвящено совсем немного книг, изданных скромным тиражом — и это одна из них.

Светлана Беляева, "СЕМЕЙНАЯ САГА ФАНТАСТА БЕЛЯЕВА" — 550 рублей

Жизнеописание Александра Беляева, написанное его дочерью Светланой — ценный документ эпохи.

В. Язневич, "Станислав Лем"
В. Язневич, "Станислав Лем"
Л. Спрэг де Камп, "Лавкрафт"
Л. Спрэг де Камп, "Лавкрафт"
С. Браун, "Гарри Поттер. Волшебство бренда"
С. Браун, "Гарри Поттер. Волшебство бренда"

Э. Шафранская, "Синдром голубки. Мифопоэтика прозы Дины Рубиной"
Э. Шафранская, "Синдром голубки. Мифопоэтика прозы Дины Рубиной"
С. Колдекот, "Тайное пламя. Духовные взгляды Толкина"
С. Колдекот, "Тайное пламя. Духовные взгляды Толкина"
И. Галинская, "Документальная проза Нормана Мейлера и магический мир романов Джоан Роулинг"
И. Галинская, "Документальная проза Нормана Мейлера и магический мир романов Джоан Роулинг"

О. Богданова, С. Кибальник, Л. Сафронова, "Литературные стратегии Виктора Пелевина"
О. Богданова, С. Кибальник, Л. Сафронова, "Литературные стратегии Виктора Пелевина"
С. Беляева, "Семейная сага фантаста Беляева"
С. Беляева, "Семейная сага фантаста Беляева"


Статья написана 22 июля 2015 г. 13:19

Очередная партия книг, которые вы сможете приобрести на ярмарке Петербургской фантастической ассамблеи в 2015 году. На сей раз представляем вашему вниманию подборку писательских биографий из серии "Жизнь замечательных людей":

Максим Чертанов, "ГЕРБЕРТ УЭЛЛС" — 480 рублей

Портрет Герберта Уэллса, писателя, публициста, политика и общественного деятеля в контексте эпохи, книга не менее увлекательная, чем историческая беллетристика. Подробнее в рецензии: http://www.chaskor.ru/article/bog_protivo...

Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич, "БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ" — 480 рублей

Биография "советских фантастов № 1" — одна из двух, изданных на русском языке. Подробнее в рецензии: http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=1...

Зеев Бар-Селла, "АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВ" — 620 рублей

Оригинальный взгляд на жизнь и творчество автора "Головы профессора Доуэля" и "Человека-амфибии", совсем не похожий на классическую советскую трактовку. Подробнее в рецензии: http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id...

Геннадий Прашкевич, "БРЭДБЕРИ" — 620 рублей

Первая и единственная полновесная биография Рэя Брэдбери, изданная на сегодняшний день на русском языке.

Нина Демурова, "ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ" — 690 рублей

Один из лучших переводчиков Льюиса Кэрролла подробно разбирает биографию автора "Алисы в Стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье".

Сергей Марков, "ГАРСИА МАРКЕС" — 660 рублей

Новая биография одного из столпов латиноамериканского "магического реализма", автора, оказавшего неоценимое влияние на литературу XX века, в том числе литературу фантастическую.

Алексей Варламов, "АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ" — 390 рублей

Портрет создателя "Аэлиты" и "Гиперболоида инженера Гарина" без прикрас — зато с некоторым количеством пикантных подробностей.

Андрей Танасейчук, "ЭДГАР ПО" — 480 рублей

Эдгар По не как жертва обстоятельств, отвергнутая обществом и не принятая современниками, а как писатель-триумфатор. Подробнее в рецензии: http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii.htm...

М. Чертанов, "Герберт Уэллс"
М. Чертанов, "Герберт Уэллс"
Д. Володихин, Г. Прашкевич, "Братья Стругацкие"
Д. Володихин, Г. Прашкевич, "Братья Стругацкие"
З. Бар-Селла, "Александра Беляев"
З. Бар-Селла, "Александра Беляев"

Г. Прашкевич, "Брэдбери"
Г. Прашкевич, "Брэдбери"
Н. Демурова, "Льюис Кэрролл"
Н. Демурова, "Льюис Кэрролл"
С. Марков, "Гарсиа Маркес"
С. Марков, "Гарсиа Маркес"

А. Варламов, "Алексей Толстой"
А. Варламов, "Алексей Толстой"
А. Танасейчук, "Эдгар По"
А. Танасейчук, "Эдгар По"


Статья написана 20 июля 2015 г. 23:39

И снова жюри премии "Новые Горизонты" делится мнением о прочитанных книгах. Музыкальный и литературный критик Артём Рондарев о повести Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь" (номинатор Андрей Щербак-Жуков):

цитата
Детская, довольно пространная волшебная повесть (в аннотации поименованная «фантастическим романом») от писательницы, давно и успешно работающей в жанрах детской литературы. Книга повествует о том, как девочка-школьница, два школьника-инопланетянина и целый коллектив сказочных существ из вогульского и коми-фольклора (я в этих вопросах слабый специалист, так что исхожу из того, что утверждается в самой книге), очутившись в будущем, предпринимают экспедицию по спасению мира от надвигающейся Пустоты. История выстроена по почтенному канону волшебного путешествия (тут даже имеется ссылка на «Волшебника Изумрудного города» в виде названия главы «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»), герои ее идут на север, по пути встречая всевозможных колоритных персонажей, преодолевая разного рода препятствия и постоянно рефлексируя, в характерном гипертекстовом ключе, с неизбежными ссылками на различные языковые реальности, по поводу разного рода чудес и опасностей. Как и положено в этом жанре, книга состоит из большого числа пестрых эпизодов, быстро сменяющих друг друга и создающих впечатление весьма увлекательного, нескучного большого приключения.

Герои (причем все, вне зависимости от того, дети это, инопланетяне или мифологические персонажи) тут беседуют (или даже, я б сказал, бакланят) бытовым разговорным языком, густо пересыпанным условно «подростковым» сленгом, идеологическими идиомами, просторечными словами и канцеляризмами, примерно так: «— Ну и суперская зверюга! Золочёная лысина,пять ног, зелёная нашлёпка над глазом… парень, а как ты там на спине умещаешься, среди этих крыльев?»; автор не отстает от них, и, в полном соответствии с идеей бахтинского диалогизма, реплики подает тем же самым языком, вот так: «Одежда была занятная, и Даша пожалела, что нельзя сфотографироваться в таком прикиде». Честно говоря, страниц через двадцать такого текста немного начинает болеть голова: даже не вдаваясь в рассуждения на тему того, точно ли таким языком говорят подростки или нет, а допуская, что-таки говорят – готовы ли вы читать стенограмму их болтовни в течение нескольких часов? ОК, предполагается, что книга написана для подростков, так что, возможно, им самим это будет интересно, хотя, насколько я помню, у детей очень чуткое ухо на разного рода подделки, и они легко раскалывают взрослых, которые пытаются к ним подлизаться и войти в доверие с помощью использования «аутентичных» слов: а ощущение, что здешняя речь все-таки не совсем аутентичная, довольно сильное. Впрочем, это уже не моя забота.

Постепенно в книге начинает проступать и совсем не детская и вполне узнаваемая идеология: вот один из героев рассказывает историю земли, на которой происходит дело, сообщая, среди прочего: «Всё менялось медленно. Сначала люди сделались равнодушны, коми-пермяки забыли коми язык, а русские исковеркали свой русский матом и чужестранными словами». (Это мифический герой переживает, да, что русские стали много материться и иностранных слов нахватались). Главная героиня – девочка развитая, хоть и девятиклассница, но уже не любит демократию («— А кто тебе сказал, что это волки? У нас свобода и демократия. Кто хочет, тот и воет,— отозвался Пера.«Не зря я к демократии с подозрением отношусь», — подумала Даша»). Языческие персонажи с крайним почтением относятся к православной церкви и персонально Николаю-Чудотворцу; словом, весь этот актуальный ныне набор традиционалистских ценностей там и сям встроен в текст, хотя, надо признать, весьма в небольшой дозе.

В итоге мне книга показалась избыточно «этнографической», причем вовсе не в части фольклора, а в части отношения к детской и подростковой психологии: наиболее фольклорным, как мне представляется, для автора оказался не вогульский богатырь, а самый обычный ребенок; таким образом, я немного заскучал: ребенок как объект фольклора это не совсем то, чего я ожидаю от детской литературы. Я, разумеется, не целевая аудитория этой книги, но, как известно, хорошие детские книги пишутся в первую очередь для взрослых – или, что точнее, хорошие детские книги взрослые пишут для себя, чтобы таким образом, в наивной обобщенной рамке, высказать важные для себя вещи, которые не позволяет сказать изощренный, отягощенный рефлексией взрослый контекст и взрослый узус. Намерение «побыть взрослым в детском мире», как я попытался показать выше, у автора есть, иначе вряд ли в книге, целиком выстроенной по модели потока подросткового сознания, взялись бы демократия и Никола-Чудотворец. Проблема в том, что демократия и Никола-Чудотворец вставлены сюда как готовые ответы взрослого человека на вопрос, который ему, собственно, никто и не задавал, — то есть, ощущение, что автор хотела что-то объяснить этой книгой себе, полностью отсутствует, есть, напротив, ощущение, что автору все в целом с миром понятно, и она решила изложить свое понимание детям. По этой причине сюжет, язык и проблематика повести в целом ориентированы на «детское» восприятие (которое понимается как восприятие «неполное», примитивное и грубое) и решительно за рамки его не желают выходить; возникает ощущение некоторой игры в поддавки, что, по моим представлениям, в детских книгах вещь несколько лишняя. Разумеется, дети часто задают несвоевременные и сложные вопросы: но стратегия, при которой на вопрос о законе физике детям отвечают из Закона Божьего, притом с тою мотивацией, что ничего сложнее они пока не поймут, мне кажется ошибочной – ведь дети этот ответ могут и запомнить.

Больше отзывов на сайте премии "Новые горизонты".





  Подписка

Количество подписчиков: 362

⇑ Наверх